УМ
Разум (логический), которым пользуется человек, - не единственный возможный инструмент. У человека имеются (или могут иметься) другие «разумы», работающие иначе.
Иногда говорят, что у человека несколько «разумов», иногда – что у разума есть различные способности, или различные деления. В конце концов, важно то, что имеются различные функции познания.
Тот разум, которым мы обычно пользуемся, работает на принципе «да-нет». В результате его работы мы видим мир в противоположностях. В картах ему соответствуют пики, которые с ранних времен изображаются символом мечей, Swords. Ум – это меч. Он рассекает ткань бытия и человек видит жизнь как рассеченные половинки: да-нет, добро-зло, и так далее. 0 - 1, 0 - 1...
Более того. На практике, человек видит в каждый отдельный момент, как правило, одну половинку, одну сторону явления.. Сегодня он считает что-то хорошим, завтра – плохим; сейчас важным, потом – неважным, а еще позже – опять важным и так далее.
«Однобокость» ума нередко иллюстрируется в суфийской литературе.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Насреддин встал на базаре и обратился к толпе.
«О люди! Хотите ли вы знания без трудностей, правду без лжи, достижений без усилий, прогресса без жертвоприношений?»
Очень скоро собралась большая толпа и все кричали: «Да, да!»
«Прекрасно! – сказал Мулла. – Я только хотел узнать. Не сомневайтесь, что я сообщу вам, как только обнаружу хотя бы одну из этих вещей».
Видеть в каждый момент одну из сторон – это типичная для человека ситуация. Гораздо ценнее увидеть одновременно две стороны.
Ум – это меч. Рассекая «объект» (в широком смысле слова) для того, чтобы показать его строение, он при этом его умерщвляет. В результате мы всегда имеем дело с трупом. А хотели, вроде, понять Жизнь..
ИНТУИЦИЯ
Итак, в больших вопросах, вроде судьбы и пр., разум буксует. Каков же ответ?
Существует ли судьба как предопределение? - Существует. - А воля? - Тоже существует. – А случай? – И он существует.
И в то же время можно сказать, что нет ни того, ни другого, ни третьего. Это понятия, концепции, продукт нашего ума и только.
Равным образом, наши представления о прошлом и будущем, времени, причинно-следственной связи и пр. – тоже всего лишь продукт ума. В них есть нечто реальное, но именно «нечто». Вспоминается выражение Дона Хуана: «Будущее – это способ разговаривать» .
Но что же существует? А существует то, что существует. То, что мудрецы называли единой тканью мироздания, из которой наш разум выкраивает отдельные аспекты, формализирует их, а затем удивляется, что не все укладывается в им же созданные схемы.
Это попытка достижения цели используя негодные средства.
Приведу пару суфийских историй, относящихся к понятию судьбы.
МОМЕНТ ВО ВРЕМЕНИ
- Что есть Судьба? – спросил у Насреддина один ученый.
- Бесконечная последовательность взаимосвязанных событий, причем каждое влияет на другое.
- Навряд ли это удовлетворительный ответ. Я верю в причину и следствие.
- Очень хорошо, - сказал Мулла, - взгляните-ка сюда. - Он указал на процессию, проходившую по улице. - Этого человека ведут на повешение. Случилось ли это потому, что кто-то дал ему серебряную монету и тем самым дал ему возможность купить нож, которым тот совершил убийство; или потому, что кто-то увидел, как он его совершал; или потому, что никто не остановил его?
В частности, определение Насреддина не исключает, что то, что мы называем «будущим», может влиять на то, что мы называем «прошлым».
Ум эту идею вместить не в состоянии.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
- Каково значение судьбы, Мулла?
- Предположения.
- Каким образом?
- Вы предполагаете, что дела пойдут хорошо, а они не идут хорошо – и вы называете это неудачей. Вы предполагаете, что дела пойдут плохо, а они не идут плохо – и вы называете это удачей. Вы предполагаете, что некоторые вещи случатся или не случатся – и у вас настолько отсутствует интуиция, что вы не знаете, что должно случиться. Вы предполагаете, что будущее неизвестно.
Когда вы попались, вы называете это Судьбой.
В этой истории хочется отметить два момента. Первый – это слово «знаете». Выделение этого слова в тексте, сделанное Шахом, можно понимать как указание на то, что знание будущего (в противоположность предположениям о нем) не является чем-то неестественным для развитого человека.
Второй момент, тесно связанный с первым, – это слово «интуиция». Знание будущего имеет отношение к интуиции (является интуитивным).
Ум может пользоваться уже готовым знанием, оформлять его, использовать и пр. Но он не может сам добраться до этого знания путем рассуждений.
Человек может хорошо прыгать в высоту, лучше многих, даже очень многих. Но есть высота, до которой ему не допрыгнуть. Разве что научится летать.
О способах получения интуитивного знания
Интуитивное знание может приходить двумя путями.
Первый путь можно назвать «инициативным» в том смысле, что для его получения требуется инициатива получающего.
Второй способ можно назвать «пассивным», потому что оно приходит само, «без вызова».
В первом случае человек может соединяться с Источником просто силой воли, или может использовать специальные упражнения, или различные вспомогательные средства (хотя бы те же карты Таро).
...важна разница между первым и вторым способом. Она заключается в том, что в первом случае нужно затратить определенную энергию, а во втором – нет.
В первом случае знание является скорее «тактическим», а во втором – более «стратегическим».
В первом случае у человека должна быть сформулирована задача, цель. Иначе с какой стати он будет задействовать свои ресурсы? То есть он имеет представление, чего он добивается или ждет. Ему нужно узнать нечто, относящееся к жизни, или узнать нечто, очень интересующее, что может иметь значение для дальнейшего.
Во втором случае он может узнать то, о чем он совершенно не подозревал. Например, он может получить предостережение. Или предписание к определенному действию. Или более общее знание, важность которого он сам не мог бы оценить заранее.
Первый способ ассоциируется с пробиванием вверх за знанием. Второй способ ассоциируется со знанием, спускающимся сверху.
В. ОЛСУФЬЕВ
http://www.olsufiev.com/4W/Gurdjieff-AJY.htm