Ну что ж, продолжаю свою рубрику "Книжная полка". Сегодня поделюсь еще одним сокровищем - тоже из последних моих приобретений. Я заметил, что меня в последнее время потянуло на дневники и воспоминания. Наверное именно потому, что они передают атмосферу эпохи и личные переживания людей. А это всегда интересно. И сейчас книжные просто порадовали любителей воспоминаний.
Во-первых, вышли долгожданные мемуары дочери самого загадочного и сумашедшего писателя прошлого столетия - Маргарет А. Сэлинджер «Над пропастью во сне: мой отец Дж. Д. Сэлинджер». Книгу я рекомендую тем, кто любит читать книги в стиле "Похороните меня за плинтусом" Санаева. Это очень сложные и личные вопоминания о тяжелом человеке Селинджере, который не только сам обрек себя на отшельничество, но и тиранил этим свою семью.
Во-вторых, вышли долгожданные дневники Ролана Быкова "Я побит - начну сначала!" Это гениальная и честная книга об одном из самых светлых и сложных людей советского кино. Рекомендую эту книгу всем, кто любит дневники.
Ну и последняя новинка. Это книга гениального актера советского кино Иннокентия Смоктуновского "Быть!" Есть актеры, которым не стоит садиться за письменный стол. Например, вы ничего не потеряете, если не прочитаете книги Льва Дурова. Ничего в них нет особенного или ценного с точки зрения литературы. Может быть, даже разочаруетесь в личности любимого актера. Но Смоктуновский совершенно другой пример. Прочитав эту книгу вы еще больше полюбите этого гениального актера. Он действительно был "матерый человечище", его взгляды на жизнь и искусство удвительно глубоки и такой же получилась эта книга!
Вчера и позавчера простоял за плитой после работы. Дело в том, что в нашей школе активно празднуется языческий православный праздник масленицы и пришлось печь блины в школу доче. Я был самым свободным поваром семье, вот и стал за плиту. Дочка заявила, что мои блины вкусные и пришлось вчера вторично встать за плиту и печь снова. Вчерашняя стопка гораздо более солидной получилась, так что на утро блинов хватило всем и еще осталось. На самом деле половину дела сделала моя ladyrovena, так как она развела мне раствор для блинов, а я только стоял и выпекал их. За это время мы с дочей успели посмотреть фильм про Теслу и я начала смотреть документальные съемки о том, как Тарковский в Швеции снимал "Жертвоприношение". И я понял, как важно было гению, чтобы вся съемочная группа понимала его замысел, была с ним единомысленна. Он объяснял оператору каждый кадр, каждую деталь декорации, старался передать свое настроение. А мы меж тем задались вопросом: Почему это блины принято глобально печь на масленицу, а как же другие дни? Я вот люблю их есть тогда, когда захочется и если честно плевать мне на масленицу жеваной морковкой с высокой колокольни. Вот такой я человек :-)
Самый апокалиптичный фильм у Тарковского - "Сталкер", с ним даже "Жертвоприношение" не сравнится по апокалиптике. За кадром читается фрагмент из главы шестой "Апокалипсиса" ("Откровения Иоанна Богослова"). Музыкальное сопровождение: Эдуард Артемьев - "Медитация".
Други мои дорогие, поздравляю себя и вас с замечательным праздником - Международным днем писателя. Своего соавтора я уже поздравил, теперь дело за мной! Всемирный день писателя отмечается по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), состоявшегося 12—18 января 1986 года.
ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.
Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Mrs. C.A. Dawson Scott). Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси (John Galsworthy). В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах.
Это международное объединение писателей, которое, как сказано в Хартии ПЕН-клуба, «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами. Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой ее форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всем мире, когда это представляется возможным.
ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов.
Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или тенденциозно бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей».
Так что с праздником вас, дорогие мои писатели и журналисты!
В 1996 году знаменитый актер Леонид Филатов перенес тяжелую операцию по удалению обеих почек. Почти два года жил на гемодиализе - процедуре полного переливания крови. Все это время его программа "Чтобы помнили" ни разу не сорвала эфир. Съемочная группа приезжала в клинику, и прямо на фоне больничной стены, после уколов анестезии, с толстым слоем грима на лице Филатов продолжал свои рассказы о забытых актерских судьбах. Как будто торопился сказать с экрана все то, что за многие годы наболело на душе. Тогда в больнице он говорил: "Бог дал мне жизнь еще раз, чтобы я, как в молодости, не тратил ее попусту". Вот только жизни этой у него осталось совсем немного...
Гениальная работа Олега Янковского в фильме Захарова "Дом, который построил Свифт". Кстати, сказать, небольшое четвростишье за кадром читает Константин Райкин, который принимал участие в съемках фильма.
На 83-й церемонии вручения «Оскара» перезагрузки главной кинопремии вновь не случилось: «Социальная сеть» проиграла картине «Король говорит!», Бэнкси — «Внутреннему делу», а Натали Портман и Кристиан Бейл получили призы за личное мужество.
«Где же ты была, когда я снимался в кино?» Этот вопрос 94-летний Кирк Дуглас задал ведущей церемонии Энн Хэтэуэй — появление легендарного Спартака было самым неожиданным и самым трогательным моментом церемонии. Говорят, что вручать приз за женскую роль второго плана (Мелисса Лео, «Боец») должны были прошлогодние победители Моник (из «Сокровища») и Кристоф Вальц (Ланда из «Бесславных ублюдков»), но они в последний момент отказались и пришлось выпускать тяжелую артиллерию. Комический выход живого классика, удачно прихватившего победительницу за талию, стал камертоном 83-й церемонии вручения «Оскара».
Академики, выпустив на сцену Дугласа, показали, что, с одной стороны, все еще живы и способны ценить молодых по достоинству, а с другой, продемонстрировали триумф проверенных временем ценностей.
В детстве Анни Жирардо хотела быть акушеркой — как мать. Она мечтала о том, как будет ездить по ночным вызовам, и даже поступила в школу медсестер. Но за время взросления мечта успела поменяться, и мать сама предложила дочери попробоваться в актрисы. В 1954 году Жирардо закончила Парижскую консерваторию драматического искусства с диагнозом «годна смешить и ни на что более». Впрочем, саму актрису такие характеристики преподавателей не смущали — она хваталась за любые возможности появиться хоть на сцене, хоть на экране: танцевала в кабаре, играла в «Комеди Франсэз».
Удача улыбнулась ее упорству уже в 1956-м благодаря роли в фильме «Человек с золотыми ключами», за которую она получила премию Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса.
Карьера пошла в гору: Жирардо заметил великий Лукино Висконти, который сначала пригласил ее в свой спектакль «Двое на качелях», где ее партнером стал Жан Марэ, а следующей работой актрисы стала главная удача в ее карьере — «Рокко и его братья». Там она успешно разрушила последние предрассудки по поводу узости своего амплуа и там же, на съемочной площадке, она познакомилась со своим будущим мужем Ренато Сальватори. Этот союз стал главным в ее жизни, благодаря ему она стала героиней таблоидов, ради него на время почти оставила карьеру и переехала в Рим. Однако буйный нрав Сальватори сыграл фатальную роль, и через несколько лет супружеской жизни Жирардо вернулась в Париж, чтобы продолжить работать в кино.
Зрители запомнили ее благодаря работам у Клода Лелуша (название его картины «Жить, чтобы жить» могло бы стать девизом актрисы) и Андре Кайата («Умереть от любви»).
У советских и российских зрителей всегда были свои резоны любить актрису. Кроме французских картин, которых на телеэкранах в свое время было куда больше, чем голливудских, Жирардо запомнилась благодаря крошечной роли в «Журналисте» Сергея Герасимова и более позднем сериале Валерия Ахадова «Серьезная женщина», а также в недавнем российском сериале «Воротилы».
Из последних работ Жирардо самыми запоминающимися стали роли в «Пианистке» и «Скрытом» австрийского мизантропа Михаэля Ханеке.
Даже несмотря на то, что успех «Рокко» ей повторить так и не удалось, на родине и по всему миру ее помнили как одну из лучших актрис французского кино. Она удостоена нескольких премий «Сезар», призов Каннского и Венецианского кинофестивалей и многих других.
В последние годы актриса почти не снималась: в 2006 году она с привычной для нее смелостью сообщила о том, что у нее диагностирована болезнь Альцгеймера. 28 февраля стало известно, что Анни Жирардо не стало.