Почему мужчины и женщины мыслят по-разному. Гениальное объяснение! Фотограф Bob Reidinga |
Автором этого текста является международно известный комик и спикер Марк Гунвор.
"Женщины устроены гораздо сложнее, чем мужчины. У мужчин все просто, у женщин - сложно. Знаете, почему? Потому что у нас совершенно разное биологическое устройство мозга.
Я начну с мужчин.
Мужские мозги - это устройство, в котором царит идеальный порядок. У нас все разложено по отдельным коробкам.
Секс - в одной коробке, спорт - в другой, работа - в третьей. У нас есть много ящиков буквально для всего. У нас есть ящик для автомобиля, есть ящик для денег, есть коробка, где хранятся мысли о работе. Есть коробка, где хранятся соображения насчет вас, женщин. Есть отдельный ящик для детей. Отдельная коробка - это мысли о матери. Она где-то там, в подвале.
Мы все и всегда складываем по этим коробкам. И есть одно правило: пока разгребаешь один ящик, другие трогать нельзя. Если мы обсуждаем какой-то один конкретный вопрос, то просто тянемся к коробке, где у нас все документы по нему. Вот почему мы обсуждаем только конкретные вопросы: мы очень осторожно относимся к содержимому тех ящиков, о которых в данный момент речь не идет.
С женскими мозгами все по-другому. Женский мозг - это большой шар, весь обмотанный мыслительной проволокой. И в нем все связано со всем. Деньги связаны с машиной, машина - с работой, дети - с матерью, мать - с бабушкой, бабушка тоже обязательно к чему-то подключена. В результате мыслительный процесс у женщин - это как широкополосная магистраль, на которой все управляется одной формой энергии - эмоциями.
Вот почему женщины, как правило, помнят все. Потому что если вы берете любое событие из своей жизни и подключаете его к эмоциям, оно останется в вашей памяти навечно.
Почему у мужчин все не так? Потому что, во-первых, мы часто забываем пересматривать свои коробки. Во-вторых, мы существа почти безэмоциональные. Откровенно говоря, нас вообще мало что заботит по-настоящему. А женщины, как правило, заботятся обо всем и сразу. Они просто любят этот процесс.
А еще у мужчин в мозгу есть одна коробка, о которой большинство женщин не подозревает. Это пустая коробка.
Это наша любимая коробка. Если у мужчины есть шанс это сделать, он всегда достает из подсознания именно ее. Что может быть лучше, чем абсолютно пустой мозг в течение нескольких часов? Вот почему мы так любим рыбалку.
И на самом деле то, о чем я тут рассказываю, подтверждено научно. Несколько лет назад Университет Пенсильвании провел исследование и обнаружил, что мужчины действительно могут отключаться, не думать ни о чем, и при этом дышать. В отличие от женщин. У них такого навыка нет. Женский ум никогда не останавливается. Они не могут просто достать коробку "ничего". Это, конечно, сводит их с ума. И заставляет чувствовать себя особенно раздраженной в моменты, когда они видят мужчину, который не делает ничего."
Фотограф Bob Reidinga
Метки: сюрреализм surrealism фотография photography проза искусство art Bob Reidinga мужчины и женщины |
Гляжу на облик твой земной... | Lord Frederic Leighton |
Английский художник Lord Frederic Leighton (1830-1896) королевский художник викторианской эпохи
Жанр, Античность и Мифология (часть 2.)
Гляжу на облик твой земной, Соединённый с чудной высью: То – мысль, что стала красотой, Иль красота, что стала мыслью? Как редко в женщине равны Высокий ум и обаянье! В стихах бессмертных сплетены Так красота и содержанье. | Знать Бог, когда тебя творил, Своё главнейшее творенье, Невольно о тебе сложил Любовное стихотворенье. Недаром я тебе молюсь, Когда в душе моей тревога, Но не молитву – наизусть Шепчу стихотворенье Бога. |
© Copyright:Константин Фёдорович Ковалёв
Вдыхаю нежно сердцем, милый друг, Твой поцелуй как розу на руках. И кажется иным мне мир вокруг, Я растворяюсь облаком в мечтах. | В такие грёзы окунулась мысль, Что вольным ветром понеслась душа, Ей не постичь предела, всё же ввысь Взметнулась, белым ангелом кружа. |
А ты слегка дыханье затаил…
Я чувствую твой выдох ветерка.
И лепестки бутонов распустил
Твой поцелуй, как роза на руках.
© Copyright:Смирнова Виктория
Метки: живопись painting искусство art Lord Frederic Leighton художник Цитаты |
Чашка кофе, роза в блюдце |
![]() | УТРЕННЕЕ КОФЕ И РОЗЫ ДЛЯ ТЕБЯ!! Автор плэйкаста:valentina26252 Создан: 9 марта 0:14 |
Метки: стихи кофе фотография Цитаты |
Солнечное... Joseph Pauwels (Belgium,1918-1976) |
Метки: живопись painting искусство art Joseph Pauwels жанровая живопись художник Цитаты |
Другое измерение Сальвадора Дали |
Метки: живопись painting искусство art Сальвадор Дали фарфор Цитаты |
Здравствуйте, я ваша тётя! |
Метки: иллюстраторы illustrator искусство art женский образ мужчины иллюстрация фотография ретро Joseph Christian Leyendecker художник Цитаты |
Ginette Beaulieu \ Ваше Величество Женщина, как вы решились ко мне? |
Метки: стихи живопись painting женский образ в живописи искусство art Ginette Beaulieu художник Булат Окуджава Цитаты |
Ольга Викторовна Петрович. КоллекционноКошковое... |
Метки: живопись painting животные искусство art Ольга Викторовна Петрович кошки художник Цитаты |
Художник Charles Roka |
Нет ничего доверчивей ребёнка,
Когда он спит к твоей груди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежее, чем дыханье трав.
Как шар земной наш с матерью-вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно слит.
Комочек жизни, тёплый и бесценный,
Так сладко мне он руки тяжелит...
Дети - это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети - это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети - это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети - это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети - это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
(Стихи-Марины Цветаевой)
Charles Roka родился в Венгрии в 1912 году. После того как он закончил учебу в Академии изобразительных искусств в Будапеште он отправился путешествовать по Европе. В 1937 году он окончательно поселился в Норвегии, и жил в Бэрум, рядом с Осло до своей смерти. Рока присутствовал один год в Академии в Осло. В 1939 году он написал свою первую картину полуголая Цыганская девушка, которую он видел в Марселе несколько лет назад.Многочисленные вариации этой цыганки принесли художнику финансовой успех,но беда художника была в том,что он был презираем в мире искусства,его имя стало синонимом превышение художественного китча, но тем не менее он был любим народом. Он прославился также своими картинами на которых изображал экзотические наряды цыган ,венгерский фольклор и сентиментальные портреты детей с их домашними любимцами. У Рока было несколько выставок в Мадриде, Барселоне, и в Лозанне, и он был очень популярен среди среднего класса скандинавского народа. В 1982 году болезнь остановила его творчество. В 1999 году он умер.
Цыганку на дороге повстречал:
Красивая она была до боли,
И словно сердце поразил кинжал -
Тут влюбишься безумно поневоле.
Блеск черных глаз пронизывал насквозь,
Грудь красило богатое монисто,
И мысль прошла: Неужто довелось
Мне повстречаться с силою нечистой?
А, будь, что будет, даже, если черт
Решил передо мной предстать цыганкой,
Красавиц ведь таких наперечет -
Влекущая и страстная вакханка.
Не надо объяснений, лишних слов,
И ни к чему идти тропой окольной,
Здесь мчишься в быстрой тройке из ветров,
В греховные миры любви фривольной".
"Чего же медлишь, или не мила? -
Смеялась колокольчиком цыганка, -
Что за мужчины, вот тебе дела...
Хоть проводи меня до полустанка.
Там табор наш сейчас, и ждет нас ночь.
Такой второй, поверь мне, и не будет.
Пошли скорей, отбрось сомненья прочь,
Ведь за любовь пока еще не судят".
На утро только сизый дым костров
Напомнил те безумные мгновенья,
И женщину совсем иных миров,
Исчезнувшую будто привиденье.
(Автор: Великий Странник)
Метки: живопись painting дети в живописи поэзия искусство art Charles Roka художник дети Марина Цветаева Цитаты |
Сергей Крупский (Россия, 1961)... НатюрмортноЦветочное. |
Метки: живопись painting натюрморт still life искусство art Сергей Крупский художник цветы Цитаты |
Художник Andres Orpinas. |
Ранее работы художника были здесь
Метки: живопись painting иллюстраторы illustrator искусство art Andres Orpinas иллюстрация Цитаты |
Парень с бубном...... Художник Milton Morales Grillo |
Иногда кажется, что я как этот парень с бубном.
Сегодня как раз такой день
Шлю всем потоки позитивной энергии и пожелания счастья!
Цвет - лекарство для всех, кто хочет познать себя, но вы должны иметь его и излучать к другим. Milton Morales Grillo может превратить идею из визуальной в эмоциональную, благодаря оттенкам отраженного счастья. Наслаждайтесь яркостью и цветами жизни!
Milton Morales Grillo / Опорапа, Уила, Колумбия
Метки: живопись painting видео искусство art Milton Morales Grillo painter |
35 лет без Высоцкого..... |
Хвалю и люблю не отвергшего гибельной чаши. В обнимку уходим - всё дальше, всё выше, всё чище. Не скаредны мы, и сердца разбиваются наши. Лишь так справедливо. Ведь если не наши - то чьи же?
Белла Ахмадулина ---------- Владимиру Высоцкому
Он настолько единственный, что его поэзию не с чем сравнить, и он, безусловно ПОЭТ. Но его амплуа, его жанр - это бывает на свете один раз, это не с чем сравнивать. Он один, он таков.
- В нем был великий артистизм человека...
- Он был замечательным артистом, прекрасным человеком - добрым, милым, щедрым. Но полагал он себя, прежде всего, поэтом. И был абсолютно прав.
И место его в литературе - оно одно, оно уникально.
(Из беседы Марка Цыбульского с Беллой Ахмадулиной)
Эта смерть не моя есть ущерб и зачет
жизни кровно-моей,лбом упершейся в стену.
Но когда свои лампы Театр возожжет
и погасит - Трагедия выйдет на сцену.
Вдруг не поздно сокрыться в заочность кулис?
Не пойду! Спрячу голову в бархатной щели.
Обреченных капризников тщетный каприз -
вжаться, вжиться в укромность - вин неужели?
Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет.
Я не помню из роли ни жеста, ни слова.
Но смеется суфлер, вседержатель судеб:
говори: всё я помню, я здесь, я готова.
Говорю: я готова. Я помню. Я здесь.
Сущ и слышим тот голос, что мне подыграет.
Средь безумья, не, средь слабоумья злодейств
здраво мыслит один: умирающий Гамлет.
Донесется вослед: не с ума ли сошед
Тот, кто жизнь возлюбил да забыл про живучесть.
Дай, Театр, доиграть благородный сюжет,
бледноликий партер подвергающий в ужас.
Пословица звучит витиевато:
Не восхищайся прошлогодним небом,
Не возвращайся, где был рай когда-то,
И брось дурить, иди туда, где не был.
Там что творит одна природа с нами,
Туда добраться трудно и молве,
Там каждый встречный, что ему цунами,
Со штормами в душе и в голове.
Покой здесь, правда, ни за что не купишь,
Но ты вернешься, говорят ребята,
Наперекор пословице поступишь,
Придешь туда, где встретил их когда-то.
Здесь что творит одна природа с нами,
Сюда добраться трудно и молве,
Здесь иногда рождаются цунами,
И рушат все в душе и в голове.
На море штиль, но в мире нет покоя,
Локатор ищет цель за облаками,
Тревога, если что-нибудь такое,
Или сигнал: "Внимание! Цунами!"
Я нынче поднимаю тост с друзьями,
Цунами, равнодушная волна.
Бывают беды пострашней цунами
И радости сильнее, чем она
Ружена Глинская - спасибо!
Метки: стихи поэзия искусство art Владимир высоцкий Белла Ахмадулина память |
С миру по нитке..... |
Говорят, что он ученик Сальвадора Дали... Если жив, то сейчас ему лет 75 - 80.
Дорогие друзья, делитесь своими мыслями кто это!
Помогите определить этого испанского художника.
Отдыхается чудесно!!! Всем солнышка!
Метки: фотография photography искусство art Салвадор Дали украшения ученик Сальвадор Дали |
Все началось в замках с единорогами.... Художник Carrington Leonora |
Carrington Leonora....
"Она была последним из живых великих сюрреалистов, - сказал ее друг, поэт Омеро Аридхис. - И она была живой легендой".
Сальвадор Дали называл её наиболее значимой художницей нового направления!
|
Художник, путешествующий инкогнито
Совершенно уникальное личное видение сюрреализма. Carrington Leonora всегда обладала возможностью создания альтернативных миров, фантастических и правдоподобных. Свободно заимствуя мифологические и исторические источники искусства, в работах она избегала атрибутов изобразительных цитат, хаоса спонтанных конфликтов, вместо этого художник предлагает торжественные, достойные древние ритуалы игры. Ее сказочные звери являются не страшными силами природы, а имеют свои творческие, загадочные возможности.
Задача правого глаза заглянуть в телескоп, тогда, как левый глаз глядит в микроскоп
Leonora Carrington
В замках с единорогами....
Леонора родилась 6 апреля 1917 года в семье текстильных промышленников в Ланкашире, небольшом городке на севере Англии. Её отец приобрёл патенты на передовые по тем временам модели ткацких станков. Благодаря этому его фабрики почти монопольно выпускали шерстяные ткани высокого качества. Каррингтоны были знатны и богаты. Они владели обширными землями, конюшнями. Раннее детство Леонора провела в мире полной свободы в семейных особняках. Окружённые лесами, они казались девочке сказочными дворцами. А благодаря древним кельтским легендам и преданиям, которые рассказывала ей ирландская няня, эти замки наполнялись великанами, магами, гномами и феями.
Однако когда Леоноре исполнилось девять лет, свобода закончилась. Отец решил: хватит дочери болтаться без дела, гоняя воображаемых единорогов по просторам фамильных поместий. Пришло время сделать из неё настоящую английскую леди. И – дать образование.
Это означало отправить в институт благородных девиц в монастыре Святого Гроба Господня в Чемсферде. Спустя несколько месяцев Леонору вернули родителям с характеристикой: "неисправимый и несносный ребёнок". Гордую и непобеждённую девочку взялись перевоспитать в школе благородных девиц при монастыре Святой Марии в Аскоте. Довольно быстро и из этого монастыря пришло вежливое письмо с настоятельной рекомендацией забрать возмутительницу спокойствия.
К тринадцати годам Леонора побывала во множестве учебных заведений. И везде с одинаковым результатом. Родители решили пойти на крайние меры. Самой жёсткой и суровой считалась школа-интернат мисс Симпсон в Париже. Девочку отправили туда.
Отец ждал: вот, как всегда, вскоре приедет представитель монастыря и начнёт, смущаясь, просить избавить их от маленького дьяволёнка... Однако на пороге его кабинета появилась сама Леонора и заявила, что сбежала. Гневно сверкнув глазами, она поставила ультиматум. Отец хочет, чтобы дочь получила образование? Что ж, она согласна. Однако при условии: это будет художественное образование. Её отец всю жизнь считал художников нищими, больными разумом людьми. Но скрепя сердце согласился. И Леонору для начала отправили во Флоренцию, а затем в художественную академию в Лондоне. К радости родителей, казалось, всё налаживается. Их дочь с несвойственными ей прилежанием и вниманием посещала уроки живописи и рисования. На одном из званых обедов в Букингемском дворце она была представлена Георгу V!
И вдруг – шёл 1937 год – от опекуна, приставленного отцом следить за непокорной дочерью, пришло ужасное известие: двадцатилетняя Леонора сбежала с 46-летним женатым Максом Эрнстом (Max Ernst)! Что с того, что он был известным художником в Париже.
Из парижских кафе в испанский дурдом....
Леонора была счастлива: её возлюбленный, авангардный Макс Эрнст, ввёл её в свой мир. Сердцем богемной среды Парижа считалась площадь Сен-Жермен-де-Пре. Здесь, в кафе, собирались поэты, писатели, художники: Марсель Дюшан, Манн Рэй, Джоан Миро, Андре Бертран, Пабло Пикассо. Все они стали друзьями Леоноры. Многие мужчины предлагали ей больше, чем "просто дружбу", однако Леонора повторяла: у неё нет времени на то, чтобы быть чьей-то музой. Её поглотила живопись. И – Макс, ставший её учителем и любовником.
Но всё приедается. В начале сороковых, устав от бурной жизни Парижа, пара сбежала на юг Франции, в Арденн. Пора полностью посвятить себя творчеству! Жизнь в сельской местности нетороплива: он рисует её, она – его. Леоноре кажется, эта идиллия будет вечной...
Но Европа уже живёт предчувствием Второй мировой войны. Макса арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Германии.
Она пыталась освободить возлюбленного. Но что может сделать какая-то художница без денег и связей в чужой стране? И всё же она добилась! Его освободили, но лишь на несколько дней... Повторный арест, и снова бесполезные и бесконечные письма, просьбы, хождения по инстанциям… Власти смилостивились и разрешили свидание с Максом. На две минуты.
Эта борьба довела Леонору до нервного срыва. Арест уже угрожает и ей самой. Друзья уговаривают бежать в Мадрид. Но там её настигает новый нервный срыв. Отец направляет к Леоноре своих доверенных людей, пытается помочь, ведь её надо лечить! И вот итог – сумасшедший дом, транквилизаторы и прочие средства, которыми врачи пытаются "выбить" из девушки её любовное безумие, возвратить бунтарку на землю. Наконец-то она спокойна и безразлична ко всему. Отец высылает за дочерью няню, чтобы забрать домой.
Но няня возвращается одна. Усыпив бдительность санитаров, девушка сбежала в США, подцепив мексиканского дипломата Ренато Ледюка и моментально став его женой. Они случайно встретились на прогулке, она узнала в нём парижского друга Пикассо и убедила помочь ей. Брак (они договорились – фиктивный) был заключён в британском посольстве, и молодожёны тут же отправились в США, а затем в Мексику.
Сивилла среди ацтеков....
Мексика стала для Леоноры домом. Здесь она прожила больше семидесяти лет и состоялась как художник. Её сразу покорил горячий мир ацтеков и майя. Ей удалось соединить его с волшебными играми своего детства, с пространством древних кельтских легенд. Искусствоведы увидели в стиле художницы "сдержанный мистицизм", она попросту уводила зрителя в свои магические миры.
Одни называли её мудрой соблазнительницей, другие – сивиллой, жрицей и колдуньей, а большинство пожимало плечами. Путь оказался нелёгким, признание пришло не скоро.
Первая выставка Каррингтон состоялась в Мексике в начале пятидесятых… в мебельном магазине. Однако через два года несколько её картин попали в Париж и имели успех! Что-то изменилось в мире, и Леоноре удаётся организовать ещё две персональные выставки в Мексике, в 1956-м и 1957-м. А в 1965-м она устраивает три выставки! Это уже не просто успех. Пришла слава! Ей было о чём рассказать, и она проявила немалый литературный талант – выпустила несколько книг.
В 2006 году искусствоведы, работая над биографией Каррингтон, отыскали её семью в Англии. Родственники страшно удивились. Оказывается, отошедшая в туманную область семейных преданий и легенд бабушка, сбежавшая с нищим художником, и известная художница-сюрреалист с мировым именем – одно и то же лицо!
Леонора умерла в возрасте 94 лет 25 мая в 2011 году от респираторного заболевания. С её смертью прервалась нить, связывающая нас, ныне здравствующих, с миром художников-бунтарей, совершивших революцию в искусстве. Почти век назад они сидели за одним столиком в парижском кафе, выпивали, веселились и придумывали в бесконечных жарких спорах, куда развернуть искусство XX века.
Магия работ Carrington Leonora заставляет таять часы, и даже дни растворяются в секундах, не так ли, дорогие друзья!
Извините за количество работ - очень люблю, очень нравится!
Экспедиция доктора Рэмсботтома
Белые люди из Tuatha de Danann
Волх Zoroaster. Встреча с собственным изображением в саду
Женская совесть
Brujas Juegan al Cubilete
Лошадь господина Подсвечника
Малеькая лошадь
Танцор
Figure in water
Лестница Иакова
Простое скандирование
Метки: сюрреализм surrealism скульптура sculptures искусство art Carrington Leonora живопись художник сюреализм painter фотография |
Художник Serge Marjisse. |
Жду еще минуту, встаю и ухожу,
Хоть и очень круто, глазки подвожу.
Платье, блеск и шляпка. Я должна царить.
Жду еще минуту... Гордо уходить?!
Но пришел любимый, все решилось вмиг,
Ротик мой красивый, показал язык...
Метки: живопись painting искусство art Serge Marjisse акварельная живопись Цитаты |
Мы все тут рисуем, а Шегельман – авангард..." Simon Shegelman |
" Мы все тут рисуем, а Шегельман – авангард..."
Лето в городе
Разговоры вполголоса,
И с поспешностью пылкой
Кверху собраны волосы
сей копною с затылка.
Из-под гребня тяжелого
Смотрит женщина в шлеме,
Запрокинувши голову
месте с косами всеми.
А на улице жаркая
Ночь сулит непогоду,
И расходятся, шаркая,
По домам пешеходы.
Гром отрывистый слышится,
Отдающийся резко,
И от ветра колышется
На окне занавеска.
Наступает безмолвие,
Но по-прежнему парит,
И по-прежнему молнии
небе шарят и шарят.
А когда светозарное
Утро знойное снова
Сушит лужи бульварные
После ливня ночного,
Смотрят хмуро по случаю
Своего недосыпа
ековые, пахучие
Неотцветшие липы.
Старый город
Рассвет
Амстердам. Размышления
Латинский квартал
До свидания
Кафе
Наследие
Художник
Музыкальное трио
Танец радости
Неоновый дождь
Танцевальная веревка
Нотр-Дам в Париже
Старый город. Цветы
Амстердам
Миражи
Любовь
Открытое окно. Город
Победители и проигравшие
Музы и музыканты
Бар с пианистом
Семён Шегельман (Simon Shegelman) родился в 1933 г. в Бобруйске, в Белоруссии, некогда центре еврейской культуры. начале войны маленький мальчик бежал оттуда с семьей в горящем после бомбардировки поезде. ойну семья Шегельман пережила на Урале. Из Белоруссии были родом такие замечательные еврейско-русские художники-гиганты как Марк Шагал, Анатолий Каплан и Иегуда Пэн.
1952 году Шелельман без специального среднего художественного образования поступил в престижную Академию художеств в Риге по классу графики, которую закончил с отличием в 1958 г. 1959. году стал членом Союза художников СССР. Испытал сильное влияние пуристского стиля балтийской графики, уделял много внимания поискам новых форм, постоянно искал свой собственный путь в искусстве. При этом он не забывал живопись, в которой часто использовал темы своих эстампов. 1960-70-х годах портретировал многих известных женщин СССР. Его печатная техника способствовает появлению уникальных эстампов в небольших тиражах, так как линолеум, в отличие от других матриц, не долго живуч и относительно быстро пропадает. Поэтому тираж оттисков линотипии ограничен и уникален.
Художник участвовал в конкурсе мемориального ансамбля в Саласпилсе(1959). Работал в комбинате „Mksla”. По проектамы Шегельмана зделаны многие интереры в Риге и СССР (в Риге - кафе „Тураида”, „Старая Рига”, „Юность”, столовая „Балтия”, в Россие - Твере „Бар валюты” и в Кисловодске гостиница „Москва”; в Украине – Новомосковске Дворец кульгуры и в Новоросиске гостиница „Бригантина”)
B 1975 году он эмигрировал в Рим. С 1976 – живёт в Канаде.
Персональные выставки – в Риге (1975, выставка закрыта; 1995), в Юрмале (1990); в Италие - Треисте (1976), в Риме (1976, 1993), в Сорренто (1994); в Канаде –инипеге (1976, 1979), в Монреале (1976, 1981-82, 1982), в Отаве (1986), в Торонто (1990); в США – Нью-Йорке (1979), в Лосанджелосе (1990); в еликобритание –Лондоне, Фолкстоне (обе 1993); в Германие – Берлин (1998).
Тихий балтийский гений
О двух жизнях художника Семена Рувимовича Шегельмана
1.
После защиты диссертации в начале 1970 годов я искал сувенир для своего профессора. центре Риги, в квартире рижского художника Душкинса, специализировавшегося на акварелях с видами города, я впервые увидел необычный эстамп. И спросил тогда у хозяйки дома, Расмы, выполнявшей функции менеджера своего мужа:
– Это ваш супруг так рисует?
На что она мне ответила:
– Мы все тут рисуем, а Шегельман – авангард...
Акварели покупали на память о Риге уезжавшие в Израиль или в Америку евреи. Сегодня эти незатейливые работы висят в квартирах рижан во всём мире. А вот графика в рамке на стене была какой-то странной в своей отстранённости и неопределённости, наполненная необычным миром и необычными темами и дикой энергией. Странные люди неслись там толпами, обнимались в каком-то неимоверно тесном сплетении тел, бегали по лестницам, падали в пропасть или сигали с крыши одного высокого дома на другую. Это были очень необычные графические работы о массовом и стихийном эксодусе, который нам всем ещё предстоял, технически и качественно великолепно выполненные, резко выделявшиеся на фоне довольно спокойного балтийского искусства.
Жизнь в большом городе Рига с почти восьмисоттысячным населением, из которого в 1959 г. где-то 18 000 жителей столицы Латвии официально принадлежали к "лицам еврейской национальности", была полна определенной интимности и напряжения. едь аж до 1956 г. в республике постреливали "лесные братья". Над Ригой стоял запах кофе, чудесного хлеба и копчёной рыбы. Юрмала пахла разогретой солнцем сосновой смолой, песком и влагой Залива. месте с Юрмалой население столицы достигало около одного миллиона человек. сего в Латвии оказалось к этому периоду 39 000 евреев.
По центральной улице Ленина, сегодня она вновь зовется Бривибас, всегда фланировала масса хорошо одетых людей: красивых женщин, статных мужчин и шустрых подростков. Два рынка, Центральный, около и сегодня впечатляющего Центрального вокзала, и Матвеевский, неподалёку от 1-й городской больницы, оставляли сильное впечатление, особенно на приезжающих в Прибалтику отдыхать советских людей, своим обилием продуктов и товаров. Добротный латышский хлеб, молочные продукты или рыбные деликатесы – это настоящие поэмы гурманов, каждая для себя. Рижские цветочные магазины, кафе и рестораны, в которых можно было спокойно посидеть и поговорить, контрастировали с кафухами в центральной полосе России и в Москве, где можно было принять пищу и попить кофе, но обычно только стоя. Стулья там не стояли. Один из москвичей объяснил мне, что вездесущий КГБ не желал рассевшихся на западный манер посетителей.
С младых ногтей мне запомнилась послевоенная Рига с немногими развалинами и следами боев, булыжниками мостовых, черепичными крышами домов и представителями комендатуры, ворвавшихся в нашу квартиру и "уплотнивших" нас. Так наша отдельная квартира стала коммунальной, появились соседи. Немецкие военнопленные, маршировавшие с работы и на работу через Эспланаду, сегодня Бульвар Райниса, строили на углу улиц Кирова и Горького "балтийский Пентагон", бывший Штаб Прибалтийского военного округа
Рига – это особый северный свет c иными люксами, особые неброские краски, продуманная аккуратная упорядоченность композиции красивых домов, удивительные фасады югендстиля и арт-деко, чистые улицы, вымытые дворниками и дождями, прекрасная кухня, тогда в противоположность к России забитые продуктами рынки, многочисленные родственники за рубежом и посылки, позволявшие некоторым щеголять в последних модах Нью-Йорка, Берлина и Тель-Авива. У фарцовщиков или моряков торговых судов всегда можно было купить джинсы или красивую куртку. Рига – это обязательно еще и Юрмала, когда-то называвшаяся Рижским взморьем, и река Лиелупе, на которой я отгребал в лодке свои километры. Светло-желтый песок, дюны, обалдевающий запах теплой хвои, десятки и сотни тысяч людей на пляже с тысячами волейбольных мячей в воздухе, совершенно удивительное свободное дыхание зморья. начале 1950 годов было почему-то модно щеголять весь день в пижамах. После обеда еврейские семьи в Булдури тащили с собой раскладушки и шезлонги в приморский лесок, чтобы там, среди хвойной благодати, посидеть, полежать и поболтать.
Когда я был подростком и студентом, то просто лез через высокую каменную стену, отгораживавшую пляж от знаменитого открытого Концертного зала в Дзинтари. А слушать и смотреть там всегда было что. Например, Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, для которых жаркое летнее солнце юга было большой нагрузкой, приезжали сюда регулярно. Потом эту стену уже охраняла от скалолазов милиция и халява закончилась. Довольно быстро рижский рай открыли для себя ведущие московские и ленинградские театры, писатели и поэты, включая худющего Евтушенко, или барды вроде Клячкина. Каждое лето приезжали отдыхать толпы людей со всех концов Союза. Именно на зморье я познакомился со сверстником из Ленинграда, к сожалению сегодня уже покойным Сашей Шаргородским, ставшим совместно со своим братом Львом известным писателем и драматургом, жившим позже в швейцарской Женеве.
А рижские парки? Я уже не говорю о Старом городе, являющимся таинственным космосом самим по себе. Где всё это осталось в моей молодости? Когда я в прошлом году приехал в Ригу на неделю, то смотрел уже какими-то иными глазами на узкие улицы центра города в "поясе югендстиля", по которым ездили специально для них построенные автобусы и троллейбусы, на давно не ремонтированные и десятилетиями не перебранные булыжники горбатых мостовых. молодости я этого просто не замечал. Расписанный внутри фресками стиля неорококо и украшенный снаружи скульптурами фасад кинотеатра "Рига" может еще и сегодня оказать честь любому залу собраний в Европе. помпезной Рижской Опере дирижировал в XIX в. знаменитый концертмейстер, некий Рихард агнер.
2.
Где-то через полгода после посещения квартиры художника Душкинса и беседы с его женой в отделение хирургии и травматологии, где я работал, поступила на лечение дама, оказавшаяся сестрой Семёна Шегельмана, автора заинтриговавшего меня эстампа. Через нее я познакомился, а потом и подружился с тщательно и элегантно одетым симпатичным большеглазым парнем с шевелюрой черных волос и эпатажной, аккуратно выбритой бородой – с выдающимся художником Балтии Семёном Шегельманом. Он всегда носил стильные пиджаки, жилеты, шали и береты. Называю его условно "парнем", потому что он выглядел довольно молодо, хотя и был старше меня на десять лет. Надо сказать, что маленькая Латвия, несколько запоздавшая с развитием живописи в конце XIX в., дала миру выдающегося еврейского художника-авангардиста XX в., родившегося в Даугавпилсе (Двинске) Марка Ротко. Он стал классиком американской абстрактной живописи и основателем теории цветного поля. Отец великого Сергея Эйзенштейна, Михаил, был тем самым главным архитектором Риги, ответственным за югендстиль фасадов её архитектурных ансамблей. доме по соседству с тем, где я вырос, родился известный философ XX века сэр Исайя Берлин. Я привожу все эти примеры для того, чтобы дать представление об извечном культурном напряжении в Риге и особенной творческой и эстетической атмосфере в ней.
Семён Шегельман (Simon Shegelman) родился в 1933 г. в Бобруйске, в Белоруссии, некогда центре еврейской культуры. начале войны маленький мальчик бежал оттуда с семьей в горящем после бомбардировки поезде. ойну семья Шегельман пережила на Урале. Из Белоруссии были родом такие замечательные еврейско-русские художники-гиганты как Марк Шагал, Анатолий Каплан и Иегуда Пэн.
1952 г., в разгар "борьбы с космополитизмом" и в преддверии "дела врачей" Семён сумел без специального среднего художественного образования поступить в престижную Академию художеств в Риге по классу графики, которую закончил с отличием в 1958 г. Год спустя стал членом Союза художников СССР. Испытал сильное влияние пуристского стиля балтийской графики, уделял много внимания поискам новых форм, постоянно искал свой собственный путь в искусстве. При этом он не забывал живопись, в которой часто использовал темы своих эстампов. По свидетельству его супруги Юли он портретировал в 1960-70-х гг. многих известных женщин СССР. Я мог в середине 1970 годов нередко бывать в его мастерской и наблюдать за творческим процессом графика-линотиписта. Такая печатная техника способствует появлению уникальных эстампов в небольших тиражах, так как линолеум, в отличие от других матриц, не долго живуч и относительно быстро пропадает. Поэтому тираж оттисков линотипии ограничен и уникален.
Серенада, масло, холст, 1965
относительно просторной мастерской Семёна в Доме художника на Крастмала, обрамленной с двух сторон стеллажами, плотно забитыми холстами и графикой, стоял в центре печатный станок художника, на котором он работал над своими офортами и линотипиями под музыку Баха или ивальди из патефона. ажное место в мастерской заняло со временем большое шикарное кресло, в котором сидел гость или сам мэтр. мастерской часто встречались коллеги, друзья и знакомые, открывалась бутылка вина или коньяка, шли нескончаемые беседы и дискуссии. Это был благодатный полиэтнический и многокультурный хумус из латышей, евреев, русских, украинцев, армян, – иными словами, из людей любящих искусство. Где-то в 1974 г. Георг Стражнов, сегодня старейший латвийский специалист в области пиара и маркетинга, часто забегавший в мастерскую, раздобыл и подарил Сёме книжку с рецептами коктейлей для барменов советских круизных кораблей, часто причаливавших в Рижском порту. Коктейли, рецепты которых он быстро и основательно усвоил, стали хобби Шегельмана, и он часто угощал ими друзей и знакомых в мастерской или на вечеринках у себя в доме на улице Лачплеша.
Работы Шегельмана, особенно рижского периода, полны романтики и удивительной энергии, которая при созерцании передаётся зрителю. Странные деформированные креатуры его офортов и холстов, все эти колченогие кентавры или люди c семи- и десятипалыми руками, идущие по канату, прыгающие с крыш, держащие в руках свечи, несущиеся куда-то в стихии эксодуса, висящие на деревьях белорусских местечек или просто сидящие за столом, – весь этот театр и космос Шегельмана не оставлял зрителя равнодушным. Сегодня сказали бы, что по Жаку Деррида это был блестящий пример деконструкции. Чем чаще и дольше я созерцал его работы, тем неожиданнее обнаруживал на двухмерных плоскостях новые пространства с таинственными дверьми, непонятными натюрмортами, маскообразно отрешенными людьми. Это была мечта и крик о свободе.
Блудный сын, линопринт, 1968
Где он брал свое вдохновение? последних классах средней школы рабочей молодежи мне довелось учиться вместе со скрипачом Лазиком Флейшманом, ныне международно-известным русистом, культурологом и специалистом по русской литературе XX в., профессором в американском Стэнфорде Лазарем Флейшманом. Папа Лазика был известным латвийским художником, а сам Лазарь кончал одновременно с учебой в школе ещё и музыкальную школу по классу скрипки. квартире семьи Флейшман я впервые увидел книги и альбомы с иллюстрациями Шагала и Пикассо и получил через них представление о творчестве, о котором раньше только слышал. Лубок и странные ассоциации Шагала, здоровенные бабищи Пикассо с гигантскими ступнями, бегущие наперегонки по пляжу, вызвали у меня тогда потрясение. Эти женщины не были прозрачными эльфами классической европейской живописи. Они были, наверно, прачками c тяжелыми руками и ногами, вышедшими пробежаться в воскресенье по морскому кубистскому пляжу. Похожее ощущение откровения возникло у меня при первом знакомстве с работами Шегельмана.
1962 г., после посещения Н. Хрущёвым выставки художников-"пидарасов" в московском Манеже и скандальной дискуссии с Эрнстом Неизвестным, давки бульдозерами картин на "диких" выставках московских авангардистов, по всему Союзу прокатилась кампания по "борьбе с формализмом" в искусстве, практически "охота на ведьм". Чиновники от искусства неожиданно нашли в лице осторожного и негромкого Семёна Шегельмана главного "формалиста" Латвии и начали его травить. Шегельман ответил по-своему: закрыл дверь в мастерской на ключ, несколько лет не выставлялся, рисовал влюбленных. Постепенно сформировался суровый, деструктивный, иногда даже мрачный стиль его рижского периода, который выразительно отличал его от коллег: латвийский постэкспрессионизм Семёна Шегельмана – первая жизнь художника. Рижская газета "Час" писала в 2003 г. о том, что его работы "как стон или исступленный рёв, запечатленный в изображении"[1].
Этот стон или рёв советского человека был на родине соцреализма многим непонятен, а потому крайне подозрителен.
Его критиковали, а он не сопротивлялся и не протестовал. Мягкий, обаятельный характер Семёна вообще не для конфликтов, которых он всю жизнь старался избегать. Несмотря на это жизнь в CCCP его туда постоянно засасывала. Попытки ухода от общественных скандалов, отсутствие эпатажа, осторожность составляют, наверно, вообще большой минус маркетинга творчества Шегельмана, но это не его путь в искусстве. Семён ежедневно дисциплинировано ездил на трамвае в свою мастерскую в Доме художника и работал там до позднего вечера. Его выделяла поразительная работоспособность. Сам художник сформулировал позже по-английски свой субъективный подход к искусству в одном из интервью рижской газете "Час" во время посещения Латвии в 2004 г.: I`m not a fighter, I´m a lover (Я не борец, я любовник)[2]. Графика Семёна рижского периода где-то перекликается, по-моему, с "чёрным" периодом творчества великого испанца Франсиско Гойи и его "Капричос".
Песах, Линопринт, 1970
Шельмование художника после московского скандала в Манеже парадоксальным образом прибавило ему уважения в глазах коллег и укрепило репутацию нонконформиста. Он стал известным в культурном андеграунде и не только там. Работы Семёна Шегельмана стали пользоваться большой популярностью в республиках бывшего Советского Союза и были представлены особенно в конце 1960-х – начале 70-х годовне только на крупных ежегодных, всесоюзных выставках в Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, ильнюсе, Таллинне, Риге, но и за рубежом – в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Праге, аршаве, Хельсинки, Осло, Турине и Милане, получив широкое признание, а также ряд призов, дипломов и медалей.
Кроме того, выполняя различные проекты по дизайну интерьера, он создавал монументальные фрески и витражи, скульптуры и барельефы, разъезжая по всей территории бывшего СССР, где было востребовано его искусство. Тут надо упомянуть интуристскую гостиницу "Бригантина" в Новороссийске, санаторий"Москва" в Кисловодске, бары для иностранцев в Перми и в Москве, рижские кафе "Яуниба", "Турайда" и"ецрига", – "Детский мир" и многие другие бесчисленные объекты. Семён иллюстрировал книги, брошюры, плакаты – карьера художника была активной и очень успешной. Одним из примеров подобных монументальных росписей служило красочное панно в теперь, к сожалению, уже снесенном юрмальском ресторане "Юрас перле" на пляже в Булдури. Обо всём этом знала знаменитая "женщина на мавзолее",всесильная министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Парадокс, но она стала во время своего нахождения на посту даже поклонницей искусства Шегельмана, так грандиозно представлявшего СССР за границей, и называла его в частной беседе "мой Модильяни".
Начало 1970 годов после Шестидневной войны и войны Судного дня было временем государственного антисемитизма и еврейских отделов КГБ. С другой стороны, это было временем пробуждения нового витка латышского национального самосознания. Многие еврейские семьи оставили тогда Латвию и Ригу и двинулись навстречу неопределенностям эмиграции. Именно в этот период в творчестве Шегельмана появляются всё сильнее незавуалированные еврейские национальные мотивы, рефлексии на Холокост, Исход, иудаизм, темы еврейской свадьбы под балдахином, блудного сына, застолья на седере, на историю трагедии и бегства своей семьи от нацистов из Белоруссии.
оспоминания, гравюра, 1972
Художник всегда сопротивлялся "литературизации" своих картин. По его убеждению литература и живопись – два совершенно разных вида искусства, использующих, правда, ту же терминологию – краски, композиция, стиль и т. д. Его работы должны действовать на зрителя непосредственно визуально. И тем не менее. Удивительные картины Шегельмана рижского периода, рефлектирующие Холокост и торую мировую войну, очень перекликаются с поэзией Поля Селана (Paul Celan, 1920-1970 гг.), австрийского автора из карпатских Черновиц на Буковине, оставившего знаменитое стихотворение "Фуга смерти", вошедшее во многие учебники и антологии поэзии немецкоязычного пространства и тематизирующее лирическими средствами трагедию Холокоста[3]. Метафоры стихотворения Селана, как, например, самая известная:"Смерть – это мастер из Германии" ("Der Tod ist ein Meister aus Deutschland"), накрепко вошли в литературный обиход современного немецкого языка. Я исхожу из того, что Семён, возможно, сам не до конца понимал именно этот, самый удивительный и подспудный эффект своего творчества, так спонтанно изливавшийся из него. Обычные композиции как, например, натюрморт, акт, сидящая за пасхальным седер-столом группа с ломящимся к ним через дверь пророком Ильей или воспоминания детства наполнены неудержимой драматикой, трагизмом и неуёмной энергией. Именно эта энергетика картин мастера стала отличительной чертой его творчества. Семен всегда рисовал чувства. На мой взгляд этот период был абсолютной вершиной его творчества.
3.
1975 году пришло мое время: я подал свои документы на выезд в Израиль и пошёл в ЛатвийскийНациональный художественный музей в Риге для получения разрешения на вывоз работ Шегельмана за границу. Меня долго расспрашивали – почему это я, мол, везу работы непонятного художника, когда в Риге так много сладеньких акварелей намного более популярных и успешных латышских мастеров. Я не стал спорить о вкусах, выслушал поучения, заплатил пошлину и получил печати латышских искусствоведов в разрешении на вывоз всего лишь пяти произведений искусства. то же самое время проходила давно выстраданная Семёном персональная выставка в фойе Дома художников. Мой отъезд в Израиль и настоящий погром на выставке Шегельмана, о котором я расскажу ниже, были, возможно, как-то связаны между собой. Официальной причиной разгрома послужил скандал с триптихом художника "Памяти матери", своеобразным реквиемом, написанным во время тяжелой болезни его мамы. СССР проходило к тому времени помпезное празднование 30-летия Победы над фашистской Германией. Именно этот триптих послужил для делегации бдительных советских людей, учителей откуда-то из русской глубинки – не то из Курска, не то из Пензы – поводом оставить в книге посетителей на выставке возмущённую верноподданническую запись. Мол, в такой радостный для всего советского народа день – и такие мрачные картины!!! Сложное искусство и стиль художника не принималось и не понималось простыми душами и потому было напросто объявлено антисоветским. Свои впечатления от погрома выставки Сёмы я выразил позже в романе "Против часовой стрелки" (2000-2001 гг.). Шегельман фигурирует там в качестве одного из протагонистов Семёна Шагалова.
