Цитата сообщения Cayetana_de_Alba
Дожинки
Расскажу, как обещала, про общую традицию празднования дожинок – с древности и до наших дней. В качестве иллюстраций здесь представлены в основном мои фото - с малопольских дожинок, которые мне посчастливилось застать в Кракове на Рыночной площади. Они еще совпали с XXXIV фестивалем народного искусства. Жаль, их получилось немного, но колорит праздника, думаю, передадут вполне:)
Dożynki или Święto Plonów – народный праздник, связанный с благодарственными ритуалами по завершению жатвы, сбора урожая зерновых и основных полевых работ. В дохристианские времена – славянский этнический праздник, связанный с осенним равноденствием, служил также приемом колдовства.
Этот обычай, издревле практиковавшийся славянскими и балтийскими племенами, в разных регионах Польши назывался wyżynki, obrzynki, wieniec, wieńcowe, okrężne. В Силезии и Ополе он назывался żniwniok и праздновался в первый день календарной осени, сопровождаясь радостными песнями и плясками.
Обряд дожинок, вероятно, первоначально был связан с культом растений и деревьев – то есть, с первобытным сельским хозяйством. С развитием дворово-усадебных хозяйств в XVI веке, праздник урожая пришел и в поместья. Организатором праздника был, как правило, хозяин – и делал это, в основном, для работников и поденщиков в качестве благодарности и награды за хорошо проделанную работу в период жатвы и сбора урожая. В ходе праздника крестьяне благодарили богов за урожай и просили еще более обильный в следующем году.
Dożynki сопровождают различные обряды, сохранившихся и до нынешних времен, например, последняя горстка зерна, или несжатая полоска, оставляемая в уже убранном поле для непрерывности урожая. Оставленные в поле колосья назывались по-разному:
przepiórką (на Мазовии и в Подлясье),
perepełką (на восточных окраинах),
brodą (в западной Мазовии),
kozą (в Малой Польше и Галичине),
pępem или
pępkiem (в Познани); называют их также
wiązką,
wiązanką или
garstką.
Последние сжатые колосья с обрядовыми песнями вручались лучшей жнице сезона для плетения дожиночного венка. А последний сноп, называемый
diduch составленный из сжатых всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, оставляли в поле.
В дохристианские же времена его помещали в восточном углу дома и посвящали богу Сварогу. Обычай этот на переломе XVIII и XIX веков уступил место другому, пришедшему на исконно славянские земли из Германии – обычаю украшать елку.
Празднование дожинок начиналось плетением венка, составленного из всех собранных плодов: пучков красной рябины, орехов, фруктов и цветов, перевитых цветными ленточками. Венок плелся в виде большой короны либо круга, иногда в него вплетались фигурки петухов и гусей – крестьяне верили, что это обеспечит многочисленный и здоровый приплод в животноводстве. Дожиночный венок часто называют
plonem (урожаем), потому что это как бы живой персонифицированный символ плодородия. Лучшая жница сезона несла его на голове либо на вытянутых руках, часто с помощью других жнецов и работников. За ней шла процессия празднично одетых жнецов, несущих на плечах украшенные цветами и лентами косы и серпы. Венок сначала несли освящать в костел, а затем, торжественно, с песнями – на двор хозяина, организатора дожинок. Венок помещался в житницу, где и хранился до следующего сева. Высыпавшиеся из него зерна осторожно собирали и клали в мешки с зерном, предназначенным для будущего сева. Затем начиналось застолье и танцы, которым, разумеется, предшествовала благодарственная месса.
В конце XIX века общее празднование дожинок «разделилось» по социальному признаку: господские и крестьянские дожинки праздновались отдельно. Богатые хозяева устраивали праздник урожая для своих семей и родственников, работники же и наемники праздновали отдельно. В межвоенный период стали устраиваться локальные дожинки внутри гмины (
dożynki gminne, т. е. муниципальные), повята (
dożynki powiatowe, т. е. окружные), либо парафии (
dożynki parafialne, т. е. приходские). Организовывались они местными органами власти, крестьянскими партиями, сельскохозяйственными артелями, католической церковью, а также часто и школами. Dożynki в то время были символом крестьянской солидарности, единения а каждый участник гордился своей принадлежностью к кормильцам страны - крестьянскому сословию.
Сопровождались они сельскохозяйственными выставками, фольклорными фестивалями и ярмарками изделий художественного народного творчества.
После Второй мировой войны дожинки стали носить политический характер – как акция поддержки правительству, приоритетным направлением политики которого стало сельское хозяйство. Однако они сохранили традиционные элементы: торжественные процессии с венками, песни и народные гуляния.
Хозяевами дожинок, как правило, был первый секретарь компартии (до 1952 года президент). Дожинки в коммунистической пропаганде имели важное значение – чествование рабоче-крестьянского союза, бывшего весомой силой, оказывавшей огромную поддержку коммунистическому правительству.
Устраивались они также и в целях пропаганды патриотизма, в которой полякам нет равных: например, дожинки, состоявшиеся 11 сентября 1949 года на вроцлавском Собачьем поле (на месте несуществующей ныне ул. Дожинковой) сопровождала историческая реконструкция, связанная с великой победой средневекового польского оружия над Германией – битвой при Собачьем поле.
После 1980 года дожинки снова поменяли свой характер, став крестьянским и фермерским праздником религиозного характера. Стали проводиться также президентские дожинки в Спале (традиционная ежегодная церемония праздника урожая, начало которой было положено президентом Игнацы Мостицким). В настоящее время дожинки носят народно-религиозный характер: традицией последних десятилетий стало паломничество крестьян в святые места, в частности в монастырь на Ясной Горе в Ченстохове.
Здесь проводится крупнейшее в стране и наиболее торжественное празднование дожинок - в региональных костюмах, с дарами земли, приносимыми к главной святыне Польше – иконе Ченстоховской Божьей матери, с венками и хлебом, испеченный из первой муки урожая этого года.