-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Петербургский модерн. Дом компании "Зингер". Дом Книги. Арх. П. Ю. Сюзор

Среда, 25 Июня 2008 г. 13:23 + в цитатник
Среди архитекторов, работавших в Петербурге на рубеже XIX–XX вв., пожалуй, самым титулованным, причем не только в силу графского происхождения, был академик архитектуры Павел Юльевич Сюзор. Почетный член Академии художеств, Санкт-Петербургского и Берлинского архитектурных обществ, этот деятельный человек и незаурядный организатор одновременно возглавлял Общество архитекторов-художников, был учредителем и председателем множества других организаций, съездов и комиссий. По прошествии времени становится все более очевидно, что Сюзор – личность поистине пассионарная. Архитектор немало строил в Петербурге, в том числе на Невском проспекте и в непосредственной близости от главной столичной магистрали. На счету Павла Юльевича реализованные проекты целого ряда построек по берегам Екатерининского канала: это и жилой дом № 15, и открывающееся на канал огромной аркой оконного проема здание Первого общества взаимного кредита (д. № 13), это и Пассаж Ратькова-Рожнова по другую сторону Невского проспекта (д. № 24).

В 1902 г. П. Ю. Сюзор получает заказ на проект здания на углу Невского пр. и наб. Екатерининского канала для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». Всемирно известная фирма, решив наладить выпуск швейных машин в России, сочла необходимым разместить в Петербурге свою главную контору и открыть центральный магазин. Этот проект стал этапным в творческой биографии архитектора. Именно на этом объекте впервые в России в качестве несущей конструкции применен металлический каркас. Постройка стала новацией для мастера не только в конструктивном отношении, но и в стилистическом: Сюзор выступает здесь как приверженец модерна. И даже по назначению новое здание не будет иметь аналогов в Петербурге той поры. Поражает способность архитектора осваивать новое, ведь к моменту окончания этого строительства Сюзору исполнилось шестьдесят (!) лет.

 

Заплатив за участок вместе с существовавшей на этом месте постройкой свыше миллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проекта максимальную прибыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов, предполагалось разместить множество небольших конторских помещений, чтобы сдавать внаем. В Петербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говоря современным языком, здесь планировалось создать многопрофильный бизнес-центр. Однако уже после приобретения участка иностранцы были немало озадачены существующими в Петербургском строительном уставе ограничениями по высоте в 11 саженей (около 22 м) для возводимых в центре города построек. Это означало, что идея удивить российскую столицу высотным зданием по образцу чикагских небоскребов была неосуществима.



Архитектору удалось блестяще справиться с задачей максимально рациональной застройки. Согласно проекту, участок по периметру компактно застраивался шестиэтажными корпусами с мансардным этажом над ними. Поперечный флигель образовывал два внутренних двора. Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей, в результате один из них, как отмечали современники, был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «для промышленных целей». Прогрессивная конструктивная основа, использованная при возведении здания – металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе, несущий железобетонные перекрытия, – также способствовала экономии площадей. В результате стены были освобождены от функции несущих конструкций и получились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами. На лицевых фасадах архитектор сгруппировал оконные проемы трех центральных этажей в стройные аркады, подчеркнув вертикальные акценты, но создать образ высотного здания должна была башня-фонарь.

 
Разрез дома компании Зингер


План здания

Ее подчеркнуто современная конструкция кажется полной противоположностью классическому куполу А. Н. Воронихина над Казанским собором. Однако и в том, и другом случае на поверхности ребра, причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, является увеличенной репликой фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно также, что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формами увенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося в перспективе Екатерининского канала (арх. А. А. Парланд).

 

Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей (выше идет полированный серый гранит). В металлодекоре здания (двери, решетки французских балконов) впервые использовалась ковкая бронза. Скульптура фасадов, декорированных также мозаичными вставками, была выполнена по моделям А. Г. Адамсона. Фигуры, выполненные в технике выколотки под «зеленую бронзу», образно символизируют предназначение здания: в руках каждой волоокой девы – веретено с тонкой стальной нитью, а подле нее – швейная машина. Угол дома в основании купола украсил американский орел по модели А. А. Обера. Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество их обработки – во всем этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск. Здание компании Зингер явило собой один из первых примеров рационального направления в модерне. В то же время Сюзор сумел воплотить в этом проекте принципы синтеза архитектуры и пластических искусств, весьма характерного для этого стиля.

 

Здание было оборудовано по последнему слову техники. Лифты OTIS развозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроены сейфы системы берлинской фирмы «Панцер». Система отвода дождевой воды без использования водосточных труб на лицевых фасадах состояла из наружных желобов на кровле и внутристенных медных труб, а снег счищался с крыш под действием пара.

Замечательны также интерьеры здания. Современниками по достоинству был оценен крытый стеклянной крышей двор – атриум, столь популярный сегодня у архитекторов, практикующих в центре города. Этот зал мы знаем другим: световой фонарь над ним, имеющий легкую кривизну свода, изнутри закрашен, и ему необходимо вернуть первоначальный облик. Выделяется своим убранством главная лестница с ее ограждениями, где черный металл сочетается с ковкой бронзой. Изысканный растительный орнамент стиля модерн повторен в ограждениях лифтовых шахт. Все детали здесь интересны – например, дверные и оконные бронзовые приборы. Даже рычаг оконного шпингалета повторяет классическую линию интернационального модерна (т. н. «удар бича»).

Среди интерьеров здания есть и такие, что известны немногим. Это «святая святых» – помещения главной конторы компании в мансардном этаже, прилегающие к угловой подкупольной части здания, и перекрытый бетонным коробовым сводом большой зал, расположенный вдоль канала. Кривизна свода начинается с очень низкой отметки, к тому же его основание не выделено архитектором. В итоге создается впечатление, будто он, подобно органической форме, прорастает из стен, мягко оплывая и обволакивая пространство зала. Световой фонарь дополняет впечатление уникальности помещения. Перегородки и двери в зале и смежном с ним холле отделаны красным деревом. И в решении объемно-пространственных задач, и в прорисовке дверных переплетов в этой части здания почерк Сюзора как мастера стиля модерн становится отточенным.

 

Зодчий создал рукотворный памятник себе, возведя «небоскреб» на Невском проспекте – здание уникальное во многих отношениях. Он надеялся, что градоформирующее значение этой постройки со временем может возрасти. В октябре 1904 г. в СПб обществе архитекторов был заслушан доклад и прошли прения по вопросу засыпки Екатерининского канала. П. Ю. Сюзор выступил активным сторонником этого предложения, ведь, осуществись этот проект, и дом компании Зингер оказался бы как раз на пересечении Невского проспекта и новой магистрали.

Текст: С.Н. Стрижак "Вознесся выше он...", d-c.spb.ru
Фотографии и чертежи взяты на сайте citywalls.ru

Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектура. Полная энциклопедияАрхитектура России. Поиски национального стиляИстория России в архитектуре. 70 самых известных памятниковАрхитектурная сказка Федора Шехтеля

Архитектура. Полная энциклопедия
Архитектура России. Поиски национального стиля
История России в архитектуре. 70 самых известных памятников
Архитектурная сказка Федора Шехтеля


1000 замков, крепостей и дворцовЗамки ЕвропыСамые знаменитые памятники древности70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

1000 замков, крепостей и дворцов
Замки Европы
Самые знаменитые памятники древности
70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились


Московский модернМосква в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ векаМосква в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX векаВ.А. Гиляровский Москва и москвичи
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Мария Нащокина "Московский модерн"
Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века
Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века
В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)


Архитектура петербургского модерна. Общественные зданияАрхитектура Петербурга конца XIX - начала XX векаСанкт-Петербург накануне крушения империиНевский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века. Альбом
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектура петербургского модерна. Общественные здания
Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века
Санкт-Петербург накануне крушения империи
Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века


Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  АРХИТЕКТУРА
Интерьеры
Россия
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку