Недавно слушала запись оперы "Евгений Онегин" 1936 г. Поют солисты Большого театра. И обратила внимание, что в записи участвовали два контральто - Бронислава Златогорова (Ольга) и Кора Антарова (няня).
Обе певицы высокой культуры пения, с чудесными голосами. Каждая заслуживает отдельного поста.
Вот я и поставила небольшой пост про Златогорову "Вконтакте", всего лишь фото и три видео.
Ария Ратмира Live! , "Руслан и Людмила"
Сцена и романс графини из "Пиковой дамы"
Его нашла внучка и слушала Златогорову, как она сама сказала, затаив дыхание, потому что
такого голоса никогда не слыхала раньше. Поставила "Нравится". Собственно, с этого началось, поскольку
я удивилась - за ее 16 лет внучка в пристрастии к опере замечена не была - и стала ее расспрашивать.
Потом начала вспоминать, есть ли сейчас контральто в Большом театре - и не вспомнила.
Проверила по спискам труппы, найденным в инете - числится одна певица, Евгения Сегенюк, но она
по-настоящему - меццо-сопрано. Хотя поет и контральтовые партии.
А после 1994 г, когда ушла Нина Гапонова (Григорьева) больше никого и не было...
Нашла вот такую табличку:
до 1917 года
Крутикова, Александра Павловна (1880 — ??) На фото в роли хана Ратмира
Звягина, Лидия Георгиевна (1889—1909).
Лавровская, Елизавета Андреевна (1890—1891), портрет кисти И. Крамского, 1879г
Збруева, Евгения Ивановна (1894—1906)
Антарова, Конкордия (Кора) Евгеньевна (1908—1936)
Сцена няни из оперы"Евгений Онегин", поют К. Антарова и Глафира (Лавира) Жуковская (Татьяна)
1917- 2000 годы
Петрова, Фаина Сергеевна (1918—1929, 1933—1949)
Романс графини из "Пиковой дамы", запись 1937 г
Златогорова, Бронислава Яковлевна (1929—1953)
Антонова, Елизавета Ивановна (1933—1954)
Ария Вани из оперы М. Глинки "Жизнь за царя", поет Е. Антонова
Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из оперы А. Бородина "Князь Игорь", поют Е. Антонова и
И. С. Козловский, 1938г
Соколова, Ирина Николаевна (1939—1959)
Вербицкая, Евгения Матвеевна (1948—1959)
Левко, Валентина Николаевна (1960—1983)
Поет В. Левко. Запись 1967 г, Речитатив и ария для контральто и оркестра, В-А.Моцарт, 255-К
К сожалению, видео стало недоступно, другого не нашла.
Поет В. Левко. Г. Гендель, из кантаты Te Deum "Dignare"
Поет В. Левко. Ария Далилы из оперы К. Сен-Санса "Самсон и Далила", дирижер Г.Рождественский.
Поет В.Левко. И-С. Бах. Ария "Agnus dei" из Мессы B Minor, BWV 232
Поет В. Левко И-С. Бах. Ария "Qui sedes" из Мессы B Minor, BWV 232
Поет В. Левко. Запись 1980 г. И-С. Бах Ария альта "Erbarme dich"из "Страстей по Матфею"
Королева, Глафира Серафимовна (1963—1986)
Гапонова (Григорьева), Нина Николаевна (1968—1994)
Котова, Раиса Васильевна (1976—1993)
Концерт 1997 г в Градце Кралове, вместе с Владимиром Ковалем
Нам, Людмила Валентиновна (1977—1993)
А после 2000-го - только Евгения Сегедюк, как я уже упоминала.
Посмотрела список труппы Мариинского театра, так там и вообще с 1917 г контральто нет, а до этого пели
Петрова-Воробьева, Анна Яковлевна (1835—1848)
Лавровская, Елизавета Андреевна (1868—1872, 1879—1880)
Крутикова, Александра Павловна (?? — 1880)
Долина, Мария Ивановна (1886—1904)
То есть, настоящих оперных бархатных контральто и всегда было немного, а в наше время, похоже, и вовсе нет. Чему такой факт приписать, понятия не имею. Однако, существует он - и все тут...
Кстати, и некоторых певиц из этого списка в разных источниках причисляют к меццо-сопрано, отмечая, правда, низкий темно окрашенный тембр Например, про Раису Котову написано, что партии контральто пела она уже в зрелом возрасте. Певицу Людмилу Нам тоже называют иногда "колоратурным меццо-сопрано", отмечая волшебный тембр. К сожалению, нашла только одну ее запись - романс Гурилева
Справка: Диапазон контральто от фа малой октавы до фа второй октавы.
Нередко к этому голосу обращался Чайковский. Так, он написал для контральто партию Ольги в «Евгении Онегине» и Полины в «Пиковой даме». У Бородина в "опере"Князь Игорь" есть партия Кончаковны.
У Гуно в опере "Фауст"- Зибель.
В некоторых операх контральто исполняет партии юношей.
Так, специально для великолепной певицы-контральто А.Воробьевой-Петровой Глинка создал партию Вани - приемного сына Сусанина - в опере «Иван Сусанин», а также молодого хазарского хана Ратмира в опере
«Руслан и Людмила».
Римский-Корсаков поручил контральто партию гусляра Нежаты в «Садко» и пастуха-певца Леля в «Снегурочке». Песни Леля, пожалуй, наиболее популярны среди контральтового репертуара, особенно третья: «Туча со громом сговаривалась...».
Иногда, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к нему - меццо-сопрано (диапазон от ля малой октавы до ля второй октавы)
Не могу пройти мимо этого поста и не прокомментировать. Все зависит от того, КАКОЙ ИМЕННО голос Вы подразумеваете под контральто. Если говорить откровенно, то Златогорова, Петрова,Збруева, Антарова, Антонова- ненастоящие контральто, а меццо-сопрано, более или менее близкие к контральто. Контральто, вообще, бывает двух типов, драматическое, очень близкое к женскому тенору, и колоратурное, таких певиц было много в 19 веке, но потом они исчезли (см. "Вокальные параллели" Лаури-Вольпи). И за 20 век всего 2-3 настоящих контральто появлялись в опере. Это драматическое контральто Клара Батт и колоратурное контральто Эва (Ева) Подлещ (Ewa Podles). Подлещ наша современница, пока еще эта феноменальная певица поет на сцене.
Подразумевала тех, кого называли контральто в свое время. Список взят, по-моему, с сайта Большого театра. Уже не помню, а источник, наверно, не сохранила. Собственно, меня и удивило, что контральто в Большом нет. Лаури-Вольпи книгу я еще не дочитала, к сожалению. А Эву Подлещ слушала, но к Большому театру она же не имеет отношения. Буду благодарна за всякие сведения, потому что вы знаете гораздо больше, возможно, профессионально. Разбираться по инету довольно сложно
Увы, я руководствовалась списками, которые есть на сайтах Большого и Мариинского театров. Думаю, там все-таки специалисты. Не могу сказать, что я к таковым отношусь. Кроме того, все-таки прочитала и книгу Лаури-Вольпи)) А там он сомневается и в меццо-сопрано, считая, что большинство из них это сопрано, потерявшие верхние ноты. Кстати, он считает, что голоса в 20-м веке стали пропадать из-за неправильного преподавания, дыхания, условий жизни, курения, и замены живого пения механическими средствами. Но лучше все-таки самому прочесть))