-Рубрики

 -Цитатник

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки - (0)

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки ...

Украшаем велосипед - (0)

Украшаем велосипед Украшаем велосипед, делаем это оригинально, с душой, такой велосипед у вас ...

Маленькая прелесть из битых горшков - (0)

Маленькая прелесть из битых горшков Как говорится: в хозяйстве все пригодится и битые цве...

Уютные садовые уголки - (0)

Уютные садовые уголки Вот и пролетело долгожданное лето, не успели и оглянуться. Сколько радос...

экогоршки своими руками - (0)

экогоршки своими руками

 -Фотоальбом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MariykaV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Арх. П. Ю. Сюзор

Вторник, 07 Мая 2013 г. 14:17 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Арх. П. Ю. Сюзор



Среди архитекторов, работавших в Петербурге на рубеже XIX–XX вв., пожалуй, самым титулованным, причем не только в силу графского происхождения, был академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор. Почетный член Академии художеств, Санкт-Петербургского и Берлинского архитектурных обществ, этот деятельный человек и незаурядный организатор одновременно возглавлял Общество архитекторов-художников, был учредителем и председателем множества других организаций, съездов и комиссий. По прошествии времени становится все более очевидно, что Сюзор – личность поистине пассионарная. Архитектор немало строил в Петербурге, в том числе на Невском проспекте и в непосредственной близости от главной столичной магистрали. На счету Павла Юльевича реализованные проекты целого ряда построек по берегам Екатерининского канала: это и жилой дом № 15, и открывающееся на канал огромной аркой оконного проема здание Первого общества взаимного кредита (д. № 13), это и Пассаж Ратькова-Рожнова по другую сторону Невского проспекта (д. № 24).

В 1902 г. П. Ю. Сюзор получает заказ на проект здания на углу Невского пр. и наб. Екатерининского канала для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». Всемирно известная фирма, решив наладить выпуск швейных машин в России, сочла необходимым разместить в Петербурге свою главную контору и открыть центральный магазин. Этот проект стал этапным в творческой биографии архитектора. Именно на этом объекте впервые в России в качестве несущей конструкции применен металлический каркас. Постройка стала новацией для мастера не только в конструктивном отношении, но и в стилистическом: Сюзор выступает здесь как приверженец модерна. И даже по назначению новое здание не будет иметь аналогов в Петербурге той поры. Поражает способность архитектора осваивать новое, ведь к моменту окончания этого строительства Сюзору исполнилось шестьдесят (!) лет.


 


Заплатив за участок вместе с существовавшей на этом месте постройкой свыше миллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проекта максимальную прибыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов, предполагалось разместить множество небольших конторских помещений, чтобы сдавать внаем. В Петербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говоря современным языком, здесь планировалось создать многопрофильный бизнес-центр. Однако уже после приобретения участка иностранцы были немало озадачены существующими в Петербургском строительном уставе ограничениями по высоте в 11 саженей (около 22 м) для возводимых в центре города построек. Это означало, что идея удивить российскую столицу высотным зданием по образцу чикагских небоскребов была неосуществима.





Архитектору удалось блестяще справиться с задачей максимально рациональной застройки. Согласно проекту, участок по периметру компактно застраивался шестиэтажными корпусами с мансардным этажом над ними. Поперечный флигель образовывал два внутренних двора. Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей, в результате один из них, как отмечали современники, был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «для промышленных целей». Прогрессивная конструктивная основа, использованная при возведении здания – металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе, несущий железобетонные перекрытия, – также способствовала экономии площадей. В результате стены были освобождены от функции несущих конструкций и получились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами. На лицевых фасадах архитектор сгруппировал оконные проемы трех центральных этажей в стройные аркады, подчеркнув вертикальные акценты, но создать образ высотного здания должна была башня-фонарь.


 
Разрез дома компании Зингер


План здания


Ее подчеркнуто современная конструкция кажется полной противоположностью классическому куполу А. Н. Воронихина над Казанским собором. Однако и в том, и другом случае на поверхности ребра, причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, является увеличенной репликой фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно также, что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формами увенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося в перспективе Екатерининского канала (арх. А. А. Парланд).


 


Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей (выше идет полированный серый гранит). В металлодекоре здания (двери, решетки французских балконов) впервые использовалась ковкая бронза. Скульптура фасадов, декорированных также мозаичными вставками, была выполнена по моделям А. Г. Адамсона. Фигуры, выполненные в технике выколотки под «зеленую бронзу», образно символизируют предназначение здания: в руках каждой волоокой девы – веретено с тонкой стальной нитью, а подле нее – швейная машина. Угол дома в основании купола украсил американский орел по модели А. А. Обера. Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество их обработки – во всем этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск. Здание компании Зингер явило собой один из первых примеров рационального направления в модерне. В то же время Сюзор сумел воплотить в этом проекте принципы синтеза архитектуры и пластических искусств, весьма характерного для этого стиля.


 


Здание было оборудовано по последнему слову техники. Лифты OTIS развозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроены сейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Система отвода дождевой воды без использования водосточных труб на лицевых фасадах состояла из наружных желобов на кровле и внутристенных медных труб, а снег счищался с крыш под действием пара.

