Скромное обаяние буржуазии / Le Charme Discreеt De La Bourgeoisie |
режиссер: Луис Бунюэль
в ролях: Дельфина Сейриг, Стефан Одран, Жан-Пьер Кассель, Мишель Пикколи
1973, сюрреализм
Премия ОСКАР 1973 за лучший иноязычный фильм
.
Фильм по-гоголевско-островско-чеховски смешной — такой знаете, что ли один большой стёб над жизнью, любовью, верой и смертью. Но в первую очередь над бедными буржуа, конечно. Фразы стоит вообще записывать или запоминать + такое бесчисленное множество вижуалов поведений, что по фильму можна изучають семиотику (науку о знаках и знаковых системах, цветах, запахах, жестах, позах). Кроме психологической ценности, фильм обладает огромной ценностью вкуса. Ибо сюрреализм. Ибо череда снов, запечатлённых в сознании героев-буржуа, чей образ жизни завораживает. Ибо режиссёр — тонкий ценитель левого радикализма, после соприкосновения с чьими творениями так и мечтаешь, как взорвёшь какой-нибудь буржуазный праздник потребления. Даже костюмы никакие не ретро вовсе, а самые что ни на есть современные. Те же Кардены какие-нибудь.
.
.
сюжет: главные герои — манерные, напыщенные особы — которые приторговывают наркотиками, пока их дамы шатаются по ресторанам. Собственно из этого состоит вся жизнь представителей верхушки и буржуазии — жены скучают, а мужики в целях более выгоднях знакомств ходят на званые обеды и ужины и там знакомятся с посламы из несуществующих стран. Про то и фильм, что никчемная манерность и пустая церемониальность, напыщенность и самодовольство заслоняют нормальные человеческие отношения, а люди, по сути своей, мелкие, тщеславные, корыстные и эгоистичные, но претендующие на место в этом мире более почетное, чем они реально занимают.
Чистый символизм и в то же самый смешной кадр мирового кино — шестеро буржуа, целеустремленно шагающие по проселочной дороге в никуда. Многозначительно, как картина Магритта! Кстати, Вы заметили что любые движения этих буржуа медленные и размеренные, в то время как движения души мелкие и порывистые. Даже самые нелепые поступки они пытаются совершать грациозно: из серии "чем человек глупее, тем больше он хочет показаться умным"
....
Что этим фильмом показывает Бюнюэль? Он высмеивает ценности буржуа — для них ведь очень очень важно видется с друзьями и обсуждать за обедом сплетни. У них эти обеды проходили как мультикультурные вечера.
А тут как поговоришь, если невозможно расслабиться — пришли вгости, а хозаев нет дома, они видетели в саду любовью пытаются заняться. Поехали в ресторан — вместо меню — гроб стоит. Потянешься за жареным цыпленком в лучшем случае на зубах затрещит театральная бутафория, в худшем — получишь пулю в живот. Бедные, бедные буржуа, думавшие, что мир устроен по их образу и подобию, но оказавшиеся беззащитными перед простеньким и эффективным заклятием, наложенным на них неким высшим шутником.
И вот наконец, когда им все таки удается всем вместе сесть за стол — откуда ни возьмись в дом вваливается рота солдат, приехавшими на учения и передавая косяки, спрашивают друг у друга перед затяжкой: "марокканская?", "не-а, пакистанская!" а затем спорят с хозяевами дома за легалайз ))) Или, к примеру, другая сцена, в которой епископ приехав на исповедь у умирающего садовника узнает, что это он (садовник) убил его родителей, когда сам священник был еще мальчишкой. Тем не менее епископ все равно отпускает ему грехи, а потом медленно идет за ружьем и стреляет в садовника. А сцена, где леди (!) пытается отыметь мужа в кустах? Это вообще одна из самых вызывающих сцен в фильме — леди падает в траву, раздвигает ноги, и произносит: «я хочу секса» — муж подходит, хватает ее за руку, и выкрикивает: «ну чего ты разлеглась, корова, вставай давай, нас дома гости ждут». И это 1973 год — умереть можна!!! ))))
А как Вам ответ официанта в дорогом ресторане: "Чай кончился"? Фраза-показатель абсурдности мира. Говорится в тот момент, когда неожиданно заканчивается то, что должно существовать всегда )))
Бунюэль очень интересный режиссер. Когда смотришь его фильмы, даёшься диву, насколько он искусен, в умении снимать и продавать Фигню для масс. Прошу заметить слово «Фигня» написано с большой буквы, т.к. если расценивать его фильмы с точки зрения сюрреализма, то они просто шикарны. Но если зритель вообще не в курсе что такое сюрреализм и весь фильм будет пытаться найти там "символы", то всё это быстро превратится в полную фигню. Попытайтесь вспомнить, вы лично искали символы в фильмах Бунюэля или наслаждались сюрреалистическим действием? Это как с квадратом Малевича, можно искать бездну и все цвета, а можно вспомнить, что это супрематизм и (по меньшей мере, попытаться) научится относится к простому квадрату, как к произведению искусства )))
...
Так что если вы пока не понимаете Бюнюэля — просто смотрите, затем какое то время пересматривайте, а потом, совершенно неожиданно до Вас дойдет смысл, и что именно хотел сказать Бунюэль.
могу объяснить некоторые метафоры фильма. К примеру:
ТЕМА прерванной еды — святое причастие, обряд евхаристии (героям никак не дают поесть).
ТЕМА монсеньора пастора — насмешка на котолической церковью (священник переодевается в садовника и начинает работать в саду, как велел просвещенец. А после того, как отпускает грехи умирающему, убивает его, т.е. следует принципу "око за око")
ТЕМА вставной новеллы — традиции "Декамерона" Бокаччо.
ТЕМА "сон во сне" — культура 20 века — культура зеркала, сюрреализма.
ТЕМА дороги — тема всех нововолновников, грубо говоря потеря смысла жизни и поиски пути..
Рубрики: | КЛАССИКА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |