-Рубрики

 -Я - фотограф

Kyiv. Lavra Pecherskaya - Lavra Nebesnaya

Lavra Pecherskaya nebesnaya krasa.Foto Paul Lashkevich_ 05.Mar.2007_ 082.JPGLavra Pecherskaya.All Saints Bell.Foto Paul Lashkevich_14.June.2007_049.JPGLavra Pecherskaya.Lavra Nebesnaya Bell.Foto Paul Lashkevich_20.Sept.2008_DSC08039.JPG

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Paul_V_Lashkevich

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2009
Записей: 15976
Комментариев: 6591
Написано: 25243




++++++++++++++++++++++++++++++++++___Фото из дневника "Владимир Гринчув"___++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Голубь,- "птица счастья" христиан,- символ Святого Духа. Как напоминание о том, что "Дух Божий дышит там, где хочет", фото голубя проявлялось во многих поисковых запросах, связанных с моей деятельностью в Интернете. Думаю, Вы тоже испытываете воодушевление от увиденного. Пусть же Дух Святой дышит в наших душах и помогает мне в создании дневника Paul_V_Lashkevich в содружестве с Вами. Всё, что существует вокруг нас по каким -то причинам, - угодно Богу. Потому обращаю особое внимание на явления, приятные душе и доступные моему пониманию, чтобы всесторонне  развивать моё естество. Того же ищу во взаимных отношениях на страницах Интернет. Имею намерение промолчать или сказать "нет" чуждой и враждебной мне информации. Молюсь, если не хватает сил противодействовать злу. Терплю то, что не уменьшает моей веры в Бога и любви к окружающим. Мир воспринимаю целостно на моём уровне развития. Хочу не пропустить момента и возрадоваться, когда любой человек на моих глазах делает угодный Богу выбор и становится совершеннее, - крепче связанным с Богом и в большей мере полезным людям.

Люблю новое и стараюсь не забывать старого. Информация для меня не самоцель. В жизни мой идеал - Христианское сознание; исповедую Веру Православных Христиан.      

Объявленное собственное имя Павел Валентинович Лашкевич есть моим прямым свидетельством открытости Вам в Интернете. Благодарю Вас за все формы открытости по отношению ко мне. Просмотрите записи с пометкой: "А. Как читать дневник Paul_V_Lashkevich?" и они дополнят сказанное во вступлении.

 Для Вас звучат записи "Лавра Небесная":

http://www.liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post235954422/ 

  и "Похвала Пресвятой Богородице_Киевский Лаврский Успенский звон_Совершают-Павел и Дмитрий Лашкевичи":  

http://www.liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post235961523/

 В Интернете эффективны запросы: "Павло Лашкевич", "Paul Lashkevich", "Pavlo Lashkevych", "колокол", "колокольный звон", "Колокол Всех Святых" в поисковых системах:

http://www.yahoo.com/   http://www.google.com.ua/

...Смотрите также информацию по адресам:

 My name in SKYPE : paul.v.lashkevich

  You with Me in  SKYPE :

http://www.liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post288469251/)

+++

http://lashkevich-2009.livejournal.com/ +

http://alsabell.blogspot.com/

http://paullashkevich.moifoto.org/145689/f4607747

http://www.youtube.com/user/PavloLashkevych2009

http://www.facebook.com/profile.php?id=1155084897

http://vimeo.com/user8895938

http://gloria.tv/?user=16491&bookmarks

http://www.panoramio.com/user/5726335

https://picasaweb.google.com/110164290808927605029

http://twitter.com/paulVLashkevich

http://www.facebook.com/profile.php?id=1155084897

profiles.google.com/  Paul V. Lashkevich  /about

"Обожествлят и мистифицировать "неведомое" не стоит, но и пренебрегая "неведомым" - ничего нового не познать. П. В. Л."

С уважением к Читателю. Павел В. Лашкевич. Киев. 16 Сентября 2012 года (19 Мая 2010 года).

ВНИМАНИЕ!!!! ВЫ НЕ МОЖЕТЕ РЕДАКТИРОВАТЬ И СКРЫВАТЬ ВАШИ КОММЕНТАРИИ В ДНЕВНИКЕ без моего согласия  Paul_V_Lashkevich

Душе полезно:     http://www.ukr.net/

http://from-ua.com/        http://sprotiv.org/    http://www.gazetaby.com/

http://www.tvkultura.ru/     http://onlinetb.com.ua/        http://www.otr-online.ru/

http://news.liga.net/  

 http://www.mediametrics.ru/rating/ru/online.html?article=40079642

http://www.eurointegration.com.ua/


http://www.bing.com/translator/  http://ru.savefrom.net/ - http://www.webtran.ru/translate/english/ - http://reword.org/online/

http://radio-online.com.ua/?listen=capital_voice_ua

http://www.radiomaria.org.ua/home.html

http://rs.sputniknews.com/


Канадский генерал Дэйвид Фрейзер: «Мусульмане в Сараево стреляли по собственным детям»

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Роман_Торчагин [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Канадский генерал Дэйвид Фрейзер: «Мусульмане в Сараево стреляли по собственным детям»

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/20/kanadskij_general_dejvid_frejzer_musulmane_v_saraevo_strelyali_po_sobstvennym_detyam/

Свидетели на процессе по делу экс-президента Республики Сербской Радована Караджича дают показания, умышленно замалчиваемые мировыми масс-медиа …

18 октября в Гааге был продолжен процесс над Радованом Караджичем, прерванный ранее в связи с его болезнью. Свидетельские показания со стороны обвинения давал бывший офицер миротворческих сил ООН (УНПРОФОР) в Сараево генерал канадской армии Дэйвид Фрейзер, находившийся в этом городе с апреля 1994 года по май 1995-го. Как передает сербское агентство «Танюг», офицер показал, что мусульманские снайперы стреляли по гражданским лицам своей же национальности, включая детей, чтобы потом в этом обвинить сербов.

«Мусульмане были ответственны за обстрел своих граждан и мы, УНПРОФОР, заявляли в связи с этим протест властям в Сараево», заявил Фрейзер, добавив, что информацию о мусульманских обстрелах детей он получал от миротворцев.

Член Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Эюп Ганич «ничего не отвечал и был не доволен, когда ему говорили о действиях мусульманской армии в отношении своих же мирных жителей», отметил Фрейзер, подчеркнув, что никогда не слышал, чтобы сербы стреляли в своих.

Канадский генерал указал, что знал и о мусульманских, а не только сербских, снайперских «гнездах» в Сараево, и подтвердил, что слышал о том, что у французских миротворцев была видеозапись того, как мусульманские снайперы стреляют в собственный народ, но отметил при этом, что сам этой записи не видел.

Фрейзер подтвердил, что сербские артиллерийские обстрелы мусульманских военных объектов были легитимны, но это не относится к тем случаям, когда цели располагались вблизи мирных граждан или гражданских объектов.

Радован КараджичКараджич указал на то, что мусульманская армия и ее объекты находились по всему Сараево. Однако Фрейзер с этим не согласился, но так и не смог назвать ни одну часть города, которая была бы «исключительно мирной». Он отметил, что сербы обстреливали здание Президиума БиГ и другие части города, не имевшие якобы никакого военного значения. Генерал Фрейзер подчеркнул, что, будь он на месте сербов, то во многих случаях избегал бы артиллерийских обстрелов и военных целей, когда нельзя было гарантировать, что при этом не пострадают мирные жители.

По оценке Фрейзера, позиция военных наблюдателей, штаб-квартира которых находилась в Загребе, зависела от того, из которой страны они прибыли.

Отвечая на замечание прокурора о том, что генерал Ратко Младич блокировал гуманитарные конвои в Сараево, Караджич подчеркнул, что сербы из-за постоянной контрабанды оружия в город были вынуждены усилить контроль транспортных средств. Не соглашаясь полностью с этим утверждением, Фрейзер, тем не менее, признал возможность того, что машина командира французского полицейского подразделения УНПРОФОР была взорвана из-за его действий, направленных против контрабанды.

19 октября Фрейзер подтвердил, что УНПРОФОР никогда не требовал от НАТО бомбежек мусульманских позиций, хотя непосредственно перед натовскими воздушными ударами по сербам мусульмане первыми открывали огонь из зон, где было запрещено размещение тяжелого вооружения. Офицер отметил, что на мусульманские провокации УНПРОФОР заявлял только устные протесты.

Если такие показания дают свидетели стороны обвинения, то, что же скажут свидетели защиты? Впрочем, приговор Караджичу уже написан, ну а до показаний свидетелей своей защиты он вообще может не дожить.

Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»
Рубрики:  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: НОРМА и экстремизм - нелюди
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: УМ разумный

Мусульманин устроил пляску в алтаре

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Роман_Торчагин [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мусульманин устроил пляску в алтаре

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=44422

Молодой мусульманин на днях шокировал Флоренцию кощунственной выходкой: он забрался на алтарный престол главного католического храма города и танцевал на нем, сообщает портал Седмица.Ru со ссылкой на итальянские СМИ.
Молодой человек, который впоследствии был идентифицирован полицией как эмигрант из Сомали, не оказал сопротивления полиции, которая задержала его после безобразной сцены в знаменитом соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
После ареста сомалийца выяснилось, что по-итальянски он не говорит. В то же время он постоянно произносит мусульманские молитвы на арабском языке.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (или Дуомо, как его называют флорентийцы) был заложен в 1296 г. в готическом стиле по проекту зодчего Арнольфо ди Камбьо и был завершен в 1436 г., когда был воздвигнут огромный купол, спроектированный Филиппо Брунеллески.
 

Рубрики:  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: НОРМА и экстремизм - нелюди
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: УМ разумный
РЕЛИГИЯ - Объект - Служитель - Верный - Обряд

ГЕРМАНИЯ. Замок Драхенбург - интерьеры.....

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:51 + в цитатник
Это цитата сообщения PPaul [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ГЕРМАНИЯ. Замок Драхенбург - интерьеры.....

Чтож, теперь заглянем во внутрь замка, и там он выглядит не менее потрясающе, чем снаружи, например вот это место, очень красивое внутри и красивый вид из окон....

ДАЛЕЕ....
Рубрики:  ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ЧЕЛОВЕК: ИСКУССТВО,КУЛЬТУРА,РЕМЕСЛО,ТРУД
A. Людська думка і мова
AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO
ПРОЦЕСС - ГАРМОНИЯ - ХАОС - СИСТЕМА - ФОРМА

Германия. Кёнигсвинтер. замок ДРАХЕНБУРГ

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:50 + в цитатник
Это цитата сообщения PPaul [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Германия. Кёнигсвинтер. замок ДРАХЕНБУРГ

продолжим наше шествие свозь горы и лес к этому красивому замку Драхенбург, который выситься над Рейном..... на этом снимке видать кусочек города Кёнигсвинтер, далее немного Бонна, ну а еще дальше по Рейну находиться Кёльн....

ДАЛЕЕ......
Рубрики:  ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ЧЕЛОВЕК: ИСКУССТВО,КУЛЬТУРА,РЕМЕСЛО,ТРУД
A. Людська думка і мова
AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO
ПРОЦЕСС - ГАРМОНИЯ - ХАОС - СИСТЕМА - ФОРМА

ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО СТРАДАНИЯ

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:47 + в цитатник
Это цитата сообщения WESTNIK-2012 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО СТРАДАНИЯ

"Бедный еврей!" - это то же самое, если сказать "солёный сахар" или "нищий банкир". Понятно, богатые тоже плачут. И трясутся в страхе, поскольку не знают когда и откуда придёт вор или тот, кто однажды скажет им так веско: "Хватит!" Хватит грабить чужие недра и ресурсы! Хватит бесчинствовать и глумиться над народами! Хватит сеять раздоры, интриги, организовывать войны и социальные потрясения! Хватит оболванивать мир! Евреи в самом деле "бедные", если только в том смысле, что они на себе несут все основные мерзости этой цивилизации, ибо ими в основном они и вызваны к жизни. И на Земле нет никакой цены духовности и нет Правды, потому что евреями сделано всё возможное, чтобы даже самые робкие ростки чего-либо чистого и светлого были испохаблены, испорчены, а если где-то возможно, то и вырваны с корнем.
Читать далее...
Рубрики:  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: НОРМА и экстремизм - нелюди
Проблемы - Вопросы - Ответы
МЫСЛИ: ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ.
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ОПЫТ: ПОЗНАЁМ всем естеством
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: УМ разумный
ЧЕЛОВЕК: ВЫЖИВАНИЕ индивидуально и группой

Космогония этрусков.

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:45 + в цитатник
Это цитата сообщения ГЛАГОЛЪ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Космогония этрусков.

"Космогонические представления этрусков о создание вселенной сохранились в словаре - энциклопедии византийского лексикографа X в. Суды, написанной им на греческом языке. Свои сведения об этрусской космогонии автор дает в своем словаре под словом "Тиррения". Он пишет: "Тиррения, страна, и Тиррены, называемые Тусками. Их историю написал ученый муж. Он рассказал, как бог - создатель всего, на протяжении 12 тысяч лет [по-этрусски 12 "килид"] трудился над всеми своими творениями, которые он разместил в 12 так называемых обиталищах.           

Читать далее...
Рубрики:  МЫСЛИ: ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ.
БОГ: РАЗУМ-ЖИЗНЬ-ВСЕЛЕННАЯ
ОПЫТ: ПОЗНАЁМ всем естеством
Слова: КЛЮЧЕВЫЕ ищите
ПРОЦЕСС - ГАРМОНИЯ - ХАОС - СИСТЕМА - ФОРМА
СЛОВА: ИСТИНА-ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПРАВДА-ЛОЖЬ

Крест

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:42 + в цитатник
Это цитата сообщения Мер-Цана [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Крест

Крест, наверное, является самым древним символом в мире. Еще за столетия до
появления христианства крестами пользовались халдейцы, финикийцы и ацтеки.
Древние греки, вавилоняне, жители Ост-Индии и египтяне тоже применяли этот
символ. В христианстве крест обычно читается в контексте единства и единения Духа и материи.

Крест — символ жизни, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Окружность символизирует годовой путь Земли вокруг Солнца. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует день зимнего солнцестояния, в нижней — день летнего солнцестояния. Правая и левая точки — дни весеннего и осеннего равноденствия, соответственно.

Крест также символизирует древние представления человека об окружающем пространстве, мире, где отсчёт идёт от человека, вовне, во «все четыре стороны», окружающего человека со всех четырёх сторон. В пользу этого говорят выражения: «окрест» (вокруг), «на все четыре стороны» (то есть в пространство вообще), «окрестности» (местность вокруг) и т. д. Очень много поверий связано с перекрёстками путей. Крест — символ выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения.

Крест — один из самых древних символов человечества, используются во множестве религий, но наиболее часто его связывают с христианством. Средневековые памятники в виде креста встречаются и в славянских странах, напр. Здудичский каменный крест.

Часто крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), либо как деление на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия). Существуют и другие варианты креста, как кельтский, скандинавский, коптский, крест св. Петра (перевёрнутый).


Гора Крестов, Вильнюс

У ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие,
как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами:
побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и
пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе"
(Втор. 21; 23)", поясняет Святитель" Димитрий Ростовский
(Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом
- прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией,
и Еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества
Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя
Антигона.
Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть
никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны
названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество
свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня
пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и
древо
креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях,
самое страдание Господне предызобразивших.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной
знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но,
благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим
радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж
Апостольский — восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью
— это Крест Христов, который она носит на себе", и святой Павел
— Апостол языков -писал в своем Послании: "желаю хвалиться (...)
только крестом Господа нашего Иисуса Христа"
(Гал. 6; 14). "Смотри,
сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и
поносное (позорное —славян.) в древности знамение
жесточайших казней", -свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст.
И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: "Крест,
как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти
Христовой" (Апология, § 55).

Вообще же "символ" — по-гречески "соединение", и означает или средство,
осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности
через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших
иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено
по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим
изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияний
языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже
тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка.
Например: Бог, запретив пророку Йезекилю говорить, повелел
ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в "знамение
сынам израилевым"
(Иез. 4; 3). И понятно, что со временем, при
увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались
изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно
же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей
распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя
свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности
- внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения
отразились на развитии богослужения и символики.

Крест
Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников
применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом
и напоминающее букву "Т" в европейских языках (рис. 1). "Греческая
буква Т, — писал граф А.С. Уваров, — одна из форм креста, употребляемая
для распятий" (Христианская символика, М., 1908, стр. 76).

"Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен
Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный
литургист архимандрит Гавриил. — Эта Греческая буква Т встречается
в надписи гроницы III-го века, открытой в катакомбах святого Каллиста.
(...) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном
в II-м веке" (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344).

О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: "Изображение
Греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак
на челах" (Иез. 9; 4)

Божьих людей в Иерусалиме, для ограждения от надвигающегося
смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк.
(...) Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким
образом (рис. 2), тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно,
там видел Иезекиль преобразование четвероконечного креста"
(Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458). То же самое утверждает
и Тсртуллиан:

"Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму
креста,
которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на
наших челах в истинном Иерусалиме".

"Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква
таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми
другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым
изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге
3-го века" (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию,
святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау.
Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил
на крыше, возведенной им в 362 году базилики, крест в форме Т.

Крест "Египетский иегроглиф Анх"

Иисус Христос — Победитель смерти —устами царепророка Соломона
возвестил: "кто нашел Меня, тот нашел жизнь" (Прит.
8; 35), и по воплощении Своем вторил: "Я есмь воскресение и жизнь"
(Ин 11; 25). Уже с первых веков христианства для символического
изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий
его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь"
(рис. 3).

Крест
"буквенный"

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также
использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое
изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым.
"И действительно, как видно из надписей Синайских, — сообщает граф
А.С.Уваров, — буква (рис. 4) принималась за символ и за настоящее
изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81).
В первые века христианства важна была, конечно, не художественная
сторона символического изображения, но удобство его применения к
прикровенному понятию.

Крест
"якореобразный"

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской
надписи III-го века, в Риме - в 230-м, а в Галлии — в 474 году.
А из "Христианской символики" узнаем, что: "в пещерах Претекстата
находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением
"якоря"
(рис. 5)" (Гр. Уваров, стр. 114).

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христане имеют
возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е.
Крест), которая для души есть как бы якорь
безопасный
и крепкий" (Евр. 6; 18-19).

Этот, по слову Апостола, "якорь", символически
прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный
его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая
надежда
(рис. 6).

Церковный корабль, образно говоря, по волнам
бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань
жизни вечной. Поэтому "якорь", будучи крестообразным, сделался
у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова —
Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком,
усваивали ему значение "прочности" только дел земных (рис. 7).

Крест
монограммный
"доконстантиновский"

Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит
Гавриил
пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном
камне (III-го века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально
пересеченного чертою (рис. 8), есть прикровенное изображение креста"
(Руков. стр. 343).

Эта монограмма была составлена из Греческих начальных
букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно
буквы "I" (йот) и буквы "X" (хи).

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период;
например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на
сводах Архиепископской капеллы конца V-го века в Равенне (рис. 9).

Крест-монограмма
"посох пастыря"

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея
чудодейственную силу (Исх. 4; 2-5) в знак пастырской власти
над словесными

овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху
Аарона
(Исх. 7; 8-10). Божественный Отец, устами пророка
Михея,
говорит Единородному Сыну: "Паси народ Твой жезлом
Твоим, овец наследия Твоего"
(Мих 7; 14). "Я есмь пастырь
добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец"
(Ин.
10; 11), — отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.

Граф А.С.Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил
о том, что: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает
нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо
всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен
пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности
образует монограмму Спасителя" (Христ.симв. стр. 184).

Вначале форма епископского жезла была подобна именно пастушескому
посоху, верхняя часть которого загнута вниз (рис. 10). Все архиереи
Византии награждались "посохом пастыря" только из рук императоров,
а в XVII -ом веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский
жезл из рук царствующих самодержцев.

Крест
"Бургундский"
или "Андреевский"

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда
язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные
символы, утверждал: "То, что у Платона в Тимее говорится (...) о
Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы
X, он также заимствовал у Моисея. Ибо в Моис^вых писаниях
рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял
медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы
посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ.
21; 8) (Ин. 3; 14). (...) Платон прочитал это, и не зная точно и
не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя
только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу,
была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60).

Буква "X" греческого алфавита уже со II-го века служила основанием

для монограммных символов, и не только потому,
что она скрывала имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели
находят форму креста в букве X, который называется Андреевским,
потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол
Андрей", —
писал архимандрит Гавриил (Руков. стр. 345).

Около 1700 года Помазанник Божий Петр Великий, желая выразить
религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада,
поместил изображение Андреевского креста (рис. 11) на государственном
Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и т.д. Его
собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея
(принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".

Крест
"монограмма Константина"

Святому Царю Константину Равноапостольному "во сне явился
Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав
знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты
от нападения врагов", - повествует церковный историк Евсевий
Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина"
(гл. 29). "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами,
-продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно имело следующий вид:

на длинном, покрытом золотом копье была поперечная
рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ
спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...),
из середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии
имел обычай носить и на шлеме" (гл. 31).

"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы
Константина (рис. 12), составлена из двух первых букв слова ХРистос
"Хи" и "Ро", — пишет литургист архимандрит
Гавриил, —
эта Константиновская монограмма встречается на монетах
Императора Константина" (стр. 344). Как известно, эта монограмма
получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые
еще на известной бронзовой

монете императора Траяна Декия (249-251
гг.) в Лидийском городе Меонии (рис 13); была изображена на сосуде
397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или,
к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста
(Гр. Уваров, стр. 85).

Крест
монограммный
"послеконстантиновский"

"Иногда буква Т, — пишет архимандрит Гавриил, — встречается
в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого
Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих
плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого
Матфея в г. Тире.

Словами "се, Царь ваш"
(Ин. 19: 14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение
Иисуса из царской Династии Давида, в отличие от безродных
самозваных четверовластников, и мысль эту письменно изложил "над
головою Его"
(Мф. 27; 37), что, конечно же, вызвало недовольство
властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом
Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого
Христа и открыто "почитая, — как видно из Деяний Апостольских,
царем Иисуса" (Деян. 17; 7), терпели от духовенства
через обманутый народ сильные гонения.

Греческая буква "Р" (ро) — первая в слове "Pax",
по-римски "Rex", по-русски Царь, — символизирующая Царя-Иисуса,
находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и вместе
они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша
сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1; 23-24).

Таким образом, "и эта монограмма (рис. 14), согласно толкованию
святого Иустина, служила знамением Креста Христова (...),
получила такое обширное значение в символике только после первой
монограммы (рис.12). (...) В Риме (...) стала общеупотребительною
не прежде 355 года, а в Галлии — не прежде 5-го века" (Гр. Уваров,
стр. 77).

Крест
монограммный
"солнцеобразный"

Уже на монетах IV-го века встречается монограмма
"I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь
Бог, —
как учит Священное Писание, — есть солнце"
(Пс. 84; 12).

Самая известная "константиновская" (рис. 12) "монограмма подвергалась
некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I",
пересекающая монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344),

Этот "солнцеобразный" крест (рис. 15). символизирует исполнение
пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова:
для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце
правды
и исцеление в лучах Его, —
возвещал Духом
Святым пророк Малахия, — и будете попирать нечестивых;
ибо они будут прахом под стопами ног ваших"
(4; 2-3).

Крест
монограммный "трезубец"

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского,
Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников.
"И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков"
(Мф. 4; 19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами:
"подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и
захватившему рыб всякого рода"
(Мф. 13; 47). "Признав в снарядах
для рыболовства символическое значение царствия небесного, — говорится
в "Христианской символике", — мы можем предположить, что все формулы,
относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими
символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым
ловили рыбу, как теперь ловят баграми" (Гр. Уваров, стр. 147). Таким
образом, трезубчатая монограмма Христа (рис. 16)

издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловления
в сети
Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора
Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся
монограммой-трезубцем (Гр. Уваров, стр. 99).

Крест
монограммный
"константиновский"

Из церковной археологии и истории известно, что
на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается
и вариант совмещения букв "Хи" и "Ро" в монограмме
святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа
на престоле Давидовом (рис. 17).

Только с 1У-го века постепенно изображаемый крест стал освобождаться
от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь
к настоящей своей форме, напоминающей то букву "Т", то букву
"X".

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению
христианской государственности, основанной на его открытом почитании
и прославлении.

Крест круглый "нахлебный"

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал,
христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было
легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке
символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое
на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона
разделенными на четыре части крестом (рис. 18), а на надгробии из
пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III-го
века (рис. 19).

В прямой связи с Таинством причащения на потирах,

фелонях и других вещах изображался хлеб как символ Тела Христова,
преломляемого за наши грехи.

Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная
еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам
"Сын Божий есть бесконечный круг, — по слову святого Климента
Александрийского, — в коем все силы сходятся".

Крест
катакомбный или
"знамение победы"

"В катакомбах и вообще на древних памятниках
несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем'какой-либо
другой формы, — отмечает архимандрит Гавриил. — Этот образ
креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам
Бог показал на небе знамение креста четвероконечного" (Руков. стр.
345).

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый
историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного
Царя Константина".

"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться
к западу, — говорил Царь, — я собственными очами видел составившееся
из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью
"Сим побеждай!"

Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое
следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).

Было это в 28-й день октября 312 года, когда
Константин
с войском шел против Максентия, заключившегося в
Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано
и многими современными писателями, со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом
Отступником, которому при допросе Артемий говорил: "Христос
свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия,
показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее
над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему
победу
на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали
буквы, видело его и все войско:

много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь
спросить их" (гл. 29).

Силою Божией святой Император Константин
одержал блистательную победу над
тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские
поступки" (гл. 39).

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной
казни, стал при Императоре Константине Великом замением
победы —
торжества христианства над язычеством и предметом самого
глубокого почитания.

Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана,
подобные кресты (рис. 20) должны были ставиться на договорах и означали
подпись "достойную всякого доверия" (кн. 73, гл. 8). Изображением
креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из
императорских постановлений говорится: "повелеваем всякое соборное
деяние , которое утверждено знамением святого Креста Христова,
так хранить и так ему быть, как оно есть".

Вообще же такая форма креста (рис. 21) наиболее часто употребляется
в орнаментах (рис. 22) для украшения храмов, икон, священнических
облачений и иной церковной утвари.

Крест на Руси "патриарший",

или на Западе "лоренский"

Факт, доказывающий употребление уже с середины
прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста",
подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии.
Именно такая форма шестиконечного креста (рис. 23) была изображена
на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.

Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под
названием "лоренского".

Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в
Музее имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного
Авраамия
Ростовского XVIII-го века, отлитый по иконографическим
образцам XI-го века.

Крест четырехконечный
или латинский "immissa"

В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным
побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного,
было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя
Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого
изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия" (СПб.,
1912, стр. 46).

На Западе наиболее употребительным ныне является
крест "иммисса" (рис. 24), который раскольники — поклонники мнимой
старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски)
"крыж латынски" или "рымски", что значит — Римский крест. Этим хулителям
четверо-конечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо,
необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была
распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась
Римскою.

"И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается
нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился,
— обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский.
— И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует,
но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени
Его" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту"
— творение святого Григория Синаита -воспевает Божественную
силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте
всечестный, четве-роконечная сила, Апостолом благолепие"
(песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину
и широту" (песн. 4).

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты
в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет
эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест "папский"

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и
папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила
название "папского креста" (рис. 25).

На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту,
ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего:
"Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай
крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий,
не оспариваю, снисхожу" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Крест
шестиконечный "Русский-православный"

Вопрос о причине начертания нижней перекладины
наклоненной
достаточно убедительно разъясняется литургическим
текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику
мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад
тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию
богословия".
Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников,
так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы
весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного
им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз
под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием
и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23;
43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный
крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной
Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался
в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как
поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193), изображается "серебряный
Русский крест" (рис. 26).

Крест осмиконечный
православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически
достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос,
как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский,
святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь
на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном;
потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.
(...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на
кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы,
не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", — обличал
раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2,
гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа,
потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его"
(Ин. 19; 18), а потом только "Пилат написал надпись и поставил
(своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19; 19). Именно сначала
по жребию поделили "одежды Его" воины "распявшие же Его"
(Мф. 27; 35), а уж только потом "поставили над головою Его
надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский"

(Мф. 27; 37).

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу,
который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста,
именуется в Святом Евнгелии все же "крестом Его" (Мф. 27;
32. Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой
и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы
(рис. 27) употреблялся чаще других.

Крест седмиконечный

Эта форма креста (рис. 28) довольно часто встречается на иконах
северного письма, например, псковской школы XV-го века: образ святой
Параскевы
Пятницы с житием -из Исторического Музея, или образ
святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской
школы: "Распятие" работы Дионисия — из Третьяковки, датированное
1500-ым годом.

Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем,
к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы
(Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129) или можем видеть его над входом
в собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, построенного
патриархом Никоном.

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос
о том: какой же мистический и догматический смысл имеет подножие
как часть искупительного Креста?

Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать,
возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому
подножию,
к престолу приделанному" (2 Пар. 9;
18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению,
освящался через миропомазание: "и помажь им, — сказал Господь,
жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (...) и
подножие его.
И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся
к ним, освятится"
(Исх. 30; 26-29).

Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного
жертвенника, которая мистически указывает на священническое
служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью
за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим
на древо"
(1 Пет. 2; 24) Креста, "принеся в жертву Себя Самого"
(Евр. 7; 27) и, таким образом, "сделавшись Первосвященником
навек"
(Евр. 6; 20), утвердил в Своем лице "священство непреходящее"
(Евр. 7; 24).

Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриахов":
"На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя
в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого" (М., 1900,
стр. 38).

Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее
нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями
из Священного Писания.

"Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего,
и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно!"
(Пс. 99; 5).
А Исаия от лица Христова говорит: "прославлю подножие
ног Моих"
(Ис. 60; 13), — поясняет святитель Димитрий
Ростовский. Есть подножие, которому покланяться велено, и есть подножие,
которому покланяться не указано.

Говорит Бог в Исаином пророчетве: "небо престол Мой, а земля
— подножие
ног Моих"
(Ис. 66; 1): этому подножию
— земле никто не должен покланяться, но только Богу, Творцу
ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу
(Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в
подножие
ног Твоих"
(Пс. 109; 1). И этому подножию Божию,
врагам
Божиим, кто захочет покланяться? Какому же подножию покланяться
Давид
повелевает?" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает:
когда Я вознесен буду от земли"
(Ин. 12; 32) — "от
подножия
ног Моих" (Ис. 66; 1), то "прославлю
подножие
ног Моих"
(Ис. 60; 13) — "подножие жертвенника"
(Исх. 30; 28) новозаветного — Святого Креста, низлагающего
,как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие
ног Твоих"
(Пс. 109; 1), и поэтому "поклоняйтесь подножию
(Креста) Его; свято Оно!" (Пс. 99; 5), "подножию,
к престолу приделанному" (2
Пар. 9; 18).

Крест
"терновый венец"

Изображение креста с терновым венцом (рис.
29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших
христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней
Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения
в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест
с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской
рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран,
М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го
века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976,
стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на
покровце "Голгофа" — монастырском вкладе царицы Анастасии
Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий
монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя.
Терния
и волчцы произрастит она тебе"
(Быт. 3; 17-18). А
новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя
и чужие грехи, и смерть как

последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие
по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2)
повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна,
возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились"
(Ис.
53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует
победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды"
(2 Тим. 4; 8), "венец славы" (1 Пет. 5; 4), "венец жизни"
(Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест
"виселицеобразный"

Эта форма креста очень широко употребляется при
украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений,
и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах "трех
вселенских учителей"(рис. 30-31).

"Если кто тебе скажет, ты распятому по-кланяешься?
Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану
поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется",
— учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом (рис. 30), вселенский
учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.).

Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и
каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом:
(...) желаю хвалиться (...) только крестом Господа
нашего Иисуса Христа"
(Гал. 6; 14)!

Крест "виноградная лоза"

есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь"
(Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Имже
Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни
для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в
нем, тот при носит много плода"
(Ин. 15; 5).

"Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной
лозы,
— писал граф А. С. Уваров в своем труде "Христианская
символика", — главное значение виноградной лозы (рис. 32)
для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения"
(стр. 172-173).

Крест "лепестковый"

Многообразие форм креста всегда признавалось
Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора
Студита — "крест всякой формы есть истинный крест". Очень
часто встречается в церковном изобразительном искусстве "лепестковый"
крест (рис. 33), который, к примеру, видим на омофоре святителя
Григория
Чудотворца мозаики XI-го века собора Святой Софии Киевской.

"Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к
единообразному соединению с Богом", — поясняет знаменитый учитель
Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от
временного к вечности — таков путь человека, Церковью ведомого к
Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия
неотделима от истории спасения человечества.

Крест "Греческий" или
древлерусский "корсунчик"

src="http://www.krotov.info/pictures/maps/symbols/formak33.gif" >Традиционная для Византии и наиболее часто и
широко употребляемая форма так называемого "Греческого креста".
Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом",
так как, согласно церковному Преданию, святой князь Владимир
вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест (рис. 34) и
установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный
крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный
на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого
Владимира
Равноапостольного.

Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как

микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий
космологически сферу небесную (рис. 35).

Крест "накупольный"
с полумесяцем

Не удивительно, что часто задается вопрос о кресте
с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном
месте. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии
Вологодской, построенного в 1570 году (рис. 36). Типичная для домонгольского
периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине,
как то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой
в 1461 году (рис. 37).

Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения
эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив,
вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике,
так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения,
усваивают себе разные значения.

"И явилось на небе великое знамение:
жена, облеченная

в солнце, — говорится в Откровении
Иоанна
Богослова, — под ногами ее луна" (Апок.
12; 1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует
купель,
в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается
в Него, в Солнце правды.

Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца
Христа; полумесяц — это и чаша евхаристическая, в которой
находится Тело Христово; полумесяц — это и корабль церковный,
ведомый Кормщиком-Христом; полумесяц — это и якорь надежды,
крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый
Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест
"трилистниковый"

В России эта форма креста употребляется чаще других


для изготовления напрестольных крестов (рис.
38). Но, впрочем, можем видеть её и на государственных символах.
"Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом
полумесяце", как сообщается в "Российском гербовнике", изображался
на гербе Тифлисской губернии (стр. 191). Золотой "трилистник" (рис.
39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города
Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города
Спасска Тамбовской губрений, на гербе губернского города Чернигова
и т.д.

Крест
"мальтийский"
или "георгиевский"

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою
поклонился, —
как говорит Апостол Павел , — на верх жезла
своего"
(Евр. 11, 21), "жезла, — разъясняет святой Иоанн
Дамаскин, — служившего изображением креста"

(О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня
над рукоятием архиерейского жезла имеется крест (рис. 40), "ибо
крестом мы, — пишет святой Симеон Солунский, — путеводимся
и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся
ко Христу" (гл. 80). Кроме всегдашнего и повсеместного церковного
употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята
орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на
острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего,
как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича
— покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — "мальтийский
крест" (рис. 40).

Согласно Российской геральдике, золотые "мальтийские"
кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша
(рис. 40), Миргород (41) и Зеньков (41) Полтавской губернии; Погар
(40), Бонза (40) и Конотоп (41) Черниговской губернии; Ковель (40)
Волынской, Павловск (44) С.-Петербургской, Виндава (40) Курляндской,
Белозерск (40) Новгородской губерний, Пермская (42) и Елизавет-польская
(43) губернии и прочие.

Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца
(рис. 43) всех четырех степеней, именовались, как известно, "георгиевскими
кавалерами".

Крест "просфорный-
константиновский"

Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает
— "Иисус Христос — Победитель",
были написаны золотом на трех
больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором
Константином.

"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле
Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его"
(Апок. 3; 21), — говорит Спаситель, Победитель ада и
смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста
с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову:
"IС.ХР.НИКА".
Эта "просфорная" печать (рис. 45) означает выкуп
грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест
старопечатный "плетеный"

"Это плетенье получено от древнехристианского искусства, — авторитетно
сообщает профессор В.Н.Щепкин, — где оно известно в резьбе и мозаике.

Византийское плетенье в свою очередь переходит к славянам, у коих
оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях"


(Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр.
51).

Наиболее часто изображения "плетеных" крестов (рис. 46-49)
встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест
"криновидный"

Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные".
В книге "Русское медное литье" можем видеть нательный "крестик с
криновидными
концами из Серенска XI-XII веков. Такие крестики
известны в византийских древностях XI-XII веков, а в XIV-XV веках
были широко распространены на Руси" (М., 1993, стр. 159).

Вообще же символическое изоражение креста, состоящего
из цветков лилии (рис. 50), напоминает слова Спасителя о
Своем служении: "Я, — говорит Господь,лилия долин!"
(Песн. 2; 1).

"Ради меня, находящегося долу, Он сходит в долину, — пишет Ориген
о Христе, — и, пришедши в долину, делается лилиею. Вместо
древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался
цветком
целого поля, то есть целого мира и всея земли".

"Выслушайте Меня, Благочестивые дети, — призывает всех Слово
Божие, — цветите, как лилия" (Сирах. 39; 16-18), то
есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым
фимиамом Всесовершенному.

Крест четвероконечный
"каплевидный"

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили
кресту Его силу.

Греческое Евангелие II-го века из Государственной
Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого
"каплевидного" (рис. 51) четвероконечного креста (Византийская миниатюра,
М., 1977, табл. 30). А также, для примера, напомним, что среди медных
наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как
известно, часто встречаются "каплевидные" (рис. 52) энколпионы (по-греч.
"на груди").

Вначале Христовы "капли крови,
падающие на землю"
(Лк. 22; 44), стали уроком борьбы с грехом
даже "до крови" (Ёвр. 12; 4); когда же на кресте из
Него "истекла кровь и вода" (Ин. 19; 34), тогда примером
научены были сражаться со злом даже до смерти.

"Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от
грехов наших Кровию Своею"
(Апок. 1; 5), спасшему нас
"Кровию креста
Своего" (Кол. 1; 20), — Слава вовек!

Крест "распятие"

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа
относится только к V-му веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме.
С VI-го века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии
коллобии — как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа
можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского
и сирийского происхождения XVII-IX-го веков.

Святой VI-го века Анастасий Синаит написал апологетическое
(по-греч. — "защита") сочинение "Против акефалов" — еретической
секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому
сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против
монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе
с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение,
как, впрочем, можем

и видеть на рукописи Венской Библиотеки.

Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия
находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот

манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской
Библиотеке святого Лаврентия.

До IX-го века включительно Христос изображался на кресте не только
живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 53), — и только
в X-м веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе,
имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались
пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 53). Изображение
Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис.
54), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине
XIII-го века.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали
Греческие буквы ОΩН, означающие — "истинно Сущий",
потому что "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий" (Исх.
3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность
и неизменяемость существа Божия.

Из православного догмата Креста (или Искупления)
несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп
всех, призвание всех
народов. Только крест, в отличии
от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми
руками, призывающими "все концы земли" (Ис. 45; 22).

Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Все-держителя
именно как уже Воскресшего Кресто-носителя, держащего
и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего
на Себе
новозаветный жертвенник — Крест (рис. 53). Об этом говорил
и пророк Иерсмия от лица христоненавистни-ков: "вложим
древо в хлеб Его"
(11; 19), то есть - древо крестное наложим
телу
Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий
Рост. цит. соч.).

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим
на руках Христом (рис. 54), напротив, имеет задачу показать то,
как
это все происходило, изобразить предсмертные страдания
и смерть,
а вовсе не то, что по существу есть вечный
Плод Креста - Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания
необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления —
Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости
не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие
участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях
Христовых
и тем самым впадающие в крестоборческую ересь "самоспасания".

Крест
схимнический или "Голгофа"

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее,
чем на Греческих.

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного
креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного
по преданию на Голгофе (по-евр. — "лобное место"), где и
был распят Христос. "На том месте, где я буду погребен, будет распято
Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп", — пророчествовал Адам.
Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию
производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б."
— место лобное распят бысть, "Г.Г." — гора Голгофа, "Г.А."
— глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются:
правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы "К" и "Т" означают копие сотника Лонгина
и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: "" "ХС"
— имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" -Победитель; на титле
или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" — Сын Божий или аббревиатура
"I.Н.Ц.И."
— Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над
титлой: "ЦРЬ" "СЛВЫ"

— Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской
схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди,
на обоих плечах и на спине.

Крест "Голгофа" (рис. 55) также изображается на погребальном саване,
который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно
белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно
Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное
значение,
изображает его реальный смысл, но не являет
сам Крест.

"Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей
держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом
язва", — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения
Животворящего Креста.

Крест
"гамматический",
на Западе "crux gammata"

"Боже воинств небесных и земных, — восклицает святитель Филарет
Московский, — Твоею помощью победивший врагов Пророк не без
Твоего
мановения поставил памятник победы и нарек его "камнем
помощи"
(1 Цар. 7; 12). Вот памятник, без сомнения благословенный
и священный,

потому что им благословляется и святится имя
Господа Помощника. Благослови, — просит святитель Господа, -памятник
не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и
Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы" (Слова и
речи, М.,

Рубрики:  МЫСЛИ: ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ.
БОГ: РАЗУМ-ЖИЗНЬ-ВСЕЛЕННАЯ
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ПРОЦЕСС - ГАРМОНИЯ - ХАОС - СИСТЕМА - ФОРМА
СИМВОЛ - ОБРАЗ - РЕЧЬ - ЗНАК

Господин...Великий Новгород

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:40 + в цитатник
Это цитата сообщения Сим [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Великий Новгород

Был не так давно в этом замечательном городе... Сделал несколько фото... правда, погода мрачная и прохладная. Великий Новгород - большой и красивый город... жаль только, успел мало: приезжали на один день и вечером шли на концерт ДДТ.
Великий Новгород
more
Рубрики:  МЫСЛИ: ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ.
ЧЕЛОВЕК: ИСКУССТВО,КУЛЬТУРА,РЕМЕСЛО,ТРУД
AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO

Оборона Севастополя (1911)

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Mif3000 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Оборона Севастополя (1911)



Год выпуска: 1911
Жанр: Историческая драма
Продолжительность: 37:50

Режиссер: Василий Гончаров, Александр Ханжонков

В ролях: А. Бибиков — граф Тотлебен
Павел Бирюков, Б. Борисов
Гончарова Александра Васильевна
Горин-Горяинов Борис Анатольевич
Громов Андрей Антонович — адмирал Нахимов
Максимов Владимир Васильевич
Мозжухин Иван Ильич — Адмирал Корнилов
Ольга Петрова-Званцева — маркитантка
Н. Семёнов — матрос Кошка

Описание: «Оборона Севастополя» (другое название — «Воскресший Севастополь», 1911) — российский документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне, одна из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии. Первая российская полнометражная кинопостановка.

Интересные факты
По воспоминаниям Ханжонкова, идею фильма предложил Василий Гончаров, отношения с которым у Ханжонкова были сложные. Гончаров, который уже не работал в торговом доме Ханжонкова, предложил снять сверхдорогой и беспрецендентно длинный фильм об обороне Севастополя. Для организации массовых съёмок на местах сражений требовалась Высочайшая поддержка. Понимая, что добиться её будет невозможно, Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, и если поездка будет безуспешной, Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Ханжонков одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку, предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссёром. Однако поездка внезапно обернулась полным успехом — Гончаров не только заручился Высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из казны.
По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны.
Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.
«Оборона Севастополя» стала первым российским полнометражным фильмом.
В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов.
Первый показ фильма состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии, зрителями стали Николай II и члены царской семьи.
Так как затраты на производство фильма достигли 40 тысяч рублей, вернуть эту сумму путём обычной продажи копий фильма прокатчикам не представлялось возможным — даже несмотря на ажиотажный спрос. Ханжонков обратился за советом к директору московского отделения «Пате» М.Гашу, который посоветовал смириться с убытками, так как, по мнению последнего, «в одной стране с её ограниченной сетью кинематолграфов безусловно нельзя покрыть подобных затрат», и рассматривать прокат фильма как чисто рекламное предприятие. Однако Ханжонков не мог себе позволить этого, так как на съёмку фильма были брошены практически все его средства. Однако Ханжонков не только спас ситуацию, но и получил значительную чистую прибыль, применив небывалую схему проката — он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определённых губерниях, уездах и городах, исключительно за наличный рассчёт, выдавая им любое требующееся число позитивных копий фильма по цене только обработанной плёнки. Успех был колоссальным, несмотря на сопротивление союзов кинопрокатчиков Москвы и Петербурга (которые тем самым уступили право проката картины в столицах провинциальным прокатчикам и сильно на этом проиграли).
«Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» — стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами (некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов).
Известен сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Из него, в частности, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания.
Фильм перешёл в общественное достояние.


Рубрики:  ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO

Падение династии Романовых / The Fall of the Romanov Dinasty (1927)

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 01:34 + в цитатник
Это цитата сообщения Mif3000 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Падение династии Романовых / The Fall of the Romanov Dinasty (1927)



Год выпуска: 1927
Страна: СССР
Жанр: документальный фильм, хроника
Продолжительность: 87 мин

Режиссер: Эсфирь Шуб

В ролях: Николай Второй, Керенский, Ленин и др. :о)

Описание: Эсфирь Шуб - одна из основателей школы советского документального фильма.
Ее первой работой стал фильм “Падение династии Романовых”, для создания которого Шуб использовала киноархив Николая II. Картина смонтирована исключительно из сохранившейся дореволюционной хроники (которая снималась с овсем другими целями), и Шуб впервые применила прием противопоставления кадров, добившись нового идейного (революционного) содержания, используя старый материал. Картина стала ярким документом большого социального звучания. Динамичное сопоставление кадров хроники, рассказывающей о жизни народа и правящей верхушки, наглядно демонстрирует остроту социальных противоречий предреволюционной России.

Фильм изначально немой, позже озвучен музыкой.


1 часть



2 часть



3 часть



4 часть



5 часть



6 часть



7 часть



8 часть

Рубрики:  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: НОРМА и экстремизм - нелюди
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: УМ разумный
AUDIO - & - VIDEO - & - FOTO
Процесс: УПРАВЛЕНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ - РЕЗУЛЬТАТ


Поиск сообщений в Paul_V_Lashkevich
Страницы: 733 ... 233 232 [231] 230 229 ..
.. 1 Календарь