-Рубрики

 -Цитатник

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки - (0)

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки ...

Украшаем велосипед - (0)

Украшаем велосипед Украшаем велосипед, делаем это оригинально, с душой, такой велосипед у вас ...

Маленькая прелесть из битых горшков - (0)

Маленькая прелесть из битых горшков Как говорится: в хозяйстве все пригодится и битые цве...

Уютные садовые уголки - (0)

Уютные садовые уголки Вот и пролетело долгожданное лето, не успели и оглянуться. Сколько радос...

экогоршки своими руками - (0)

экогоршки своими руками

 -Фотоальбом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MariykaV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Дожинки

Вторник, 18 Июня 2013 г. 23:31 + в цитатник
Цитата сообщения Cayetana_de_Alba Дожинки

Расскажу, как обещала, про общую традицию празднования дожинок – с древности и до наших дней. В качестве иллюстраций здесь представлены в основном мои фото - с малопольских дожинок, которые мне посчастливилось застать в Кракове на Рыночной площади. Они еще совпали с XXXIV фестивалем народного искусства. Жаль, их получилось немного, но колорит праздника, думаю, передадут вполне:)

 (525x700, 137Kb)


Dożynki или Święto Plonów – народный праздник, связанный с благодарственными ритуалами по завершению жатвы, сбора урожая зерновых и основных полевых работ. В дохристианские времена – славянский этнический праздник, связанный с осенним равноденствием, служил также приемом колдовства.

 (700x525, 128Kb)

Этот обычай, издревле практиковавшийся славянскими и балтийскими племенами, в разных регионах Польши назывался wyżynki, obrzynki, wieniec, wieńcowe, okrężne. В Силезии и Ополе он назывался żniwniok и праздновался в первый день календарной осени, сопровождаясь радостными песнями и плясками.
 (452x595, 135Kb)

Обряд дожинок, вероятно, первоначально был связан с культом растений и деревьев – то есть, с первобытным сельским хозяйством. С развитием дворово-усадебных хозяйств в XVI веке, праздник урожая пришел и в поместья. Организатором праздника был, как правило, хозяин – и делал это, в основном, для работников и поденщиков в качестве благодарности и награды за хорошо проделанную работу в период жатвы и сбора урожая. В ходе праздника крестьяне благодарили богов за урожай и просили еще более обильный в следующем году.
 (700x525, 190Kb)

Dożynki сопровождают различные обряды, сохранившихся и до нынешних времен, например, последняя горстка зерна, или несжатая полоска, оставляемая в уже убранном поле для непрерывности урожая. Оставленные в поле колосья назывались по-разному: przepiórką (на Мазовии и в Подлясье), perepełką (на восточных окраинах), brodą (в западной Мазовии), kozą (в Малой Польше и Галичине), pępem или pępkiem (в Познани); называют их также wiązką, wiązanką или garstką.
 (700x525, 169Kb)

Последние сжатые колосья с обрядовыми песнями вручались лучшей жнице сезона для плетения дожиночного венка. А последний сноп, называемый diduch составленный из сжатых всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, оставляли в поле.
 (700x525, 149Kb)

В дохристианские же времена его помещали в восточном углу дома и посвящали богу Сварогу. Обычай этот на переломе XVIII и XIX веков уступил место другому, пришедшему на исконно славянские земли из Германии – обычаю украшать елку.
 (641x425, 157Kb)

Празднование дожинок начиналось плетением венка, составленного из всех собранных плодов: пучков красной рябины, орехов, фруктов и цветов, перевитых цветными ленточками. Венок плелся в виде большой короны либо круга, иногда в него вплетались фигурки петухов и гусей – крестьяне верили, что это обеспечит многочисленный и здоровый приплод в животноводстве. Дожиночный венок часто называют plonem (урожаем), потому что это как бы живой персонифицированный символ плодородия. Лучшая жница сезона несла его на голове либо на вытянутых руках, часто с помощью других жнецов и работников. За ней шла процессия празднично одетых жнецов, несущих на плечах украшенные цветами и лентами косы и серпы. Венок сначала несли освящать в костел, а затем, торжественно, с песнями – на двор хозяина, организатора дожинок. Венок помещался в житницу, где и хранился до следующего сева. Высыпавшиеся из него зерна осторожно собирали и клали в мешки с зерном, предназначенным для будущего сева. Затем начиналось застолье и танцы, которым, разумеется, предшествовала благодарственная месса.
 (525x700, 197Kb)

В конце XIX века общее празднование дожинок «разделилось» по социальному признаку: господские и крестьянские дожинки праздновались отдельно. Богатые хозяева устраивали праздник урожая для своих семей и родственников, работники же и наемники праздновали отдельно. В межвоенный период стали устраиваться локальные дожинки внутри гмины (dożynki gminne, т. е. муниципальные), повята (dożynki powiatowe, т. е. окружные), либо парафии (dożynki parafialne, т. е. приходские). Организовывались они местными органами власти, крестьянскими партиями, сельскохозяйственными артелями, католической церковью, а также часто и школами. Dożynki в то время были символом крестьянской солидарности, единения а каждый участник гордился своей принадлежностью к кормильцам страны - крестьянскому сословию.
 (636x425, 108Kb)

Сопровождались они сельскохозяйственными выставками, фольклорными фестивалями и ярмарками изделий художественного народного творчества.
 (700x525, 106Kb)

После Второй мировой войны дожинки стали носить политический характер – как акция поддержки правительству, приоритетным направлением политики которого стало сельское хозяйство. Однако они сохранили традиционные элементы: торжественные процессии с венками, песни и народные гуляния.
Хозяевами дожинок, как правило, был первый секретарь компартии (до 1952 года президент). Дожинки в коммунистической пропаганде имели важное значение – чествование рабоче-крестьянского союза, бывшего весомой силой, оказывавшей огромную поддержку коммунистическому правительству.
 (700x525, 144Kb)

Устраивались они также и в целях пропаганды патриотизма, в которой полякам нет равных: например, дожинки, состоявшиеся 11 сентября 1949 года на вроцлавском Собачьем поле (на месте несуществующей ныне ул. Дожинковой) сопровождала историческая реконструкция, связанная с великой победой средневекового польского оружия над Германией – битвой при Собачьем поле.

После 1980 года дожинки снова поменяли свой характер, став крестьянским и фермерским праздником религиозного характера. Стали проводиться также президентские дожинки в Спале (традиционная ежегодная церемония праздника урожая, начало которой было положено президентом Игнацы Мостицким). В настоящее время дожинки носят народно-религиозный характер: традицией последних десятилетий стало паломничество крестьян в святые места, в частности в монастырь на Ясной Горе в Ченстохове.
 (700x525, 181Kb)

Здесь проводится крупнейшее в стране и наиболее торжественное празднование дожинок - в региональных костюмах, с дарами земли, приносимыми к главной святыне Польше – иконе Ченстоховской Божьей матери, с венками и хлебом, испеченный из первой муки урожая этого года.
 (425x600, 106Kb)

Серия сообщений "ПОЛЬША/Краков":
Часть 1 - Королевский замок Вавель
Часть 2 - Краков католический
...
Часть 19 - Краковские Планты
Часть 20 - Краков. Вокруг Рыночной площади по часовой стрелке.
Часть 21 - Дожинки
Часть 22 - Цистерцианскоe аббатство в Могиле (Краков)
Часть 23 - Легенды Кракова. Башни Мариацкого костела.
...
Часть 27 - Pucheroki
Часть 28 - Скрипичный концерт и Святой Войчех...
Часть 29 - Ангелы и демоны Яна Матейко

Метки: