В колонках играет - Кооператив Ништяк/Дым с уходящего солнца"Но что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король!"
(А. Пугачёва, песня "Всё могут короли")
"Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит"
(Жорж Санд)
Когда-то давным-давно я уже видел фильм "Стакан воды" (1979), а вот о существовании более ранней версии 1957 года я до последнего времени даже и не подозревал. А она, как тот суслик, есть. 8-)
Причём подаётся там вся эта история со стаканом воды исключительно как комедия. Это практически чистый фарс, который вполне можно было бы начать звуковым файликом из игрушки "Nox": "Тролли! Они везде! А-А-А-А!!!11" Ну, и продолжить собственно фильмом, где все бодро и активно троллят друг друга, а обедневшая дворянка Абигайль Черчилль, продавщица
фиалок в ювелирном магазине, всего лишь винтик в сложном механизме придворных интриг, но никоим образом не субъект большой политики. В отличие от второго фильма, кстати. Молодой офицер Мэшем тащемта и там, и сям служит только недалёким яблоком раздора и капитаном впоследствии, так что с ним всё предельно просто. А вот герцогиня Марльборо и королева во второй версии приобретают неожиданную трагичность, отсутствующую в фарсе ранней экранизации. Занятны также внешнее сходство герцогини с другой, современной нам "железной леди" -- Маргарет Тэтчер, а также отдельные, хоть и несколько анахронистичные исторические отсылки вроде известия о том, что шведский король Карл окружил армию русского царя Петра под какой-то Полтавой (для тех, кто ещё помнит исход этой битвы, уже смешно, да). Лорд Болингброк же в первой версии выглядит более похожим на оригинал -- по крайней мере внешне.
Как мне показалось, авторы версии 1979 года попытались добавить серьёзности и разбавить исторический анекдот мелодраматической грустью. И можно сказать, что это им удалось. Мрачновато выглядят перспективы двора и Англии, если верить отстранённой от дел "железной леди", поскольку молодая да ранняя Абигайль, получившая статус первой статс-дамы, столь крепко взяла двор в цепкие маленькие ручки, что поневоле вспоминаются слова
"и бывает для человека того последнее хуже первого". Кстати, мисс Абигайль Черчилль во 2-й версии и сама далеко не промах: это не наивная простушка из первого варианта, это уже знающая себе цену особа, и фраза "Европа может подождать" в её устах звучит уже совсем не анекдотически. А последний гвоздь в крышку гроба анекдота окончательно забивает послесловие лорда Болингброка в стиле "все умерли": оказывается, королева Анна умерла спустя год после описываемых событий, и тут-то зрителю становится не по себе, когда он понимает весь трагизм последней несбыточной любви ещё достаточно молодой королевы (в исполнении Н. Белохвостиковой). Герцогиня Марльборо тоже умерла, оставив нежно ненавидимому Болингброку свою ручную ворону. Артур Мэшем, теперь уже тучный расползшийся генерал, в котором никто не признал бы объект пылкой страсти минимум трёх женщин, похоже, так ни о чём и не догадался. В общем, грусть-печаль, остановившееся время, как в последних кадрах с падающим с подноса стаканом воды. И в отличие от чистой комедии 1957 года тут как-то уже совсем не смешно.