-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738




Ani w Boga wierzy, ani się diabła boi

Краевский поет А.С. Пушкина

Воскресенье, 08 Апреля 2012 г. 11:41 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Seweryn Krajewski "Kwiat"





Kwiat zasuszony i bezwonny
znalazłem w książce z dawnych lat
i głos marzenia nieuchronny
już się do mojej duszy wkradł.

Gdzie kwitnął, jakiej wiosny zaznał,
czy długo kwitnął, kto go rwał?
Czy go zerwała dłoń przyjazna
i po co w książce leżeć miał?

Czy na pamiątkę czułej schadzki,
czy znaczyć miał rozłąki ból?
Czy był to tylko ślad przechadzki
w cienistym lesie, w ciszy pól?

Czy żyje ów, czy żyje owa,
gdzie mają swój zaciszny kąt?
A może zwiędli już bez słowa
tak, jak ten kwiat nieznany zwiądł.

Oригинал А.С.Пушкина
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Пасха в Польше

Суббота, 07 Апреля 2012 г. 18:24 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Христианство вытеснило много языческих весенних праздников, но сохранило не меньше праздничных обычаев, придав им собственную, отличающуюся от первичной, символику. К ним относятся, в частности, пасхальные обряды: обливание водой, встреча весны, битье друг друга в шутку молодыми веточками вербы или наделение яиц символическим значением, что неразрывно связано с празднованием Воскресения Христова. 
В ночь Масляницы, с вторника на среду, устраиваются трапезы, являющиеся предзнаменованием наступающего 40-дневного Великого Поста, который предвещает Пасху. Этими трапезами завершается карнавал, начавшийся ночью с 31 декабря на 1 января. Итак наступает Предваряющая среда - первый день Великого Поста, именуемая также "Попельцовой", т. е. Пепельной средой. Ее наименование берет свое начало в обряде обсыпания священником верующих освященным пеплом, который в католической церкви является символом смирения. Совершая это действие, священник говорит: „ты прах и в прах ты обратишься."
В древней Польше существовал обычай упрекать в этот день незамужних молодых женщин и холостяков в том, что они не заключили брака во время карнавала и остались старыми девами и старыми холостяками. И для обозначения такого их гражданского состояния к их одежде прикреплялись т.н. чурки: прутики, куриные лапки, куколки, селедки... В деревнях жертвы этой традиции должны были тащить на цепи деревянные чурбаны в корчму и там, чтобы избавиться от этого клейма „позора" они откупались горилкой.
В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа - "жура", а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костёлах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий. По мнению теоретиков символики и магии праздничных блюд в Польше, освящение яиц связано с толкованием действий курицы, которая сначала несет яйцо, а потом его высиживает. Таким образом через Христа мы дважды возрождены. Освящение же хрена связано с горечью Страстей Господних, которая в день воскресения превращается в радость и сладость. К очень древней традиции празднования Пасхи относится т. н. Смигус-дынгус - шуточный обычай обливания друг друга водой в праздничный понедельник - второй день праздника Воскресения Господнего. Он берет свое начало в двух разных обычаях. Дынгусом назывались пожертвования (яйца, колбаса и другие продукты), которые хозяйки дарили детям, ходившим по домам, чтобы откупиться от забот и обеспечить дому благополучие. Смигусом же назывался легкий удар („к счастью") вербной веточкой с соцветиями в Вербное воскресенье. Смигус-дынгус сохранился до наших дней как обычай обливать друг друга водой. В этот день девушки плетут венки из цветов и лечебных трав, ходят с ними по домам и поют песню - „Гаик". В польской традиции еще недавно существовал обычай празднования пятого дня после Пасхи - т. н. „Весенних дедов". В этот день люди посещали кладбища, где устраивали трапезы на могилах своих близких, символически делясь с ними остатками больших пиров и праздничной еды. Сразу же после Пасхи, когда на полях растаяли зимние снега, крестьяне начинали сеять лен, а потом коноплю. После 40-дневного поста мы с надеждой ждем пасхального завтрака, а традиция освящения его отдельных блюд придает ему особенно торжественный характер. И так, в пасхальное воскресное утро на красиво сервированном столе появляются разные колбасные изделия и блюда из холодного мяса, пироги, „бабы", пироги с фруктами, маковые струдели, а посередине, выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец - в память о воскресении Иисуса Христа. И только исключительно в этот день на столе появляется особый хлеб -„пасха". Его выпекают из ржаной муки, частично на дрожжах и закваске, соблюдая при этом магический ритуал. Сверху его смазывают свиным салом и украшают крестом из теста. За неделю до Вербного воскресенья хозяйки уже не пекли хлеб из опасения, чтобы выпекаемый ими в течение всего года хлеб не плесневел. За выпечку они брались лишь в Страстную неделю. В некоторых районах Польши это была Страстная Пятница, в других - наоборот, в этот день запрещалось что-либо печь.

 

Если бы хоть одна хозяйка нарушила этот запрет, всей деревне угрожала длительная засуха. Предотвратить ее могло только погружение в пруд посудины, в которой месила тесто хозяйка, нарушившая запрет. Страстную пятницу соблюдались такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из домочадцев - нельзя было зарезать скот, печь хлеб, полагалось также заслонить зеркала. Нельзя было пользоваться расческой. Итак, Страстная Пятница была днем траура. Во всяком случае „пасхи" должны быть готовы к субботе. Кроме креста из теста, их украшали, по образцу свадебных пирогов, цветами, птичками... С украшением хлеба лучше всего справлялись молодухи и вообще эта традиция была связана с женщинами. Хозяин не мог участвовать в приготовлении "пасхи", потому что у него поседели бы усы и тесто не удалось бы. В Страстную Субботу „пасху" несли вместе с "писанками" - крашеными яйцами, мясом и хреном в костёл для освящения. Хозяйки соперничали друг с другом за то, чья „пасха" самая хорошая, красивая и тщательно берегли секрет ее приготовления. Они добавляли к ней для вкуса шафран, имбирь и лавровый лист. Если во время освящения оказалось, что хозяева насчитали 24 пригоревших хлеба, то это было предсказанием жаркого лета. В воскресенье каждый домочадец и домашние животные (кроме кошек) получали по куску освященного хлеба. Помазанный хреном, он должен был беречь от болезней горла, животных же - от всевозможных заболеваний и недугов. Если „пасха" не выросла или потрескалась (что объяснялось присутствием мужчины во время ее приготовления), это не только вызывало смущение женщины, но было также плохим предсказанием для благополучия семьи. В Польше наиболее распространенным методом является варка яиц в отваре из луковой шелухи, коры дикой яблони (коричневый цвет) или в стоячей воде из выдолбленного ствола дуба. Фиолетовый цвет получается из лепестков цветов темной мальвы, а зеленый - из почек осины с добавлением квасца; листиков омелы и молодой ржи. И так же, как в случае „пасхи", этим занимаются исключительно женщины и девушки, которые сами придумывают узоры, руководствуясь собственным творческим воображением. К самым важным составным частям пасхального завтрака относились пироги: гигантские дрожжевые „бабы", а также приготовленные исключительно по этому случаю „мазурки". „Бабы" бывали разные: обыкновенные ванильные, изготовленные на пару, с добавленным шафраном, протертые с желтками, „локтевые", миндальные, "тюлевые"- слоеные с разными начинками, шоколадные, пуховые, лимонные, хлебные и всякие другие. Столь же бесконечным может быть перечень возможностей хозяек, приготавливающих „мазурки" В книге „Варшавский повар", изданной 70 лет тому назад, говорится „только" о 40 видах этого сладкого пирога, начиная с миндальных, через марцепановые, шоколадные, с начинкой из изюма, сушеных фруктов, мака, апельсиновые, „цыганские", и кончая хрупящими песочными с вином, водкой или яблоками, изготовленными из французского теста, слоеными и многими другими. Основанием „мазурка" является песочный пирог, на котором укладываются, размещенные искусным образом, разные украшения в виде яиц, покрытых сахарной глазурью, веточек вербы из марципана, шоколадных цветочков и других сладостей. Красивыми буквами из крема делалась надпись „Аллилуйя!", что в иудаизме и христианстве означает возглас радости, сопровождающий праздник Воскресения Христова.
Эти десертные блюда завершали трапезу, состоявшую из холодных мясных закусок и колбасных изделий, среди которых была традиционная для польской кухни т.н. белая колбаса, изготовленная из высококачественной сырой свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. Она подавалась на стол в вареном или печеном виде, но, конечно, холодная. К хрену добавлялась свекла и так возникло одно из популярных польских блюд - "цьвикла", традиционно присутствующая на пасхальных столах.

 

 

 

 
MODLITWA DO UROCZYSTOŚCI DOMOWEJ  PRZY ŚNIADANIU ŚWIĘTA  WIELKANOCNEGO

 

W  Imię  Ojca  i Syna  i  Ducha  Świętego,  Amen.! ( CZYTAĆ  POWOLI) 

Tego szczególnego dnia  wychwalajmy  Boga,  naszego Ojca,  za  Wielką  noc, w  której  Jego  Syn  Jezus  Chrystus  Zmartwychwstał. Przeżyjmy  tamto wydarzenie opisane  w Ewangelii  Św. Jana

(przeczytać z Pisma, św. Nowy Testament Ew. Św.Jana rozdział 20 wers. 1-9 )

  • Dziękując Bogu Ojcu za jego miłości do nas, odmówmy modlitwę, którą nauczył nas sam Jezus Chrystus: Ojcze nasz, któryś jest w niebie..

  • Pozostając w ciszy przedstawmy z wiarą Bogu nasze podziękowania i prośby aby je pobłogosławił…..Ciebie prosimy!.. wysłuchaj nas  Panie!.

  • Polećmy nas i nasze rodziny,sąsiadów i potrzebujących Św. Maryi matki Jezusa Chrystusa:Zdrowaś Mario …

 Jezu Nasz Panie, blask Twego Zmartwychwstania rozprasza mroki naszych serc. Obdarz nas łaską pokory, byśmy widzieli w prawdzie swoje życie i wielbili Boga Ojca za Jego miłość do nas. Chryste nasza Pascho, napełnij nas Twym Duchem Świętym, abyśmy z radością świętowali Twoje zwycięstwo nad śmiercią, piekłem i szatanem. Niech nasze życie będzie godne Twojej ofiary na krzyżu, zmartwychwstania i otrzymanego zbawienia. Jezus Chrystus zmartwychwstał–(odpowiadają wszyscy) Prawdziwie Zmartwychwstał Alleluja! Jezu Ufamy Tobie – Amen!

Składamy sobie życzenia następnie odmawiamy przed posiłkiem tą codzienną modlitwę.

Panie Jezu pobłogosław nas, te pokarmy, tych, którzy je przygotowywali, którzy będą je spożywali, spraw aby na tym stole nie zabrakło chleba ani miłości do Twojej Mamy. Naucz nas dzielić się tym pokarmem ze wszystkimi. Pobłogosław tych, którzy tego pokarmu dziś spożywać nie mogą. Panie Jezu zasiądź pośród nas i bądź naszym Gospodarzem, Amen!”


 

 


 


 

 

 
"Strach i  smutek ,płacz i bezsilność groźne nie są,
Gdy  przez   życie  idę  z  Nim..
Radość , miłość i nadzieję zawsze daje w sercu mym.
Tobie radość  On  przyniesie  jeśli  tylko  chcesz
Zmartwychwstały przyszedł dzisiaj by pocieszyć Cię! " cyt. B.Z.
 
 
 
" W Bezsilności -Nadziei, w Smutku- Radości,
Płaczu –Miłości  z  Wiarą w Boga
idź przez życie.   Choć Cię nie znam,
Zmartwychwstałego Jezusa  Tobie życzę! " cyt.B.Z

 

 

 

 

 


Рубрики:  Tradycje i Etnogeneza

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

О кухарке и чертовом золоте. Краковская легенда

Суббота, 07 Апреля 2012 г. 17:56 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Однажды пригожим солнечным днем из ворот роскошного Дворца Под Кшиштофорами, что на Рыночной площади 35, там, откуда отходит улица Щепаньска, выбежала растрепанная и сердитая кухарка с ножом и помчалась за удирающим от нее петухом.
m_hist_krakow_p1 (700x525, 131Kb)
Приближалось время обеда. Алхимик Кшиштоф, который жил во дворце, уже знал, что ему подадут наваристый бульон и жареного петуха по-венски. Но тут случилась незадача: упрямая птица вырвалась из рук кухарки и выбежала на площадь. Петух скрылся в подвале дома, а рассерженная женщина, ругаясь и грозя беглецу кулаком, помчалась следом за ним. В лабиринтах гулких подвалов дворца ей не сразу удалось найти свою жертву. Когда же она подошла поближе, с ужасом поняла, что это вовсе не петух, а сам дьявол. Он насмешливо посмотрел на кухарку и, явно наслаждаясь ее испугом, сказал:
- Вижу, ты уже не хочешь приготовить из меня жаркое, бульон или что там ещё.

Онемевшая от потрясения женщина лишь промычала что-то нечленораздельное, и тогда дьявол в легком раздражении поднял свою когтистую лапу, призываю гостью к молчанию.
- В благодарность за то, что ты оставила меня в живых... Ты ведь уже не зарежешь меня, правда? - нечистый явно издевался над женщиной. - Ну так вот: я решил тебя наградить. Насыплю тебе золота столько, сколько ты сможешь унести в своем переднике. Ты будешь богата и больше не станешь день и ночь гнуть спину на кухне.
cris_24 (700x468, 112Kb)
Он испытующе посмотрел на кухарку, осклабился в ехидной ухмылке и сказал:
- Но у меня одно условие. Ты уйдешь отсюда немедленно, не оглядываясь, и никогда никому не расскажешь о том, кого встретила здесь, в этом подвале.

Дьявол взмахнул рукой, и женщина увидела на сыром каменистом полу небольшую горку золота, которое в полумраке подземелья сияло ослепляющее, завораживающе.
- Думаю, этого хватит, ты больше унести не сможешь, - задумчиво произнес черт. - Но помни: не оглядываться! Ни в коем случае не оглядываться! Это мое главное и единственное условие.

Кухарка не заметила даже, как золото очутилось в её задранном переднике. Не помня себя, она поплелась к выходу.
- Не оглядываться! - повторил дьявол и торжествующе захохотал. Этот его страшный смех взметнулся к тяжелым сводам готического подвала, потревожив дремавшее здесь много сотен лет эхо.
information_items_1200319660 (394x500, 19Kb)
Женщина шла довольно долго: она ведь петуха нашла не сразу, а теперь ей пришлось ещё тащить изрядную тяжесть в переднике, - а когда, наконец, поднялась к выходу из подвала и увидела яркий свет, услышала привычный гул рыночной площади, остановилась, опустила голову, посмотрела на золото, которое держала в своих руках - невиданное богатство, - а потом на последнюю ступеньку лестницы... И не сдержалась кухарка, оглянулась, пытаясь рассмотреть в зловещей темноте огненный силуэт дьявола.
like-devil-gold-black (500x666, 142Kb)

То ли подвело её извечное женское любопытство, то ли почувствовала она, что ей уже ничего не грозит... в общем, условие дьявола она не выполнила. И в тот же миг золотые самородки в ее переднике превратились в мусор - в камни, в комки высохшей перепрелой травы, в щебень и песок. Отчаянно вскрикнув, кухарка уронила свою ношу на пол и побежала к двери. Но не успела она увернуться от тяжелой дубовой створки - дверь с грохотом захлопнулась, успев раздробить несчастной женщине пятку...

...Краковяне верят, что то золото, которое не смогла унести с собой кухарка, и сегодня лежит в подвалах дворца, и надо только суметь его найти. Утверждают даже, что золото принадлежало именно алхимику, а дьявол лишь следил за сохранностью сокровища...
© Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Лариса ГЕНИЮШ. Поляки. И пр. жители Земли - их соседи

Пятница, 06 Апреля 2012 г. 17:02 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора
22 года тому назад, 7 апреля, умерла белорусская поэтесса  Лариса Гениюш.
Ее жизненный путь отнюдь не был усеян розами. ХХ век оставил глубокие раны на судьбах многих наших соотечественников. Но в день рождения не принято вспоминать горести. Куда бы ни забрасывала судьба поэтессу – в далекую ли Прагу вслед за мужем-медиком, или в Коми и Мордву – по тяжелым лагерным этапам, Лариса Гениюш всегда была душой и мыслями дома, на родной земле, в Беларуси. Как позже напишет она в своих воспоминаниях, именно эти мысли помогли пройти через все жизненные испытания, не сломаться и остаться самой собой, остаться Человеком с большой буквы. Прожив 36 тяжелых лет в СССР, она так и осталась гражданкой БНР, отказавшись принимать паспорт Страны Советов. Все это я рассказал вам лишь затем, чтобы вы поняли, что причин  любить любить советскую власть и обелять ее хулителей у нее не было ровным счетом никаких. 

Так вот, имеет хождение мнение, что РККА в 1939 году принесла в Западную Белоруссию, равно как и Западную Украину вкупе с Буковиной, только грязь, смрад, дикость и  сплошную гнусность. В защиту этого  довода даже приводят по-своему талантливые и яркие сатирические опусы очевидцев тех событий ( см. комменты и восторги уважаемой белорусской юзерши Irena_Dominique13 по поводу памфлета-клеветона Сергея Пясецкого "Записки офицера Красной Армии"). У незаангажированных читателей нашего блога может создаться впечатление, что так оно и было: Советы принесли мрак и ужас, а до того белорусы и украинцы жили в польском раю.  Мягко говоря, это не так.  И вот тому доказательства: отрывки из замечательной мемуарной прозы также очевидца и участника тех событий, но с другой оптикой. Напоминаю- убежденной антикоммунистки и белорусского патриота .  Все это написано кровью сердца, а не сочинено в злобЕ.

Итак, Лариса Гениюш против Сергея Пясецкого!   Счастливая жизнь белорусов с украинцами при поляках  VS  адские муки в СССР 

 

  VS         
 

Dalej
Рубрики:  Mistrzowie Slowa

Метки:  

Психоделизм Гжегожа Кмина

Четверг, 05 Апреля 2012 г. 21:32 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора Художник Гжегож Кмин (Grzegorz Kmin), работающий под псевдонимом Aspius, родился в Польше в 1972 году и изначально был увлечен нейрофизиологией. Но, впоследствии, в нем развивается иллюстратор и Гжегож начинает рисовать. И, что вполне естественно, первое увлечение оказывает большое влияние на его творчество. Он знакомится с работами Гигера, Бексинского. Фотографы Ян Саудек и Джоэль- Питер Уиткин также внесли свой вклад в развитие Кмина как художника.



Его иллюстрации- это ночные кошмары; они безумно мрачны и гротескны, увлекательны и одновременно страшны, их порой невозможно описать словами, разве что чувствами.

Dalej

Рубрики:  Piekno jako Prawda

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Новое поступление в нашу Кунсткамеру:Чудак на Висле, или О трепетной любви истинного польского патриота к России и русским:

Четверг, 05 Апреля 2012 г. 18:48 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

А вот еще один экземпляр, для компании.

Предупрежедение Минздрава - по прочтению вымыть руки и промыть глаза. Для особо впечатлительных и брезгливых - два пальца в рот, чтобы избавится от этой поносной блевотины "патриотизма"!  

 



 



Юзеф Шанявский, последний политический узник ПНР, муж певицы Халины Фронцковяк, друг Рышарда Куклиньского, автор письма генералу Порадке, шефу Военных внутренних служб в ПНР (в письме он предлагал свои услуги), преподаватель и кандидат исторических наук – написал книгу.


Заглавие произведения не оставляет никаких сомнений: «Империя зла. Россия против Польши и Европы». Это солидное издание – оно весит килограмма полтора. Выпущено на хорошей бумаге издательством Ex Libris. Об издательстве мы знаем, что оно издаёт Вальдемара Лысяка, словари, альбомы – и что оно сэкономило на корректуре и редактуре книги Шанявского.

Один и тот же фрагмент «Кордиана» Словацкого повторяется в книге 4 раза: «А всех нас цепью связали с трупом? Потому это эта земля – труп». На одной странице повторяются одни и те же абзацы, фразы, цитаты и – не побоимся этого слова – мысли автора.

Суть публикации передаёт фраза: «Чёрная ночь, пылающая Москва, снег и мороз страшного пейзажа, преступный жестокий царь, зловещий двуглавый орёл, воющий пёс, чёрный ворон, православный московский митрополит во главе шествия, ведущего приговорённого на казнь – всё это в творческом воображении крупнейшего польского художника создаёт вневременной художественно-исторический образ России как страшной империи зла».

Железным доказательством враждебности России по отношению к Польше должно было стать высказывание (приведённое в оригинале, потому что автор стыдится его перевести), что Польша – это курва папы римского. Отсюда ловкий прыжок к Ялтинскому договору и рассказ о том, где расположена Польша. Всё богато иллюстрировано фотографиями, репродукциями картин и карикатурами вместе с историческим открытием: «Медведь всегда был важнейшим символом России!».

Штука посильнее "Фауста"

+++


Перевод взят отсюда.

Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

О Гниде — отважном польском герое

Четверг, 05 Апреля 2012 г. 14:35 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Жил себе был гнида. Гнида не мелкая - офицер, не последний человек в своей стране. Ходил по улицам городов, смотрел в лица своих соотечественников. А одновременно, по собственной инициативе и доброй воле, передавал смертельным врагам данные для успешного ядерного удара по своей стране. Довольно похрюкивая, нес секретные данные о мероприятиях по маскировке от спутникового наблюдения, о системах защиты и обороны. Чтобы, значит, удобнее врагам было спалить людей вокруг.
1 (624x471, 56Kb)
Dalej
Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

Пополнение коллекции польского GOWNA. Кунсткамера уродов

Четверг, 05 Апреля 2012 г. 12:53 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

В продолжение предыдущего поста и в ответ на ламентации КдА по поводу  старого пана из Кракова с русофобской деменцией. Он вовсе не одинок, там, похоже, целое кубло тошнотворных уродов. Которые пахнут тем самым, что в заголовке. Вот очередной, типический. Редкая мразь.

 Вопрос:
- В разных воспоминаниях о 1939 годе момент вступления советов на польскую землю представляется как вторжение азиатов – диких и ужасных. Вы помните красноармейцев?

Адам Мацедоньский:
- Те впечатления глубоко врезались мне в память. Когда русские вошли во Львов, самым ужасным был тот смрад, который они принесли с собой, - страшный. Львов живописно расположен на холмах. Всюду парки, сады, полно цветов, кусты сирени, каштаны. Город, по образу жизни близкий к средиземноморскому, потому что ежедневно на бульварах бывало гуляние, все элегантно одетые, прогуливались, встречались, кланялись, знакомились, проявляли взаимное уважение.
И вдруг надвинулась эта вонь, такой страшный смрад. Потому что большевики, которые вошли, не выглядели как армия – это была орда нищих и попрошаек, а к тому же дикарей. Шинели были драные, у некоторых такие длинные, что волочились по земле. И все – страшно низкие. Моя мама смотрела в окно, потому что день и ночь охраняла дом, смотрела из-за занавески и вдруг воскликнула:
- О, Боже, да ведь они детей в армию берут!
Потому что эти большевики были все такие маленькие. Это была оголодавшая орда раскосых, больных выродков. У многих не хватало глаза либо нос был совершенно изуродованный, потому что среди них царил сифилис. Они воняли потом, блевотиной – ведь они пили водку из алюминиевых фляжек. Это же очень вредно – алюминий со спиртом. Им нечего было есть, только пили, поэтому с голоду они отнимали у детей бутерброды. Первые их слова, которые мы, дети, выучили, это «Dawaj kuszat!», то есть «Давай есть!». Весь этот сброд, эти дикари – это не были солдаты...

...Меня, ребёнка, больше всего поразил вид немцев: чистых, выбритых и трезвых. Они не ругались, а тащили наши пожитки. Некоторые разговаривали со мной на странном для меня тогда польском языке – может быть, это были силезцы… Когда мы оказались на той стороне, я спросил маму:
- Мы уже в Раю?
Я на самом деле думал, что мы умерли и попали в Рай.



Это воспоминания вот этого пана: Адам Мацедоньский, талантливый рисовальщик и отважный оппозиционер, 14 июня этого года получил награду от Института Национальной Памяти, престижное звание «Хранителя Национальной Памяти». По этому случаю представляем фрагмент воспоминаний Адама Мацедоньского, касающийся первой советской оккупации 1939-1941 годов. Мы получили ещё один – хотя бы после Зофии Коссак – великолепный образ-документ, касающийся советских времён и советских порядков.

Отсюда.

Ну, собственно, что тут можно сказать? Что ответить на такие вот... образы-документы? Какие у поляков Хранители, такая, судя по всему, и национальная память. Видимо, и нация тоже.

Оператор наведения-блог "..складские помещения Утенского замка.. Нальшаны.."

 

Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

Gówno jest zjadliwe

Среда, 04 Апреля 2012 г. 20:56 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

"Говно съедобно. Эффект Axe" - гласит биллборд, который появился в районе Центрального вокзала в Варшаве. Производитель мужской косметики свихнулся? Не тут то было. Биллборд это художественная провокация "невидимой руки"...



А рука эта принадлежит анархисту Абрамовскому, таинственному представителю польского стритарта, которому до сей поры удалось нелегально расклеить в нескольких городах восемь различных плакатов политического характера, в частности протестуя против поисковика Google, 24-часовых судов, или Романа Гертыха [мин.образования Польши]. Его псевдоним это фамилия философа и психолога XIX века Эдварда Абрамовского, который считается классиком польского анархизма. Ничего большего нам не известно, так как современный Абрамовски, как подобает визуальным террористам, заботится о анонимности. Общается он при помощи email, звонит из телефонных будок, не сообщает даже, живет ли в Варшаве.

Биллборд “Говно съедобно” это протест против сексиcтских реклам, в которых фирма Axe специализируется. Трудно забыть кампанию, во время которой в городе появлялись девизы с примитивным, сексуальным подтекстом: “Выпускницы любят засчитывать”, “Медсестры не отходят от коек пациентов” [дословный перевод]. В последней рекламной кампании фирмы Axe, женщины разыскиваются ордером за “бесправный личный обыск мужчин”. Под влиянием дезодоранта “девочки становятся озорными” - пишется на плакатах.

“Из исследований Amnesty International, касающихся насилия по отношению к женщинам, следует, что за свою жизнь по крайней мере одна треть опрошенных была избита либо подверглась сексуальному насилию” - пишет Абрамовски в письме, в котором объясняет суть гигантского плаката. “При таком положении вещей, рекламы Axe кажутся очень волнующими и безответственными.”

Иные фирмы с тем же энтузиазмом используют в маркетинге сексистские девизы. Стоит вспомнить рекламу Радио 94 FM: “Сделай каждую малышку в Варшаве”, биллборды Era (оператор мобильной связи) изображающие привлекательную блондинку с надписью: “Получишь 60 минут с ней за 30 злотых”, или одну из последних реклам шпаклевочного материала - с обнаженной женщиной и лозунгом: “Гладь, гладь, гладь”.

Магдалена Сьрода, будучи уполномоченной по равному статусу мужчин и женщин, постулировала создание ведомства, которое бы анализировало рекламы и отклоняла те, которые способствуют дискриминации женщин. Такие комиссии существуют например во Франции и Швеции, польское же правительство безмолвно. Поэтому партизаны такие как Абрамовски, самостоятельно занялись освобождением биллбордов. - Бойкотируй фирмы, зарабатывающие на дискриминации! Протестуй против неэтичной рекламы! Уничтожай, изменяй, срывай хамские плакаты в том пространстве, в котором ты перемещаешься - призывает Абрамовски.

Свои биллборды он рисует дома, а потом среди бело дня клеит. Дольше всего его экспозиция продержалась 30 дней, меньше всего - 24 часа.

источник: Gazeta Wyborcza Stołeczna

Рубрики:  Spolecznosc

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Конец экспорта российской нефти через Гданьск. Скорее всего, навсегда

Среда, 04 Апреля 2012 г. 15:36 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Конец экспорта российской нефти через Гданьск. Скорее всего, навсегда...

Перевод http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/30867- с оригинала в Газете Выборчей http://wyborcza.biz/biznes/1,100896,11467275,Konie...=11467275&order=najstarsze&v=1

Нефтепорт в Гданьске вычеркнут из списка портов для экспорта российской нефти, поскольку введён в действие новый терминал Усть-Луга над Финским заливом.
- Мы закончили загрузку последнего из законтрактованных судов, - сказал директор Нефтепорта Дариуш Коберецкий.

Dalej)))
Рубрики:  Polityka na Dzis

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Miłość Cię zgubiła - Love has brought you to the ruin

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 22:11 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Любовь тебя погубила.



.. В названии танго допущены ошибки, очевидно, из-за отсутствия во французском алфавите буквы Ł, которую заменили на T. Таким образом, правильно будет "Miłość Cię zgubiła" ("Любовь тебя погубила")."

Тончайшая вещь

 

Dalej
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Россия и Польша: Не под одним солнцем

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 19:50 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Что мешает сближению двух славянских народов



Выступая в минувший четверг в национальном Сейме, глава МИД Польши Радослав Сикорский затронул и русско-польский вопрос. «Мы будем неизменно стремиться к примирению, которое должно приобрести духовное измерение во время приближающегося первого в истории визита в Польшу патриарха Всея Руси», - сказал Сикорский, представляя в парламенте направления внешнеполитической деятельности на 2012 год. Одновременно он выразил опасения по поводу сокращения военного бюджета Соединенными Штатами и решительности руководства России (благодаря высоким ценам на энергоносители - ред.) по объединению постсоветских стран «вокруг альтернативного Европе политического центра». Сикорский отметил, что для Польши неприемлемы ни распад Евросоюза, ни его сохранение в нынешнем «дрейфующем» виде. В случае распада ЕС, предупредил министр, пустоту на востоке заполнит Россия.

Dalej
Рубрики:  Polityka na Dzis

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Вот вы хлеб жуете и чай пьете, и не знаете, что Вновь обретённую Лемпицку выставили на продажу!

Понедельник, 02 Апреля 2012 г. 15:57 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Окунитесь в волшебную атмосферу денег  и красоты!

На вечерние торги "Сотбис", которые состоятся 2 мая 2012 года в Нью-Йорке, будет выставлена картина Тамары де Лемпицки "Обнажённая облокотившаяся", считавшаяся потерянной с 1920-х годов прошлого века...

 

В прошлом году Sotheby `s связался с нынешним владельцем картины. Это было десять лет спустя, после того как хозяин узнал, что он, возможно, является обладателем уникальной Лемпицки и арт-консультант посоветовал ему связаться с аукционным домом.

Фотография с выставки 1925 года. Каталог-резоне "Тамара де Лемпицка", 1921-1979, Лозанна, 1999.



Холст да Лемпики (урожденная Лемпицка) впервые выставлялся в миланской галлерее Bottega di Poesia в 1925 году в начале творческой карьеры художницы, работавшей в стиле арт деко. Однако после этого следы картины потерялись, и в ее каталоге портрет был представлен по миланской фотографии с указанием "место нахождения неизвестно".

Картина была совершенно случайно обнаружена в прошлом году экспертом Sotheby's в одном из поместий на западном побережье США. Хозяин имения пребывал в неведении о значимости и стоимости висящего в его доме холста.

Как работы попала из Милана в "новый свет", остается невыясненным.

"Облокотившаяся" оценивается в 3-5 миллионов долларов. Спрос на работы этой яркой феминистки неуклонно растет в последнее время - минувший год был отмечен сразу двумя абсолютными рекордами на ее холсты. В июне ее картина была приобретена на Sotheby's за 6,6 миллиона долларов, а спустя всего пять месяцев ценовая планка на портреты работы Лемпики поднялась до 8,5 миллиона долларов.

Рубрики:  Piekno jako Prawda

Метки:  

Żeby Polska była polską - это такая же песня, как: "Чтоб была Россия русской".

Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 21:22 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Чтобы Польша была польской

Текст, подстрочный перевод, видео и краткая справка
 


Text

Z głębi dziejów, z krain mrocznych,
Puszcz odwiecznych, pól i stepów,
Nasz rodowód, nasz początek,
Hen od Piasta, Kraka, Lecha.
Długi łańcuch ludzkich istnień
Połączonych myślą prostą:
Żeby Polska, żeby Polska!
Żeby Polska była Polską!

Wtedy, kiedy los nieznany
Rozsypywał nas po kątach,
Kiedy obce wiatry grały,
Obce orły na proporcach-
Przy ogniskach wybuchała
Niezmożona nuta swojska:
Żeby Polska, żeby Polska!
Żeby Polska była Polską!

Zrzucał uczeń portret cara,
Ksiądz Ściegienny wznosił modły,
Opatrywał wóz Drzymała,
Dumne wiersze pisał Norwid.
I kto szablę mógł utrzymać
Ten formował legion, wojsko,
Żeby Polska, żeby Polska!
Żeby Polska była Polską!

Matki, żony w mrocznych izbach
Wyszywały na sztandarach
Hasło: "Honor i Ojczyzna"
I ruszała w pole wiara.
I ruszała wiara w pole
Od Chicago do Tobolska,
Żeby Polska, żeby Polska!
Żeby Polska była Polską!
Подстрочный перевод (дословный)

Из глубин истории, из затуманенных далей,
Чащ исконных, полей и степей,
Наше происхождение, наше начало,
Они от Пяста, Крака, Леха.
Долгая цепь человеческих существований,
Объединенных простой мыслью:
Чтобы Польша, чтобы Польша,
Чтобы Польша была польской!

Когда рок непостижимый
Нас размётывал по углам,
Когда злые ветры развевали
Чуждых орлов на знаменах -
У очага вдруг вспыхивал
Непобедимый щемящий мотив:
Чтобы Польша, чтобы Польша,
Чтобы Польша была польской!

Швырял портрет царя ученик,
Ксёндз Сцегенный возносил молитвы,
Осматривал машину Джымала,
Гордые стихи писал Норвид.
И кто мог удержать саблю,
Тот формировал легион, войско,
Чтобы Польша, чтобы Польша,
Чтобы Польша была польской!

Матери, жены в темных избах
Вышивали на знаменах
Призыв: "Честь и Отчизна"
И вступала в поле вера.
И вступала вера в поле
 От Чикаго до Тобольска,
Чтобы Польша, чтобы Польша,
Чтобы Польша была польской!



 

Żeby Polska była Polską - pieśń napisana w 1976 r. przez Jana Pietrzaka z muzyką Włodzimierza Korcza.

Wykonanie jej na Festiwalu Piosenki Polskiej w Opolu w 1981 przyniosło Pietrzakowi główną nagrodę, Złotą Karolinkę.

W latach 80. XX w. pełniła rolę pieśni hymnicznej.

Była wtedy uważana za wyraz walki z władzą komunistyczną i poparcia dla "Solidarności".

Angielski przekład tytułu pieśni cytowali w swoich przemówieniach: Ronald Reagan i Elżbieta II.
Чтобы Польша была польской! (= Чтобы Польша была Польшей!) - песня, написанная в 1976 году Яном Петжаком на музыку Владимира Корча.

Её исполнение на фестивале польской песни в Ополе в 1981 году принесло Петжаку главный приз, Золотую Каролинку.

В 80-х гг ХХ в. песня выступал в качестве национального гимна.

Её тогда было принято рассматривать как выражение борьбы против коммунистического режима и поддержку "Солидарности".

Английский перевод названия песни цитировали в своих выступлениях: Рональд Рейган и Елизавета II.



 

Три раза поместил я эту песню в своем ЖЖ и в сообществах.
С личным дословным художественным переводом. Поэтический перевод, так или иначе, мысли песни исказит.
А всё для чего?
А чтобы русские патриоты, русские борцы против всякой гадости, написали песню по аналогу с этой, примерно под названием "Чтоб была Россия русской". Или бы написали русские слова на эту тему к этой замечательной мелодии.
Ведь, не в первый раз. Та же "Варшавянка", например. Помните: "Вихри враждебные веют над нами, злобные силы нас злобно гнетут"...
Вот, благодаря "Варшавянке", я уверен, и удалось окончательно сломить российскую империю на нашу с вами голову...
А теперь с новой песней, утащеной у поляков, надо ее восстанавливать обратно.
Я думаю, поляки на нас не обиделись бы, даже наоборот, наконец-то бы отрезвели и сказали: "У нас с русскими никаких противоречий нет и быть не может! Одно всемирное дело делаем: освобождаем отечество от нежелательных элементов".
Если полякам можно такие песни петь, то русским тем более.
 А когда мы,русские с поляками, споём одну песню на родных языках - да никакая вражья сила не выдержит - зачахнет тут же!
А что? Разве нет?
 
salatau
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Prima aprilis. 1 kwietnia, dzień żartów

Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 18:50 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

В честь Всемирного дня смеха сегодня большое гала-представление: сюр - клоунада  польского креативщика Jaceka Lipowczana.

 Zapraszam panów i panie!

Dalej

Рубрики:  Smiech to Zdrowie!

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Z filmu "Pieśniarz Warszawy" z 1934 roku

Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 09:38 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Eugeniusz Bodo - Już taki jestem zimny drań





Posłuchajcie mej piosenki i o litość błagam was...
Rzewne tony, rzewne dźwięki wzruszą marmur, beton, głaz...
Czy do wyciągniętej ręki, wpadnie groszy złotych sto,
Mnie nie zależ, bądźmy szczerzy, grunt, by jakoś szło...

Już taki jestem zimny drań
I dobrze mi z tym, bez dwóch zdań,
bo w tym jest rzeczy sedno,
Ze jest mi wszystko jedno,
Już taki jestem zimny drań...

Moja niania nad kołyską, tak śpiewała mi co dzień,
Że zdobędę w życiu wszystko i usunę wszystkich w cień...
No i prawdy była blisko, ale w tem jest właśnie sęk,
Że chodzę sobie, nic nie robię i to jest mój wdzięk...

Już taki jestem zimny drań
I dobrze mi z tym, bez dwóch zdań,
bo w tym jest rzeczy sedno,
Ze jest mi wszystko jedno,
Już taki jestem zimny drań...

Kto mi z państwa tu zazdrości mej rodzinki, wujków, cioć,
powiem krótko i najprościej: gwiżdżę na nich, do stu kroć!
Choć mnie brak ich uczuć złości, swoje zdanie o nich mam,
I jeśli chcecie, to w komplecie wszystkich oddam...

wokaliza

Już taki jestem zimny drań
I dobrze mi z tym, bez dwóch zdań,
bo w tym jest rzeczy sedno,
Ze jest mi wszystko jedno,
Już taki jestem zimny drań...
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

"Zabawka" z 1933 roku. Ретро

Воскресенье, 01 Апреля 2012 г. 09:33 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Eugeniusz Bodo - Ach te baby





1.
Tylko spojrzeć się w krąg,
Tyle pól, tyle łąk,
Na słoneczku się mieni i lśni,
Aż porywa i rwie,
Takie piękne są wsie,
Lecz piękniejsze są bardziej od tych wsi:

Refren:
Kochane baby, ach te baby,
Człek by je łyżkami jadł,
Tęgi chłop, co lekko w ręku łamie sztaby,
Względem baby
Jest tak jak dziecko całkiem słaby.
Baby, ach te baby,
Czym by bez nich był ten świat?
Co tu łgać, co tu kryć,
Spróbuj bez baby żyć,
Gdy ci uda się taka sztuka, toś jest chwat!

2.
Gdy wszystkiego masz dość,
Kiedy bierze cię złość,
A na duszy ci smutno i źle,
Kiedyś chmurny i zły,
Kiedy w oczach masz łzy,
Jedno tylko rozwieje troski twe:

Refren: Kochane baby...
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Ale nas już dawno nie ma ... Ani tu i ani tam ...

Суббота, 31 Марта 2012 г. 20:51 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


Leszek Długosz - Nie ma nas

Któż to tak się zapamiętał
Że zapomniał o nas samych? ...
Zawieruszył się, odwrócił, któż to tak? ...
— Tak to my ... i choć siedzimy — tak naprzeciw ... lecz
Nie ma nas już, przecież ... nie ma nas!
— Jesień liśćmi zasypuje już wąwozy
A na smyczy, zobacz, przy niej biegnie lis
— Jeszcze moglibyśmy razem
W złote — rude krajobrazy
Jeszcze za nią się przemykać
Jeszcze słuchać tej muzyki, którą gra ...
— Ale nas już dawno nie ma ...
Ani tu i ani tam ...

Tylko — skąd się wije, skąd pamięta
Taka melodyjka ćwierć — piosenka
Co tak podpowiada, wciąż tłumaczy? ...
Że to wszystko mogło ...
Mogło być inaczej? ...

I w zdumieniu rosną cienie na werandzie
Wiklinowym, za nas — nagle — westchnął stół ...
— Taka cisza, taka chwila, tak naprzeciw i ...
Niby razem ... ale przecież — nie ma nas
I są miejsca i są rzeczy — spójrz — te same
Biegną schody do ogrodu — jak co dnia!
— Jeszcze przecież na nich trwamy
Tylko — jakże nie ci sami!
Raczej — bardziej z przypomnienia
Coraz więcej w nas milczenia

Nie ma nas!
Sam się dziwisz, mówisz — szkoda ...
Że to już ... i że aż tak? ...

Tylko — skąd się wije, skąd pamięta
Taka melodyjka ćwierć — piosenka
Co tak podpowiada, wciąż tłumaczy? ...
Że to wszystko mogło ...
Mogło być inaczej? ...

 

Dalej
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Как еврей спас Пилсудского

Суббота, 31 Марта 2012 г. 19:12 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


"– Рано, к нашему несчастью, умер маршалек Пилсудский. Слишком рано. – По-моему, все люди на свете умирают слишком рано или уходят не вовремя – ведь каждому, согласитесь, охота еще жить и жить. Все ругают жизнь, но я что-то не слышала, чтобы кто-нибудь радовался смерти, – не возражая соседке, вставила мама. Да и как тут возразишь, если на свете когда-то жил-был не известный ей маршал, который, в отличие от злодея и изверга Гитлера, и пальцем не тронул бы евреев, хотя и не пылал к ним большой любовью. Ведь другие маршалы и полководцы не только к ним любовью не пылали, но и вели себя так, что от сотен тысяч евреев только горсточка пепла осталась."  Рассказ "ПАНИ КАТАЖИНА", Григорий Канович


………….. Малоизвестный эпизод войны в 1920 году, когда большевики уже почти были на реке Висла, маршал Юзеф Пилсудский был в Барановичах. Когда русские узнали об этом, они стали искать ту квартиру, в которой он скрывался. Маршал, чувствуя опасность, бросился бежать. Что бы скрыться постучался в ближайший дом и крикнул: - Я Пилсудский! Владелец дома, еврей, почти без колебаний впустил его, дал маршалу молитвенное покрывало, молитвенник и поставил его у восточной стены.
Когда пришли большевики, они спросили:- Кто этот человек?
- Это мой отец, - сказал еврей - он молится!
Он добавил, что отец очень религиозный, и не может остановить молитвы. Большевики вышли из дома, не подозревая, что молившийся покрытый молитвенным покрывалом был сам Пилсудский. …. После войны Пилсудский, не забыл о том, кто спас его жизнь. Давид Токер (так звали еврея спасшего Пилсудского) стал руководителем еврейской общины в Барановичах. По поручению Пилсудского, для Токера построили дом, и открыли счет в польском банке. Токер, пользовался доверием маршала, имел свободный доступ к нему, для него двери к маршалу всегда были открыты.

Источник




 

"– Знаете, пани Геня, – с невыразимой тоской в голосе и с редкой для нее прямотой и доверительностью сказала пани Катажина моей маме, когда они спустя месяц-другой по-соседски притерлись друг к другу. – Будь сегодня жив маршалек Пилсудский, все сложилось бы иначе. Як Бога кохам! Польша была бы Польшей, и Вильно принадлежало бы не этим неотесанным литвинам и не этим самодовольным русским, а нам, полякам. А вас, евреев, маршалек Пилсудский и пальцем бы не тронул, не загонял бы, как скот, в вагоны, не жег бы в печах, не убивал бы, хотя – что правда, то правда – к вашему брату большой любовью он не пылал.

Мама никакого понятия о маршале Пилсудском не имела, в родном местечке Йонава над Вилией никогда о таком не слышала, все судачили только о Гитлере и Сталине, но она и виду не подала и слушала пани Катажину с почтительным вниманием. Когда о своем любимце так пылко и возвышенно говорят, глупо и неприлично огорчать откровенным невежеством того, кто любит.

Желая доставить ей хоть какую-то, пусть и небольшую радость, мама в знак согласия при каждом упоминании имени Пилсудского кивала своими ранними сединами, привезенными из заснеженного и голодного аула Тункарес под Чимкентом.

– Наверно, пани Катажина, все сложилось бы иначе. И евреев пальцем бы не тронули.

– Як Бога кохам, все сложилось бы иначе, – повторила пани Катажина. – Польша была бы целехонька, и евреи были бы целы. Вы, пани Геня, не представляете, сколько до войны их тут, в Вильно, было. Тьма-тьмущая!"
Оттуда же



Мне почему-то кажется, проживи Пилсудский дольше, не было бы  сентябрьской катастрофы 39-го .... Вот с этими:

Немцы в Польше сейчас 

 

И раньше. Смотрите внимательно с 5'30":


Рубрики:  Jako Feniks z Popiolow...

Метки:  

КТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, или Экспозитура против абвера

Суббота, 31 Марта 2012 г. 17:29 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Режиссеры - Эва и Чеслав Петельские, 1984 год

Премьера состоялась 4 сентября 1985 года

Места съемок: Вроцлав (в частности Главный вокзал), Калиш (тюрьма), Гданьск, Варшава (Прага)

  Картина поставлена по одноименной книге известных писателей Рышарда Марека Гронского и Михала Комара, выступавших под псевдонимом М.М. Громар.

  И книга, и фильм повествуют о сложной и бескомпромиссной борьбе германской (Абвер) и польской Экспозитуры (2-ой отдел Главного штаба) разведывательных структур накануне Второй мировой войны. В эту борьбу оказывается втянутым и главный герой - капитан Адам Ивинский. В картине запечатлен один из эпизодов знаменитой операции “Вагончик”… Собственно, о ней дальнейший рассказ.

Dalej
Рубрики:  Lekcja Kina Polskiego

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Moja_Polska
Страницы: 348 ... 53 52 [51] 50 49 ..
.. 1 Календарь