Скафандр и бабочка / Scaphandre et le papillon / The Diving Bell and the Butterfly |
режиссер: Джулиан Шнабель
продюсер: Клод Берри
оператор: Януш Камински (постоянный оператор Стивена Спилберга)
2007, драма (по одноимённому роману Жана-Доминика Боби)
в ролях: Матье Амальрик, Эммануэль Санье, Мари-Жозе Кроз, Жан-Пьер Кассель, Марина Хэндс, Эмма де Каннес, Нильс Ареструп, Анн Косиньи
жизнеутверждающие кино, в котором педалируются вопросы человечности под музыку U2, Velvet Underground и хиты Тома Уэйтса. При этом внутренний мир Амальрика, который за один миг превратился из "Марлона Брандо" в "овоща" настолько филигранно выписан, что дух замирает: невероятно соседствуют ничтожность и величие. Амальрик могучий, но тело его почти что мертво…
Примерно с тем же настроением смотрелось море внутри, короткая ночь стеклянных куколок, и Johnny Got His Gun (который спонсировала группа Метталика)
.
Джулиан Шнабель – лучший режиссер на Каннском кинофестивале 2007, Матьё Амальрик – лучшая мужская роль – премия "Сезар" 2008 + премия "Люмьер" за лучший фильм + 2 премии "Золотой глобус" + премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий + номинации на "Оскар" 2008
Фильм очень спокойный, медленный. Вдобавок ко всему — мелькает настроение дочки-Копполы, от чего фильм грустный как-то по особенному. Снят безупречно —столько вспышек, и шума, и света, все на эмоциях, но все равно полфильма снято ручной камерой с плеча: то есть картинка постоянно дергается, смазывается и т.д. Надо отдать должное Шнабелю — эффект получился что надо: в течение двух часов ощущаешь себя в теле и мыслях полностью парализованного человека. Януш (оператор) снимал как бы изнутри головы. Иногда это ощущение настолько реально, что хотелось немедленно пошевельнуться, чтобы убедиться, что парализован только герой фильма, а не ты сам. Финал при этом выполнен в духе последних тенденций — без хэппиэнда. Хочется прямо остановиться, оглянуться и хорошенько подумать что вообще может сделать человек потеряв всё? Куда бежать, если тюрьма это твоё собственное тело? Как жить, если единственная нить которая связывает с внешним миром это твой левый глаз?
трейлер: http://www.youtube.com/watch?v=TEEoxhi2gjU&feature=related
скачать: http://infostore.org/info/5015363
...
сюжет: жил да был в Париже видный персонаж шоу-бизнеса Амальрик — главный редактор жарнала Elle — такой весь красивый, успешный, модный мужик, респектабельный и свободный плейбой с вполне горящими глазами. Где-то, в большом загородном доме, у него растут красивые дети, ни в чём не нуждающиеся — папа их навещает, по воскресеньям, они папу любят; всё гармонично. Но вот вдруг у него случается инсульт прямо за рулем новой спортивной машины, а через три недели, придя в сознание, он обнаружил, что превратился в одноглазый кабачок, накрепко примотанный к больничной койке. Аллюзия понятна: скафандр — ставшее тюрьмой тело; бабочка — воображение и память. При этом Амальрик лежит в клинике на берегу Ла-Манша, террасы больницы — лазурные виды и морской воздух, палата с розами, и тоже всё, в своём роде, гармонично: чисто, церемонно. Окруженный издевательски красивыми женщинами, которые возятся с ним как с королевской особой + трогательно глупыми друзьями и детьми, которые тоже, в общем, ни черта не понимают, он фантазирует о себе как об узнике скафандра. При этом Санье, которую он оставил ради любовницы — мать его троих детей, сами детки, ещё кто-то из знакомых — навещают, играют, выгуливают Амальрика на побережье. Гладко, мягко, нежно — никакой социальщины и физиологических подробностей. Что делать, что бы не сойти с ума? Остаётся только бабочкой порхать по просторам собственного воображения и вспоминать прошлое + общаться с внешним миром сквозь крохотное окошечко скафандра собственного тела… И вот этим вот окошечком, а именно глазом Амальрик весь фильм смотрит, бешено вращает, удивляется, радуется, грустит, и, наконец, умудрился написать книгу благодаря находчивой симпатичной докторше-логопеду, без которой он так и осталась бы банальной инвалидностью.
Вообще-то Амальрик, когда был еще здоровым, собирался написать совсем другую книгу – а-ля новый вариант "Графа Монте-Кристо", где главной героиней должна была стать женщина, мстящая мужчинам. Но парализованный и беспомощный, Амальрик пересматривает свое отношение к женщинам и вообще к жизни. Путешествуя по своему прошлому, он открывает для себя миры, до которых никогда не добрался бы, будь он здоровым, сильным, красивым и успешным, как прежде. Он понимает неслучайность всего, что с ним произошло. Он понимает, что жизнь его была пуста и бессмысленна. Рядом были женщины, которых он не смог искренне полюбить, ему представлялись возможности, которые он упускал, словно песок сквозь раскрытые ладони. У него были дети, рядом с которыми он провел времени меньше, чем мог, он совершил ошибки, которые уже не мог исправить. И от первоначального желания умереть он приходит к стремлению выжить и хотя бы частично. Он намаргивает незаштопанным веком сентиментальный репортаж из глубин беспомощного тела, и решает себя не жалеть — хотя какая собственно разница. Зато в своих мемуарах он рассказал о своих чувствах, фантазиях, о горе человека, у которого есть маленькие дети, но он не может их обнять и о тысячи мыслей, которые он не может выразить... Про то, как он жил до инсульта, и про как после инсульта началась его настоящая жизнь и он избавился от сиюминутности и поверхностности и смог заняться стоящим делом вместе с преданными людьми…
Надо ли говорить, что человек этот действительно существовал и что книга которую он написал левым глазом во Франции стала бестселлером.
Рубрики: | АРТ-ШОК-FILMS |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение ФРАНЦУЗСКОЕ_КИНО
Просто представь себе, что глянцевый персонаж французского бомонда, доказывает миру ценность любой жизни, даже неподвижной, всего лишь одним моргающим глазом
Исходное сообщение широки_мируками
я бы выделил 92-летнего Макса Фон Сюдова, которого у тебя даже в перечне нет (!!!)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |