Художник Пуничева Н.Б. Мозаика цветов |
Метки: живопись painting натюрморт still life искусство art Пуничева Н.Б. цветы букет Цитаты |
Художник Артур Самофалов |
Серия сообщений "Украина":
Часть 1 - Художник Олег Мелешко
Часть 2 - Акварели Юлия Гальперина
...
Часть 27 - Alexander Klevan
Часть 28 - Валентина и Юрий Козяр
Часть 29 - Артур Самофалов
Метки: живопись painting искусство art Артур Самофалов акварельная живопись Цитаты |
Красавица Прага. |
Весь материал по теме здесь
Внутри дворца
Альбрехт фон Валленштейн
Портрет кисти фламандского художника Антона ван Дейка
Карл Теодор фон Пилоти
Метки: страны фотография photography город Прага интересные места Цитаты |
Замечательный продавец! |
Метки: юмор притча позитив психологизмы Цитаты |
Художник Jan Ironside. Цветы для Милой. |
~ Запоздыл подарок для ovenca
Jan Ironside
Rogers, AR, United States
https://www.facebook.com/JanIronsideArt
https://www.etsy.com/shop/ironsideimpastos
Метки: живопись painting искусство art Jan Ironside цветы весна мастихин натюрморт Цитаты |
Моменты жизни.... Художник Faruk Koksal |
Метки: живопись painting искусство art Faruk Koksal художник акварельная живопись Цитаты |
Художник Михаил Иваненко. Музыка моря. |
Метки: живопись painting пейзаж искусство art Художник Михаил Иваненко морской пейзаж море Цитаты |
Священное пространство... Художник Lidia Wylangowska. |
Странствие - человеческая жизнь.
Lidia Wylangowska. Riverwoods, Illinois. Lidia работает масляными красками по дереву. "Мое искусство - это мой рассказ, истории моего мира, из моих мыслей и эмоций переплетенных во внутреннем диалоге. И некоторые из них могут быть выражены только через живопись. Это невероятно, как сказки, которые я слышала в детстве, повлияли на мою жизнь. Став взрослой, я все еще верю в счастливые истории, и что добро побеждает зло. Волшебный Карандаш одна из историй, которую я очень хорошо помню. Этот чудесный Карандаш может сделать реальностью все, что нарисует - двери, которые ведут в любое место которое можно представить. Эта сказка стала проводником для меня. А теперь мои картины - те двери, которые ведут меня в свой мир - мира и гармонии. Где жизнь имеет более глубокий смысл, который я еще не постигла, но поиск этого смысла - увлекательный процесс".
Моя старшая сестра и я
Пузыри
О любви
У всех нас есть своя мечта, которая с нами на протяжении всей нашей жизни. И прелюдия к мечте может начаться прямо сейчас. Все, что нам нужно сделать - это перестать беспокоиться и пусть музыка звучит...
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или только гулкий гонг.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто.
3. И если я раздам все имущество мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, могут исчезнуть пророчества, умолкнуть языки, а знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла:1 Corinthians 13:1-13)
На эту картину меня вдохновил доктор Petro Popowycz Вестсайдской ветеринарной больницы.
Доктор Popowycz является одним из тех старомодных ветеринаров, кто больше заботится о здоровье и благополучии своих пациентов, чем о своем материальном состоянии. Он работает полный рабочий день в возрасте 93 лет по одной причине - его любви к животным и людям.
Господи! Сделай руки наши свидетельством Твоего мира,
И туда, где ненависть, дай нам принести Любовь,
И туда, где обида, дай нам принести Прощение,
И туда, где рознь, дай нам принести Единство,
И туда, где заблуждение, дай нам принести Истину,
И туда, где сомнение, дай нам принести Веру,
И туда, где отчаяние, дай нам принести Надежду,
И туда, где мрак, дай нам принести Свет,
И туда, где грусть, дай нам принести Радость.
Помоги нам, Господи, не столько искать Утешения, сколько Утешать,
Не столько искать Понимания, сколько Понимать,
Не столько искать Любви, сколько Любить,
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается к вечной жизни.
Помоги же нам, Господи, сделай руки наши свидетельством Твоего Мира!
Св. Франциск АссизскийАпостол Мира
Каждый из нас нуждается в Ангеле
Невидимые силы направят и защитят вас во всем, что вы делаете. Вам никогда не дается больше, чем вы способны вынести. Доверьтесь Вселенной и не бойтесь".
Когда вы чувствуете страх, когда испытывают ваше мужество, помните Кто вы на самом деле.
Вы не просто тело, Вы не просто ум; но еще многое, многое другое....
Вы бессмертная Душа и Ваш Мир - Вселенная. Все эти переживания для вашего роста!
Каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией или целью жизни, что только нам отведено сделать. Но, к сожалению, многие попадают в ловушку и живут чужой мечтой. И все же есть Ангел Жизни, который всегда с каждым из нас, и пытается напомнить нам в каждый момент о наших знаниях.
Музыка: Bryan Lubeck - On His Own
Метки: живопись painting цитаты женский образ в живописи дети в живописи искусство art маслянные краски по дереву Ангел дети женский образ двое Библия Lidia Wylangowska |
Григорий Кузнецов ... Завтра... |
Сон о небе
Сон о море
Елена Касьян
Сон о земле
Художник Григорий Кузнецов
Ранее был здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/my_breathing/post312888944/
Метки: Григорий Кузнецов художник искусство живопись стихи Елена Касьян Цитаты |
ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ. "СВОЙ ПУТЬ". ЦДХ. |
В ЦДХ,10 зал, (Москва) с 1 по 11 Мая 2014 года, будет проходить выставка современных художников традиционно-реалистического направления живописи.
Михаил Пузырёв, Анна Размахнина, Виталий Макаров, Антон Лобов, Сергей Борисов, Валентин Терещенко, Андрей Дёмин, Андрей Лысенко.
1. Художник Валентин Терещенко. http://lyssenko.ru/component/option,com_true/Itemi...,viewcategory/catid,2/lang,ru/
2. Художник Михаил Пузырёв. http://artistlyssenko.blogspot.ru/2011/11/artist-michael-puzyrev-rus.html
3. Художник Анна Размахнина. http://www.anna-ra.ru/
4. Художник Антон Лобов. http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=26296
5. Художник Сергей Борисов. http://www.moscow-painters.ru/db/invention.php?id=84
6. Художник Виталий Макаров. http://artnow.ru/ru/gallery/0/9161.html
7. Художник Андрей Дёмин. http://artnow.ru/ru/gallery/0/5937.html
8. Художник Андрей Лысенко. http://lyssenko.ru/component/option,com_true/Itemi...,viewcategory/catid,4/lang,ru/
Серия сообщений "АРТ-РЫНОК. СТАТЬИ":
Часть 1 - ИНВЕСТИЦИИ В ИСКУССТВО. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Часть 2 - МЫСЛИ О ПРИОБРЕТЕНИИ КАРТИН СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
...
Часть 33 - АРТРЫНОК. ХОРОШИЙ САЙТ ДЛЯ ДИЛЕРОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ, ХУДОЖНИКОВ
Часть 34 - АРТ БИЗНЕС
Часть 35 - ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ. "СВОЙ ПУТЬ". ЦДХ.
Метки: это интересно искусство art выставки живопись художники Москва Цитаты |
Старая добрая Англия. Художник Steven Scholes. |
Метки: живопись painting пейзаж искусство art Художник Steven Scholes painter городской пейзаж Цитаты |
Безобразно хорошее настроение..... Художник Ольга Цурина |
Бывает такое: ты не можешь спокойно идти - только подпрыгивать, ты не можешь спокойно отвечать на вопросы - только в шутку, на языке пляшут сотни смешинок и вместо слов получается только не вполне приличный хохот, ты танцуешь под музыку, звучащую для тебя одной, кружишься на месте сияющим водоворотом, даришь конфеты незнакомым людям - и солнце выглядывает из-за тонких весенних облаков, чтобы ласково погладить тебя по буйной свихнувшейся голове... Это и есть просто безобразно, кричаще хорошее настроение. И я искренне желаю Вам, чтобы таким образом проходил не один день, а по крайней мере полгода.
Художник - акварелист Ольга Цурина. г. Москва.
Надеюсь, что мои работы поднимут Вам настроение,
принесут радость, уют и тепло в Ваш дом.
Моя любимая техника - акварель, живая и легкая.
Ку - ку!
Нежность
Легкомысленная или Красотка
На одуванчиковой полянке
Неведомый мир
Наигрались
Сиреневые прятки
Папа хитрули
Метки: живопись painting портрет дети в живописи искусство art Ольга Цурина акварельная живопись дети животные лошади котята птицы весна одуванчики |
Что нашу грусть - в листы.... Марина Цветаева и фотохудожник Владимир Клавихо - Телепнёв |
Фотограф Владимир Клавихо - Телепнёв родился в 1962 году, в Москве. Окончил Московскую полиграфическую академию по специальности художник - график. С 1986 года работал в качестве фоторепортера для ряда итальянских, французских и испанских изданий. Одновременно принимал участие в выставках живописи и графики московских художников. Создал свой фирменный стиль - монохромную фотопечать с искусственным "состариванием" снимков, член Международной ассоциации художников - графиков и Союза фотохудожников России, преподаватель фотографии на факультете журналистики МГУ и в Московской академии дизайна.
Маленькие изображения кликабельны.
Метки: фотография photography поэзия искусство art Фотограф Владимир Клавихо - Телепнев Марина Цветаева |
Художник Manuel Cusi Y Ferret. Сольно театральное |
Метки: живопись painting женский образ в живописи искусство art Manuel Cusi Y Ferret женский образ.театр Цитаты |
Туманная акварель Jiaur Rahman. |
Govi - Diamonds In The Dew
Удивительно упрямая вчера была жара, мой друг, казалось, что способна она расплавить все и вся вокруг. А сейчас смотрю в окно, тучки стайками собирались, собирались и дождь пошел. Летний, теплый. Если бы можно было бы побродить сейчас под дождем, конечно, не в одиночестве… Он добрый – этот дождь, и хулиган маленько. Сначала будет барабанить по зонту, а потом увидит, что мы не хотим играть с ним, будет просто щекотать нам пятки. И порадоваться можно будет с ним, и погрустить немного. Воображение из дождинок на стекле рисует образы, взяв их немного из воспоминаний, и много-много из мечтаний. Свежо, и дышится так, что очень хочется, закрыв глаза, подняв руки вверх, оттолкнуться и лететь как перышко, как паутинка, как облачко. Где-то там, высоко-высоко, поймать лучик солнца и подарить тебе, чтобы в твоих глазах отразилась моя улыбка. Она скажет тебе, что все будет у тебя хорошо.
@ Костенич Римма
Природа и Жизнь
Природа и пыльная дорога
Время ужина
Деревня племени
Дождливый день
Дождливый день
Дождем омытая Калькутта
Жизнь города
Зима
Калькутта
Красота природы
Пруд с лилиями
На берегу
Пейзаж
Платформа
Прибрежная полоса
Природа
Разрушенный дворец
Рыбаки
Сельская жизнь
Старая Калькутта
Туманное утро
Туманное утро
Туманное утро
Уединение
Утренний свет
Утренний свет
Шторм
Природа
Jiaur Rahman является одним из самых известных современных художников в Индии. Он родился в 1979 году в Западной Бенгалии, Индия, и получил степень бакалавра в области визуальных искусств в государственном колледже искусств и ремесел, Калькутта, в 2003 году.
Его первая персональная выставка состоялась в Ахмедабаде в 2001 году, с тех пор он имел семь персональных выставок. Его работы были представлены также на многочисленных групповых выставках, в том числе в Mystiq Художественная галерея и Индийском центре Хабитат, Нью-Дели, 2008г., и в Эпицентр, Гургаон, 2008г. Рахман также участвовал в Таиланде и Индонезии в ряде шоу, организованных Лалит Кала Академи, Бирла академии художеств, Всеиндийского общества изобразительного искусства и ремесел (AIFACS) и Государственной академии Западной Бенгалии.
Он выиграл несколько престижных наград, в том числе, в 2002 получил Камлин Art Award Foundation, Калькутта, а в 2001 Nokia Asia Pacific International Искусство премии, Нью-Дели. В столь юном возрасте Jiaur Rahman получил признание и высокую оценку за выдающиеся достижения в области искусства и творчества, и добился уважения и гордости за свою страну на международном уровне. Картины художника находятся в частных коллекциях различных коллекционеров, художников, художественных галерей, корпоративных собраниях по всей Индии, США, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура, Малайзии, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, Мозамбике и многих других стран.
Акварели Рахмана - восхитительная визуализация природы с целью запечатления момент для вечности. Художник имеет тесную связь с сельской Бенгалией, и старается увековечить красоту ее быстро меняющегося ландшафта. Но вместе с привязанностью к сельской местности, Рахман изображает в своих работах и городской пейзаж, используя в качестве сюжета сцены, которые характерны для Калькутты. Акварели Рахмана туманны, как бы умытые дождем и очень милые. Кроме того, он делает фигуративные картины, изображающие племенную и сельскую культуру Бенгалии с использованием ярких акварелей и акриловых красок.
http://www.jiaurrahman.com/category/artworks/#prettyPhoto
http://www.risunoc.com/2013/08/spontannyye-kartiny-jiaur-rahman.html
http://www.jiaurrahman.com/
Метки: живопись painting искусство art Jiaur Rahman акварельная живопись художник Цитаты |
Подруга.... Марина Цветаева |
Метки: стихи фотография photography поэзия искусство art Марина Цветаева Цитаты |
Анна Ахматова |
Метки: стихи поэзия это интересно ЖЗЛ Анна Ахматова биография фотография Цитаты |
Художник Mary Dipnall. Полевые цветы... Разноцветье средь трав и росы... |
Как светлые искры во взоре, Как радости новых минут На сине-зелёном просторе Цветы полевые растут. Под Солнцем они и под Богом Цветут для меня на лугах. Они в одеянии строгом, В росе, словно поле в слезах… Я к ним припаду – и расплачусь, Но чем расплачусь за грехи? – В ромашковом поле не спрячусь, Уйдя от печали в стихи… | Увижу цветущих мгновений Любви неоглядную даль И годы больших потрясений – Духовную нашу печаль… Забуду ли – русское поле, Привольно цветущий простор – И вечное русское горе, И вечную русскую боль? Забуду ли я незабудку: Улыбку на милых губах, Когда я прислушаюсь чутко К гуденью ветров в проводах? |
Нет! – я никогда не забуду
Земной идеал красоты:
Великое русское чудо –
Мои полевые цветы.
© 04.08.2009 Петр Корытко
Полевые цветы на зелёном лугу...
Безучастно на них я глядеть не могу.
Умилителен вид этой нежной красы
В блеске знойного дня иль сквозь слёзы росы;
Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука
Охраняла её, как красу цветника;
Этой щедрой красы, что, не зная оград,
Всех приветом дарит, всем струит аромат;
Этой скромной красы, без ревнивых забот:
Полюбуется ль кто или мимо пройдёт?..
Ей любуюся я и, мой друг, узнаю
Душу щедрую в ней и простую твою.
Видеть я не могу полевые цветы,
Чтоб не вспомнить тебя, не сказать: это ты!
Тебя нет на земле; миновали те дни,
Когда, жизни полна, ты цвела, как они...
Я увижу опять с ними сходство твоё,
Когда срежет в лугу их косы лезвие...
(Алексей Жемчужников)
Метки: живопись painting пейзаж искусство art Mary Dipnall цветы Цитаты |
Вечность... Слились В ней море и солнце!.... Художнк Georges - Pierre Seurat |
XIX столетие было эпохой завоеваний научно-технического прогресса, веры в безграничность человеческого разума, в возможность рационального постижения явлений действительности. Для живописцев в это время главной становится работа с натуры. Импрессионисты стремятся прямо на природе, под дождем и ветром или при ярком солнце, с начала и до конца, работать над своими пейзажами, передавая на холсте непосредственно и точно свое зрительное впечатление. Мир раскрывается для них в своей сиюминутной прелести, и главное - уловить в нем доступное человеческому глазу.
Импрессионистов часто называют пионерами и основоположниками современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Отсюда - движение возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. В то же время - абсолютное доверие видению художника, его индивидуальности. Seurat Georges - художник, который вошел в мир искусства, в очень важное время импрессионистского движения.
Georges-Pierre Seurat родился 2 декабря 1859 года в обеспеченной семьи министерского чиновника. В отличие от многих собратьев по искусству, для него живопись была не способом заработка на пропитание, а, в первую очередь, возможностью реализации собственного мироощущения. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Позже Сёра был принят в Школу изящных искусств, где он учился у Анри Лемана, последователя Энгра. С ранних лет будущий мастер кисти выделялся не только старательностью и живым интересом к разным художественным течениям, но также независимостью и замкнутостью, порой переходящей в скрытность. Знакомство с творчеством импрессионистов стало для Жоржа Сёра отправной точкой поисков самостоятельного пути в изобразительном искусстве.
Художник постоянно интересовался всеми новыми теориями и идеями, читал научную литературу по оптике, изучал наследие старых мастеров живописи. Эксперименты Эжена Делакруа с цветом и красками натолкнули Жоржа Сёра на мысль о разработке собственных художественных методов. Обладая аналитическим умом, Сёра пришел к выводу, что смесь отдельных точечных мазков дает значительно более сильный зрительный эффект, нежели традиционные способы живописи или приемы коллег-импрессионистов. На его картинах все детали и фрагменты были составлены из точек чистых цветов, контрастировавших друг с другом.
Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. На них нет ни одной лишней детали, все продумано с поистине научной скрупулезностью, выверено до мелочей. Такой подход требовал значительных усилий. В отличие от импрессионистов, работавших очень быстро и стремившихся схватить мгновенное впечатление, Сёра трудился над каждым из своих полотен длительное время.
Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма) - Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Но, как ни у какого другого французского художника того времени, рисунок играл в творческой лаборатории Сёра огромную роль.
В рисунках Сёра стоит ближе к подлинным источникам своего вдохновения, он не только всматривается в модель, но и прислушивается к себе самому, погружаясь в длительное созерцание.
Тень, мрак, так часто присутствующие в его графических работах, напоминают о сумерках, вечере, ночи - том времени суток, когда разум стремится к отдыху, а подсознание, интуиция оживают, готовясь завладеть человеком, как только он заснет. Рисунки Сёра раньше, чем живопись, принесли ему успех - в Салон 1883 года были приняты два из них: портреты матери и Аман-Жана.
Портрет Edmond-François Aman-Jean, 1883
Мама
В рисунках начинает проступать весьма своеобразный мир, который он носит в себе, мир остановившегося времени, застывших движений, излучающий трепетную и чарующую поэзию. Над этим миром довлеет тишина, тишина почти осязаемая, сродни безмолвию, царящему порой в наших сновидениях. Плотные и компактные, формы отделяются одна от другой. Ничто не в силах разрушить колдовские чары, которые привели их в оцепенение и навсегда изолировали от внешней среды, обрекли на заточение, увековечили в их собственной реальности. Этот мир тишины является также миром фатального одиночества.
"С тех пор как я взял в руки кисть, - писал он в письме Фенеону, - я искал в течение 1876 - 1884 годов оптическую формулу..." В живописи художник стремился разумом постичь всю тайну творчества. Большая картина, размером (2x3м) "Купание в Аньере" (1883-1884) открывает новый период творчества художника.
Купание в Аньере (кликабельно)
Художник писал эту работу на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон.
Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление. Он не доискивался до причин такого отношения к себе; в отличие от стольких отклоненных кандидатов, он не стремился объяснить его теми или иными обстоятельствами. Замкнутый, уверенный в своей правоте, Сёра обладал чудовищным самолюбием, подозрительной ранимостью, характерной для людей, сознающих свое превосходство, никогда не выставляющих его напоказ, но не терпящих, когда это превосходство недооценивают или игнорируют. Для него вопрос был решен раз и навсегда: никогда больше он не будет добиваться участия в Салоне. Узнав в середине апреля о том, что художники, не допущенные, как и он, намерены учредить ассоциацию и устроить свою собственную выставку, он решил к ним примкнуть. Своей размеренной походкой автор "Купания" дошел до кафе "Монтескье", где собирались художники-бунтари, и сообщил о своем решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков.
Человек живет и движется среди того, что он видит;
но он видит только то, что способен осознать.
Валери.
Картина " Купание в Аньере" была показана на выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Знакомство и взаимное влияние представителей новых направлений живописи помогли Жоржу Сёра найти единомышленников. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Синьяк добровольно взял на себя роль главного идеолога и выразителя идей молчаливого и замкнутого Сёра, в значительной мере поспособствовав росту его авторитета, как основателя отдельного художественного направления. Любитель парусного спорта и гребли Синьяк имел свою лодку и часто плавал с Сёра из Аньера на остров Гранд-Жатт. Так началась работа над картиной Воскресный день на острове Гранд-Жатт....
Воскресный день на острове La Grande Jatte.
Знаменитая картина огромных размеров (3х2м) является ярким примером пуантилизма и считается одной из самых замечательных картин XIX-го столетия периода постимпрессионизма. Картина является частью коллекции Чикагского института искусства.
Критики назвали пуантилизм Сёра "неоимпрессионизмом", попыткой превратить романтический импрессионизм в импрессионизм научный. Картины пуантилистов можно было рассматривать только издали, вблизи они превращались в мозаику, в цветовое месиво.
Например Гоген пытался искоренить увлечение точечным методом среди знакомых художников. Дивизионизм - это враг, которого надо одолеть и над которым саркастичный Гоген не перестал иронизировать. Все его окружение распевало песенку о точке.
Рисуя, не входите в раж.
Коль вы задумали пейзаж,
Не день, а два вам наблюдать
И бормотать, и бормотать:
"Точней старайся ставить точки,
Одну, две, три — три крохотные точки"
Тому же, кто вас обвинит,
Что, мол, круглы они чрезмерно,
Ответьте важно и надменно:
"Красив и их квадратный вид.
Издалека отменны точки!
Одна, две, три — три крохотные точки"
Тем не менее, это было новое сильное слово в изобразительном искусстве. Жанровые картины и пейзажи Жоржа Сёра отражали, в первую очередь, внутренний мир самого художника, увидевшего действительность иным, отличным от других взором. Сёра отдавался этой стихии целиком. По своей натуре Жорж был человеком замкнутым, безразличным как ко всему, что не касается его творчества. Важно только его искусство. Он продолжал восхождение по суровым тропам, ведущим на вершину его горы.
Дорога, поднимающаяся в гору, и дорога, идущая под уклон, это одна и та же дорога.
Гераклит.
Даже Синьяк, который был в близких отношениях с художником и знал помимо его эстетических идей, о чем он размышляет и что чувствует просто как человек, говорил: " В Жорже иногда раскрывался художник и никогда - человек. Как только ему удавалось сказать все, что он хотел, человек исчезал".
Однако, жизнь проникла в его непроницаемое уединение. В его существование вошла женщина.
Ее звали Мадлен Кноблох. Ей двадцать лет. Трудно представить себе более неожиданную подругу для такого интеллектуального человека, каким был Сёра. Все, что внушало ему отвращение или ужас, все, что оправдывало его аскетизм творца, побуждало создавать, так сказать, минеральный мир, воплощалось в этой женщине. Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен Кноблох отличалась весьма посредственным умом; если Сёра — воплощение рассудка, она — сама плоть. Ее несколько тяжеловатые черты не несли на себе никаких следов одухотворенности, которая освещала бы или оттеняла ее пухлое лицо пустой болтушки. Она принадлежала к той категории девушек, которых инстинкт, едва они созревают, замыкает в узкие рамки женского мира и которые в ожидании мужчины проявляют интерес лишь к окружности своей груди или объему бедер. С ее мясистой шеей, округлыми плечами, пухлыми руками, набухшими грудями, выпирающими из тесного корсета, она излучала животную сущность самки во всей ее свежести. Это было тело. Материя, которая манила, притягивала к себе, материя живая, что позволяло ей продолжать жизнь. Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару. Жизнь подстерегла Сёра, и он оказался в ловушке инстинкта.
Влюбленность привела к тому, что художник сосредоточил свои усилия в новой для него области — в жанре портрета. Зимой 1888—1889 годов он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками. Этот стол и стоящее на нем овальное зеркало, украшенное розовой лентой и поддерживаемое изогнутыми металлическими прутиками, отличаются вызывающе дурным вкусом. Но благодаря умелой стилизации Сёра извлекает из этого обстоятельства яркий декоративный эффект. К тому же ему приходит в голову странная мысль нарисовать на заднем плане себя, как отражение в висящем на стене зеркале в бамбуковой оправе. Позднее свое изображение он уничтожит, заменив его горшком с цветами.
Что-то происходило вокруг него. Что-то происходило всегда. Человеческое море подобно тому морю, в котором Сёра увидел образ вечной мечты, но его волнения никогда не прекращаются. Все в нем пребывает в движении, оно непостоянство, порыв и упадок, кипение амбиций, сталкивающихся друг с другом; волны накатываются одна на другую, охваченные всеобщим стремлением к жизни, и их относит вдаль убаюкивающая зыбь времени.
Рождение ребенка лишь ненадолго отвлекло Сёра от работы. В выборе имени он не проявил никакой изобретательности, самого Сёра звали Жорж-Пьер; сыну он дал имя Пьер-Жорж. "Я качу на всех парах, точно живопишущий паровоз" - эти слова, которые Ван Гог написал из Арля брату Тео, Сёра вполне мог отнести на свой счет.
Сёра спешит окончить "Канкан", он видел в этом сюжете возможность продемонстрировать, что его метод способен передать движение ничуть не хуже, чем состояние покоя. Однако усилия Сёра направлены не только на то, чтобы передать движение. Он хочет - и это тоже новшество - выразить атмосферу веселья, но веселья деланного, как и положено для такого мотива. Ощущения подобного веселья, столь чуждого его натуре, художник достигает посредством выбора линий и цветов. Но к этому добавляется и определенная доля юмора.
Не позволяя себе ни малейшей передышки, поглощенный осуществлением своей задачи, откладывая кисти лишь глубокой ночью, и с каждым разом все позднее, Сёра без устали продолжал работать над картиной, будто его подгоняла необходимость побыстрее ее закончить, представить последнее доказательство универсальности своего метода, будто близость цели вдруг распалила его до крайности, повергла в лихорадочное состояние, побуждая трудиться с удвоенной энергией. Если только... Если только в душе художника не шевельнулось предчувствие, если только некий тревожный голос не стал нашептывать ему знакомые каждому слова — предупреждение Екклесиаста:
"Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".
Предельное умственное напряжение не позволяет ему внимательнее прислушиваться к гудению людского роя вокруг него. С головой уйдя в изнурительный труд, он не сходит со своей узкой тропинки, продвигаясь вперед ценой тяжких и длительных усилий, еще более равнодушный, чем когда-либо, ко всему, что непосредственно не затрагивает творчества или теоретических раздумий — его творчества, его раздумий; он творит в одиночку день за днем, ночь за ночью, влекомый единственной страстью.
Большая работа "Канкан", ныне хранящаяся в Чикаго, произвела сенсацию и стала восприниматься как программное произведение неоимпрессионизма. Но творческое развитие Сёра продолжалось дальше. Его интересует уже не только воздействие определенных оптических сочетаний на сетчатку глаза, но и эмоциональный характер разнонаправленных линий и движений.
Он обращается к трудам известных ученых, в частности к "Эссе об абсолютных знаках в искусстве" (1827—1832) Юмбера де Сюпервиля, который связывал направленность разных линий с выражением эмоционального состояния. Он познакомился с изданным в 1885 году "Введением в научную эстетику" Шарля Анри, где излагалась его теория "геометрического изображения экспрессии", утверждалось, что линии, идущие слева направо, снизу вверх, из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину — как тревожные, депрессирующие. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают. Анри считал, что человек "обладает врожденным математическим чувством", что существуют незыблемые законы гармонии.
К миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра - "Цирк" (1890-1891). Эта тема цирка как отражения мира и мира как странного цирка.
Сыны человеческие уловляются,
Ибо человек не знает своего времени.
Священное писание
"Прошлой зимой в Париже от эпидемии гриппа (ее называли тогда инфлюэнцей) умерло множество людей; а недавно доктор де Беллио рассказывал Писсарро о появлении дифтеритной инфлюэнцы. Чем же на самом деле заболел Сёра? Болезнь, неожиданно его поразившая, с головокружительной быстротой прогрессировала, подтачивая могучее тело художника. В пятницу он, дрожа в ознобе, слег в доме родителей на бульваре Мажента. Сёра метался в бреду, лежа на своей постели в темном углу квартиры. Температура поднималась, пульс учащался... Шестнадцать дней, тринадцать дней, восемь дней. Успеет ли он к сроку закончить "Цирк"?.. Еще эта ошибка в изображении лошади... Три дня, два дня. Скамьи амфитеатра на заднем плане лишь намечены. Искусство — это гармония... Два дня... Вся эта борьба длится за подчинение жизни, за то, чтобы увековечить ее в минераловой неподвижности, словно простирающееся под ослепительным августовским солнцем безбрежное море. В искусстве вес должно быть сознательным... Кнут мсье Луаяля вьется змейкой между тенями и светом. Тени вычислены. Свет вычислен. Арабеска кнута вычислена. Овал цирка вычислен. Восходящие лучи этого полотна, наполненного радостью и движением, определены в соответствии с теориями Шарля Анри. Адский метроном отстукивает свой счет. Сердце колотится в пылающей груди. Разум может все. Самая совершенная форма, говорил Давид Сюттер, — это та, которая способна всецело овладеть умом. Разум может все. Нужно смотреть на природу глазами разума. Разум может все. Разум...
Под утро, в воскресенье 29 марта - это было пасхальное воскресенье, - последовало кровоизлияние в мозг. Художник еще борется. Задыхается. Хрипит. Затем его массивное тело расслабляется на постели в темном углу комнаты, где мебель из красного дерева отбрасывает размытые пурпурные отсветы. На стенах висят многочисленные религиозные картинки. Однорукий отец устроит своему сыну пышные похороны. Часы бьют десять.
Ее обрели.
Что обрели?
Вечность! Слились
В ней море и солнце!...
Georges - Pierre Seurat скончался 29 марта 1891 года в возрасте тридцати двух лет, всего за несколько месяцев до смерти своего сына. Сын художника от Мадлен Кноблох, заразившись, умирает 14 апреля, 24 мая в Ренси умирает и его отец. А ребенок, которого ждала Мадлен, так и не увидит света.
Что касается творческого наследия Сёра, то с ним будут происходить печальные вещи.....
Прочитать книгу А. Перрюшо, посвященная Seurat Georges - Henri Perruchot "La vie de Seurat."
Перевод с французского. Г.Генниса; Послесл. К.Богемской
можно здесь
Великолепный вечный гений
не страшится забвения.
Малларме.
Метки: живопись painting портрет пейзаж графика искусство art Georges - Pierre Seurat пуантилизм неоимпрессионизм дивизионизм лодка |
The Rude Parrot (Грубый попугай) |
The Rude Parrot (Грубый попугай)
Интересно, что такого говорил этот бесстыдник попугай, что так засмущались дамы в гостинной? Нежные девичьи щеки покрылись румянцем, а молодые люди наслаждаются произведенным впечатлением!
Испанский художник Ignacio de Leon y Escosura (1834-1901)
****
Метки: живопись painting искусство art Ignacio de Leon y Escosura жанровая живопись Цитаты |