Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора

Имя Казимира Чарновского ничего не говорит не только широкой публике, но и, пожалуй, специалистам. Между тем он - один из первых изобретателей подводной лодки в России.
Казимир Гаврилович родился в 1791 г. в помещичьей семье в Минске. Получил хорошее домашнее образование. Прекрасно владел французским языком, неоднократно бывал за границей и уже в молодости увлекался работами по судостроению и судоходству, гражданскому строительству. Еще юношей всей душой проникся идеей восстановления независимого Польского государства. Когда в 1812 г. Наполеон напал на Россию, Казимир вступил в польские войска, сражавшиеся на стороне французского императора в надежде на свободу Польши. Но довольно скоро поручик Чарновский разочаровался в Бонапарте, убедившись, что "союзное" Франции Варшавское герцогство используют совершенно в других целях. Он возвращается в свое родовое имение Корытницу.
ЗАГОВОРЩИК ПИШЕТ ЦАРЮ
Лишь годы спустя Чарновский вступил в польское тайное "Национально-патриотическое общество", созданное в 1821 г. В конце 1824 г., оставив семью в Варшаве, он уезжает в Петербург, где продолжает принимать активное участие в работе нелегальной организации. Трудно сказать, был ли он 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и принимал ли участие в восстании декабристов. Ясно одно - он полностью был на стороне восставших.
В 1826 г. Чарновский поступил в Медико-хирургическую академию. Но тогда же все свободное от занятий время он отдает работе над проектом подводной лодки.
В 1828 г. студент академии Илличевский написал донос в полицию о том, что Чарновский связан с тайным обществом. За ним был установлен негласный надзор и вскоре "сигнал" подтвердился. В апреле 1829 г. на квартиру Казимира нагрянули жандармы. После тщательного обыска он был арестован и сразу же доставлен на допрос к начальнику III отделения и шефу жандармов Александру Бенкендорфу, а затем заключен в Петропавловскую крепость.
И вот, будучи узником, Чарновский 19 июля 1829 г. обратился к Николаю I с кратким письмом, в котором предлагал построить за 40 дней подводную лодку при наличии достаточного количества рабочих и материалов, а за 60 дней подводное судно, в котором "можно будет поставить несколько пушек, и так нынешней еще осенью можно будет действовать на подводных судах против неприятелей". В послании также говорилось следующее: "Первый опыт трудов моих... дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех..."
Это письмо и наскоро сделанные уже в заключении чертежи были переданы царю. Следует подчеркнуть, что автора не интересовали ни свобода, ни деньги. Захваченный своей идеей, он мечтал только о ее практическом воплощении. Чарновскому предложили представить более подробное письменное изложение проекта. Он составил его описание на 64 страницах.
Необходимо отметить, что Чарновский сделал это в одиночной камере Петропавловки, а потому указывал: "если мое описание подводных суднов найдется в чем-то не докладное или неясное, то всепокорнейше прошу меня в этом извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана, а так за неимением оных не сделал плана, а только с памяти описывал".
ПРОЕКТ ПОДВОДНОГО СУДНА
Проект состоит из трех частей. В первой рассказано, что такое подводные суда вообще и дается описание предлагаемой подводной лодки. Здесь отмечено, что будущие субмарины могут быть малыми, средними, большими и изготавливаться из железа или меди, поскольку "металлы по своей протяженности, крепости и упругости, весьма способны к постройке подводных судов".
Во второй части описано устройство большого подводного судна, вооруженного пушками. Кроме огнестрельного оружия, Чарновский хотел снабдить лодку миной, которую следовало доставлять под днище неприятельского корабля. Изобретатель предполагал применить запал, который, по его мысли, должен был действовать автоматически после отхода лодки от подрываемого корабля на безопасное расстояние. В качестве воспламеняющего вещества в запале предусматривалась смесь химических веществ. Минный запал Чарновского состоял из трубки, вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки закрывался пробкой из квасцов, которые через некоторое время растворялись в воде. После того как морская вода получала доступ к горючей смеси запала, происходил взрыв мины.
Dalej