-Рубрики

 -Цитатник

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки - (0)

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки ...

Украшаем велосипед - (0)

Украшаем велосипед Украшаем велосипед, делаем это оригинально, с душой, такой велосипед у вас ...

Маленькая прелесть из битых горшков - (0)

Маленькая прелесть из битых горшков Как говорится: в хозяйстве все пригодится и битые цве...

Уютные садовые уголки - (0)

Уютные садовые уголки Вот и пролетело долгожданное лето, не успели и оглянуться. Сколько радос...

экогоршки своими руками - (0)

экогоршки своими руками

 -Фотоальбом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MariykaV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Искусство чешского модерна, становление, развитие, направления, течения

Четверг, 19 Декабря 2013 г. 01:07 + в цитатник

ИСКУССТВО ЧЕШСКОГО МОДЕРНА, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ

       

Источник: http://www.ilovecz.ru/index.php?idofpage=8520

     
       

Рубеж 19 и 20 веков для чешского изобразительного искусства означал приход новой генерации художников, скульпторов, архитекторов и декораторов. Подобно своим сверстникам в других странах Европы, они восстали против существовавших эстетических норм обычного историзма, решив посвятить себя оригинальному творчеству, вершиной которого стал новый стиль, связавший искусство с современной жизнью.

Модернистское движение, выдвигавшее на первый план требование высочайшего художественного качества, последовательно избавлялось от эклектического синкретизма, провозгласив природу единственным живым источником художественного творчества. Натурализм, ставший основой чешского модерна, с самого начала дополнялся фантазией, исходившей из позднего неоромантизма и направленной к собственно символической концепции. При этом в современной системе изобразительного искусства в типичных границах между реальностью и идеалом, с одной стороны, и напряжением между натуралистическо-импрессионистическим восприятием реальности и стремлением воплотить идеалы интенсивной духовной жизни – с другой, создались условия для нового синтеза обоих элементов. Его реализация, нашедшая свое первое воплощение в самобытном декоративном орнаментализме, оказалась той точкой, к которой были направлены усилия представителей стиля модерн.

Основной вклад стиля модерн составляет развитие решения проблемы синтеза изобразительного искусства и архитектуры в период, начиная с 90-х гг. 19 в. и до периода около 1910 г., когда при выходе на арену новой яркой генерации художников началась сложная переоценка существовавшей проблематики и формирование базы для развития дальнейшей культурной эпохи.

Развитие генерации 90-х годов главным образом было связано с деятельностью общества художников «Манес», с 1896 г. издававшего свой собственный журнал «Volne smery» (Свободные направления) и развернувшего с 1898 г. бурную выставочную деятельность. Эта активность общества, объединявшего основных представителей чешского модерна, опиралась на некоторые идеи, провозглашенные неоромантиками Г.Швейгером и М.Пирнером уже в 80-е годы.

В начале 90-х гг. новым почином в так наз. «инженерной архитектуре стал Выставочный комплекс Б.Мюнцбергера и Ф.Прашила (Vystaviste).
Кризис начался скандалом, вызванным появлением первых произведений скульптора Ф.Билека (1892).

Поздний историзм архитекторов Ф.Охмана и О.Поливки или продолжающие традиции французского искусства работы В.Гинайса и скульптора Мыслбека создавали предпосылки для освобождения от художественных норм неоренессанса и классики. Молодое поколение искало свое мировоззрение в теме объединения идеальной фигуры с пейзажем или представлением космических далей.

При этом метафизичность этой позиции подвергалась сильному влиянию натурализма, поэтому особую роль здесь сыграла пейзажная живопись. Ее представители: А.Славичек, О.Лебеда, Ф.Каван и др. исходили главным образом из школы пейзажиста Ю.Маржака.

Славичек

Славичек

 

 

 Пейзажная живопись привлекала и фигуралистов, которой посвятил себя художник А.Гудечек, соединяющий в своем творчестве лирическую эмоциональность и декоративность.

Молодые художники-фигуралисты исходили из неоромантизма М.Пирнера, который они очень быстро дополнили своеобразно обработанными образцами французско-бельгийского символизма и английских прерафаэлитов. Наиболее яркими талантами были Я.Прейслер и М.Швабинский.

 

Прайслер

 

Прайслер

 

 Лирический талант Прейслера искал в декоративных картинах (триптих «Весна») новую более личную психологически мотивированную форму поэтичной аллегории, тогда как Швабинский, будучи необычайно талантливым портретистом, очень чутко отразил на своих полотнах новый тип современника в образах конкретных индивидуальностей.
Швабинский

 

Швабинский


Центром развития декоративного искусства стало Художественно-промышленное училище в Праге, основанное в 1885 г. Уже начиная с середины 90-х годов его преподаватели отказываются от «репертуара» позднего историзма, отдавая предпочтение формам, использующим, с одной стороны, народные мотивы, а с другой – формам, ищущим вдохновение в местной флоре, в ее декоративно-натуралистическом восприятии.

Ц.Клоучек ввел в керамику и в лепное оформление новостроек мотив, ставший вскоре почти символом стиля модерн в чешских городах.
Продолжателями Клоучека были резчик Й.Кастнер и чеканщик Э.Новак.
Их ученики проводили в жизнь стиль модерн как характерный декоративный стиль.

В архитектуре личностью, определившей развитие стиля, стал ученик венского архитектора О.Вагнера Я.Котера.

 

Котера

Котера

 

Первоначальную натуралистическую концепцию Котере удалось претворить, используя уже более геометричное и конструктивное восприятие форм и тектоники. Впечатляющими примерами этого развития стали выставочные интерьеры ХПУ на Всемирных выставках в Париже в 1900 г. и в Сан-Луисе в 1904 г.

Сухарда-Котера

Сухарда-Котера


Начальная разнородность исходных точек поколения модернистов 90-х годов нашла свое отражение в их интересе как к фольклору, так и к изображению пейзажей европейских городов. В обеих сюжетных областях отразился характерный диапазон между натурализмом и символическим декоративизмом. Натурализмом отличалось творчество Й. Упрки, жившего в Словацкой Моравии, и Л.Марольда, жившего в Париже. Декоративизм максимально использовал фольклор во время Этнографической выставки, состоявшейся в Праге в 1895 г. Это особенно заметно в произведениях художников (М.Алеш) и архитекторов (Я.Коула, Д.Юркович).

Как известно, сотворцом парижского Art Nouveau стал уроженец Моравии А.Муха, произведения которого, выставленные в Праге в 1895 г., оказали сильнейшее влияние на молодых художников (В.Прейссиг) и способствовали победе органического стиля модерн.
Муха

Муха


При выравнивании полярности между натурализмом и декоративизмом исключительно важную роль играли сюжетно-тематические аспекты, идейно формировавшие новое искусство. Мироощущение художников-модернистов было отмечено острыми противоречиями, решавшимися в форме воображаемой проекции. Так рождалась тема Бунта, находившая питательную среду в анархистско-индивидуалистическом мышлении, занимавшемся критикой кризиса общества и созданием идеалистических представлений, темой которых снова была религия (Ф.Билек, Ф.Еневайн, Г.Коциан, М.Пирнер, Ф.Купка). Поэтической формой этого аспекта была тема Сказки, дававшая возможность как в гротескно-сатирической (Х.Швайгер, Панушка, Л.Шалоун), так и в лирической форме (Я.Прейслер, И.Прейссиг) преобразовывать эмоциональную интуицию, под аллегорическим покрывалом которой скрывались совершенно современные глубинные психологические символы.



Для первых десяти лет нового века, когда стиль модерн стал в Праге репрезентативным стилем, в изобразительном искусстве поднялась последняя, самая высокая и самая специфическая волна натурализма, приобретшая новую актуальность под названием импрессионизм. Художники А.Славичек, М.Иранек, Л.Куба, а также такие скульпторы как Й.Маржатка, С.Сухарда, Б.Кафка, Г.Коциан и Л.Шалоун, в творчестве которых было видно сильное влияние Родена (особенно после выставки в Праге), подчеркнули новую спонтанность художественного видения действительности. Однако тем самым они вскоре вытеснили первоначальную описательность натурализма, заменив ее новыми выразительными средствами, точно проявлявшими весь драматизм трагического мироощущения, характерного для модернистов. Решающим моментом в этом развитии стала дискуссия, разгоревшаяся вокруг выставки произведений Э.Мунха, состоявшаяся в Праге в 1905 году. Манеру Мунха выражать психические состояния неприглушенной краской заимствовали позднее молодые художники группы Osma «Восемь» (Э.Филла, Б.Кубишта, А.Прохазка), она стала решающим тоном в модернистском звучании чешского стиля модерн.



Вместе с усиливающейся экспрессивностью не только не исчезло, но еще более возросло стремление синтезировать и объединить все виды искусства в единый стиль эпохи. Такие выдающиеся представители поколения 90-х годов, как, например, Прейслер или Котера действительно достигли высокой утонченности выразительных средств, очищенных от натурализма и декоративности.



В то время как у них постепенно начала проявляться склонность к определенному классицизму, более молодые синтетики, отдав поначалу дань противоположной натурализму геометрической абстракции в орнаменте (товарищество «Артель»: П.Янак, Й.Гочар, Я.Конупек, В.Брунер, Ф.Кисела, Я.Бенда) и пройдя через период по-разному мотивированного пуризма, начали искать стилевую базу в авангардном кубизме, который должен был превзойти натуралистическую динамичность зрелого модерна и геометрическую всеобщность его позднего периода.



Со стремлением превзойти натурализм более духовной концепцией связана последовавшая волна символизма (группа «Сурсум», в которую входили Я. Зрзавы, Й.Вахал, Ф.Коблига, Я.Конупек, Я.Горейц), художники этой группы, как и все представители молодого чешского искусства, творили на базе экспрессионизма (изначально немецкого).

Чешский модерн внес свой вклад в дальнейшее развитие современного искусства. Дифференциация позиций отдельных художников и целых групп, происходившая уже во втором десятилетии, складывалась непросто. Существенно менялись мировоззрения, связанные с первой мировой войной и ее последствиями. Обращение внимания к машиной эстетике вело к резкому отрицанию модерна с позиций функционализма.
Однако, начиная с 30-х годов, отношение к модерну меняется, приобретая в последние десятилетия характер его реабилитации. Трудно переоценить способность модерна комплексно создавать жизненную среду и идейно-образную сферу.
Стиль модерн был не только эффективным гомогенным биологическим стилем, получившим распространение около 1900 года, но в результате терпеливой разработки (Ф.Купка, В.Прейссиг) он вел к лишенному условности пониманию вопроса художественного стиля, исходящему из возможности непосредственно интегрировать в художественном символе индивидуальное мироощущение в его космологическом обобщении. Таким образом, подлинный модерн изобразил динамическое равновесие между человеком и природой, что не теряет актуальности в условиях современной цивилизации, давая возможность искусству непосредственно участвовать в диалоге между человеком и миром.

   


По книге: Wittlich, P.: Сeskа secese, Praha 1985
Материалы собрала Лузгина Татьяна

[\more]

Серия сообщений "ЧЕХИЯ/Прага":
Часть 1 - Про Прагу, холм Петржин и как бы эйфелеву башню
Часть 2 - И это тоже Прага
...
Часть 37 - Восхитительный пражский модерн
Часть 38 - Чешский модерн. Роспись стен и потолка Пражского Муниципалитета, выполненная по эскизам Альфонса Мухи (Alfons Maria Mucha, 1860-1939)
Часть 39 - Искусство чешского модерна, становление, развитие, направления, течения

Рубрики:  АРХИТЕКТУРА/АРХИТЕКТУРНЫЙ МОДЕРН
ИСКУССТВО/МОДЕРН
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

lila0903   обратиться по имени Суббота, 23 Июня 2018 г. 10:10 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку