В новой столице танцы стали неотъемлемой частью различных праздников, свадеб, ассамблей, дней рождений. Они настойчиво вводились в то время в быт великосветской Петербуржской знати.
Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц так описывал танцы на свадьбе князя Репнина: «...весело было смотреть на этот танец: жених и невеста, собственно, не танцевали, а тащили друг друга, как сонные, переваливаясь с ноги на ногу, напротив государыня и государь же поняли все па, как самые молодые люди, и делали по три круга, пока те оканчивали один. После несколько часов танцования император начал со всеми стариками один танец... все они должны были танцовать с молодыми дамами. Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики путались сначала, и танец всякий раз должен был начинаться сначала, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро и затем, протанцевав его им, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан. Тогда дело пошло на лад отлично...»
В 1763 году танцмейстер Шляхетского кадетского корпуса Пелен объявил, что «у себя на дому, иметь он будет танцзалу, где мужского полу обучать будет танцевать минуеты, польские, контрадансы и прочие...». Вскоре стали открываться и другие танцклассы.
В 1769 году был открыт первый же танцевальный зал на Мойке, у столяра Кинта. У входа висело объявление: «Каждое воскресение будет музыка: желающие при том забавляться танцованием за билет платить имеют по 25 копеек, а женщины безденежно впускаемы будут». Тут же, в зале, были вывешены подробные наставления. В них говорилось, что следует «голову не слишком подавать вверх, что могло бы показать гордого, не хотящего смотреть на другого человека, ни опускать вниз, что показывает унижение самого себя и нерешимость смотреть на людей, при том надлежит голову держать прямо и равномерно...».
Если эти наставления относились к мужчинам, то представительницам прекрасного пола рекомендовалось: «...держать тело и голову прямо без принуждения и утвердиться на пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плечо опустить и отвесть назад, руки иметь возле тела и немного поддавши на перед так, чтобы не было почти никакого расстояния между руками и телом; кисти положить перед собою одну на другую...»
Со временем в Петербурге появлялось все больше заведений, где можно было потанцевать. Танцевальных залов становилось все больше и танцы становились другими, да те, кто приходил потанцевать представляли различные сословия.
далее>>>