Замечательны также интерьеры здания. Современниками по достоинству был оценен крытый стеклянной крышей двор – атриум, столь популярный сегодня у архитекторов, практикующих в центре города. Этот зал мы знаем другим: световой фонарь над ним, имеющий легкую кривизну свода, изнутри закрашен, и ему необходимо вернуть первоначальный облик. Выделяется своим убранством главная лестница с ее ограждениями, где черный металл сочетается с ковкой бронзой. Изысканный растительный орнамент стиля модерн повторен в ограждениях лифтовых шахт. Все детали здесь интересны – например, дверные и оконные бронзовые приборы. Даже рычаг оконного шпингалета повторяет классическую линию интернационального модерна (т. н. «удар бича»).

Среди интерьеров здания есть и такие, что известны немногим. Это «святая святых» – помещения главной конторы компании в мансардном этаже, прилегающие к угловой подкупольной части здания, и перекрытый бетонным коробовым сводом большой зал, расположенный вдоль канала. Кривизна свода начинается с очень низкой отметки, к тому же его основание не выделено архитектором. В итоге создается впечатление, будто он, подобно органической форме, прорастает из стен, мягко оплывая и обволакивая пространство зала. Световой фонарь дополняет впечатление уникальности помещения. Перегородки и двери в зале и смежном с ним холле отделаны красным деревом. И в решении объемно-пространственных задач, и в прорисовке дверных переплетов в этой части здания почерк Сюзора как мастера стиля модерн становится отточенным.


 


Зодчий создал рукотворный памятник себе, возведя «небоскреб» на Невском проспекте – здание уникальное во многих отношениях. Он надеялся, что градоформирующее значение этой постройки со временем может возрасти. В октябре 1904 г. в СПб обществе архитекторов был заслушан доклад и прошли прения по вопросу засыпки Екатерининского канала. П. Ю. Сюзор выступил активным сторонником этого предложения, ведь, осуществись этот проект, и дом компании Зингер оказался бы как раз на пересечении Невского проспекта и новой магистрали.

Текст: С.Н. Стрижак "Вознесся выше он...", d-c.spb.ru
Фотографии и чертежи взяты на сайте citywalls.ru


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Архитектура. Полная энциклопедияАрхитектура России. Поиски национального стиляИстория России в архитектуре. 70 самых известных памятниковАрхитектурная сказка Федора Шехтеля


Архитектура. Полная энциклопедия

Архитектура России. Поиски национального стиля

История России в архитектуре. 70 самых известных памятников

Архитектурная сказка Федора Шехтеля





1000 замков, крепостей и дворцовЗамки ЕвропыСамые знаменитые памятники древности70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



1000 замков, крепостей и дворцов

Замки Европы

Самые знаменитые памятники древности

70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились





Московский модернМосква в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ векаМосква в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX векаВ.А. Гиляровский Москва и москвичи

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Мария Нащокина "Московский модерн"

Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века

Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века

В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)





Архитектура петербургского модерна. Общественные зданияАрхитектура Петербурга конца XIX - начала XX векаСанкт-Петербург накануне крушения империиНевский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века. Альбом

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Архитектура петербургского модерна. Общественные здания

Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века

Санкт-Петербург накануне крушения империи

Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века





Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque


Серия сообщений "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОМА, ОСОБНЯКИ, ДВОРЦЫ, УСАДЬБЫ":
Часть 1 - Петербургский модерн. Архитектурное убранство Елисеевского магазина и Дома книги
Часть 2 - Аптека доктора Пеля, башня грифонов.
...
Часть 15 - Петербургский модерн. Дом страхового общества "Россия", Б. Морская, 35
Часть 16 - Петербургский модерн. Особняк и контора П.П. Форостовского, арх. К.К. Шмидт
Часть 17 - Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Арх. П. Ю. Сюзор
Часть 18 - Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Продолжение
Часть 19 - Современные фотографии Дома книги (дома компании "Зингер") на Невском проспекте, 28
...
Часть 43 - Усадьба Шереметевых в Петербурге
Часть 44 - Петербургский модерн. Доходный дом И.В. фон Бессера
Часть 45 - Петербургский модерн. Доходный дом Захаровых

Серия сообщений "ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН":
Часть 1 - Аптека доктора Пеля, башня грифонов.
Часть 2 - Петербургский модерн. Доходный дом С.В. Муяки
...
Часть 14 - Петербургский модерн. Дом страхового общества "Россия", Б. Морская, 35
Часть 15 - Петербургский модерн. Особняк и контора П.П. Форостовского, арх. К.К. Шмидт
Часть 16 - Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Арх. П. Ю. Сюзор
Часть 17 - Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Продолжение
Часть 18 - Современные фотографии Дома книги (дома компании "Зингер") на Невском проспекте, 28
...
Часть 33 - Петербургский модерн. Петроградская сторона
Часть 34 - Петербургский модерн. Доходный дом И.В. фон Бессера
Часть 35 - Петербургский модерн. Доходный дом Захаровых

Рубрики:  АРХИТЕКТУРА/АРХИТЕКТУРНЫЙ МОДЕРН
ИСКУССТВО/МОДЕРН
Метки: