Кроме русского наименования рыбы -- берш или бёрш и волжский судак (разновидность лучепёрых рыб из биологического семейства Окуневые,
нем. Barsch -- окунь), существует и топографическое наименование в историческом и культурном регионе Эльзаса во Франции: на гербе поселения изображены две плещущиеся вертикально расположенные рыбины.
Ранее, в связи с описанием герба
Абданк и польских архивных документов о переселении из Пруссии (Поруссия), упоминалось о цистерцианском аббатстве белых монахов (
лат. Ordo Cisterciensis, OCist), -- ответвившихся от католического бенедиктинского монашества (
лат. Benedictini, рус. Орден св. Бенедикта,
лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) в XI веке, -- у которых и был “первый” гербовый символ в форме сложенного по форме латинской буквы
W, документа (
напоминающего и оконечные сломанные стропила стрел для кого-то) -- папской буллы и/или возможного монашеского устава.
В некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами -- по имени святого Бернарда Клервоского (
лат. Bernardus Claraevallensis), который сыграл выдающуюся ролью в становлении ордена, однако -- в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев-обсервантов (
лат. Ordo Fratrum Minorum, OFM), -- по имени Бернардина Сиенского (
итал. Bernardino da Siena, в миру Bernardino degli Albizzeschi). Бенедиктинцы же являются старейшим католическим монашеским орденом, основанным в Субиако (
итал. Subiaco) и Монтекассино (
итал. Montecassino) святым Бенедиктом Нурсийским (
лат. Benedictus Nursiae) в VI веке. Так же термин «бенедиктинцы» -- в отношении к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», -- употребляют к камальдулам (
лат. Camaldulani, Camaldolitae, Camalduenses) или упомянутым выше цистерцианцам (
лат. Ordo Cisterciensis, OCist).
* * *
В 1109 году в 2 км от поселения Берш (
рус. Берш / Берж,
фр. Bœrsch,
нем. Börsch,
эльзасск. Bersch) был построен монастырь бенедиктинцев (
лат. Benedictini,
рус. Орден св. Бенедикта,
лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB), став аббатством Святого Леонарда (Сен-Леонар,
фр. Saint-Léonard). Согласно легенде, это место занял некий отшельник. На страницах устава обители упоминается место под наименованием Berse и/или Bersa (место также упоминается как Birsa -- 1109 г., Bersa -- 1187 г., Boersch -- 1793 г.). Всего через столетие после основания монастырь был разрушен. В 1215 году он был заменён на католическую коллегиальную церковь -- коллегию, -- согласно главным канонам собора Страсбурга (Strasbourg).
Вход на территорию бывшего бенедиктинского монастыря Святого Леонарда (город Bœrsch, Эльзас, Франция).
К 1340 году, Бертольд Бучек (Бертольд де Бюшек,
фр. Berthold II de Bucheck) -- рыцарь Тевтонского ордена, сын графа и рыцаря ордена, -- принятого в «городе послов» Солотурне (
фр. Soleure), -- Анри де Бюшека (
фр. Henri de Bucheck) из Мольсема (
фр. Molsheim), епископ из Страсбурга, -- получил для поселения Берш статус города, возведя городские стены и укрепления. В 1385 году город захватывается графом Генрихом III фон Саарверденским (
нем. Heinrich III von Saarwerden) с земель Римской империи до присоединения их к Франции, войско которого разграбили поселение, разрушив и сожжа церковь. Впоследствии Гийом де Дьест (
фр. Guillaume de Diest) -- страсбургский епископ 1394-1439 гг., -- несколько раз обещает погасить долги города. В 1439 году Румелер-Лоэль (
фр. Rumeler-Lawel) и Анелин (
фр. Anelin) основали в городе Бёрш постоялый двор «приют» для «бедных и честных» паломников и путешественников. В средние века город был разорен и разграблен несколько раз.
Определённый просвет наступает в 1466 году и до епископства Великого Страсбургского собора приходит около 1000 флоринов. Берш в то время переживал временный период процветания, который длился вплоть до Тридцатилетней войны (1618-1648 годы). Однако, в период крестьянского бунта -- произошедшего 19 апреля 1525 года, -- на коллегию нападают жители Альторфа (
фр. Altorf) и Дорлисхайма (
фр. Dorlisheim), к которым присоединяются некоторые жители Бёрша (
фр. Bœrsch), а также Оберне (
фр. Obernai), Бернардсвиллер (
фр. Bernardswiller) и Отротт (
фр. Ottrott).
Во времена Тридцатилетней войны шведские войска Эрнста фон Мансфельда (Ernst von Mansfeld) дважды грабили и оскверняли монастырь: первый раз -- в 1622 году, и, во второй раз -- в 1632 году. В период первой военной экспедиции шведов, некоторые секулярные каноники коллегиаты (др.-греч. κανονικός,
лат. canonicus,
нем. Stiftsherr, Chorherr, англ. canon,
фр. chanoine) сжигались заживо. В 1633 году на территории региона бушует чума в течение шести месяцев, уничтожая значительную часть населения. Несмотря на разорения с расхищением церковной собственности, каноники приумножают свои владения и с XVIII века до сих пор продолжают владеть имуществом в коммунах Инненайм (
фр. Innenheim), Бишофсайм (
фр. Bischoffsheim), Блесайм (
фр. Blaesheim), Энтсайм (
фр. Entzheim), Дюпигайм (
фр. Duppigheim), Кинцхайм (
фр. Kintzheim), Оэнайм (
фр. Auenheim) недалеко от немецкого города Кель (
нем. Kehl, алем. Kaal). Во время Великой французской революции (
фр. Révolution française) имущество распродаётся с аукциона. Церковный орган передается в Отрот (
фр. Ottrott-le-Haut / совр.
фр. Ottrott). Монастырская церковь сносится до основания, а камни -- оставшиеся от руин, -- использовались для реконструкции церкви в Бенфельде (
фр. Benfeld), которая на тот период была в упадке и плохом состоянии. Колокольня перенесена и установлена на церковь в поселении Эргерсайм (
фр. Ergersheim). Перед Первой мировой войной Сен-Леонар (
фр. Saint-Léonard) становится важным региональным культурным центром.