Куртизанки были не проститутками, а, скорее – любовницами. Их отношения с мужчинами основывались больше на взаимной симпатии и, чаще всего это был единственный покровитель девушки. А во многих наиболее изысканных домах для куртизанок важно было хранить целомудрие, ведь главными обязанностями нюй куй было умение вести умную, веселую беседу, угощая гостей древними легендами и «солеными» анекдотами, услаждать их слух пением, музыкой и покорять изящными танцами. «Девушки из весенних домов» могли легко обыграть гостя в маджонг (мацзян) — китайской игры, напоминающей домино и покер одновременно, а также забавляли своей смекалкой в национальном увлечении китайцев — разгадывании шарад.
Любовница поэзии
Певица, поэтесса, танцовщица могла достичь в китайском обществе огромных высот, в чем мы можем убедиться на примере одной из самых прославленных куртизанок Поднебесной эпохи Тан – известной в то время поэтессы Сюэ Тао (薛涛) (768-831 гг).
Дочь уважаемого сборщика налогов провинции Сычуань рано проявила поэтический и музыкальный талант. «Ветви встречают птиц, прилетающих с севера и юга, листья шевелятся с каждым порывом ветра», — прочитал отец Сюэ Тао и расстроился – в первом стихотворении дочери он увидел ее склонность к сластолюбию. Оставшись после смерти отца без средств к существованию, Сюэ отправилась в город Чэнду, где куртизанкой первого разряда поступила в дом Храм Нежности. Помимо обладания незаурядными поэтическими талантами и интересной внешностью, девушка также пела, играла в шахматы, прекрасно разбиралась в математике, астрономии, каллиграфии, играла на музыкальных инструментах.
Стихи Сюэ Тао были настолько необычны, что ей заинтересовался военный губернатор провинции Сычуаня Вэй Гао (745-805). Благодаря литературному покровительству военачальника слава о куртизанке распространилась по всей Поднебесной. Друзьями талантливой поэтессы были известные поэты той эпохи, Бо Цзюйи (白居易) (772–846) и Юань Чжэнь (元稹) (779-831), а последний одно время был ее любовником. Все трое вели переписку в стихах до конца своей жизни.
После смерти своего покровителя Сюэ Тао обрела немыслимый для женщины той эпохи уважаемый свободный статус. Несмотря на то, что профессия куртизанки была законной, а ученые мужи восхищались талантами высокообразованных нюй юэ, приличным это занятие назвать было нельзя. Для женщины в Китае того времени единственной возможностью иметь приличный статус было замужество, и подыскать себе мужа по окончании карьеры было крайне важным для куртизанки. Независимо живущая женщина подвергалась осуждению, но талант Сюэ снискал такую славу, что поэтесса сломала даже эти мощные социальные барьеры. Поселившись в отдельном доме близ Чэнду, куртизанка стала ревностным адептом дао и посвятила оставшуюся жизнь поэзии, написав в тот период немало прекрасных глубоких стихов. Изобретенный Сюэ Тао новый вид бумаги для письма прославил куртизанку еще больше, он и по сей день носит ее имя.
Дом-музей Сюэ Тао близ Чэнду
От танцовщицы до воительницы
Куртизанкам Поднебесной известные поэты посвящали стихи, а живописцы изображали их на своих полотнах. Одна из таких картин Тан Иня, художника эпохи Мин, «Дао Гу объясняется в стихах в любви Цинь Жолань» стала классикой жанровой живописи Китая. А скандально знаменитый эротический роман Ланьлиньского насмешника «Цветы сливы в золотой вазе», пусть и косвенно касающийся жизни куртизанок, довольно долго был запрещен в КНР. Не обошла эта участь и многие фильмы, рассказывающие о жизни куртизанок в Китае.
фильм «Рука»
Один из таких фильмов — драматичная новелла китайского режиссера Вонг Кар-вая «Рука» из трилогии «Эрос». Действие фильма происходит в Гонконге в конце пятидесятых. Название этой драме дает образ рук молодого портного, мечтающего прикоснуться к красивой куртизанке, и ее руки, доставившей ему неземное блаженство — именно так куртизанка встречает его в первый раз, чтобы он почувствовал ее для создания шикарных платьев.
Молчание, так свойственное фильмам Вонг Кар-вая, сопровождает все тридцать девять минут этой короткометражной новеллы, в которой показаны десять лет из жизни героев. В шестидесятых на юге Китая произошла вспышка пневмонии. Он преуспевает — она тяжело больна. Вечно ожидающий мужчина, теперь он покорно ждет окончания встречи возлюбленной с очередным клиентом не за перегородкой в ее роскошной квартире, а в убогом отеле. Именно там происходит финальная сцена. Молчаливая любовь дает свои плоды — в знак благодарности куртизанка еще раз доставляет влюбленному в нее мужчине наслаждение рукой. Но прикоснуться к ней ему так и не удается — теперь причина не в ее недоступности, а в смертельной болезни. Образ куртизанки великолепно воплотила на экране известная китайская актриса Гун Ли.
кадр из фильма «Рука»
«Три времени» — так называется другая атмосферная картина, с нежностью рассказывающая о жизни китайской куртизанки во второй своей части «Время свободы». Этот скромный шедевр, вошедший в число пятидесяти лучших картин за последнее десятилетие, повествует о последних днях существования китайских куртизанок накануне политических изменений в стране, и во всех подробностях атмосферно показывает неспешный быт и красоту чайного дома, где прекрасная образованная куртизанка в исполнении прелестной китайской актрисы Шу Чи постоянно ожидает своего возлюбленного.
кадр из фильма «Три времени» (часть вторая — «Время свободы» 1911)
Ещё один красочный фильм, главной героиней которого стала куртизанка — это шедевр Чжана Имоу «Дом летающих кинжалов». Зритель остается потрясенным сценой танца с фантастическим отбиванием фасолин о барабаны в исполнении изящной девушки, и ему трудно поверить, когда он узнает, кем на самом деле оказывается слепая куртизанка Сян Мэй. Выхватывая меч и пытаясь убить начальника полиции, танцовщица неожиданно предстает шпионкой, членом тайного общества «Дом летающих кинжалов», точно следующей хитроумному плану этой организации.
Мы видим такое перевоплощение не случайно, ведь в домах терпимости зачастую принимались самые важные политические решения, порой судьбоносные для империи. Нетрудно представить, как смышленые куртизанки могли влиять на принятие таких решений — их профессия была отличным прикрытием для шпионажа. В фильме Чжана Имоу мы видим яркий образ куртизанки–воина, исполненный музой режиссера, хрупкой китайской актрисой Чжан Цзыи. Такая женщина-воительница имела возможность не только исполнять чью-то волю, но и могла выбирать собственную судьбу.
Прощай и здравствуй, конкубина!
С падением династии Цин (1644-1911 гг.) и установлением в 1911 году Китайской Республики искусство китайских куртизанок постепенно начало приходить в упадок и преобразовалось в явление обычной проституции и «институт вторых жен» — содержанок. Этот период существования последних нюй куй в Китае великолепно описывает китайская писательница Минмэй Ип в своем романе «Павильон Цветущего Персика». Многие, читавшие эту книгу, в один голос утверждают, что по глубине сюжета и описанию особой азиатской чувственности она намного превосходит знаменитые «Мемуары гейши». «Китайские куртизанки ушли в прошлое, и я хочу донести в современность их голоса», — говорит автор этого потрясающего романа.
Пять тысяч триста тридцать три куртизанки и проститутки были арестованы только в Пекине в первые же восемь недель после провозглашения КНР. Большинство из них было отправлено на перевоспитание в трудовые лагеря.
Множество музыкальных поп-групп появилось десятилетием ранее благодаря основателю индустрии китайской популярной музыки композитору Ли Цзинхуэю. Но в сороковые это явление приобрело огромные масштабы. Группы состояли из молодых привлекательных женщин, которые пели и танцевали. И, хотя эта музыка была невероятно популярна, Коммунистическая Партия неоднократно предпринимала попытки запретить ее, а такие женские «Sing-Song»(3) группы официально ассоциировались с «желтой музыкой» или порнографией.
В середине 1950х годов государственные публичные дома высокого ранга, как и обычная проституция, официально считались в Китае искорененными, но некоторые исследователи считают, что они продолжали существовать в скрытой форме, ведь девушки предоставляли сексуальные услуги членам партии в обмен на привилегии. «Где куртизанка, там коррупция», — до сих пор считают многие из китайцев и осуждают современных содержанок за деловую хватку, с которой те обменивают секс на деньги. Впрочем, просто «купить весну», как называется платная любовь в Китае, можно повсюду. В Поднебесной можно найти и подпольные чайные дома с проститутками, позволяющие почувствовать атмосферу далекого прошлого. Но, разумеется, ни изысканной беседы, ни завораживающих танцев в таких «чайных» вы уже не найдете.