Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора
Удивительно любопытный пост нашла для вас, дорогие подружки-учителя, у
vm1955, огромное ему спасибо!
***
Свидетельство за № 14877 домашней учительницы Александры Михайловны Лукашевич. Выпускница Виленской женской гимназии. 1913 год.
Виленский учебный округ (далее -- ВУО) был учрежден в 1803 г.
Первоначально в его состав входили Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Киевская, Подольская и Волынская губернии. Первым попечителем округа стал князь Адам Чарторыйский, большое влияние на сферу управления образованием оказывал ректор Виленского университета И. Стройновский. Основу системы народного образования в ВУО составили учебные заведения, существовавшие на территории Белоруссии еще в XVIII в. К ним относились католические и униатские училища, в число которых после раздела Речи Посполитой в 1795 г. влились существовавшие в Центральной и Западной Белоруссии школы Эдукационной комиссии, а также главные и малые народные училища, открытые по указу 1786 г. на землях Восточной Белоруссии. Накануне образования округа, в 1803 г., в главных и малых народных училищах обучалось 767 учеников, в школах монашеских орденов -- 5820 [1, 12].
Согласно школьного устава 1804 г. в ВУО появились учебные заведения нового типа: четырехлетние уездные училища, одноклассные и двухклассные приходские училища. Опираясь на поддержку императора Александра I, Адаму Чарторыйскому удалось укрепить позиции польской культуры в области образования. Было переведено на польский язык преподавание во всех учебных заведениях округа, существовавших изначально как русскоязычные. Благодаря стараниям местной учебной администрации ВУО вышел на первое место в Российской империи по количеству учебных заведений и отличался хорошим подбором преподавательских кадров [1, 6].
Устав 1828 г., принятый в рамках образовательной реформы, ликвидировал существовавшую преемственность учебных заведений. Для крестьян и беднейших представителей городского сословия отныне предназначались приходские училища, содержавшиеся помещиками, духовенством либо прихожанами. Для горожан учреждались трехклассные уездные училища, являвшиеся высшим типом начальных учебных заведений. Основу среднего образования составляли гимназии. Начало нового царствования для ВУО обернулось процессом территориальной реорганизации. В 1826 г. учебные заведения Витебской и Могилевской губерний передали Петербургскому учебному округу (далее -- ПУО). С образованием в 1829 г. Белорусского учебного округа (далее -- БУО), которому подчинили учебные заведения Витебской и Могилевской губерний, началось расформирование ВУО. 12 января 1831 г. учебные заведения, находившиеся на территории современной Украины, были переданы Харьковскому учебному округу, а Минская губерния присоединена к БУО. 1 мая 1832 г. Виленская, Гродненская губернии и Белостокская область влились в состав БУО, а ВУО прекратил свое существование. В итоге БУО в начале 30-х гг. XIX в. объединял все учебные заведения, находившиеся на территории современной Беларуси. С точки зрения эффективного управления образовательной сферой в условиях резкого изменения правительственного курса в отношении белорусских земель данное решение было оправданным. Политика обрусения, которую начало русское правительство после подавления Польского восстания 1830--1831 гг., в области народного образования преследовала цель ослабления польского и усиления русского влияния. Так, в 1836--1838 гг. в учебных заведениях БУО преподавание польского языка оказалось запрещенным, а русского -- усиливалось. В 30--40-х гг. Министерство народного просвещения (далее -- МНП) не предпринимало активных мер для развития народного образования в белорусских губерниях. Большее внимание уделялось начальным учебным заведениям высшего типа. Так, согласно штатам 1836 г. в БУО планировалась работа 17 пятиклассных и девяти трехклассных уездных училищ. В отношении низшего звена системы начальных школ МНП в октябре 1833 г. разрешило открывать «по мере надобности» приходские училища согласно устава 1828 г., содержать которые обязали сельские и городские общества.
ДОМАШНИЙ НАСТАВНИК, ДОМАШНИЙ УЧИТЕЛЬ. В России звание домашнего наставника могли получить только лица с высшим образованием; домашнего учителя - и не имеющие высшего образования, но выдержавшие особо установленные испытания в гимназии или уездном училище. Для Д. н., д. у. обязательным было христианское вероисповедание, "добрые" нравственные качества и рус. подданство. Свидетельство название Д. н., д. у. выдавалось попечителем уч. округа. Учреждение званий мотивировалось целями надзора ("содействие общим видам правительства") и желанием "обеспечить родителей в избрании благонадёжных их детям руководителей". По положению о женских гимназиях 1870 ученицы, окончившие основной курс и 8-й дополнительный класс и награждённые золотой или серебряной медалью, получали звание домашних наставниц, не имеющие медалей - домашних учительниц. Оба звания давали право преподавать по узкой специальности в гор. училищах и в младших классах гимназии, а также вести учебно-воспитательную работу в семьях и в частных пансионах.
Д. н., д. у. считались состоящими на службе по ведомству Мин-ва нар. просвещения. Д. н., д. у., проработавшие более 25 лет, имели право на получение от гос-ва пожизненного пособия. Привлечение в качестве Д. н., д. у. лиц, не имевших соответствующих документов, категорически запрещалось.
«История женского образования в России
с древнейших времен до начала XX века»
Засилье малограмотных иностранцев в домашнем образовании продолжало вызывать возмущение образованной части общества и в первой половине XIX века. Это привело к изданию в 1834 году закона, защищающего российские семьи от учителей-самозванцев.
Новый закон не допускал к работе иностранцев, не имеющих российских аттестатов учителя, наставника или гувернера и специального свидетельства о нравственном поведении. При этом обучением и воспитанием детей в российских семьях могли заниматься священнослужители, студенты высших учебных заведений и даже образованные слуги.
После революции 1917 года, с введением «всеобуча» домашнее обучение в России было запрещено, а гувернерство стало незаконным. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды, тем не менее, прикреплявшиеся к ближайшей школе, учителя которой должны были время от времени посещать этих детей, проводить с ними занятия и аттестовать от имени школы.