О логике, диалектике и философии |
«...Есть такая байка: два алкаша рассуждают о высоких материях: «Вась, а что такое логика? — Представь себе, идут двое. Один — грязный, другой — чистый. Какой из них идёт в баню? — Грязный! — Правильно. Он грязный, поэтому идёт в баню. Это и есть логика.
— Вась, а что такое диалектика? — Идут те же двое, грязный и чистый. Казалось бы, в баню идёт грязный. Но он потому и грязный, что в баню не ходит. Значит, в баню идёт чистый.
— Вась, а что такое философия? — Идут те же двое. Известно, что кто-то из них идёт в баню. Кто? — А хрен его знает! — Это и есть философия!»
А. Щуплов. Неистребимый бантик. Какие песни мы заберём с собой в новый век. Опыт встроенного наблюдения. Независимая Газета/Приложение «Субботник НГ», №14 (14), 15.04.2000, с. 2
|
Метки: философия логика диалектика алкаш алкаши |
Что было раньше |
«Когда появился нэп, — вспоминала А. Ахматова, — всё стало выглядеть как раньше — рестораны, лихачи, красотки в мехах и бриллиантах. Но всё это было «как»: притворялось прежним, подделывалось.»
И. Дробышев. Прощание с «русской душой»? Молодой коммунист, №7 (996), 1990, с. 48-56
|
Метки: капитализм НЭП атмосфера |
Капитализм как есть... |
«Доля частного предпринимательства в валовом доходе всех фирм США составляет около 6%.»
Ю.Б. Рубин. Бизнес и экономика. — Москва: Знание, 1991. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Экономика», №7).
— Понятно, что тут под частным предпринимательством имеются в виду мелкие дельцы, самозанятые т.к. в США вся экономика в частных руках. Получается, доля этой публики в валовом доходе — всего 6%, 94% составляет доход средних и крупных корпораций. А мы помнится, услышали, что доля самозанятых в экономике России должна составить 40% от общего числа занятых.
Книжка, конечно, не очень новая, но вряд ли это соотношение уж слишком изменились.
А дальше там говорится, что мелкий бизнес никого не привёл к богатству, зато обеспечил страну недорогими услугами…
|
Метки: капитализм рыночная экономика мелкое предпринимательство мелкий бизнес богатство обогащение самозанятые экономика корпорации ТНК |
Очередная блажь... |
Из статьи в Wiki об "Интернете вещей":
"В 2004 году в Scientific American опубликована обширная статья, посвящённая «интернету вещей», наглядно показывающая возможности концепции в бытовом применении: в статье приведена иллюстрация, показывающая как бытовые приборы (будильник, кондиционер), домашние системы (система садового полива, охранная система, система освещения), датчики (тепловые, датчики освещённости и движения) и «вещи» (например, лекарственные препараты, снабжённые идентификационной меткой) взаимодействуют друг с другом посредством коммуникационных сетей (инфракрасных, беспроводных, силовых и слаботочных сетей) и обеспечивают полностью автоматическое выполнение процессов (включают кофеварку, изменяют освещённость, напоминают о приёме лекарств, поддерживают температуру, обеспечивают полив сада, позволяют сберегать энергию и управлять её потреблением)."
— Да упаси нас Господи от этого сиящего нового мира, в котором человеком фактически управляют автоматы, взаимодействующие друг с другом посредством коммуникационных сетей...:)
|
Метки: интернет вещей сияющий новый мир робот роботы рабство у роботов человек сеть сети |
Смешное, из детства |
Забавный диалог двух человек на берегу реки:
— Я сижу на берегу,
Не могу поднять ногУ.
— Не ногУ, а нОгу.
Всё равно не мОгу.
|
Метки: юмор хороший юмор добрый юмор советский юмор |
Ещё о фильме «Сталкер» |
«В основе картины лежит острое ощущение нависшей над человечеством опасности, грозящей исказить саму природу человека. Тарковский видит эту опасность в преобладании рационального над чувственным в эпоху научно-технической революции, в «забвении» человеком своего нравственного начала как основы нормального духовного существования. Тарковский не говорит прямо о причинах, приведших к нарущению баланса между «рацио» и «чувством», предоставляя это зрителю. Но именно человек, по Тарковскому, является объектом, на чьём духовном состоянии отражаются все страшные беды века.»
Л. Полев. Нравственный урок. За науку в Сибири (Новосибирск), №27 (958), 17.07.1980, с. 8.
«В другом случае, после бесконтрольно проведенного молодёжного диспута по кинофильму Андрея Тарковского «Сталкер» в студенческой стенгазете появилась любопытная статья. «Фильм ставит проблему вселенского гуманизма, — писал старшекурсник. — Адресован он сегодняшнему человечеству. Его настоящее, затоптанное в грязь бытия, затолканное на перекрёстках пыльного и скучного времени, не видит и не может увидеть перед собой будущее. Перед ним — затхлый мир обречённости.»
В. Зуев. Амплитуда. Публицистический очерк. (Донецк, 1983).
|
Метки: СССР кино кино в ссср сталкер гуманизм вселенский гуманизм андрей тарковский обреченность жизнь смысл жизни будущее философия нравственность нравственное начало |
Дорога к счастью? |
«Выходишь из зала с недоумением: кто тебя звал к счастью?.. В чём это счастье? «Герои» фильма не знают, хоть и пытаются авторы представить их современными «интеллектуалами». В чём тебя, зритель, пытались убедить? В том, что к цели надо идти по кривым дорожкам, «без руки» к счастью не прорвёшься и до исполнения желаний не добредёшь; не верь никому, даже Учителю – он сам не знает души своей, всё на свете ложь, а твой Учитель на поверку оказывается Дикообразом-самоубийцей. Библейские истины, растянутые на две серии, сводятся к одному — человек одинок в мире, его никто не понимает, и он сам себя не знает и не понимает. Верная сама по себе мысль — Человек, совершенствуйся! — оборачивается унылой теорией, тоской, беспросветностью. Ни любить, ни жить, ни работать, ни ни бороться, ни совершенствоваться три пилигрима не зовут нас. Они призывают к самокопанию, бездеятельному, по сути, познанию смысла жизни, смысла счастья: пока до этого не дозреешь, нечего и дерзать. Созреешь — иди в Землю обетованную, и воздастся. Иди в бистро [кафе], что расположилось у выгребной ямы, там это понимается особенно остро и пикантно.»
Ф. Камнев. Фантастика на библейские темы. О фильме «Сталкер» — откровенно. За науку в Сибири (Новосибирск), №7 (988), 12.02.1981, с. 7-8.
|
Метки: СССР счастье понимание счастья Библия библейские истины сталкер пикник на обочине самокопание самосовершенствование жизнь смысл жизни |
Почему он не штурмовал Зимний? |
«Он сел одновременно со мной, с небрежным изяществом закинув ногу на ногу. Спросив разрешения, закурил и доверительно сообщил, что с младых ногтей сочувствовал революции и революционерам.
— Если бы не слабое здоровье, вы бы видели меня среди тех, кто штурмовал Зимний.
— К счастью, ваше отсутствие среди штурмующих на результатах не сказалось.»
Ю. Кларов. Пять экспонатов из музея уголовного розыска (Москва, 1985).
|
Метки: СССР РСФСР история революция Октябрьская революция штурм Зимнего дворца октябрь 1917 года октябрь |
N.B. |
2820 лет Египтом правили фараоны. Затем он был завоёван Александром Македонским. После была череда других завоевателей.
в 689 году н.э. египет был захвачен арабами. Древняя история этой страны была надолго забыта. Строго говоря, в современном Египте почти не осталось коренного населения, потомков строителей пирамид.
Михаэль Гайдн, реквием до-минор.
|
Метки: египет эволюция цивилизаций упадок цивилизаций гайдн михаэль гайдн реквием |
Новый день берёт своё начало... |
Наступил новый день. Иду спать. Как в анекдоте: "Проснулся. Позавтракал. Стемнело"...:)
|
Метки: новый день анекдот юмор хороший юмор |
О возможностях и чудесах |
«Есть действительность реальная и есть потенциальная, именуемая возможностью, тоже действительность, для создания которой нужны некоторые условия. Есть возможность и есть возможность возможности, правильно?.. А еще есть, значит, и возможность возможности возможности...
Восходящие в бесконечность степени Чуда.
Надежда, всегдашняя наша Надежда — не просто выразительница наших безнадежных желаний. Ее рождает и всегдашнее обещание — вкрапленность Чуда во все сущее.
Ничего не значит. Не встречал еще никого, в ком не сверкала бы искорка Чуда — чего-то выходящеrо за гpaнь объяснимоrо... Одна видит вещие сны, друrой тонко предчувствует маловероятное, третий, сам того не ведая, предсчитывает чью-то мысль, четвертый, хоть и слепой, видит насквозь, пятая обладает волшебным прикосновением...
Большинство не замечает этоrо ни в себе, ни в других; те же, кому довелось заметить, впадают иной раз в такое, что лучше бы не замечали...
Верю во Всевозможность; знаю, как может вводить в нее вера. Знаю, увы, и то, что творит эта вера на уровне ширпотреба — какие чудовищные заблуждения, какие бреды, психозы.
Убедился, как боится Чудо публичности, как убивает eгo побуждение «овладеть»; какой соблазн и ошибка выставлять, а главное, считать источником Чуда свою собственную персону, как жестоко это наказывается...
Коrда чудоносец берет на себя роль чудотворца (самовольно или навязанно — все едино), начинается обязанность подтверждения, обязанность п о в т о р е н и я. Обязанность демонстрации, обязанность показухи. Перевод из «можно» в «должно» — противоречие с самой сутью...
Станислав Лем превосходными рассуждениями доказывает, что вероятностный принцип Природы допускает принципиальную возможность ЧЕГО УГОДНО, но никакое сказочное событие само по себе ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. С некоторой вероятностью, фантастически малой, но все же имеющейся, и Солнце может упасть на Землю, произойти может все, что можно представить и сверх того, — НУ И ЧТО?..»
В. Леви. Везет же людям... (Москва, 1988).
|
Метки: жизнь чудо чудеса человек люди неординарность одаренность гениальность гений |
следы будущего |
«Заведём Копилку Ускользающих Впечатлений. Среди таких на первом месте у меня сновидения (собираю уже четверть века) и близкие к ним в яви Следы Будущего. Ничего о них не скажу, несмотря на гласность и даже именно по этой причине.»
В. Леви. Искусство быть собой (Москва, 1991).
|
Метки: философия будущее следы будущего психология |
Об этом |
"Это невозможно" — сказала причина,
"Это безрассудно" — сказал опыт,
"Это болезненно" — сказала гордость,
"Попробуй" — сказала мечта...
|
|
Понимание современности |
К критике современности
«Как это часто бывает, проблема начинается с языка. Термин «современность» приобрёл не только нормативное, но также искажённое значение благодаря мифу о прогрессе, который существует в западной мысли ещё со времён Просвещения. Нормативность означает то, что современность понимается как нечто лучшее, чем то, что ей предшествовало. Противоположностью современности является термин «отсталый», который и вносит определённые искажения, затрудняя видение современности такой, какова она на самом деле.
В своё время М. Леви определила модернизацию как «соотношение неодушевлённых и одушевлённых источников власти». Это не вполне удовлетворительное, но весьма полезное определение. Оно раскрывает суть феномена — трансформацию мира, вызванную технологическими инновациями последних пяти столетий: сначала в Европе, а потом — с возрастающей скоростью — во всём мире. Крупномасштабная трансформация приобрела экономическое, социальное и политическое измерения. Она привела к революции в человеческом сознании, лишила корней человеческие верования и ценности, изменила эмоциональную структуру жизни. Трансформация такой силы не могла пройти бесследно, она обернулась материальными жертвами, вызванными эксплуатацией и угнетением (которые сопровождают любую серьёзную модернизацию), а также жертвами культурными и психологическими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с самого начала модернизация находилась в диалектической взаимосвязи с теми силами, которые противостояли ей.
…Предлагая критический очерк современности, я сосредоточу своё внимание на пяти дилеммах, пронизывающих человеческую жизнь. Они могут изучаться с помощью методов исторических и социальных наук, каждая дилемма затрагивает фундаментальные философские и практические вопросы.
Первая дилемма формируется как результат абстракции – одной из основных характеристик современности.
…На уровне конкретной социальной жизни абстракция означает ослабление (если не разрушение) малых компактных общностей, в которых люди всегда искали солидарность и жизненный смысл. На уровне сознания абстракция продуцирует такие формы мышления и образцы эмоциональности, которые глубоко враждебны (если хотите, «репрессивны») по отношению к к различным сферам человеческой жизни.
…Вторая дилемма — это будущность – глубокое изменение темпоральной структуры человеческого восприятия, в рамках которой будущее становится главной ориентацией не только воображения, но и деятельности. Из всех упрощений, возможных при описании процесса модернизации, наименее ошибочным будет утверждение, что модернизация – это трансформация восприятия времени. Д. Мбити утверждает, будто не знает ни одного африканского мифа, который обращён к будущему. Я не могу дать этому факту оценку, но ясно, что модернизация везде (а не только в Африке) означает сильное переключение внимания с прошлого и настоящего на будущее.
…Те же самые институциональные силы, создавшие западную абстракцию, дали рождение ужасному божеству на Западе. Часы и календарь начинают управлять человеческой жизнью по мере того как происходит её технологизация и бюрократизация. В рамках технобюрократической сферы мало шансов избежать подобного управления. В значительной степени мы стали инженерами и функционерами даже в самых интимных проявлениях нашей жизни.
…На протяжении десятилетий психологи толковали, что темп современной жизни пагубен для умственного и психического здоровья людей. Будущность означает бесконечную борьбу и обеспокоенность, растущую неспособность к отдыху. Именно этот аспект модернизации воспринимается в незападных культурах как проявление дегуманизации жизни. В западном обществе это вызвало настоящий бунт. Молодёжную контркультуру можно понять главным образом как восстание против тирании «современной будущности»… Безусловно в некоторых областях социальной жизни нет альтернативы господству будущности. Можно ли вообразить общественное производство, управляемое «хиппи», или правительственное агенство во главе с погружёнными в себя монахами… Романтическое отрицание будущности может быть эстетически привлекательным, но в нём мало практической пользы. Задача критики состоит скорее в тщательном анализе возможных пределов темпоральной модели. Вопрос, стало быть, заключается в том, как и в каких областях социальной жизни можно обойтись без часов и календаря.
Эта критика имеет и политический аспект, заключающийся в понимании цены каждого проекта или плана. Многие люди (большинство из которых — интеллектуалы, бюрократы и политики) на основе того или иного, якобы научного метода стремятся прогнозировать будущее будущее, не считаясь с теми жертвами, которые должны быть принесены для их реализации. Эти секуляризированные выразители библейской эсхатологии могут занимать любую политическую позицию. Следует разоблачать такие попытки, и мне кажется, что лучше всего с этой задачей может справиться социология, учитывая её способность за очевидным видеть скрытое».
«Понимание современности» – первая глава книги П. Бергера «Facing up to Modernity» (New York, 1977). Социологические исследования, №7, 1990, с. 127-133.
|
Метки: философия футурология современность понимание отсталость общество социум дегуманизация жизнь дегуманизация жизни модернизация модерн modernity |
Сквозное противоречие прогресса |
«Человеческий прогресс всегда идёт с какими-то утратами. Ягода убивает цветок – это, наверно, закон жизни, сквозное противоречие прогресса и оно влияет и на человеческую любовь.
В эпоху логики, в эпоху плана, учёта и расчёта роль любви в жизни человека снизилась. и уменьшилась. Прошло время, когда человеком двигали немногие стимулы – стимулы, на которых сосредотачивались все силы его души и которые превращались от этого в страсть, в мощный пучок энергии, направленный в одну точку.
Мы живём в эпоху многих стимулов, и духовная жизнь человека, вся система его внутренних пружин резко переменилась, из простой стала сложной. В неё вошли и осознались как главные – экономика, политика, рабочие обязанности, материальные и бытовые запросы, культурные и творческие тяготения, тяга к развлечениям и увлечениям… Любовь отошла назад, потеснилась, уступила им часть своего места среди пружин личной жизни.
Вся жизнь людей – внешняя и внутренняя – перестраивается в своих основах, и любовь занимает в этой перестраивающейся жизни новое, тоже перестраивающееся место. Она приходит в новые соотношения с нашими новыми идеалами и потребностями, она пропитываеься новыми ощущениями и переживаниями, по-новому сплавляется с другими чувствами. Она что-то теряет и что-то приобретает, делается в чём-то слабее, в чём-то сильнее. В ней происходят драматические переломы, и они больно ранят душу.»
Ю. Рюриков. Любовь и семья на сломе времён. Книга чувств. Аврора, №8, 1986, с. 107
– Важно не только констатировать, что неизбежным следствием прогресса являются потери, но и, по возжности, оценить значимость этих потерь. Если у множества людей под влиянием конкуренции в услових капитализма, постепенно угасают многие высшие чувства, нарастает эмоциональная холодность, то зачем нужен такой прогресс?
|
Метки: философия развитие прогресс потери потери от прогресса чувства эмоции эмоциональная холодность черствость цена прогресса капитализм человек |
Советский политический детектив |
Художественные фильмы в жанре политического детектива:
«Выгодный контракт» (В. Савельев, Киностудия им. А. Довженко, СССР, 1979);
«Последний довод королей» (В. Кисин, «Укртелефильм», СССР, 1983);
«Документ «Р» (В. Харченко, «Беларусьфильм», 1985).
В фильме «Выгодный контракт» описана сложнейшая интрига Запада против советской промышленности и науки. Сценарий писали аж 4 человека, и, видимо, поэтому фильм получился очень даже неплохим, одна из немногих удачных картин киностудии им. А. Довженко, по поводу которой ходили шутка, что есть фильмы хорошие, есть плохие, а есть – киностудии им. Довженко…
В 3-ей серии во время сцены ареста некоего дельца Юдина, символом загнивающего Запада звучит песня «Johnny» австрийской певицы по имени Джилла.
Фильм «Последний довод королей» снят по роману-антиутопии «Семь дней в мае», вышедшей в США ещё в 1960 году. Авторы – журналисты Флетчер Нибел и Чарльз Бейли рассказывают о попытке военных захватить власть в США и покончить с американской демократией. Фильм несколько затянут и скучноват, все бытовые детали даны по состоянию на 1983 год.
В 1976 году опять же, в США, вышла книга Ирвинга Уоллеса «Документ «Р». Этот роман – тоже о попытке государственного переворота, только на роль всеамериканского дикатора претендовал не генерал, а директор ФБР Вернон Тайнэн, прототипом которого явно послужил Эдгар Гувер. Козни негодяя были, однако, разоблачены одним честным сенатором и он застрелился.
Впервые в СССР «Документ «Р» был опубликован в 1979 году в журнале «Вокруг света», отдельным изданием – в 1982 году. Фильм вышел в 1985 году, все бытовые детали даны на это время, например, выведенные в книге магнитофоны, которыми пользовались герои, в фильме превратились в видеомагнитофоны и редкие и дорогие тогда бытовые видеокамеры.
Кстати, буква «Р» в названии – это первая буква слова английского слова reconstruction – «перестройка». Эдакая перестройка по-американски.
|
Метки: СССР кино фильм кинофильм художественный фильм кино в СССР политический детектив детективный документ р выгодный контракт последний довод королей |
Телепередача «Клуб кинопутешествий» (ЦТ СССР) |
Ведущие: Владимир Шнейдеров, 1960–1973 г.г., Юрий Сенкевич, 1973–2003 г.г.
В понедельник руководитель ТВ ехал в ЦК КПСС и там давалась оценка передачам предыдущей недели;
Во вторник на ТВ собиралась «летучка» (совещание), на которой докладывалась точка зрения ЦК.
500-й выпуск «Клуба кинопутешествий» должен был выйти накануне нового, 1973 года, но Владимир Шнейдеров умер.
Звёзды эфира. Владимир Шнейдеров (Первый канал, 2004).
|
Метки: СССР ТВ телевидение ЦТ СССР передачи телепередачи Клуб кинопутешествий |
Радио в СССР |
«В СССР работало более 55 заводов по производству радиооборудования.»
Голос России, 13.05.2008
|
Метки: СССР промышленность электроника радиопромышленность радио |
Человек и капитализм |
«Потерпев полный крах в таких сферах, как идеалы, идеи, видение цели, достойной Человека и Человечества, капитализм сделал ставку на чисто биологические начала человека – упрощённого, низменного существа, чья воля, разум, социальное самосознание заморожены «местным наркозом» буржуазного индивидуализма и неомещанского потребительства. Это существо должно быть покорным рабом капиталистической системы, податливым к большой лжи и мелким подачкам, поверившим, что он обрёл наконец личную «свободу», выражавшуюся прежде всего в области секса и регламентированного модой «престижного потребления». Вместе с тем ему внушается ложный комплекс вседозволенности.»
Г. Оганов. Как гримируется Серый Волк (Москва, 1980)
|
Метки: капитализм человек культура потребитель потребительство свобода потребление |
Праздник шутов и совращение духа: привет 21 веку из 20-го... |
«Чрезвычайно любопытно, как к этим представлениям о революции как о празднике-карнавале подстраиваются проповедники «модернистского христианства». Профессор богословия в Гарвардском университете Харвей Кокс, автор книг «Праздник шутов» и «Совращение духа», пытается «синтезировать» христианство и «контркультуру». Он обосновывает необходимость «новой трактовки» образа Христа, будто бы весьма привлекательной для молодёжи. Это Христос-шут, Христос-арлекин. Кокс призывает, пока не поздно, отдаться новому «юродству во Христе», смеяться над Христом во имя Христа. «Смех – последнее оружие надежды, – пишет он. – Теснимые со всех сторон слабоумием и уродством, вынужденные допустить возможную близость апокалиптической катастрофы, мы тем не менее лелеем смех как свою, должно быть, последнюю защиту. В присутствии бедствий и смерти мы смеёмся, вместо того, чтобы креститься. Или вернее: смех – это наш способ осенять себя крёстным знамением». Приспосабливаясь к новым веяниям, богослов из Гарварда готов на всё: он приемлет и оглушающую музыку, и конвульсивные танцы, и привычку к наркотикам, и даже групповой секс. Во всём этом он видит проявления «новой религиозности.»
Г. Оганов. Как гримируется Серый Волк (Москва, 1980).
|
Метки: шут клоун праздник шутов совращение духа Иисус Христос капитализм культура культура при капитализме |