-неизвестно

 -Метки

алина остафийчук алкоголь арт библиотека боги ведьмы видео вкусно волосы время гадание город гороскоп графика дети дизайн дом женщина животные жизнь здоровье имя инфобизнес искусство история исцеление календарь картинки кельты кира костенко книга колесо года комп корни неба космос кот красивые картинки красота креатив кухня литература литфест любовь люди магия мантика мода мудрость мужчина мужчина и женщина музыка наука небо нумерология нэп обряды обычаи одежда он она оргазм отношения песня познай себя похудеть поэзия праздник прикол психология путешествия рецепт рукоделье руны сайт свадьба секс скульптура славяне смерть собака ссср стиль стихи счастье творческий орден корни неба творчество тест травы фестиваль фото футарк характер хохма художник хэллоуин человек шаманизм этнография юмор язычество

 -Цитатник

Нежно и стильно, небрежно и винтажно - (0)

В стиле Бохо.Lookbook Collection | Daniela Dallavalle бренд Elisa Cavaletti («Элиза Кавалетти») II ...

Самая большая бесплатная электронная библиотека - (0)

Сегодня для любителей читать книги, я предлагаю вам настоящий подарок...))) Такой Электронной б...

Лайфхаки - (0)

Полезности разные 21 Нажми на картинку 12 лайфхаков с...

«Куклы для мальчиков» - (1)

У массовых отечественных солдатиков довольно короткая история, около ста лет — до револ...

 -Я - фотограф

базовая программа с гантелями

Концентрированное сгибаниеШрагиПриседания с гантелямиОтжимание от полаОтжимание от полаПопеременный подъем на бицепсТрицепсовые разгибания с гантелямиПодъём на боковую часть прессаПодъем гантелей

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лина_Звездоглазка

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) три_птицы creative_art Чортова_Дюжина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2007
Записей: 1352
Комментариев: 255
Написано: 1809


Алина Остафийчук "В утробе поезда" Поэзия,цикл

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Лина_Звездоглазка   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 04:06 (ссылка)
http://stihi.pro/3710-analiz-liricheskogo-proizvedeniya.html

Светлана Скорик
Анализ лирического произведения
ДОРОГА ЛЮБВИ: ПРОЧТЕНИЕ СЕРДЦЕМ

(по циклу стихотворений Алины Остафийчук «В утробе поезда»)


Эта вагонная, плацкартная соната начинается с замечательной фразы, которая определяет всю структуру и ритмику дальнейших строф и является как бы сжатым определением формы этого поэтического цикла:

«дюжина пауз в тональности до-м...»

Стихотворений в цикле ровно 12 – дюжина. Каждое – как пауза в поездке, перекур в тамбуре, торопливый выдох ощущений и мыслей, образов, связанных с поездкой – вообще как таковой – и с тем главным, что заполоняет лирическую героиню и не даёт ей думать ни о пейзажах, мелькающих за окном, ни о цели путешествия, ни о соседях по плацкарту и о суете остановок («мёртвыми цифрами – имена городов вне вагона»). Двенадцать коротких выдохов – квинтэссенция начинающегося чувства.

Почему соната? Просто это слово ассоциируется с романтикой и влюблённостью – например, «Лунная соната». Ноктюрн – ассоциация будет уже другой. А «музыкальная пьеса» звучит слишком специфически. Не поэтично. Хотя фактически это и есть маленькая музыкальная пьеса в поэтических образах, выраженная на языке колёс и вагонов. Дробный, лаконичный язык:



«Острое, вязкое слово – не успевает вполне рассыпаться, потому что слишком близко ко мне твои губы».



Отрывистые фразы. Вернее, чаще – довольно длинные периоды, но распадающиеся по внутреннему ритму на короткие промежутки – так колёса стучат на стыках:


«Порог тамбура. / Тапки. / Сквозит. / Трепетно / ты сжимаешь / в ладони / мою сигарету – / ты хочешь, / чтобы я не курила. / Это ли / та самая нежность? / Снуёт Лета...»

«до-м...» – что это? до-мажор? до-минор? дом-м-м как понятие качающегося вагонного жилища, приюта, рая в шалаше? Не случайно же сразу возникают библейские образы первых людей – Лилит, Каин, Авель:



«...плачет Лилит надрывно»,

«ты тот же Каин. И оба мы здесь – невинны и невредимы».


Но ведь это же и есть то самое ощущение, которое всегда сходит на влюблённых: вокруг – никого, мир состоит только из них и всего остального, и это остальное, включая людей, создано Богом только для них. Как фон, обстановка, время действия. А они – неразрывная пара («выталкивает потом солёным меня – в небо твоё всеприсутствие») – первые и единственные, главные, то, ради чего вертится мир, – невинны и невредимы.

Где же стоят декорации «места действия»? Вроде бы – все атрибуты вагона поезда. Об этом свидетельствуют: «составы», «параллель рельсов», «небо с тамбуром», «перрон», «станция», «патетика с привкусом рафинада, который не тает долго», «занавески на окнах вагона – лепестки лотоса, серебряные и грязные от любопытных пальцев», «слюда уставших окон, стекающих на плацкарты». Но «окна», повторяющиеся дважды, вводят картину в рамку, настойчиво ограничивают пространство, подчёркивая: это всё – пока, это – прелюдия, фойе, прихожая, тамбур, притвор... Да, именно притвор – понятие храмовое, священное («не теряя ощущение сакральности»). Потому что с них, с этой пары, и начинается Жизнь. С них она и продолжается, отсюда центральный образ – колыбель: «колыбель рук и поезда». И именно отсюда, из этого притвора как колыбели можно шагнуть сразу в храм Вселенной, в небо:


«Далеко ли на руках боги носят своих любимых? До ближайшего облака, видимо. А там – как пойдёт».


А пойдёт – конечно, в сказку, миф, легенду:


«Невесомость всегда приходит так неожиданно. Вроде вышли на перекур, и на тебе – в сказку».


Отсюда, наверное, и образ мифилогической Эвридики:


«Я обернусь семенем Эвридикиным, лягу в сетчатку, чтоб не боялся смерти».


То же – со «временем действия». Никак не умещается оно в привычные рамки, скользит солнечными зайчиками, отражается в одном окне «солнцем середины лета – закатным, густым – бордово-оранжевым», июльскими лучами («белее, чем жимолость, под июльским огнём – кожа»), в другом – «полночью начала весны», а в третьем – начинающимися холодными утренниками начала осени: «на перроне уже холодно, уже замерзают цветы, не успев дождаться меня». Тем более что и то, и другое сразу оказывается просто самим Временем, Хроносом, Летой:


«Снуёт Лета в расщелины межвагонные»,

«не угаданы Хроносом в поездах».


Мне кажется, именно этот ракурс взгляда – вневременной, внепространственный, сразу-всё-во-всём – больше всего и свидетельствует в пользу того, что эта поэзия – метареалистическая. Густая, метафорическая, очень современная – и притом вечная, как вечна и современна тема Тристана и Изольды и героев Шекспира. А «сакральная музыка» колёсного перестука и красивые «новые рифмы» (вроде «лотоса – голос твой», «трепетно – это ли», «мякоти – надо ли», «Борджиа – хороший мой») придают этой поэзии авангардное звучание и делают её новой и неожиданно современной ещё для многих десятилетий.
Что слышно в этом пространстве вне времени? Смех Авеля «под аритмию ночных составов», обычный железнодорожный «грохот утробный» («Трубят зарю. Едут составы – мимо»), «голоса в пульсе колёс» – и вот... «захлопают крылья простыни» – и кто-то спросит: «какого цвета смерть?»
Почему, откуда вдруг возникает эта тема смерти, страха, «вина в чаше Лукреции Борджиа», Эвридики в подземном царстве царя Аида, «щупальца Шивы» – бога разрушения из индийского пантеона богов? В том-то и дело, что влюблённые – пусть «невинны и невредимы», – но уже не Адам и Ева; пусть они «боги» («Очень долго ехать до моего «люблю» от твоего «богиня»...»), но боги смертные, такие как персонажи древнегреческих мифов.
А может, просто – предчувствие...

Под стихами дата – 2010 год... Вот-вот будет 28 августа – день смерти Клёна. И 30-е – день его похорон и ДТП, в котором гибнет сама Алина. Вот-вот будет бессмертие:


«Попадая в резонанс, колыбель рук и поезда взорвёт вселенную»,

«мы просто слившиеся до такой степени, что музыка наших чакр вышла за все пределы и стала на занавесках – вышивкой».


И в последних – одних из последних – стихах Клёна («Стрелок»), по неслучайной случайности посвящённых Алине, тоже остаётся образ железной дороги и богов:


«трудно быть богом»,

«я босой шлёпающий по шпалам»,

«пищи для размышлений всегда вагон»...


Но ведь в цикле о поездке – это не они. Это всего лишь лирическая героиня. Лирический герой. Эвридика и Орфей. Бессмертные персонажи нашего прошлого, настоящего и будущего. Зачем им знать, какого цвета смерть? Они будут всегда – в этом вагоне, несущемся вне времени и пространства.

© Светлана Скорик 30.08.2012 г.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку