Затмение / L' Eclisse |
режиссер: Микеланжело Антониони
оператор: Джанни ди Венанцо (постоянный оператор Федерико Феллини)
1962 год
в ролях: Ален Делон, Моника Витти
.
специальная премия Каннского кинофестиваля в
Один из красивейших ч/б фильмов в истории кино. Моника с Делоном в своих лучших ролях. Идешь по фильму, но на его улицах почти никого нет.. А если и появляется кто-то, это вызывает, скорее, тревогу и осознание невозможности. Доведенное одиночество до абсурда. Тягучесть. Тишина. Затмение, которое есть всегда.
журнал Тайм писал про сюжет так: "beautiful people who had the time and money to back out of commitment — who could afford to be miserable"
.
сюжет: за странноватой девушкой Моникой Витти, которая мается от одиночества, пытается ухаживать холодный, скупой на эмоции брокер Ален Делон, в котором кажется нет ничего человеческого. Моника красива, у нее есть ухажеры, есть подруги. Но с подругами она не очень-то сильно общается, да и с ухажером она только что рассталась, сама на том настояв. Есть еще мать, с которой Монике, вроде бы, хочется пообщаться, но та постоянно торчит на бирже, хватая трейдеров за рукава в надежде поймать свою удачу. И Делон и маман как будто пытаются заполнить свою жизнь энергичным действием и придать ей некую осмысленность. И только Моника весь фильм бродит и только то делает, что смотрит на все вокруг себя, поражаясь и как бы пытаясь найти нечто ускользающее.
И действительно, все — не то. Окружающие все время говорят, говорят невпопад, делают что-то ненужное, суетятся по пустякам, — о душе пора подумать, а они… Недалекие они какие-то и главное: раздражающие. Возьми любое их занятие, рассмотри поближе — тоска. А у них все на полном серьезе. Надо отдать должное Монике, она свою ущербность чувствует, но в голове словно давно наступило затмение: она не знает что делать, кого любить, возможна ли сама любовь, и как найти нужные чувства и гармонию. Она живет, потеряв себя, не ощущая движения жизни. Затмение. Это затмение ее души. Временная вспышка, отключившая все чувства и эмоции…
Если бы Монику и Делона поместить в наше время, то у Делона было бы 4 мобильных телефона и ягуар, а Моника вела бы аутичный интернет-блог, который бы оттенял полузагробность её существования. Я даже представляю ее позу за компьютером, и лицо, и движения рук, когда она набирает текст.
трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=YpwKdzOcurI
скачать: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=465671
...
у Антониони всегда куча "вкусных" деталей, и не случайно его кино считается проявлением духовного состояния человека в современном мире, заслужив по справедливости репутацию общекультурного явления XXI века. "Затмение" рассказывает о том, что такое главная болезнь XXI века, — это нежелание участвовать в любых проявлениях жизни.
....
биржа: первые пол фильма вас может изрядно напрягать ее вид, суматоха, странный шум… Биржа, здесь живой пульсирующий и беспощадный организм. Именно там, люди наивно думают, что правят миром, поскольку от них якобы зависит быстрая смена цифр на табло. У этих людей, в их машинальных поступках куда больше непостижимого и зашифрованного, чем, например, в тех детских рисунках, что машинально оставляет на листочке бумаги толстяк-буржуа, только что потерявший 100 миллионов на этой самой бирже. Антониони с помощью биржи показывает что люди — только марионетки, а биржа — некая видимость жизни и именно там все хотят непременно быть. Быть занятыми, создавать иллюзию успешности и динамику жизни.
.
голые и безжизненные пейзажи: они противопоставлены бирже на которой каждая минута стоит миллионы. Улицы страшно пустынные и производят впечатление некого фантастического мира, который появился словно после нейтронной бомбы. Такой мир нужен, для точной проекции подсознания Моники, которая так и не смогла начать встречаться с безжизненным и холодным Делоном. Антониони показал как событие под названием "одиночество" заполняется у Делона лже-наполненностью временем, и лже-чувствами, и как в конце концов Моника это осознала.
воздух: часто события происходят на ветру, также часто показываются вентиляторы. Большую роль играет здесь вода — в частности старый бак с водой, в которой сто раз показывают плавающую пачку сигарет, выброшенной Моникой. Часто демонстрируются картины, виды из окна, прозрачные занавески... Все это символично передает что все вокруг окутано чувством духоты. Что Монике нужен "глоток свежего воздуха".
.
дикарка: Моника намазав гуталином лицо, шею, ноги и руки пляшет под африканские там-тамы изображая из себя негритянку — это отсылка к нецивилизованной, дикой, доисторической жизни, где есть место неосознаваемым инстинктам, неконтролируемым, подлинным жестам, словам, эмоциям...
конец фильма: Делон деликатно, но торопливо пытается затащить Монику в постель; она прекрасно понимает и надеется пробудить в нем какое-то чувство прежде, чем это произойдет. И вот они у него дома, переспали, полежали на диване, подурачились, поцеловались. И затем она ушла… Он улыбается, довольный, вещает телефонные трубки, затем вдруг хмурится, понимая, что она ушла навсегда. Он в глубине души испытывает облегчение, тк постоянно был раздражен ее странностями, которые не намерен был терпеть дальше. Моника спускается по лестнице — ее лицо, опять опустошенное и разочарованное, потому что ничего так и не произошло, чувство оказалось ложным, настоящей душевной близости не было и не будет.. Мы видим, что на вечерние свидание ни он, ни она не собираются идти, и кажется, что вот он конец, но Антониони начинает сгущать краски.
Мы возвращаемся на привычное место свиданий. Поначалу там все как прежде. Ожидание что вот вот кто-то из них передумает и придет ждать другого. Моника и Делон должны встретиться, но увы.. Мимо проходят другие люди, и пешеходный переход, свидетель первого поцелуя героев, пуст. Такова сцена несостоявшейся любви, умершей еще во время попытки родиться. Темнеет. Светят только фонари. Камера выхватывает один из них, приближает. Фонарь тускло сияет в центре кадра. И мы читаем: FINE. И прямо физически ощущается как к горлу подступает комок. От безнядежности, не судьбы, которую Антониони мастерски нам внушил безобидными абсолютно образами за пару минут.
Некоторые утверждают, будто сценой с фонарем фильм демонстративно оборван. Это, конечно же, не так. Чувство не родилось – это и есть финал, а фонарь явлен застывшим вопросительным знаком. Почему? У нас есть вопрос и нет ответа. "Я бы хотела не любить тебя или полюбить сильнее", – говорит Делону Моника в средине фильма сидя с ним на лужайке. Но ей не дано ни того, ни другого. Значит ли это, что Антониони пессимист? Нет. Он лишь ощущает и демонстрирует ситуацию, выход из которой не может быть найден без переоценки ценностей.
...
Рубрики: | КЛАССИКА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |