МАРЕК ЛАНГОВСКИ. Воздушный и прозрачный, как мечта |
Marek Langowski - современный польский художник, пейзажист, маринист, рисующий в стиле импрессионизм, также профессионально занимается фотографией. Живет и работает в небольшом шахтерском городе Belchatow, недалеко от города Лодзь, Польша. Site.
По-моему, конгениален великолепной Юстине Копане, помните такую?
Лазурный пейзаж
Метки: МАРЕК ЛАНГОВСКИ живопись |
To tango jest dla mojej matki |
Sto kobiet cię kochało i sto zdradzało cię,
Jedna została wierną – matka.
Ta nigdy cię nie rzuci, czy dobrze ci czy źle,
Bo ona kocha w tobie dziecko swe.
To tango jest dla mojej matki i dla niej śpiewam je,
Za piosnki z dawnych dni, które nuciła mi.
To tango jest dla mojej matki, za serce jej i łzy,
Za noce dawnej pieszczoty i za zgryzoty dni.
Miłość to rzecz zawiła, dopiero gdy jej brak,
Wiesz czym dla ciebie była – matka.
I choćbyś nie wiem jaki najbrzydszy był i zły,
To dla niej najpiękniejszy będziesz ty.
Refren: To tango jest...
Метки: To tango jest dla mojej matki |
Песни для ДУШИ, УМА И СЕРДЦА краковского "Подвальчика "Под Баранами" |
«Подвальчик «Под баранами» - краковское кабаре, существующее с 1956 года. Отсюда вышло много известных в Польше песен и кратких сценических форм.
Кабаре было основано Петром Скшынецким /…/ в 1956 году в подвалах краковского дворца «Под баранами». Официальная дата открытия – 26 мая 1956 г. Среди учредителей были так же Бронислам Хромы и Кшиштоф Пендерецкий.
В первых выступлениях принимали участие известные польские певцы, артисты, постановщики Петр Скшынецкий, Йоанна Ольчак-Роникер, Барбара Навратович и др. Литературным руководителем и сценографом , «мозгом и душой «Подвальчика» была Янина Гарыцка. В «Подвальчике под баранами» некоторе время выступали джазовые ансамбли Кшиштофа Комеды и Анджея Курылевича.
В 70-80-х годах прошлого века появились здесь наиболее известные произведения, а ансамбль «Подвальчика» получил известность одного из лучших подобных коллективов Польши.
После смерти Петра Скшынецкого в 1997 «Подвальчик» закрылся. А годом позднее возобновляет свою деятельность с частью бывших «подвальчан» и молодыми артистами. /…/
Об этом явлении польской эстрадной культуры написаны книги и создан фильм «Piwnica pod Baranami Piotra Skrzyneckiego» («Подвальчик «Под Баранами» Петра Скшынецкого).
Метки: Piwnica pod Baranami Петром Скшынецкий Гжегож Турнау |
Спецномер "Иностранной литературы" и презентация аудиокниги "Сергей Юрский читает Чеслава Милоша" |
Отчет. Это событие произошло совсем недавно - 4 декабря 2011 в | Центральном Доме художника, авторском зал (Москва, ул. Крымский вал , 10)
В этом году на выставке-ярмарке non/fiction состоялось большое событие для тех, кто хочет ближе узнать современную Польшу и ее интеллектуальную среду. Журнал "Иностранная литература", Польский культурный центр и Институт Адама Мицкевича представляют сразу два своих "детища". Первое – это специальный номер "Иностранной литературы", посвященный польской литературе факта. В него вошли свежепереведенные тексты известных современных авторов – Тадеуша Слободзянека, Петра Черского, Малгожаты Шейнерт, Войчеха Тохмана, Влодзимежа Новака... Кроме того, на страницах журнала можно найти фрагменты биографических книг, статьи и эссе, в частности рассказ Адама Поморского о литературной судьбе Осипа Мандельштама в Польше. Среди авторов есть и наши сотрудники: от Марека Радзивона вы узнаете о внутренних коллизиях Ярослава Ивашкевича, пытавшегося примирить себя с политической реальностью второй половины XX века; а от Полины Козеренко (Юстовой) – о польском литературном андеграуде и самом замечательном его творении – журнале "Лампа".
Картинка кликабельна и служит входом на онлайн номер журнала.
Метки: Спецномер Чеслав Милош Журнал "Иностранная литература" СЕРГЕЙ ЮРСКИЙ |
Русскій Міръ Польши |
Фаина Николас родилась в Сибири, в небольшом городке близ Барнаула. (Родители - русская и немец, мечтали о том, чтобы дочь стала врачом). Детство и юность прошли на Кубани. Пела всю свою сознательную жизнь, сколько себя помнит. С детства принимала участие в различных выступлениях, фестивалях, конкурсах. В 14 лет начала петь и играть на клавишных в школьном ВИА. В 17 лет была принята в штат профессионального оркестра в качестве солистки. Не имела сомнений при выборе образования и профессии.
Dalej
Метки: Фаина Николас |
R. I. P. Irena Jarocka |
Метки: ирена яроцка Irena Jarocka |
Наш иллюзион: Złudzenia Optyczne |
Złudzenia Optyczne
Метки: Złudzenia Optyczne |
Рекорд! Картина польской художницы продана за 8,5 млн. долларов |
2 ноября 2011 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке работа «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)» 1927 года, написанная Лемпицкой в плодотворный парижский период, ушла за 8,48 миллиона долларов (5,3 миллиона фунтов) и взлетела на первое место в списке самых дорогих творений художницы. За последние два с половиной года персональный рекорд Лемпицки обновился уже четыре раза, так что можно говорить о растущем интересе покупателей к творчеству талантливой польки. В 2009 году два дня подряд, на торгах Sotheby’s 5 мая и Christie’s 6 мая, произведения Лемпицки били рекорды цены. Сначала «Портрет Марджори Ферри»
1932 года ушел к новому владельцу за 4,9 миллиона долларов, а на следующий день «Портрет мадам М.» (1932) был продан за 6,1 миллиона долларов.
А 22 июня 2011 года картина «Спящая» 1930 года ушла с молотка на Туманном Альбионе за рекордную тогда цену 4,07 миллиона фунтов (6,54 миллиона долларов). Любопытно, что в 1997году эта же картина на Christie’s ушла с молотка за 294 тысячи долларов - 13-кратный рост цены! Если хотите не только сберечь, но и приумножить трудовые пенензы-вкладывайте сбережения в Лемпицку!
А вот сама картина-рекордсмен:
На ней изображена парижская проститутка Рафаэла, с которой Лемпицка однажды встретились в парке и была впечатлена ее внешним видом, прической и вообще образом жизни(!). Позже она стала одной из любимых моделей художницы, ее символом современной женщины.
Источник:
... а еще творец прекрасной живописи:
La belle Tamara De Lempicka
Метки: тамара де лемпицка ар-деко аукцион |
Co mi w duszy gra... |
* ПОЛЬСКИЙ НОМЕР
1. Разбив Деникина, не разобьем поляка ли?
Матушка Антантушка, денежки плакали.
2. Попробуй штык! Ну как, не шершавый!
Как бы вместо Москвы не распрощаться с Варшавой.
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду — красивый,
двадцатидвухлетний.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.
Obłok w spodniach - Prolog
Myśl waszą
marzącą na rozmiękczonym mózgu,
jak lokaj spasiony na zatłuszczonej otomanie,
będę drażnił o okrwawiony serca muskuł,
bezczelny i zjadliwy wyznęcam się każdym zdaniem.
Nie mam w duszy swej ani jednego siwego włosa,
nie gra starczej czułości flet w niej!
Opromieniwszy świat gromem głosu,
idę – piękny
dwudziestodwuletni.
Czuli!
Miłość na skrzypiec nawijajcie struny.
Na mowę trąb przełoży je grubianin.
A nikt, jak ja, tak wygiąć się nie umie,
by cały stał się wargami.
Chodź się uczyć -
salonowa w batyście,
przykładna urzędniczko w anielskiej lidze.
I która wargi przewracasz uroczyście,
jak kuchta książki kucharskiej stronice.
Chcesz -
od mięsa wścieklejszy rozkrwawię muskuły
i, jak niebo, będę tony zmieniał co dnia -
chcesz -
a będę najpokorniej czuły
nie mężczyzna, lecz - obok w spodniach!
Nie wierzę, że gdzieś Nicea - rozkwita!
Znowu wysławiam w swoim słowie
mężczyzn zależałych jak szpital,
i kobiety wytarte jak przysłowie.
Włodzimierz Majakowski
tł. Julian Tuwim
Метки: Маяковский |
Континенталистское измерение польской геополитики |
Современная польская геополитическая мысль зарекомендовала себя как отражение геополитики атлантизма, наиболее выпукло выраженной во внешнеполитических действиях Соединённых Штатов и Великобритании. Это не значит, что Польша не обладает полноценной методологической базой для выработки собственных геополитических концепций, но подразумевает корректировку геополитических взглядов на предмет оптимального соответствия польских и англосаксонских геополитических доктрин.
Действительно, идея военно-политической ориентации Варшавы на страны талассократии всегда оставалась господствующим течением в интеллектуальной среде.
Наиболее выдающиеся польские геополитики прошлого и современности были выразителями именно такого дискурса (Юзеф Пилсудский, Михал Ромер, Адольф Бохенский, Влодзимеж Бончковский). Выбор страны-патрона зависел от текущей геополитической обстановки. В начале XIX в. это была наполеоновская Франция. В начале XX в. – Великобритания. В конце ХХ в. – начале XXI в. – это Соединённые Штаты Америки. И если Францию можно охарактеризовать, как преимущественно талассократическое государство с небольшим тяготением в сторону теллурократии, то Великобритания и США представляют собой сущностное воплощение атлантистской цивилизации.
Возникает закономерный вопрос: почему Польша, расположенная между двумя наиболее теллурократическими государствами – Германией и Российской империей (СССР, Россией) – выпадает из континенталистской обоймы и всецело ориентируется на страны морской цивилизации? В культурном плане ответ следует искать в различных идентитарных моделях поляков и русских, а с точки зрения геополитики – в географическом расположении Польши, которую Адольф Бохенский называл «проклятым местом Европы». Омываемая водами Балтийского моря, Польша всегда была активна на юго-восточном направлении, стремясь выйти к берегам Чёрного моря. На Балтике грозила встреча с сильными конкурентами – шведами и датчанами. На Чёрном море долгое время гегемоном оставалась магометанская Турция, с которой у Польши почти не было разногласий, когда дело касалось «русского вопроса». Принцип реалистичной политики «Объединись с тем, кто далеко, чтобы сокрушить того, кто близко» заставлял польскую элиту лояльно относиться к активности Анкары в Черноморском регионе.
Квинтэссенцией стремления Варшавы получить доступ к Чёрному морю является выдвинутый в 1920-х Юзефом Пилсудским проект «Междуморья» - конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию, и простиралось бы от Чёрного до Балтийского моря.
В полном объёме проект «Междуморья» так и не был реализован. Мозаичность территорий, простирающихся от Балтики до Черноморья, не давала никаких надежд на достижение консенсуса с их политическими элитами. В 1960-х годах политик и публицист Ежи Гедройц и политолог Юлиуш Мерошевский адаптировали концепцию «Междуморья» к геополитической реальности послевоенного мира в своей доктрине ULB, изложенной на страницах эмигрантского польского журнала «Культура» в 1974 году. В их концепции центральное значение придавалось независимым де-юре Украине, Литве и Белоруссии (отсюда акроним ULB – Украина – Литва – Белоруссия), как лимитрофному образованию под контролем внешних сил, а Польше доставалась роль регионального лидера. Характерно, что концепция «Междуморья» реализовывалась параллельно с идеологией «прометеизма», которому в Польше отводилась ведущая роль по ослаблению России и расчленению её по этническим швам. Концепция «Междуморья» и польский «прометеизм» чётко укладывались в рамки атлантистской политики в отношении России.
Вполне объяснимо, что сегодня в Польше с её богатыми интеллектуальными традициями в области талассократической геополитики, идея «Междуморья» находит отзыв у части интеллектуалов, принадлежащих к геополитической школе, которую условно можно назвать «краковской». Площадкой для развития и популяризации этой идеи служит краковский Центр политической мысли (Osrodek Mysli Politycznej).
Но «краковская» школа не является монополистом в польском геополитическом дискурсе. На одном с ней интеллектуальном поле развивается т.н. «варшавская» школа. Её отличие от «краковской» в том, что «варшавская» школа имеет чёткую проамериканскую ориентацию, как безальтернатитвный выбор для Польши в условиях её соседства с Россией, а концепцию «Междуморья» рассматривает как романтическую грёзу былых времён. Средоточием «варшавской» геополитической мысли является Центр изучения восточных территорий (Osrodek Studiow Wschodnich).
Третьим направлением в польской геополитике можно считать «ченстоховскую» или континенталистскую школу. «Чентсоховское» направление зародилось сравнительно недавно, и пока является миноритарным течением. С учреждением в 2007 г. в Ченстохове Института геополитики (Instytut geopolityki) континенталистская геополитическая мысль вышла на более высокий интеллектуально-политический уровень, поскольку Институт геополитики поддерживает отношения с правительственными структурами и частью польской интеллектуальной элиты. На похожих позициях стоит также Европейский центр геополитического анализа (Europejski Centrum Analiz Geopolitycznych), который активно сотрудничает с экспертами из стран СНГ.
Очевидно, что проатлантистская геополитическая мысль в Польше имеет явный количественный перевес над польским континентализмом. Две из трёх геополитических школы в той или иной мере привержены талассократическим концепциям, которые приобретают различную военно-политическую форму – от идеи ягеллонской империи и «Междуморья» до создания Pax Polonica или присоединения к НАТО. Далее, из двух традиционных польских внешнеполитических парадигм – пястовской и ягеллонской – преобладает последняя, подразумевающая проникновение на Восток. Интеллектуальный базис ягеллонской доктрины формировался на протяжении не одного столетия, и в современной польской геополитике талассократические принципы, исповедуемые «варшавской» и «краковской» школами, суть современное измерение доктрины Ягеллонов. Отметим, что пястовская парадигма, оставшаяся в далёком Средневековье, тоже не являлась исключительно континенталистской, поскольку предполагала конфликтные отношения с теллурократической Германией при одновременной пассивности на восточном направлении.
Проатлантистская политика Варшавы имеет несравненно более насыщенную и долгую историю. Но это не означает, что польские «континенталисты» не имели предшественников, а саму континенталистскую идею отстаивали и отстаивают явные маргиналы. Отнюдь. Одним из апологетов внешнеполитической ориентации Варшавы на Россию был известный в Европе польский философ и математик Юзеф Хёне-Вронский, автор термина «мессианизм». Он полагал, что славяне, особенно русские, как цельная этническая категория, призваны к исполнению высокой мессианской функции. В качестве двух колонн, на которых будет держаться мир, Ю. Хёне-Вронский видел двух правителей – Римского епископа и Русского царя. В 1851 г. он изложил свои идеи в открытом письме русскому императору. Ю. Хёне-Вронский благосклонно относился к монархическому строю, а в консервативном Священном Союзе континентальных держав - Пруссии, России и Австрии усматривал орудие всечеловеческой миссии, противостоящее либерально-позитивистскому европейскому лагерю, к которому склонялась польская интеллектуальная мысль. Мессианизм поляка Ю. Хёне-Вронского – мессианизм славянофильский, это интеллектуальный переход от идеи России-Третьего Рима к идее польского мессианизма, где не отрицается историческая миссия Руси, а подчёркивается с ещё большей силой. Философское обоснование геополитических взглядов Ю.Хёне-Вронского соотносится с геополитическими устремлениями России и, главное, совпадает с видением роли России как одного из самодостаточных геополитических центров. Метафизическое понимание Ю. Хёне-Вронским исторической миссии русских не противоречит мировоззрению самих русских. В 1918 г. в Польше работал Мессианский институт, популяризировавший труды Ю. Хёне-Вронского. Сегодня они не востребованы, и немногие польские интеллектуалы знают об этом мыслителе, довольно популярном в Европе XIX ст. Его труды «Проспект мессианизма», «Предвестник мессианизма», «Судьба Франции, Германии и России как пролегомены к мессианизму» заслуживают рассмотрения под новым углом зрения, исходя из сегодняшних геополитических реалий. В их переиздании заинтересована, прежде всего, Россия.
Польский континентализм, несмотря на сравнительную непопулярность, предпринимает довольно успешные попытки выйти из маргинального состояния и занять свою интеллектуальную нишу. И, главное, его претензии на существование подкрепляются историческими фактами, а не являются современной стратегической «заготовкой». Наметившееся сближение Варшавы и Москвы говорит о том, что власти атлантистской Польши иногда всё же обращаются к континенталистским концепциям. Необходимо только не позволить этому импульсу сойти на «нет».
Использованы работы художника Wojteka Siudmaka (Польша)
Метки: польская геополитическая мысль Владислав Гулевич |
Изнываю от нетерпения в ожидании очередного шедевра Польского монетного двора |
Новая серебряная монета Польши для Армении посвящена Сергею Параджанову.
9 января 2012 года исполнилось 87 лет со дня рождения всемирно известного знаменитого и необыкновенного режиссёра, актёра, художника и сценариста Сергея Параджанова, создавшего уникальный кинематографический язык. Монетой, посвящённой Мастеру, Монетный двор Польши начинает новую серию монет «Мастера киноискусства«. Художники ещё работают над дизайном аверса монеты, но Центральный банк Армении уже утвердил её тираж и номинал. Выпуск монеты запланирован на март 2012 г.
На монете, посвящённой Мастеру, будут изображены его удивительные коллажи, хранящиеся в музее Мастера в Ереване, а центральным фрагментом дизайна реверса будет портрет Параджанова, который я публикую здесь:
Сергей Параджанов признан гением кинематографа ХХ столетия (увы, не при его жизни): всемирно почитаемый режиссер, воспевший красоту украинской земли, и приговорённый к 5 годам тюремного заключения узник (увы, был арестован в Киеве), ироничный и беспощадный собеседник, и в то же время – сентиментальный и ранимый человек.
Польский журнал «Экран» в 1966 году опубликовал отзыв на его фильм «Тени забытых предков«: «Это один из удивительнейших и изысканнейших фильмов, которые приходилось нам видеть в последние годы. Поэтическая повесть на границе реальности и сказки, действительности и иллюзии, достоверности и фантазии… Воображение Параджанова, кажется, безгранично».
Авторский мир фильмов Сергея Параджанова – это волшебный сплав цвета, пластики, музыки и слова. Поразительная красота старинных костюмов, утвари, дивных высокогорных пейзажей; таинственность полуязыческих ритуалов; экзотическое звучание фольклорных мелодий и невероятное богатство киноязыка ставят фильм Параджанова «Тени забытых предков» в ряд общепризнанных шедевров мирового кино.
Хотите первым увидеть утверждённый дизайн монеты? Я дополню эту статью, как только работа над ним завершится. Параметры монеты уже известны:
Эмитент: Республика Армения
Номинал: 100 драмов
Сплав: Ag 925 с тампопечатью
Качество: пруф
Диаметр: 40,00 x 28,00 мм
Масса: 28,28 г
Тираж: до 6.000 шт.
Судя по всему, она будет прямоугольной, как монеты серии «Художники мира».
Как эта, посвященная Ван Гогу:
Инфо от МОНЕТЫ: О МОНЕТАХ ВСЕМУ СВЕТУ
Метки: польский монетный двор Сергей Параджанов Центральный банк Армении |
Триждывеличайший современный польский скульптор |
Краковский скульптор Бронислав Хромы (Bronisław Chromy), утверждает высокую художественность и призывает к неутомимому новаторству, всегда обусловленному глубоким идейным содержанием. Хромы постоянно вводит новые актуальные мотивы, злободневные сюжеты, умело использует древние фольклорные пласты культуры, изучает современную скульптуру, интерпретирует события прошлого.
Б. Хромы. 100-летие В. И. Ленина. Бронза. 1970. Аверс.
Б. Хромы. Данте в аду. Бронза. 1975. Аверс.
Два Пана, два Ивана
Метки: скульптор Bronislaw Chromy Бронислав Хромы |
Что такое футбольная катастрофа 2012 года: в развитие футбольной темы поста "А все-таки". |
Польское издание "Playboy" опубликовал фотографии эротической фотосессии на Городском стадионе в Познани, который будет принимать матчи чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Съемки состоялись в середине сентября. В команду польского "Плейбоя" вошли 11 самых красивых девушек - шесть блондинок и пять брюнеток. Частично и полностью обнаженные красотки в футбольной форме и без провели полную инспекцию стадиона - строились в шеренгу, делали разминку, растягивались, бегали по полю, подавали друг другу мяч и, конечно же, переодевались в раздевалках и принимали душ. ( И все?! Наверняка, они еще кое-что умеют: ). Они остались довольны новым стадионом: его инфраструктурой, сиденьями и газоном.
Напомним, что на стадионе Познани состоятся три матча группового этапа чемпионата Европы 2012 года. На полную реконструкцию евроарены, которая увеличилась до 43 тысяч мест, потребовалось 210 миллионов долларов.
Напомним, что на стадионе Познани, опробованном девушками Playboy, состоятся три матча группового этапа чемпионата Европы 2012 года. На полную реконструкцию евроарены, которая увеличилась до 43 тысяч мест, потребовалось 210 миллионов долларов.
Результы этой работы, вы можете оценить сами. Вроде как вышло очень неплохо.
Tylko Dla Doroslych!
Метки: Piłka nożna |
А кто это?)))))) |
Метки: камеди-клаб |
Польские татары и польская геополитика |
Речь пойдет не о новейшей эмиграции представителей татарского народа с территории СССР, а о самостоятельной этнической группе татар, сформировавшейся в конце XIV – начале XV веков на территории Великого княжества литовского (ВКЛ), из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства.
Иногда в исторической литературе их именуют также польско-литовские, и даже белорусские татары, поскольку их потомки проживают сегодня на территории этих трёх государств. В самом же ВКЛ в первой половине XV века пришельцы образовали вассальное Литве княжество – Джаголдай. Через три столетия, в XVIII веке, в армии Речи Посполитой уже насчитывалось несколько татарских полков, а во время французского нашествия на Россию один эскадрон литовских татар был принят в гвардию Наполеона.
К тому времени польские татары почти полностью перешли на польский язык, многие взяли себе польские фамилии и приняли католичество. Выходцы из польских татар часто занимали военные должности и подвизались на культурной ниве. Так, известный польский писатель-патриот Генрик Сенкевич происходил из татарского рода.
Метки: польско-литовские татары |
Польский музыкант Чайковский играет в "Гамлете" после смерти |
Фанат Шекспира играет в "Гамлете" посмертно.
Впервые в современной истории постановок «Гамлета» роль бедного Йорика «играет» настоящий человеческий череп. Его завещал Королевскому Шекспировскому обществу польский пианист с русскими корнями Анджей Чайковский.
Поклонник творчества Шекспира Чайковский скончался от рака в возрасте 46 лет в 1982 году. Последней волей музыканта было передать свое тело для медицинских опытов, а череп — в Шекспировский театр.
Экстравагантное желание пианиста было выполнено. Все эти годы его череп хранился в специальном ящике в архивах Шекспировского общества, поскольку актеры отказывались выступать с мертвым партнером.
Метки: Йорик анджей чайковский игра посмертно гамлет |
Художник Michal Orlowski 'Акварельное путешествие' |
Художник из Польши Michal Orlowski создает потрясающие пейзажи в технике акварель.
Его картины это яркое, красочное путешествие по улочкам Франции, Италии, Греции, Польши и Литвы.
Wieskirche
Метки: Michal Orlowski акварель |
OmeN2501 aka Marek Okon. Diabeł tkwi w szczegółach |
Метки: Marek Okon Марек Окон графический дизайнер |
Львовская гвара, или Львовский польский говор |
Льві́вська ґва́ра (також льві́вський го́вір; пол. gwara lwowska) - городской говор, урбанистический лингвофеномен, сформировавшийся во Львове в результате смешения юго-западных говоров украинского языка и польского языка, со значительными примесями немецкой и еврейской лексики во времена австрийского и польского господства. Была популярной у "батяров" (молодежная полу-криминальная субкультура, существовавшая во Львове с середины 19го до середины 20го века). По мнению некоторых польских исследователей, львовская гвара - "культурная" составляющая южнокреского диалекта польского языка, в отличие от "плебейской" составляющей - "балаки".
Если кто хочет почитать эти словечки в оригинальном, то есть львовском написании, прошу СЮДА.
Для здесь же я отобрал самые интересные, на мой взгляд, словеса, переписал их русскими буквами (да простят мне сей криминал соотечественники) и снабдил русским переводом. Полагаю, в таком виде вам будет проще читать и понимать.
Улыбайтесь
(В следующей части - ненормативная лексика этого же говора)
амАнт — любовник
амАра — проститутка
анальфабЭта — безграмотный
андрУты — вафли
бАнда — оркестр
банЯк — кастрюля
банячОк — круглая шляпа
барабОля — картошка
бАтяр — хулиган
бздУра — придурь
бзик - дикая выходка
бИба — гулянка
бИмбер — самогон
блатувАть — устраивать дела, решать проблемы
блЯт — кухонная плита
бомбОны — конфеты
братрУра — духовка
бритвАнка — протвень
броварня — пивоварня
бронзОвый - коричневый
бУзя — личико
бУйда — вранье
бУльба — картофель
бУмцик — танцы
бухАч — вор
бухт — булочка с начинкой
бЮрко — письменный стол
вАрги — губы
вАрьят — ненормальный (от «варьете»: варьювать – дурковать, беситься)
винклЮвка — проститутка, что стоит прямо на улице
вИнда — лифт
газбУлька — газировка
голодрЫга – оборванец
гризОта — проблемы (от «грызть»)
галярЭтка — желе
гвер — винтовка
гранатОвий – темно-синий
грАтис – бесплатно
двОрец — вокзал
драть лАха — насмехаться
дзЫгар — сигарета
дрЫмбайло — старик
дрЫпця — старуха
дрУшляк — дуршлаг
желЕзко – утюг
жилЕтка – бритва
забАва — вечеринка
задУпье — глушь
зАяц – мясной рулет
заивАнить — украсть
зафандУла — недотепа
зафраЕр – бесплатно
здЫбанка — встреча
зЭгар, зЭгарок — наручные часы
зеленчУк — пограничник
зУпа – суп
Ёбкать — материть (еще – кобенить)
Ёлоп — идиот
кавАлер — мол.чел.
кавалЕрка — однокомнатная квартира, студия
канАпка, канапЕлька – бутерброд
кАпцан – никудышний человек
карамбОль – авария, столкновение
кацарАба — кошка
кЕрбер или цЕрбер — вахтер
кикс – ошибка
кнАйпа – ресторанчик, забегаловка
кобИта – женщина
колежАнка – подружка
кОпанка — футбол
кУмпель — приятель
легомИна — шоколадное морожное
литосЕрдие – милосердие (от пол. «литость» - милость)
лёкатОр – квартирант
лЁля – девочка
лЮстро - зеркало
ляфирЫнда — женщина легкого поведения
мавпишОн – обезьяна
малАнка – молодая девушка
мантылЭпа – неухоженная, растрепанная женщина
маринАрка – пиджак
мармулЯда – варенье
мармурОк – кекс (от «мармур» - мрамор)
мацЁра — хозяйка борделя
меценАс – адвокат
мантикАптус – чудак
марципАн - изысканное сладкое
мЭшты – туфли (мэшты на рыпах – туфли со скрипом)
мудЁ — молчун
мУрин — негр
нАгло – немедленно, быстро
нАглая кровь — инсульт
нАглая помощ — «скорая»
нЭндза — нужда, беда (нендза дзядовская (от пол. "дзяд" - нищий) – безнадега или бестолковый человек)
нЫкать — искать
обцАсы — каблуки
офЕрма — неповоротливый человек
офЕрта — предложение
пазнОгци — ногти, маникюр
пампУли – щочки
пантОфли — тапочки
папендЭкель — картон
пИнда – девочка-подросток
полИкер — полицай
прЕцель – бублик
рАнтка — свидание
рефОрмы — панталоны
рУмбарбар — ревень
шмаркАчка — носовичок
сукОнка — платье
спАцэр или шпАцэр – пешая прогулка (шпацеровать – прохаживаться)
срайтасьмА — туалетная бумага
сракопАд — гололед
стАник — бюстгальтер (от «стан» в значении «осанка»)
та йой! — стандартний возглас в начале предложения (из-за чего львовян часто называют «таёйками»)
тАца — поднос
тЭта, цЁтка — тетя
трафУ́нок — случай
трЫндеть – разговаривать
тУман восемнадцатый – тупой
фАбулы — полные щеки
фАйно — хорошо
фАцэт — мужчина
фИги — трусики-бикини
фИгли-мИгли – выкрутасы
филижАнка —чашка
фИра — воз
фирАнка — штора
фИрман — извозчик
фьЁлы — чудачество, неадекватнаое поведение
фрАнца — сифилис
фризиЕр –парикмахер
фризУра – прическа
хиднЫк — тротуар
цвайкепЕле – мудрый человек
цвИбак с родзЫнками – бисквит с изюмом
цвИкер – очки
цэдУлка – записка
цЫмес - вкуснятина
циферблАт – лицо
цьмАка — моль, ночной мотыль
цЁмать – целовать
черепАха — подозрительный тип
шелихвОст - ветрогон, пустой человек
шИмон – дворник
шлЯфрок — ночной халат, пижама
шмАта —тряпка или гулящая женщина
штамблавИца - увалень
штУка — искусство
шуфлЯда — ящик стола
Метки: gwara lwowska южнокреский диалект польского язык |
:))))) |
Метки: czołg |