Легендарная балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908 - 2010) |
Легендарная балерина Марина Семенова прожила более ста лет – и не дала журналистам ни одного интервью. А ведь ее называли «Тальони двадцатого века»…
Марина Семенова родилась 12 июня 1908 года в Петербурге, в семье, далекой от балета. Детство выдалось тяжелым: рано овдовевшая мать была вынуждена воспитывать шестерых детей. Став участницей танцевального кружка Екатерины Кариной, Марина впервые в жизни вышла на сцену в одном из детских спектаклей и обратила на себя общее внимание врожденной пластичностью и музыкальностью. По совету Кариной, Марину решили отдать учиться в хореографическое училище. Увидев бледную худую невысокую десятилетнюю девочку преподаватели решили, что балерины из Семеновой не получится.
На стороне своей однофамилицы оказался лишь Виктор Александрович Семенов, один из ведущих танцовщиков Мариинки. Благодаря его вмешательству Марину приняли в училище, а вскоре определили в интернат.Первый год Марина занималась в классе Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой.
Способную девочку перевели из первого класса сразу в третий, что в принципе в практике хореографического училища было редким случаем. И Марине продолжила обучение в классе Вагановой. Узнав о том, что предстоит учиться в классе строгой и злой на язык преподавательницы, девочка плакала от испуга; однако, после начала занятий она была покорена артистизмом и вдохновением Вагановой, под руководством которой сумела достичь поразительных успехов уже в первый год занятий.
Марина Семенова окончила балетное училище в 1925 году. Ее выпускным спектаклем стал спектакль «Ручей» - именно тот, в котором блистательно танцевала сама Ваганова, завершая карьеру танцовщицы. Так наставница передавала эстафету любимой ученице. После спектакля юную выпускницу училища сразу приняли в статусе балерины в Мариинский театр, в котором она танцевала четыре года, исполнив 13 партий. Редкий случай, но Семёновой не довелось дожидаться своих больших ролей, танцуя в кордебалете.
В 1930 году Марина Тимофеевна была переведена в Москву в Большой театр, в котором она танцевала до 1952. Ее дебютом на этой прославленной сцене стала роль Никии в «Баядерке». И Семенова покорила искушенного московского зрителя.
Она постоянно что-то добавляла к сложившимся образам, развивала их и не только в движении, но и в костюме: «Я ж выдумывала всегда все. Мне было всегда интересно сделать что-то новое.
2.
Придумали мы костюм Золушке - такой кринолин по эпохе. Никто не мог надеть кринолина, мне повезло в жизни, ко мне как-то сел сразу. Я вышла и заняла сразу все место на сцене, и все сделали "Ах!"».
Семёнова исполняла партии в старых классических балетах Мариуса Петипа в основном.
"Жизель"
7.
Среди них известные партий: Одетта-Одиллия в балете 'Лебединое озеро' Чайковского, 'Жизель' Адана, Раймонда в балете 'Раймонда' Глазунова, Никия в балете 'Баядерка' Минкуса, Маша ('Щелкунчик' Чайковского), Китри ('Дон-Кихот '), Эсмеральда ('Собор Парижской Богоматери' - спектакль прошел всего два раза и был снят с репертуара), Диана в 'Пламени Парижа', Душенька в 'Крепостной барышне', Тао Хоа в 'Красном маке', Золушка.
6.
В победном 1945-м она исполняла в опере 'Иван Сусанин' в танцевальной сцене вальс
В 1935-1936 годах Марина Семенова выступала в Парижской национальной опере в балете "Жизель" и в концертных программах, включавших фрагменты балетов "'Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана". Её партнером был Серж Лифарь, по приглашению которого она приезжала в Париж. Марина Тимофеевна также приняла участе в благотворительном концерте в пользу артистов балета - ветеранов Парижской оперы.
В 1930 году Марина Семёнова стала гражданской женой видного советского государственного деятеля Льва Карахана. Через несколько лет бывшего зам. наркома иностранных дел, посла в Турции Карахана арестовали. 20 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда он приговорен к смертной казни. Расстрелян в тот же день в здании ВКВС (посмертно реабилитирован в 1956). Семёнова осталась без мужа и стала 'невыездной. Марина Семенова снялась в фильмах 'Концерт-вальс' (1941) и 'Большой концерт' (1951).
Все знавшие Марину Семенову вспоминают ее царственную осанку, незабываемую посадку головы, изысканность в каждом движении. Она была не просто великой балериной, она была личностью, и все хоть раз видевшие ее, запоминали ее навсегда.
Вильямс П. Вл., Портрет М.Семеновой, 1945 г.
4.
Она переняла традиции классического балета у Агриппины Вагановой, и передала их своим ученикам, наполнив жизнью, живым ощущением времени. Закончив карьеру балерины в 1952 году, она не рассталась с Большим театром.
В 1953 году Семенова стала педагогогом-репетитором. Её ученики: Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Наталия Касаткина, Людмила Семеняка, Галина Степаненко, Надежда Павлова, Николай Цискаридзе...
В 1954 - 1960 годах Семенова преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 она стала одним из первых, начавших обучение будущих педагогов репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1997 года профессор РАТИ.
3.
Марина Тимофеевна Семенова проработала в Большом театре более 60 лет и, оставляя его стены в 96 лет, передала свой класс любимому ученику Цискаридзе.
Она умела создавать запоминающиеся образы на сцене, владея техникой классического танца, совершеннее которой ничего нет, не было и не будет. Все, что делала Марина Тимофеевна как балерина и как педагог, приближало Большой театр к эталону русского классического танца»,— Михаил Лавровский.
Серия сообщений "женщины в истории":женщины в историиЧасть 1 - Поистине, коса - всему миру краса!!!
Часть 2 - Незабываемая Има Сумак
...
Часть 31 - О судьбах героинь известных картин
Часть 32 - Ваганова Агриппина Яковлевна (1879 - 1951) - балерина и великий педагог
Часть 33 - Легендарная балерина Марина Тимофеевна Семенова (1908 - 2010)
Часть 34 - Балерина, творившая на сцене волшебство - Галина Уланова (1910 - 1998)
Часть 35 - Мадам де Лафайет - родоначальница любовного романа
...
Часть 48 - Танец, вошедший в классику разведки, или тайная жизнь детской писательницы Зои Воскресенской
Часть 49 - Дискредитация образа матери в современной масс-культуре
Часть 50 - Невероятная история Розмари Браун
Рубрики: | Мир танцабалет, танец |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |