Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора
Среди многочисленных версий альтернативной истории сравнительно редко появляется раздумье над ключевой проблемой для всего мира, нашей части Европы и Польши в особенности, а именно: как бы сложилась их судьба, если бы не произошел так называемый крах коммунизма.
Раз это случилось, то, видимо, должно было случиться
Если кто-то и задается этим вопросом, то исключительно на уровне сатиры или примитивной пропаганды, противопоставляя сверкающие вывески банков и торговые центры, то есть символы Третьей Речи Посполитой, серости и пресности Польской Народной Республики, в которой, наверняка, не было бы сотовых телефонов, и мы до сих пор ездили бы на «фольксвагенах-огурцах» от одного магазина с пустыми прилавками к другому. Серьезной рефлексии не хватает из-за того, что часть аналитиков открыто презирает «еслибылогию», не отдавая должное ее познавательному потенциалу. Вместе с тем мы имеем дело с аксиомой: «коммунизм» попросту должен был потерпеть крах, поскольку он явно хуже либеральной демократии, поддержку которой оказывает глобализирующийся капитализм.
Парадокс заключается в том, что падение «коммунизма» подтвердило его истинность, по крайней мере, в сфере историософских механизмов, а сторонники тезиса о неизбежной победе демократического либерализма на самом деле придерживаются самого обыкновенного марксистского исторического детерминизма, только перевернутого с ног на голову.
Официальная версия событий настолько общеизвестна, что нет смысла ни пересказывать ее, ни подвергать глубокому анализу, хотя акценты подчас расставляются по-разному: непреодоленное экономико-социальное противоречие «коммунизма», усиливающиеся социальные конфликты, стойкий кризис доверия в отношениях общества и государства, растущая стоимость гонки вооружений, непреклонность Папы Римского, последовательность Рейгана, «Солидарность», Горбачев, Рейкьявик, Международный валютный фонд, Ротшильд и т.д. Некоторые из этих обстоятельств действительно повлияли на выбор – да, именно выбор, сделанный Восточным блоком и заключавшийся в том, чтобы прекратить обособленное существование одновременно с формальным окончанием холодной войны. Примечательно, что в начале 90-х очень модными, особенно среди польских правоцентристов, были идеи «советологов» (например, Ги Сормана или Алена Безансона), которые вовсе не считали, что СССР и его сателлиты потерпели крах. Происходившие на их глазах события они воспринимали как грандиозную манипуляцию и перегруппировку «империи зла» для последней битвы с Западом. Эхо этого мировосприятия до сих пор слышится в рассказах о «кагэбэшнике Путине», реализующем все тот же зловещий, грозящий всему свободному миру план, что и Сталин…
Dalej