Мои немцы - Якоб Энгельс и его оперные роли |
Муж Нанни, отец Фаустуса, художник-любитель с лицензией "церковного оформителя".
Нашего друга нет с нами уже 10 лет, а его голос и глаза чётко сохранились в памяти. Частенько мы с его вдовой пересматриваем огромный альбом со старыми сценическими фотографиями, программками и вырезками из газет.
Очень выразительные глаза, самые разные роли.
Он и в жизни был импозантным, театральным. Очень красиво и стильно одевался. Громкий красивый голос, отточенные фразы, красивый чёткий язык. Речь перемежалась пением "цитат" из его оперной жизни. А ролей у Коби было много.
Начиналось всё в военные годы в Кёнигсберге, на сцене оперного театра он "отслужил", минуя страшную судьбу представителя военного поколения.
Вот что я нашла о театральной жизни тех лет спасительного для нашего молоденького Коби города - отсюда: http://nv-nw.narod.ru/lastkenig.htm:
"В предвоенные годы на сцене Городского оперного театра преобладали модернистские оперные спектакли. На афишах тех лет были оперы "Игра или серьезность" Э. Н. фон Резничека, "Господин, сидящий напротив" Э. Шлипа, "Исландская сага" Г. Фоллерхуна... В первый год войны был поставлен "День мира" Р. Штрауса. Из других премьер 40-х годов можно назвать "Ведьму из Пассау" О. Гестера, "Свадебные качели" К. Шмальстиха. Не исключено, что большинство из этих постановок были единственными и больше нигде не повторялись. Впрочем, афиша оперных спектаклей Кенигсбергского театра всегда отличалась оригинальностью. Но надо отметить, что кенигсбергская публика весьма сдержанно принимала новации театра. Из старой доброй классики в 1937 – 1944 годах на афише были "Тангейзер" Р. Вагнера, "Манон Леско" и "Богема" Д. Пуччини.
Всегда музыкальная жизнь Кенигсберга отличалась интенсивностью и разнообразием. Теперь же стали редкими хоровые вечера, ведь певческие общества были разогнаны, а многие артисты призваны в армию. Редкими стали и камерные концерты. Оставаясь преданными музыке Брамса, произведения которого постоянно звучали в Кенигсберге, что дало основание называть его "городом Брамса", кенигсбержцы в последний раз аплодировали этой музыке в марте 1942 года, когда Эдуард Эрдман исполнил брамсовский Концерт для фортепьяно с оркестром № 1 ре минор.
"Кенигсберг перестал быть обителью современной музыки и литературы" (Ф. Гаузе).
В июне 1944 года состоялось последнее выступление в Кенигсберге пианиста Рудольфа Винклера. Программа была посвящена 80-летию со дня рождения Р. Штрауса. Винклер играл Бурлеску для фортепьяно с оркестром.
Последним значительным событием Кенигсберга перед гибелью был праздник, посвященный 400-летию университета. 6 июля 1944 года на сцене Городского оперного театра шла опера "Фиделио" Бетховена..."
Как всё начиналось: в "Тангейзере" Р. Вагнера - такой молоденький ещё!
А вот Коби - в роли князя Оттокара - ну, чем не Арамис?!
Эта красивая роль чешского князя Оттокара в "Вольным Стрелке" (нем. Der Freischütz, на русской сцене - под названием «Волшебный стрелок») — опера Карла Марии фон Вебера (почитать: http://belcanto.ru/strelok.html) - одно из лучших творений немецкого национального романтического театра в жанре зингшпиля.
Костюмы, грим, характеры - всё такое разное, но так "идёт" нашему оперному певцу!
В "Мадам Баттерфляй"
...в рыцарско-фантастической «Армида» (1902 - 1903, последнее произведение Дворжака, опера на сюжет одного из эпизодов ренессансной поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», которая повествует о событиях Первого крестового похода (1095 – 1099 гг.) Это в Большом театре Лисеу (Gran Teatre del Liceu, завершилась его оперная карьера), который считается оперным центром Барселоны и принадлежит к категории самых роскошных и крупных залов мира. Главным достоянием театра являются прославленные артисты, выступавшие на его сцене - Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Федор Шаляпин... Среди этих блистательных имен – Монтсеррат Кабалье, с ней-то и пел в "Армиде" наш Коби.
Мне, конечно, очень импонировало то, что Коби исполнял роль Петра Первого.
Это в комической опере Альберта Лорцинга «Царь и плотник». В России её считают "вещицей поистине раритетной" - "по цензурным соображениям она появилась впервые только в 1907 году, то есть спустя семь десятилетий после мировой премьеры в Лейпциге, и репертуарной так и не стала, несмотря на то, что главным героем является фигура знаковая — русский царь-преобразователь Пётр Великий". Сейчас в московском Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского поставлен этот "немецкий зингшпиль".
В Германии оперу хорошо знают и любят, а я вспоминаю нашего "оперного" Коби и люблю это фото, где наш друг - ещё молодой - преображён в русского царя :)
Некоторый информационный материал про эту "русскую" историю в немецкой комичной опере - интересно, а я теперь задумала попасть на её постановку в Москве.
"Театр Покровского всегда специализировался на эксклюзивном репертуаре, за четыре десятилетия своего существования познакомив русскую публику с немалым количеством редко исполняемой музыки, поэтому и выбор названия для нынешнего сезона особого удивления не вызвал, а вот интерес породил несомненный: «Царя и плотника» в наше время можно встретить лишь в небольших театрах Германии, и пропустить его возобновление на русской сцене после огромного перерыва было бы непростительным легкомыслием для отечественного операмана."
http://operanews.ru/11091102.html
Изысканная старомодность - А. Гозенпуд:
"Что касается музыки, то Лортцинг писал ее под очевидным влиянием Моцарта и Россини, расцвечивая партитуру кокетливыми дуэтами, виртуозными секстетами и прелестными ариями. Приятное уху бельканто прерывается разговорными диалогами (которые, кстати, произносятся на русском языке), и этот нехитрый прием заставляет поверить во второе рождение зингшпиля. ... Изысканная старомодность зачастую гораздо более уместна в театре, чем самый современный, но бессмысленный апгрейд. - Наталья Витвицкая
«Царь и плотник» (1837) более ста лет является одной из самых любимых комических опер в Германии, уступая по популярности лишь шедеврам В.А. Моцарта. В России сегодня она практически не известна, хотя ранее неоднократно ставилась в нашей стране (Опера Зимина, 1908; Оперный театр Петрограда (Михайловский театр), 1919; МАЛЕГОТ, 1957 и др.).
Конечно, и здесь не следует искать точной картины: хронология смещена, многое досочинено автором, но несомненна его симпатия к Петру и русскому народу.
Петр I работает на саардамской верфи под именем Петра Михайлова. Здесь же находится бывший русский солдат Петр Иванов, влюбленный в Марию, племянницу глупого и чванливого бургомистра ван Бетта. Слух о том, что русский царь под чужим именем живет в Саардаме, доходит до бургомистра, послов Франции и Англии. Но как узнать, под каким именем скрывается Петр? Ван Бетт принимает за царя солдата. На этой почве возникает множество комических недоразумений. Бургомистру Петр кажется подозрительным, и он пытается его арестовать. В финале все разъясняется; Петр I устраивает счастье влюбленных — Марии и своего тезки, а сам возвращается на родину.
Музыка опирается на традиции немецкого зингшпиля, обогащенного опытом французской и итальянской школ. Лирика и юмор, буффонада, гротеск сочетаются органически. Партия Петра I, к сожалению, музыкально наименее богата, зато образ бургомистра ван Бетта — один из самых удачных в оперной литературе. Его тупость и самодовольство превосходно переданы музыкой. Опера блещет выразительными комедийными сценами (экзамен, которому подвергает бургомистр обоих Петров, кантата в честь мнимого царя, мужской секстет, финал II д. и др.). Она очень сценична. Почти каждая из партий дает исполнителям благодарный материал. На русскую сцену сочинение Лорцинга попало только в XX в. из-за цензурного запрета выводить на сцену царей из дома Романовых. Премьера состоялась 15 февраля 1907 г. в петербургском Народном доме; первым и непревзойденным исполнителем партии Петра I был в России П. Андреев. Постановки в Москве (Опера Зимина, 1908), Петербурге и Киеве под названием «Царь-плотник» пользовались успехом. После Октябрьской революции опера была поставлена в Петрограде, на сцене бывшего Михайловского театра, при участии П. Андреева, П. Журавленке и Г. Боссэ (премьера — 28 декабря 1919 г.); 10 февраля 1957 г. тот же театр, называвшийся уже Ленинградским Малым оперным, возобновил спектакль."
Рубрики: | МОИ немцы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |