"Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто".
Аркадий и Борис Стругацкие
Поэт и перевод. Снова о литературном переводе |
Я много раз уже писал о литературном переводе. И всегда преклонялся перед теми поэтами, которые дерзают переводить поэзию. Мне кажется, это тот вид перевода, который всегда строится скорее на интерпретации текста, чем на полной идентичности к оригиналу. В блоге у
OkSun_a разгорелась дискуссия об Уитмене. Вот уж кого почти невозможно было переводить. Впрочем, Фрост или Эзра Паунд еще сложнее по языку и поэтическому звучанию.
Но даже такого лиричного поэта как Уильям Блэйк крайне сложно переводить, так как приходится сталкиваться как с его поэтикой, так и с философией. И что-то определенно страдает в переводе. Возьмем его программное стихотворение "Тигр".
Вот оригинал
Tyger! Tyger! burning bright
In the forests of the night,
What immortal hand or eye
Could frame thy fearful symmetry?
In what distant deeps or skies
Burnt the fire of thine eyes?
On what wings dare he aspire?
What the hand dare sieze the fire?
And what shoulder, & what art.
Could twist the sinews of thy heart?
And when thy heart began to beat,
What dread hand? & what dread feet?
What the hammer? what the chain?
In what furnace was thy brain?
What the anvil? what dread grasp
Dare its deadly terrors clasp?
When the stars threw down their spears,
And watered heaven with their tears,
Did he smile his work to see?
Did he who made the Lamb make thee?
Tyger! Tyger! burning bright
In the forests of the night,
What immortal hand or eye
Dare frame thy fearful symmetry?
Метки: переводы литература поэзия стихи классика тигр блейка уильям блэйк перевод |
Завтра в ток-шоу "Культуротека" о современном кино с кинообозревателем Анастасией Роговой |
Бернардо Бертолуччи считал, что люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту. Вот этой общей мечте и будет посвящен разговор в ток-шоу «Культуротека». Что победит: кино для ума или кино для отдыха? В чем терапия киноискусства? Насколько интересно зрителю авторское кино? Об этом мы будем говорить с кинообозревателем Анастасией Роговой.
Настя выпускница Литературного института, постоянный колумнист газет "Известия" и "Вечерняя Москва"
Вы можете задать вопросы через смс - номер для смс, Viber, WhatsApp +7 (910) 4444 66 8 и Google Talk: nlrnetwork, а также скайп: nlrnetwork или задайте свои вопросы у меня в блоге и я гарантирую, что они прозвучат в эфире передачи!
Не пропустите ток-шоу «Культуротека» в среду 25 мая в 19:00!
Метки: культуротека ток-шоу ток-шоу культуротека культуротека с игорем поповым история фантастики скачать передачи книга как поступок подкасты |
"Игроки XXI". Спектакль МХАТ им.Чехова. (Часть 2) |
Метки: театр спектакль видео видеотеатр драматургия классика современный театр |
Фото дня. Пещера тростниковой флейты |

Фото: (с) photoSD-2
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
Как на вулкане: об индонезийском народе, который живет у подножия Бромо |
"Жить как на вулкане" – для индонезийского народа тенгеры это не просто поговорка, это образ жизни. Бесстрашный народ в самом деле живет и работает у подножия вулкана Бромо, который регулярно извергается. Фотограф Рариндра Пракарса (Rarindra Prakarsa) посетила этих людей и подготовила фоторепортаж об их жизни.
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
На гранях пустоты |
Моя новая статья об играх на грани, экстремалах и фильме "На гребне волны".
Во время работы над статьей об альпинизме мне пришлось много общаться с самими альпинистами. Меня всегда интересовала мотивация людей, которые покоряют горные вершины, часто с риском для жизни. Говорят недалеко от одной из вершин расположено кладбище, которое между собой спортсмены называют «кладбищем амбиций». Но только ли амбиции толкают людей в такие опасные восхождения?
В последние годы все больше становится сторонников экстремальных видов спорта. Да и самих видов спортивного экстрима становится все больше и больше: бейсджампинг, бангиджампинг, дайвинг, скайдайвинг, лыжный экстрим, сноубординг, глайдинг, маунтинбайкинг, серфинг, виндсерфинг. И это далеко не полный список.
В декабре прошлого года на экраны вышел фильм «На гребне волны». Герои этой картины с увлечением пробуют жизнь «на излом». Спортсмен-экстремал по прозвищу Юта во время исполнения одного из головокружительных трюков оказывается неспособен помочь своему лучшему другу – тот срывается со скалы и погибает. Завязавший с адреналиновыми прыжками молодой человек, движимый чувством вины, отправляется учиться в академию ФБР, но и там прошлое не отпускает Юту. Эксперты бюро связывают воедино несколько дерзких налетов, произошедших в трех разных частях света, произвели их преступники, абсолютно лишенные страха. Юта просчитывает, каким должен оказаться следующий «подвиг» экстремалов, и отправляется проверить свою догадку. Молодой агент не только верно предсказывает место появления банды, которой руководит бескомпромиссный и харизматичный лидер Бодхи, но и умудряется стать ее частью, однако понимание истинных целей команды экстремалов заставляет Юту усомниться в правильности собственных поступков.
Метки: мои статьи статьи статья публицистика к Богу культурный код культурный код Игоря Попова мирт журналистика |
"Игроки XXI". Спектакль МХАТ им.Чехова. (Часть 1) |
Метки: театр спектакль видео видеотеатр драматургия классика современный театр |
Хороший человек нуждается в нашей поддежке! |
Друзья, хороший и талантливый человек, мой добрый знакомый Андрей Судалин нуждается в вашей поддержке. Он участвует в конкурсе журнала "Psychologies". Я буду благодарен Вам, если поддержите его эссе в журнале. Нужны ваши лайки и репосты, а также голосование на сайте журнала. Ссылочку помещаю в этом сообщении. Кликайте, лайкайте и репостите с удовольствием. Это тот самый случай, когда я буду и сам вам благодарен за участие и поддержку замечательного человека Андрея Судалина.
Вот ссылочка на его эссе: http://www.psychologies.ru/people/competition2/per...onizm-luchshee-vrag-horoshego/
Метки: репосты статьи эссе друзья психология |
Фото дня. Ожившая сказка |

Фото: (с) photoSD-2
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
Разный взгляд художников на "Мастера и Маргариту" |
15 мая свой день рождения праздновал бы русский писатель и драматург Михаил Булгаков, который родился в 1891 году. Пожалуй, самым известным его произведением на сегодняшний день остается "Мастер и Маргарита", которое не перестают читать и экранизировать как в России, так и за рубежом. Тонкий юмор, невероятную историю и выражения, ставшие крылатыми, подмечают не только читатели. У художников свой, особый взгляд на то, что произошло в книге.
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
"Доходное место" . Театр Сатирикон. 2010 |
Метки: театр спектакль видео видеотеатр драматургия классика современный театр |
Фото дня. Травертиновые каскады Хуанлун |
Хуанлун - эта высокогорная долина знаменита на весь мир каскадом заполненных водой террас из травертина — известкового туфа.
В течение десятков тысячелетий влага, образовавшаяся из талого снега и льда, а также поверхностные воды просачивались под землю. Под пластами известняка на небольшой глубине образовывались подземные потоки, которые постепенно растворяли содержащийся в породе в большом количестве карбонат кальция. Когда вода вновь пробивалась на поверхность земли, под действием разницы температур и давления растворенный в воде кальцит кристаллизовался и оседал на любой поверхности, будь то камни или растения. Так формировался травертиновый ландшафт, который в зависимости от рельефа приобретал форму водоема, порога, водопада.

Фото: (с) photoSD-2
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
Вновь покорённый Эверест: альпинисты забрались на гору год спустя от последней трагедии |
После схода лавины в апреле 2014 года на Эвересте погибло 16 шерпов-проводников. После этого был введен своеобразный запрет на восхождение. К тому же, в апреле 2015 Джомолунгму постигло новое несчастье: землетрясение в Непале породило огромную лавину, которая унесла жизни десятков альпинистов. Лишь год спустя, три альпиниста из Британии и Мексики Кентон Кул, Роберт Лукас и Давид Лиано вновь покорили гору.
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
"Поминальная молитва" Менахем-Мендл - Александр Абдулов (1993 год) |
Метки: театр спектакль видео видеотеатр драматургия классика современный театр |
Фото дня. Отражение дня |

Фото: (с) photoSD-2
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
Редкие снимки Японии 1908 года |
Вторая половина 19 века для Японии – особое время. Она вступает в эпоху Мэйдзи и из изолированной страны превращается в мировую державу. Снимки фотографа Арнольда Генте (Arnold Genthe) показывают, как жили люди в это время, примерно за 4 года до смерти императора Муцухито, который сумел полностью изменить свою страну за 40 лет.
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
"Поминальная Молитва", часть 2, по пьесе Григория Горина |
Метки: театр спектакль видео видеотеатр драматургия классика современный театр |
Фото дня. Где есть земля, там будет и рисовая терасса |

Фото: (с) photoSD-2
|
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
Мексиканский художник американского происхождения Ли Чапмен (Lee Chapman) |
Мексиканский художник американского происхождения Ли Чапмен (Lee Chapman) родился в Лос-Анджелесе и не сразу пришел к написанию картин. Он работал режиссером телевизионных рекламных роликов для автомобилей, мыла, игрушек и различных ненужных продуктов. Только в 1992 году автор переехал к Мексику, чтобы исполнить свою давнюю мечту и начать рисовать. Картины Ди довольно причудливые, они навеяны людьми, цветами, музыкой и фольклором Мексики.
![]()
Метки: фото фото животных фото детей фотовыставка современные фотографы фото дождя фото города фото людей фотопортреты фото знаменитостей фото природы фото улиц |
О религиозной фантастике и мирах Клиффорда Саймака |
Вчера мы с Олегом Комраковым в нашем традиционном цикле передач "Радиоэнциклопедия. История фантастики" в ток-шоу "Культуротека" говорили о мирах и идеях отца-основателя американской фантастики, родоночальника гуманитарной, "пасторальной" фантастики Клиффорде Саймаке. Он был одним из немногих фантастов-гуманитариев тогда среди ученых, военных и инженеров, что не могло не отразиться и на том, что Саймак писал.
Клиффорд Дональдович Симак (а именно так правильно и произносится его фамилия) родился 3 августа 1904 года в городе Милвилле. 13 апреля 1929 года женился на Агнес Каченберг; у них родилось двое детей — Ричард Скотт и Шелли Эллен. Изучал журналистику в Университете штата Висконсин в Мадисоне. Работал в различных газетах, пока не подписал контракт с «Minneapolis Star and Tribune», где проработал с 1939 года вплоть до ухода на пенсию в 1976 году. Здесь с начала 1949 года он исполнял обязанности редактора отдела новостей газеты «Minneapolis Star»; а с начала 1961 года — координатора научно-популярной серии «Minneapolis Tribune».
Дебютировал писатель в 1931 году, в декабрьском выпуске журнала «Wonder Stories», c рассказом «Мир красного солнца» Единственной опубликованной научно-фантастической работой за четыре последовавших с дебюта года стал рассказ «Создатель» (1935), представлявший собой историю с религиозным подтекстом, что было редкостью для научно-фантастического жанра того времени. Это был один из первых в мировой НФ рациональных вариантов объяснения сотворения Вселенной демиургом.
В конце 1930-х годов он возобновил сотрудничество с Джоном Кэмпбеллом, редактором журнала «Astounding Science Fiction». Вскоре Саймак стал одним из ведущих авторов «Золотого века научной фантастики» (1938—1950). Его первые работы в это время (такие как «Космические инженеры» (1939)) были написаны в традициях «твёрдой» научной фантастики, но потом Симак создал свой собственный стиль, который часто называют «мягким» и «пасторальным». Он воспевал тему мирного контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной. Типичных пришельцев Саймака можно было с большей вероятностью представить сидящими с пивом где-нибудь в сельском Висконсине, нежели завоёвывающими Землю. Его творчество было проникнуто идеей «Галактической Школы», куда человечество вступает на положении «первоклассника»; и на дальнейшие перспективы развития человеческой цивилизации автор смотрел в целом оптимистично. Во многих произведениях автор обращался к темам параллельного мира (например, в романах «Город», «Кольцо вокруг Солнца», «Исчадия разума»), путешествий во времени (в романах «Что может быть проще времени», «Мастодония», «Магистраль вечности»), продления человеческой жизни и бессмертия (роман «Зачем их звать обратно с небес?», рассказы «Утраченная вечность», «Второе детство»), разумных растений (роман «Вся плоть — трава», рассказы «Страшилища», «Зелёный мальчик-с-пальчик», «Когда в доме одиноко»).
В 1952 году вышел знаменитый роман «Город», являющийся по сути сборником связанных между собой рассказов-−«преданий», в котором автор на время изменил своему ставшему уже привычным стилю. С «Города», получившего Международную премию в жанре «фэнтези», фактически началась мировая известность Саймака. В 1960-е годы Саймак в основном писал романы, но в 1970-е, из-за ухудшения состояния здоровья, он вновь вернулся к рассказам и коротким повестям. С помощью друга он продолжал писать и издавать научно-фантастические произведения, а затем и фэнтези, и в 1980-е. Клиффорд Саймак занимался писательским трудом на протяжении пятидесяти пяти лет. За это время им было написано 28 романов и 127 повестей и рассказов (short stories). Американская ассоциация писателей-фантастов в 1976 году присвоила Саймаку титул «The Grand Masters of awards Nebula». Клиффорд Дональд Саймак скончался 25 апреля 1988 года, на 84-м году жизни, в городе Миннеаполисе (штат Миннесота).
Мы успели поговорить про самые интересные, на наш взгляд, произведения Саймака и его религиозные и гуманитарные идеи, нашедшие свое воплощение в его произведениях. Особое место уделили, конечно, "Заповеднику гоблинов" и "Выбору богов".
Если вам не удалось послушать прямой эфир, то вы можете послушать его запись. Запись выкладываю в блоге. Передачу можно также послушать и скачать на сайте радио "Новая жизнь".
Метки: культуротека ток-шоу ток-шоу культуротека культуротека с игорем поповым история фантастики скачать передачи книга как поступок подкасты |