Прыжок, гравюра, 1973
4.
"Рядом с железнодорожным мостом стоит дом Союза художников Латвии. Несколько дней назад тут открылась персональная выставка работ Семёна Шагалова, который долгие годы раздражал функционеров не только творчеством, но ещё и происхождением. Семён был графиком, но работал охотно маслом. Его работы выделялись цветовой гаммой и экспрессией. Как и его выдающееся коллеги на Западе он, не задумываясь, шёл своим собственным путем в искусстве.
Персонажи его картин имели по шесть-семь пальцев, их лица были часто лишь намечены, и тем не менее общее впечатление было колоссальным. Шагалов утверждал свою оригинальность и самобытность. Он не просто копировал великого Шагала, а был им инспирирован.
– Есть один советский художник, ещё в большей степени находящийся в зависимости от творчества Шагала. Это ленинградец Анатолий-Танхум Каплан, иллюстратор произведений Шолом-Алейхема... – говорил он.
Еврейский экспрессионизм, которого нельзя было не заметить, вызывал злобу функционеров, откровенно говоривших о том, что Семён превратил свою мастерскую в синагогу.
Семёна так часто ругали, что со временем он стал символом латвийских авангардистов. Его еврейский лубок, эскизная техника и необычная композиция не всегда воспринимались даже коллегами, в своих работах метавшихся от Дали до де Кирико. Протест Семёна в латышском искусстве был, как и его картины, громок и груб, – и этого нельзя было не заметить. Новый латышский сюрреализм не мешал соцреализму так, как это делали картины Семёна. Поэтому многие, несмотря на их болтовню о первостепенной роли искусства-протеста, на самом деле были очень кротки и послушны. Искусство Семёна не принадлежало к привилегированным, и тем не менее он был доволен. Он говорил часто, что в музеях Латвии висит на стенах то, что в Москве Хрущев давил бульдозерами.
Семён и Давид дружили. Они проводили вместе много времени, много говорили, и Давид постепенно влюбился в его необычное и оригинальное искусство, которое так хорошо отражало эпоху. Пару дней назад Давид зашёл с картинами и эстампами Семёна в таможенное отделение министерства культуры, расположенное в Латвийском национальном музее. Из всех работ ему разрешили выбрать лишь пять. С двумя картинами маслом и тремя эстампами он мог ехать за границу, что подтверждала печать социалистических таможенников.
О посещении Давидом таможни в Союзе художников уже знали. Когда он зашёл на выставку Шагалова, то его глаза увидели самый настоящий погром. Долгие годы талантливых побед и поражений увенчались для Семена выстраданной персональной выставкой в Риге, открывшейся из-за сложной системы знакомств, симпатий и поддержки его друзей.
Теперь графика, развешанная с большой любовью и тщательностью, валялась на полу среди разбитых стекол. Люди в зале боялись чего-то, не смотрели друг другу в глаза и уныло молчали. Среди художников было тоже немало стукачей.
ысокий, худой мужчина из руководства Художественного фонда ходил, несмотря на праздник, среди валяющихся, изуродованных работ. Давид подошел к нему.
– Что всё это означает?
– Это не искусство. Было вообще ошибкой открывать эту выставку!
– Но это же настоящий погром!
– Нет, так выглядит своевременное закрытие этой так называемой выставки. Мы должны защищать нашу страну от подобного декадентского искусства.
– ы что, серьезно?
– Знаете, я предлагаю вам ехать туда, куда вас так тянет! Оставьте нашу родину, а без такого балласта, как вы, наша страна станет ещё лучше. Мы не позволим поганить наше искусство.
– ы тут все помешанные! Поверьте и на Западе я не оставлю вас в покое! – закричал Давид.
Многие стояли в зале и слушали этот разговор. Люди молчали, только прислушивались. Бедные картины лежали на полу, как побитые дети, и были не в силах сопротивляться"[4].
сего через неделю после открытия персональной выставки Шегельмана его эстампы были сняты из экспозиции, некоторые стёкла оказались побитыми. Семён был в бешенстве, пошёл к тогдашнему директору Художественного фонда Я. Пастернаку и заявил: "Нужно было сделать следующий шаг – облить всё бензином и поджечь!"[5] На другой день он подал документы на выезд по вызову, которым его обеспечил я. Так закончилась первая жизнь латвийского художника Семёна Шегельмана.
5.
Я уезжал в конце июня поездом через Брест, аршаву и Чехословакию в ену. Из замка Шёнау в ене, где разместили еврейских иммигрантов, я звонил в Ригу и понял, что семья Шегельман тоже собралась в путь. Другими словами они сделали, наконец, через четыре месяца после моего отъезда то самое Allez!, которое было темой эстампов Семёна. Его картины я пронес через мою жизнь, через все свои отъезды и переезды. Израиле, с папкой в руках и фотографиями его работ, пытался заинтересовать владельцев многочисленных галерей в Иерусалиме, Тель-Авиве и Кфар-Сабе, – к сожалению, без особых результатов. Некоторые, правда, пытались потом их у меня безрезультатно купить и осведомлялись когда художник собирается, наконец, приехать в Израиль? конце концов под влиянием творчества Семёна стал рисовать сам и выставляться, появились три альбома моих работ. Должен признаться, что живопись здорово помогла мне преодолеть перипетии моей эмигрантской судьбы.
Один из недоверчивых друзей, которого я в Риге уговорил купить эстамп Шегельмана, понес его по приезде в Израиль на экспертизу одному московскому художнику. Приговор мастера из столицы бывшего СССР был суров и сродни чиновникам от искусства в Риге: "Таланта маловато..." Правда, об этом художнике потом больше ничего не было слышно.
Семён Шегельман, 1974. Фото автора
От Сёмы поступали новости: Шегельманы уехали в октябре "за бугор", раздарили и оставили у друзей в Риге большую часть работ, заявили в ене о своем желании переехать в США и оказались в Риме. Провожать семью художника в эмиграцию собрались сотни латвийских знаменитостей. Бригада грузчиков, которая загружала и заколачивала его контейнеры с живописью и графикой, была совершенно уникальной. Здесь были известные режиссёры-кинодокументалисты Герц Франк и Ансис Эпнерс, художники Каруш Акопян и Дмитрий Кудрин и, конечно же, верный друг Георг Стражнов. Поклонница творчества Шегельмана Инара Нефедова приходила с помощницами вечерами для штамповки печатей таможни на обороте графических листов. Сёме пришлось заплатить налог за свои собственные работы – 9000 рублей, по тем временам баснословные деньги.
Еще в Риге, среди богемы, его друзья часто наивно фантазировали о возможностях совместной эмиграции и о том, как они собирались заниматься маркетингом творчества Шегельмана. Потрясающая действительность второй жизни Семёна опрокинула все грёзы. Италия произвела на него ошеломляющее впечатление. Страна света, солнце, раскопки, архитектура, памятники, музеи, из которых он не вылезал, и отношение итальянцев к искусству вызвали в его творчестве настоящую революцию. Когда из автобуса выгружали багаж группы эмигрантов, то грузчики, лихо швырявшие чемоданы, бережно приставляли его папки к стене, приговаривая: "О питторе! Микельанджело!" Люди, расселявшие эмигрантов, говорили после знакомства с его работами "ы не советский художник. ы принадлежите нам"[6].
Его творчество было восторженно принято в Италии. Итальянский искусствовед, профессор Роберто Монтелло (Roberto Montello) представил в распоряжение семьи Шегельман свою громадную римскую квартиру с большой студией. Художник познакомился с новыми друзьями: итальянцами, американцами, французами и русскими эмигрантами. Он теперь радикально изменил свой стиль и стал часто отказываться от драматических реминисценций рижского периода. его творчество вошло солнце Италии, люминесцентные яркие краски меццоджорно, новый оптимизм и раскованность, прелесть декадентства и шика Запада. Италия исцелила Шегельмана от латвийских депрессий и трагических воспоминаний. Там же пришёл невероятный успех. Художнику помогали с организацией и участием в десятках выставок в Риме, Милане, Турине, Сорренто и других городах Италии. се картины были проданы по нормальным для того времени ценам, будущее было безоблачно и обнадёживающе. Двенадцать лет спустя, в 1987 году Семён выставлялся в Израиле, в галерее "Барон" в университете Бен Гурион в Тель-Авиве.
ателье художника, за неделю до моей эмиграции
Большой поклонник творчества Шегельмана, итальянский искусствовед профессор Джорджо Теллан (Giorgio Tellan) уверенно писал о европейских корнях искусства Шегельмана, восходящих к античной поэзии и риторике:
"Шегельман верен и предан аксиоме философа Симонида Кеосского (556-467 до н. э.) "Живопись – это тихая поэзия. Поэзия – это говорящая живопись". (перевод – Б.А.)[7].
Год спустя после эмиграции, в 1976 г. состоялась большая персональная выставка Семёна на Западе, в Galleria d`Arte в итальянском Триесте. Несмотря на радикальную смену стиля, художник сохранил в своих лучших работах тему философских раздумий и рефлексий.
Основной темой новых картин стал теперь мегаполис и жизнь горожан. акханалия красок кипит у художника обычно на черном фоне, за что канадский критик Пьер-Поль Кормье из Оттавы прозвал его"менестрелем ночного мира", и окрестил мерцающую манеру работ художника neon-art:
"Семён Шегельман – певец мира ночей, ночных размышлений и искусственного солнца полуночи. Он бард, который празднует неоновое освещение наших городов, чей постоянный пульсирующий ритм никогда не исчезает" (перевод Б.А.)[8].
артикуляции и объяснениях собственного стиля художник далеко не так блестящ, как в своих картинах. Коллеги-эмигранты из бывшего СССР делают на Западе своим слабым и эклектическим работам намного лучший маркетинг, объявляя их "мятежом", "неконформным искусством", "движением", публикуя"манифесты", устраивая пресс-конференции, покупая рецензии критиков и т. д. Расхожие, несколько неуклюжие и туманные оценки и характеристики собственного творчества Шегельманом осторожно "косят",на мой взгляд, под успех
Работы Шегельмана на Западе, особенно тех итальянских двух лет, 1975-1976 гг., рефлектируют новый и необычный для него в Риге маньеризм и итальянский футуризм. Пропала былая мрачность и аскетизм, жизнь наполнилась новым светом, новыми красками, новой музыкой и новым смыслом.
6.
От Нью-Йорка и США, куда его жена Юлия Маркина и сам Шегельман стремились переехать, их отговорила комиссия ХИАС.
"ы не русский художник с их церковно-лубочными или деревенскими темами, вы – общечеловеческий, гениальный".
Там, в Нью-Йорке, мол, жесткая конкуренция между художниками, "волками", а он человек не агрессивный. общем, уговорили и Семён с семьей очутился в Канаде, где его творческая жизнь сложилась удачно. Актуально Шегельман стал тогда первым художником-эмигрантом из СССР, которому было разрешен въезд в Канаду. аэропорту иннипега, который Шегельманы выбрали просто по наитию, не представляя себе, что это такое, их ожидала торжественная встреча. Семёна раздирали на части с выставками, интервью для прессы и телевидения. Канадская газета Toronto Star отметила еврейские темы творчества Шегельмана несмотря на то, что он не получил в СССР еврейского религиозного воспитания. Особенно были отмечены темы древнего эксодуса, трапезы за пасхальным столом с Ильёй-пророком, свадьбы с хупой. Большое внимание вызвала тема "йорцайт" с 22 сериографиями из цикла "Памяти матери", сыгравшего такую большую роль в его эмиграции[9].
сё было замечательно кроме самого города иннипега. Началась канадская зима, и семья неожиданно оказалась в "Сибири" – с лютыми морозами, высокими снегами и зимним ужасом. Соседка, выносившая в контейнер на улице мусор, сказала:
"Алло! Мы ещё поболтаем весной, когда будет немного теплее..." Супруга Юлия начала успешно работать художником-ретушёром в громадной компании "иннипег Фото", ответственной за всю профессиональную фотопродукцию Западной Канады и США, за гигантскую фоторекламу, постеры и афиши. Она быстро стала пятым человеком в фирме, много работала с известными фотографами.
течение всех лет канадского периода, своей второй жизни художника, Шегельман жил и работал в своих мастерских в иннипеге, Оттаве, Монреале и Торонто, а также в США и Европе. Романтически-философские работы художника, в которых нередко рефлектируется Рига, представлены во многих музеях и частных коллекциях по обе стороны Атлантического океана. интернете репродукции его работ можно найти на сайтах таких реномированных галерей, как Landau Fine Art, а также Vivid Art Gallery в Монреале, Квебек, Канада, Shirman Gallery в Редвуд Сити, Калифорния, США или Klasisks mkslas galerija "Antonija" в Риге, Латвия. Судя только по списку выставок на сайте галереи Ширман в период 1976-2002 гг., практически каждый год, а нередко и несколько раз в году где-то в Америке, Европе – в Лондоне, Париже, Каннах или в Израиле проходили выставки работ Семена Шегельмана или выставки с его участием. 1988 г., незадолго до падения Берлинской стены, с успехом прошли выставки его работ в Еврейской общине Западного Берлина и в галерее Карлоса Хульша (Carlos Hulsch). Газета Die Welt опубликовала тогда очень положительную рецензию на выставку в галерее Хульша[10]. 1990-1991 гг., в начале новой латвийской государственности, состоялись триумфальные выставки Шегельмана в Риге и Юрмале, вход в которые был украшен латвийскими и канадскими флагами. Латышская пресса праздновала с намёком на одну из тем его графики сразу в нескольких публикациях "возвращение блудного сына". Центральная газета деятелей искусства Латвии отметила эти выставки вдумчивой статьёй[11].
Пражский искусствовед, иктор Селенски (Victor Selensky, Чешская Республика) пишет на сайте Vivid Art Gallery о звезде галереи:
"Картины Шегельмана полны оптимизма, надежды и перспектив. Красочные, эстетические, феерическое поверхности холста поэтически и философски отражают жизненные силы, энергию, и вечное существования нашей человечности. Его полотна поют хвалу всему ценному в человеческом существовании: любви к людям, к музыке и танцу, воспоминаниям о прошлом, об удивительной красоте деревьев, цветов и трав. Это принцип общей темы его картин – (мечта – Б.А.) о щедром, добром, примирительном севышнем, сотворившим мир. Семен Шегельман пользуется разнообразием, вдохновленным жизнью, и его творческие способности внесли ценный вклад в мир современного искусства"(перевод Б.А.)[12].
Надо отметить, что на Западе художник создал в экспериментах свою новую оригинальную,"выпуклую" рельефную технику, вносящую сильную пространственную структуру в его живопись.
7.
начале нового тысячелетия Семён Шегельман относительно часто приезжал в Ригу, открывал выставки, вспоминал своего умершего друга Ансиса Эпнерса. Рижская газета писала по-новорусски об известном рижанине:
"Канадец из Бобруйска привез в Ригу немного света"[13].
Несколько странно было читать это о заядлом рижанине, но газета где-то права. Буйные краски и реминисценции войны – они не из сегодня спокойной Балтии, а из залитой кровью убитых евреев Белоруссии. Очень хорошо и ёмко творчество Шегельмана в уже ранее упомянутой рижской газете "Час"охарактеризовала в 2003 г. известный искусствовед Светлана Хаенко:
"Нельзя забывать тех, кто своим талантом славит Латвию. Мы видим очень своеобразного живописца, но вот что мне сегодня бросилось в глаза: как для Шагала был основой итебск, так для Шегельмана, несмотря на 30 лет в Канаде, Рига остается основой, землей, от которой он отталкивается в своем творчестве.
И еще: во всех его работах, что мы с вами видим, нельзя сказать, что там главным героем является человек. Там странное прорастание города, стен, предметов натюрморта в какой-то человеческий лик. Они наблюдают за человеком и записывают в память то, что происходит. Такого ощущения, что стены и вещи хранят память о людях, я нигде не встречала.
Не мудрено, если вспомнить, что в Бобруйске в войну были уничтожены десятки тысяч евреев. Я бы сказала, что главные герои Шегельмана не люди. Он пишет идеи. А его картины населены призраками.
Притом он совершенно модный художник – во всех отношениях. И в то же время его живопись не теряет смысла. Правда, с этим у него всегда все было в порядке. За что и пришлось уехать"[14].
Для многих известностей на Западе и в бывшем СССР стало сегодня самим собой разумеющимся делом, en vogue, вкладывать деньги в живопись и графику Семёна Шегельмана и собирать коллекции его работ. Много внимания художник уделяет и в Америке дизайну интерьера. Свидетельством тому витражи и фрески в громадных супермаркетах, например, в Майами.
Свечи, масло, холст, 1982
Искусство, особенно передовое изобразительное искусство, – это в первую очередь абстракция идей современности и общества. Талант для этого дан не всякому. Гений Семёна Шегельмана заключается в том, что он индивидуально и субъективно отразил в своем творчестве и своей биографии время, свою судьбу и судьбу своего народа, не забыв в лучших работах трагедию Холокоста, Бобруйск, Латвию и своё восприятие Запада. Ориентируясь на западное искусство, он создал в Канаде собственный индивидуальный, североамериканский стиль и разделил по Шолом-Алейхему участь блуждающих еврейских звезд времен Исхода из СССР и стран Балтии. Пришло, наконец, и новое позднее признание в Латвии: на выставках Шегельмана в Риге выстраивались очереди. Латышская поэтесса изма Белшевица посвятила Шегельману в 1988 г. стихотворение "Художник". [15] Латвия заключила своего еврейского сына в объятья.
Сегодня галереи Запада, особенно ведущие в США – в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Майами – буквально забиты работами талантливых художников из республик бывшего СССР, которые, однако, при всем их мастерстве приносят пока ещё относительно мало новых идей и импульсов. Лучшие работы Шегельмана из его обоих больших периодов творчества можно сегодня определить как гениальные. Они окончательно укрепились на мировом художественном рынке. Семён Шегельман не остановился в своем развитии и находится в мэйнстриме североамериканского искусства. своих последних работах он вновь рефлектирует Ригу, Балтию и свою молодость. И в них блестяще представлен Шегельман-колорист.
Полотна художника предлагаются по некоторым опубликованным лотам галерей и аукционов по относительно умеренным ценам до 9000 $ US, экземпляры графики – от 800 $ US. Другими словами, они пока еще по карману любителям и ценителям графики и живописи. Но это ненадолго.
Серия сообщений " латвийские художники":
Часть 1 - СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ЛАТВИИ
Часть 2 - Каждая из ее сказочных картин манит определенной долей мистики- Агита Кейри (Agita Keiri)
...
Часть 10 - Анико Колесникова/(Aniko Kolesnikova) . Floral Journal
Часть 11 - Романтик и философ / С. Шегельман
Часть 12 - " Мы все тут рисуем, а Шегельман – авангард..." Simon Shegelman / Шегельман Семён Рувимович
Серия сообщений "канадские художники 2":
Часть 1 - Осторожно ступая по кромке воспоминаний… | Ivan Alifan
Часть 2 - Rajka Kupesic. Я следую за музыкой
...
Часть 6 - Remi LaBarre
Часть 7 - Романтик и философ / С. Шегельман
Часть 8 - " Мы все тут рисуем, а Шегельман – авангард..." Simon Shegelman / Шегельман Семён Рувимович
Метки: живопись painting искусство art Simon Shegelman художник Цитаты |
АукционноАнтикварная живопись на фарфоре европейских художников. |
Метки: живопись painting искусство art живопись на фарфоре Цитаты |
Облачно - незабываемо...... В общем, мне подарили облако. Художник Jeff Faust |
Вот беда: мне неведомы тонкости, Скажем так, этикета. Из загадочной этой области Знаю выборочно - то то, то это... К примеру, (А мера вынужденна!) Придется принять на веру, Как подобает женщине Принимать сумасшедшие Подарки огромной ценности, Какую усвоить манеру? С мягкой такой благосклонностью... Чуть иронично, ласково... В чем-то же есть условности? В изъявлении степени высшей Изумления, радости и восторга? Это же каторга - что-то пытаться выразить, Не дать себе онеметь от счастья, На шее повиснув... | |
В общем, мне подарили облако.
Очень красивое. Пышное. Свежее.
С печки небесной в руки обрушили -
Розоватым безе, нежнее нежного...
Под языком стало сладко-сладко...
В глаз немедленно ущипнуло...
Вот я и думаю, уж не порядком ли,
Не этикетом ли - сводит скулы?
Облако. Можно в него упасть и...
Если длить это долго-долго,
Наверняка получится... счастье!
Если поймать и попробовать спрятать,
В сердце прямо направив...
Потом иногда доставать, любоваться,
Получится память...
Я же смотрю и смотрю... Ничего с подарком не делаю. Я люблю облака. Грозовые. Белые... Штука коварная: неумолимо и безотносительно С дара любовь переходит всегда И в упор - на дарителя... Вот и изъян! Неэтикетно. Избыточно! Но облачно - незабываемо... Господи, как я люблю это в красоте: Взаимное... как бы сказать поточнее? душ узнавание... @ Татьяна Исаенко |
Jeff Faust современный американский художник. Облака, облака и еще раз облака. Воздушных перья... сказки вашего детства становятся явью в этих рисунках. Необыкновенно и эмоционально, так нежно и так просто. Хрупкость жизни - лейтмотив творчества художника. ![]() А еще автор мечтает о том, чтобы его живопись стала для людей своеобразным "креслом". "Как правило, кресло - удобная и мягкая мебель, куда человек садится, когда хочет отдохнуть, или даже подремать. Кресло ассоциируется у нас с комфортом и позитивом, и мне очень хочется, чтобы мои работы стали таким же "креслом", к которому хочется возвращаться снова и снова, которое бы вызывало только положительные эмоции", - говорит Jeff Faust. Что ж, очевидно, автор нередко посещает своих белых и пушистых персонажей, витая в облаках мечтаний! |
Метки: стихи живопись painting сюрреализм surrealism искусство art Jeff Faust painter сюреализм облака листья |
Dodo – жизнь в иллюстрациях... Dцrte Clara Wolff |
Кафе в висячем саду, на крыше здания в Веддинге (район Берлина). Иллюстрация для периодического сатирического журнала "Ulk" ("Потеха").1929 год.
Частное собрание. Гамбург
Dodo - псевдоним Дёрте Клары Вольф / Dörte Clara Wolff (1907–1998),
ставшей одним из самых ярких журнальных немецких иллюстраторов 1920-х годов.
История жизни Додо необычна, увлекательна и полна противоречий: Дерте Клара Вольф родилась в 1907 г. в берлинском районе Шенеберг. Она росла в обеспеченной еврейской семье и в 16 лет окончила школу с твердым намерением стать художницей. С самого детства Додо чертила и рисовала в каждую свободную минуту, но не те почтенные ландшафты, которых так хотелось видеть ее матери, а совершенно иные сюжеты – голых девушек, парочек, беременную проститутку, готовую броситься с моста... Прежде чем разрешить ей поступить в Академию искусств, родители потребовали, чтобы Додо прошла курсы в школе для благородных девиц, научилась готовить, печь и вести хозяйство. Спустя год девушка наконец попала в академию и полностью оказалась в своей стихии. Рисовать с натуры студенты ходили не только в зоопарк, но и в ночные клубы.
В 1926 г. Додо видела на сцене знаменитую танцовщицу Жозефину Бейкер и несколько раз рисовала ее. Своими иллюстрациями моды Додо так хорошо зарабатывала, что могла позволить себе разъезжать на такси, курила именные сигареты, очкам предпочитала монокль. Работы художницы печатал известный сатирический журнал "Ulk" ("Шутка"). Потом ей представилась следующая возможность карьеры: ей заказали эскизы к ревю "Es liegt was in der Luft" ("Что-то витает в воздухе"), и в 1928 г. молодая Марлен Дитрих произвела фурор именно в костюмах Додо.
Вскоре художница решила, что ей пора устроить свою личную жизнь. В мужья она избрала себе адвоката на 25 лет старше ее, быстро родила ему двух детей. С 1934 г. Додо рисовала картинки к детским книгам, иллюстрировала Библию. После прихода к власти НСДАП заказы ей поступали исключительно от еврейских издательств, например, от журнала Еврейской общины. Ее стиль стал менее вызывающим, эротика почти исчезла из сюжетов. Но даже к иллюстрации древних историй она подошла творчески, например, изобразила Иосифа и его братьев своими современниками.
После развода ей в 1936 г. удалось вовремя бежать с детьми в Англию,здесь она вышла замуж за своего психоаналитика ,но новый брак продлился недолго в 1938 они развелись ,в 1945 году она снова вышла замуж за своего первого мужа . В Англии художницу ожидали финансовые трудности, так как англичане считали ее стиль слишком "континентальным" – современная сдержанность здесь не пользовалась популярностью. Чтобы содержать семью, Додо рисовала сюжеты для открыток. Семье – к этому времени в Англию уже прибыли ее родители и сестра – удалось пережить немецкие бомбардировки Лондона. Они остались в Англии и после окончания войны.
Додо умерла в 1998 г. в преклонном возрасте.
В 2012 году на выставку "Додо – жизнь в иллюстрациях" в берлинской Библиотеке искусств , в Берлин приехали 25 ее потомков со всего мира (среди них – дочь Аня Амзель), чтобы отметить большой праздник в честь мамы и бабушки под ее оригинальными картинами.
Метки: живопись painting иллюстраторы illustrator искусство art Dodo Дёрте Клары Вольф Dörte Clara Wolff художник иллюстратор Цитаты |