Три последних страны были империями, и этот имперский опыт никуда не делся, он поныне определяет внешнюю политику этих стран. Очень скоро мы поймем это на примере председательствующей в этом полугодии в ЕС Швеции, одного из главных инициаторов «Восточного партнерства», когда мы окажемся свидетелями превращения в зону влияния Восточной Европы шести стран из числа бывших республик СНГ. Я говорю именно зоны влияния Восточной Европы, потому что Западной Европе эти страны неинтересны и они, за исключением Германии, которую грубо к тому вынуждают, вряд ли готовы что-то ради них делать.
Тут есть необходимость прояснения: Западная Европа яростно отрицает понятие «зона влияния», поскольку конкретно ее зона на данный момент насыщена восточноевропейскими странами. «Новая Европа», сознавая, что сама является зоной влияния, хочет утвердиться на своих старых землях и сделать их зависимыми от себя. Швеция как бывшая империя и не обладающая особым влиянием на Старом континенте вступает в игру с теми из младоевропейцев, которые имеют имперский опыт.
Швеция и Польша абсолютно открыто намерены под новым видом восстанавливать каждая свою империю. В будущем это их обоюдное намерение чревато конфликтами между этими странами, но на данном этапе они выступают как союзники.
Однако Польша обладает и еще и неповторимым по своему качеству опытом, имеющим пересечение с Россией и Литвой: в ее состав входят земли Восточной Пруссии, оккупированные во время Второй мировой войны. Тема наличия этих земель постоянно обсуждается на различных форумах в Калининграде и Польше.
Россиян волновала дальнейшая судьба собственного анклава до тех пор, как он начал снова превращаться в российскую военно-морскую базу. Как только разговоры о передаче территории немцам стихли, эмоциональности в интонациях русских поубавилось.
Не то у поляков. В отличие от русских, поляки не разрушают прежние немецкие строения, а строят свои рядом. Им осваивать новую территорию до сих пор некомфортно.
Если прочитать ряд романов современной польской писательницы Иоанны Хмелевской и выделить из них те произведения, где действие происходит уже во вроде бы ополяченной Восточной Пруссии, то создается впечатление, что эти земли – пространство-ловушка. Там неожиданно пропадают люди, обнаруживаются клады, до которых невозможно добраться, а прибывшие на отдых поляки из западных стран попадают в самые неожиданные приключения. Возможно, если бы при каком-либо развитии обстоятельств поляки имели кусок бывшей русской земли, они тоже не могли бы там просто жить, а ощущали бы себя в ловушке. В одном из романов Хмелевской ловушка расположена на самой советско-польской границе.
Избавиться от пространств-ловушек означает для современных поляков – приобрести новую мощь, обретя новую миссию, новую роль, которая заставила бы европейцев считаться с поляками. А это возможно, став главой пусть и неформальной новой империи.
Все бывшие советские страны хотят особых отношений с Америкой, но они не пойдут слишком далеко за Польшей и Швецией, поскольку считают, что живут на своей земле, а не отобранной когда-либо у них или не отобранной ими, они живут на земле, а не в пространстве-ловушке. Ловушке, подстроенной когда-то ими или когда-то для них, будь то Полтава или Восточная Пруссия. Разница между Польшей и остальной Новой Европой – в страсти к реваншизму, которая у Чехии, Словакии, Хорватии, Румынии, Болгарии, Эстонии, и Латвии лежит на поверхностном уровне. Однако, в отличие от Польши и Щвеции, у этих стран нет подсознательной жажды переустроить пространство, как то, которое они занимают сегодня, так и то, на которое они претендуют в будущем.
Записал Борис Межуев

Пысы.
Как понять иррациональную реакцию поляков на публикацию причин катастрофы самолета покойного президента Качиньского? Несмотря на довольно прозрачный характер расследования, очевидность выводов и учет многочисленных замечаний, выставленных польской стороной, практически весь политический спектр и широкая общественность польского государства выступили за пересмотр этих результатов. Думается, что часть ответов мы можем найти в польской истории.
В постмонгольской Восточной Европе у Польши были все шансы стать великой державой. Людские, экономические, военные ресурсы, а также то, что сегодня называется soft power (привлекательность польской культуры), явно превосходили ресурсы Московского княжества. Почему же поляки, в конце концов, проиграли геополитическую конкуренцию Москве? Решающую роль сыграло то, что в польской истории называется "потоп": смутное время, начавшееся восстаниями казаков на Украине. Казаки очень хотели стать частью польской шляхты, но их туда не брали. В то же время в военном плане они были важной частью польской государственной машины. Ситуация, в которой большое количество вооруженных людей недовольны своим положением, крайне опасна для любого государства; для Польши она оказалась роковой.
Правящие элиты Московского княжества, возникшего на обломках Монгольской империи, были куда скромнее: они были готовы принимать в свои ряды представителей других народов, на ранних этапах – татар, а с XVII века и украинцев, которые для России стали тем же, что шотландцы для Британской империи. В результате значительная часть обломков и Монгольской империи, и самой Речи Посполитой оказалась в границах Российской империи. Судьба Польши, таким образом, была решена, не в последнюю очередь, "гонором" польских правящих элит.
В XX веке правящие элиты Польши в значительной степени по-прежнему происходят из рядов бывшей шляхты. И последний лидер ПНР, генерал Ярузельский, происходил из рыцарского рода. Старопольские традиции и интересы актуальны и в нынешней польской элите. Обида за утерю земель Украины и Беларуси, где господствовали польские помещики, жива до сих пор. Важно понимать, что болезненное отношение по отношению к России имеет корни, лежащие глубже, чем Катынь. Особое понимание чести не позволяет полякам признать очевидную истину, опубликованную в отчете МАКа.
Джордж Фридман (STRATFOR) считает, что в XXI веке Польша станет ведущей державой Восточной Европы, в т.ч. за счет территорий, выпадающих из российской сферы влияния. Однако, учитывая то, что пресловутая польская гордость никуда не делась, данное предсказание выглядит сомнительным.
От себя: Украинцы, что в составе РП ,что Российской царской или Коммунистической империи угробят любой проект.









Историческая политика: случай Польши

Польский граф, нашедший второе отечество в Англии




Славянская фразеология является сокровищницей народной культуры. ФЕ(фразеологические единицы, однако) нередко отражают древнейшие верования наших предков. Богатый пантеон славянских божеств состоял из нескольких уровней. С IX в. славянская мифология постепенно разрушается, что связано с введением в наших землях христианства. Сохраняется прежде всего демонология, принадлежащая к низкому уровню славянской мифологии. В зависимости от места обитания различались демоны: воздушные, водные (водяной), прибрежные (русалка, берегиня), болотные, полевые (полевик, луговик, полудница), лесные (леший), горные, подземные, связанные с домашним хозяйством (домовой-доброжил, дворовый; банник, овинник, бес, кикимора, упырь, ведьма, волколак) и др. Источником сведений на тему ранних славянских верований являются средневековые хроники («История Польши» Я. Длугоша), анналы, летописи («Повесть временных лет»), археологические материалы (раскопки), а также фольклор. Представление об этих демонах в фольклоре на протяжении столетий неоднакратно менялось (их облик, сфера действия). В XIX и XX веке славянская демонология представляет собой смесь чужих и родных элементов. Языческие демоны подвергались эволюции под влиянием христианской религии, а также западной литературы. Одни и те же демоны даже в соседних районах могли резко различаться сферой деятельности. Относительно богатый материал содержащий «демоническую» лексику находим в польских пословицах и в русской фразеологии (особенно в диалектной).

Вот уже два месяца как на улицах Варшавы работают бесплатные беспроводные точки доступа в интернет. Однако о наличии сети Wi-Fi в центре города мало кто знает, поскольку местные власти не установили соответствующие таблички.


Krakauer -по-немецки "краковянин" или "краковец".(Как правильно по-русски, не знаю :(()



7 ноября 1857 г. в Париже профессор-эмигрант из Киева Франтишек Духинский прочитал местным студентам лекцию «О необходимости дополнений и изменений в научном изложении польской истории”. За скромным названием скрывалась настоящая бомба. На свет родилась свидомая версия истории Украины и её соседей. Вкратце суть теории Духинского была вот в чем: такие понятия как русские, славяне, европейцы и арийцы – заканчиваются на восточном берегу Днепра. Дальше – нация под названием «москали», адская смесь финнов, угров, турок и монголо-татар. Азияты-кочевники, которые прискакали на конях с Туранской равнины (это в Казахстане, кто не знает). Доказательством тому , согласно Духинскому, является город Турку в Финляндии. Там тоже все с туранских степей.




Музей городской инженерии, основанный муниципалитетом города Кракова в 1998 году, собирает объекты, иллюстрирующие развитие общественного транспорта, производства электроэнергии, газа, муниципальной экономики и реликвии из истории техники. Музей следует основным уставным целям: сбору, разработке, документированию и показу объектов из истории техники, технологий, промышленности и ЖКХ. Музейные собрания состоят из экспонатов, которые иллюстрируют эти области человеческой деятельности, прежде всего техническое польское наследие. Музейные выставки представлены в зданиях старейшего краковского трамвайного депо. К информации с