
Что поделать - время от времени нам приходится ссориться. На то мы и живые люди. Ссориться, конфликтовать, выяснять отношения, разводиться и тд. можно по-разному, и эта разница определяется не только нашими индивидуальными различиями в темпераменте или образовании, но и национально- культурными стереотипами поведения. Кто-то в таких случаях хватается за кинжал, а кто-то за бутылку, кто-то матерится, а кто-то невозмутимо раскуривает трубку, кто-то зовет наемного убийцу, а кто-то звонит адвокату…У корейцев тоже есть свои национальные стереотипы на этот счет, и иностранцу их полезно знать.
Часть первая. О тыквах и скаковых лошадях, или как конфликтуют корейские женщины.
Начну с описания прекрасной половины корейского общества. Как конфликтуют в Корее женщины? В целом – вполне в рамках патриархального общества, и западных мужчин, напуганных ужасами феминизма, я приглашаю в Корею: жениться и вспомнить, что такое женщина патриархальная, то есть зависимая от тебя до последней копейки. Предупреждаю, что ждет их полная и обидная противоположность стереотипу, столь приятно ласкающему мужское эго. А именно: представлению о кореянке как о нежной кроткой лани, выражающей свое огорчение исключительно в виде жемчужных слезок в уголках хорошеньких глазок, а в мирное время с милым щебетаньем подносящей тапочки своему всесильному повелителю и неусыпно бдящей с вязанием в руках у его постели, если вдруг он- ах!- заболел насморком. Скажу прямо и откровенно- черта с два. За неимением в корейских домах тапочек грязные носки с вас она, может быть, и снимет – оберегая мытый пол. А вот вязать не будет, потому что какой же вы тогда мужчина, если не можете купить ей нормальную кофточку. И что вы за мужик, если валяетесь с гриппом вместо того, чтобы идти и зарабатывать деньги… И далее в том же духе. Это- сценарий предполагаемого конфликта. Формы столь же восхитительно традиционны: неожиданные истерики с подвизгиванием и отказом от выполнения супружеских обязанностей, угрозы уйти к своей маме и наезды на вашу маму, крики и публичные оскорбления… Помню, как в начале 90-х годов московские переводчицы корейских фирм, затаив дыхание, пересказывали друг другу подробности затянувшегося семейного скандала одного из высокопоставленных сотрудников южнокорейского посольства в России, чья супруга имела обыкновение врываться на посольские заседания и громогласно заявлять: « Ты что обещал моему отцу, когда просил моей руки? Что мы уедем в Америку! А куда ты меня увез?!!!"
Возможно, та посольская жена и была несколько эксцентрична (эксцентричность ее опиралась, думается, на тот простой факт, что развод для ее мужа, дипломатического работника, был, как у нас в советские времена, равносилен служебному самоубийству).Однако действовала она в рамках общей патриархальной тенденции – то есть рассматривала мужа как скаковую лошадь, на которую в свое время поставила и с которой не намерена была слезать. Ибо ни на что другое общество ей ставить не дает. Образование она получает в основном для того, чтобы получить необходимый образовательный ценз - для получения, в свою очередь, мужа с соответствующим образованием. В науке может быть семи пядей во лбу, и тем не менее за профессорское место ей приходится конкурировать с мужчинами, а она женщина – значит, дура по определению. В бизнесе или политике ее тем более никто не воспринимает серьезно. В офисе если сидит, так чтобы перекладывать бумажки или разливать чай… Остается одно поле битвы за финансовый урожай – муж, на выжимание материальных благ из которого и направляется вся ее энергия. Добавим, что в целом по Корее развод хотя и допустим, но воспринимается опять же как социальная катастрофа, которая рушит биографии не только непосредственных участников, но и всего их рода бог весть до какого колена. Не только дети, но и двоюродные племянники разведенных супругов не могут в дальнейшем рассчитывать на социально благополучного брачного партнера. Значит, брак - ставка на всю жизнь. Отбирают « лошадь» долго, тщательно осматривая зубы и копыта, то есть финансовое положение, линию родства, состояние здоровья, сверяя данные гороскопа и тд. И если впоследствие обнаружится, что сие домашнее животное по причине скрытого дефекта или невезения «не смогло», то пусть пеняет на себя. Волна самоубийств, которая прокатилась по Корее в период валютного кризиса, еще раз доказала это . По свидетельству социологов, самоубийства среди уволенных служащих крупных корпораций часто объяснялись страхом мужчин признаться в своем банкротстве женам, чтобы не услышать в ответ грозного: «А что ты обещал моим родителям..?» Многие шли на этот шаг для того, чтобы семья после смерти могла получить страховку и, таким образом, «обещание перед родителями» было хотя бы частично выполнено.
Конечно, не все мужья в Корее реагируют на супружеские сцены столь драматично и благородно. Иные действуют с женами по старинке, без всяких страховок – синяк под глаз и… Но наивно думать, что синяком можно остановить корейскую жену. Cиняк она, во-первых, превосходно может поставить вам сама. В 99 году этой теме была посвящена одна из передач SBS, которая так и называлась: «Мужья, которых бьют жены». По свидетельству авторов этой передачи, супружеских пар, где жена занимается рукоприкладством, в Корее не так уж мало.В передаче приводился список предметов домашнего обихода,которые используются корейским слабым полом для воздействия на своих повелителей. Туда входили скалки, утюги, медные тазы, палочки для еды – в общем, оружие впечатляющее. Но не оно является самым грозным в корейской семье. Есть и другое, куда более длительного и убойного действия. Это «пагачжи», то есть черпак из тыквы-горлянки. Дело в том, что для обозначения женского нытья, пиления, зуда, проедания плеши, промывания мужниных мозгов и проч. в Корее существует специальное словосочетание: « пагачжирыль кыккта».- «выскребать тыкву- горлянку». В традиционной Корее из тыквы – горлянки путем кропотливого и тщательного выдалбливания и выскребания делался специальный черпак для хозяйственных целей. Такая же кропотливая тактика испокон веку применяется кореянками для обрабатывания мужа. В результате лошадь скачет резво, насколько может, добиваясь желаемого материального состояния всеми, в том числе и противозаконными средствами. Так, в подавляющем большинстве финансовых скандалов и злоупотреблений среди высших должностных лиц Кореи в последние годы следствием были без труда прослежены следы нежных женских ручек, усердно и тщательно «выскребавших тыквы- горлянки», то есть головы своих несчастных мужей, внедряя в них идеи о настоятельной необходимости приобретения скромных норковых шубок, симпатичных бриллиантовых колье и проч. И шубки с колье исправно доставались – вплоть до самого ареста.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что в Корее нет ласковых жен и счастливых семей. Есть, конечно, как есть они во всем мире, как есть, к примеру, в мусульманских странах. Но никому на этом основании не придет в голову отрицать очевидные факты дискриминации женщин в арабском мире. Точно так же реальна и та тенденция, которую я описываю, для института корейской семьи. Причины проблем лежат, конечно, не в какой-то природной испорченности корейских женщин. Зри в корень, как говаривал Козьма Прутков, то есть смотри в детство. Чего по сей день корейское общество требует от девочки? По сути дела, одного- единственного качества – товарного вида ( даже умение вести хозяйство и квасить кимчхи не ценятся так высоко). Ее учат быть милой, нарядной, хорошенькой (не дай бог поцарапать нос! мигом налетят мамки-няньки с мазями и притираниями!). В семьях победнее – завивают, красят волосики, навешивают, как на болонку, разноцветные ленточки и бусинки. В семьях побогаче в добавление к этому учат немного болтать по-английски, немного брянькать на пианино, грациозно задирать ножки в любительском балете… И все. Капризы и кокетливые кривляния считаются неотъемлемой частью имиджа «милой девочки» и активно поощряются( не верите- посмотрите пару корейских передач и реклам с участием детей. С непривычки может слегка затошнить). Зачем это делается? «Воспитывай дочь как принцессу- и получишь в зятья принца»,- гласит популярное корейское высказывание. Уже с 4-5 летнего возраста малышка постоянно слышит от родных пока еще полушутливые разговоры о «богатом женихе», - высшей награде, которую получает девочка, если будет достаточно «еппыда», то есть хорошенькая. Заметьте- речь идет не о добром, не об умном и сильном, не о любящем и порядочном человеке, а именно о богатом. Семена будущих проблем уже брошены в почву. Присмотритесь, во что играют, что рисуют корейские девчушки детсадовского возраста, и вы увидите, что образ «богатого жениха» занимает в их сознании весьма значительное место. Идею о том, что муж должен быть прежде всего богатым, а жена- прежде всего нарядной и хорошенькой, эти девочки усвоят на всю жизнь. И всю свою семейную жизнь будут разъяснять эту ролевую ситуацию непонятливым супругам- всеми доступными методами.
Однако в последние годы мощная традиция эллочки-людоедки в Корее дает трещину.Разрушается она изнутри. Дело в том, что для реализации мечты о богатом женихе сейчас, как я уже сказала выше, требуется образование. И, хотя задумывается оно в основном как образовательный ценз по схеме «получить диплом и положить в сундук», усилия лет, проведенных над книжками, для многих женщин даром не проходят. Образование раскрывает перед ними окно в большой и увлекательный мир. Все больше кореянок пропитываются западными идеями женской независимости и начинают работать после окончания университета. Таким образом, они получают возможность зарабатывать себе на шубки и колечки не манипулированием собственным мужем, не домашними истериками и не «выскребанием тыквы», а чем-то более интересным и достойным. Конфликтуют женщины нового поколения реже- им и без этого есть чем заняться- и гораздо более цивилизованно. Их методы выяснения отношений ближе к мужским( я не имею в виду мордобой, конечно) и мне лично кажутся более привлекательными.
(продолжение в следующем номере)
Часть вторая. О сохранении лица, или Как конфликтуют корейские мужчины.
На первый взгляд, ссориться с корейскими мужчинами легко и даже где-то приятно - если это слово употребимо в отношении конфликта, то есть ситуации заведомо неприятной. Легко потому, что есть в корейской культуре пресловутый принцип «спасения лица» противника. Это означает стремление проводить над человеком даже самые неприятные манипуляции в максимально приятной и достойной форме. Так, расставаться с ненадежным деловым партнером здесь будут почти под лирические звуки скрипок. Ему будут улыбаться и нежно жать руки, ему выплатят все причитающиеся деньги и даже сверх того, его сводят в ресторан и напоят пивом – и забудут. Эта форма поведения часто вводит в заблуждение жуликоватых российских предпринимателей ( с этими малоприятными субъектами мне, как переводчице, приходилось довольно часто сталкиваться). Было смешно наблюдать, как напряженно входил в кабинет корейского директора какой-нибудь «новый русский», нагло подставивший своего партнера и теперь ожидавший, видимо, найти в здании уважаемой корпорации нечто вроде братков с горячим утюгом. И как он тут же расслаблялся, увидев, что бить его не собираются, а вместо этого заводят приятные беседы о семье и погоде и приглашают в ресторан. Приняв такое отношение за слабость и глупость корейцев, мой малосимпатичный соотечественник тут же пытался сесть обманутым партнерам на шею, требуя у них новых отсрочек и уступок. Ответом были обещания подумать, новые порции сияющих улыбок и новые бутылки пива. После этого российский партнер сбрасывался с корабля современности. Все его новые телодвижения, попытки встретиться и объясниться были уже бесполезны.
Однако, чтобы с человеком обошлись таким образом, ему надо было очень сильно насолить корейцам. Ссориться, конфликтовать по-настоящему корейские мужчины не любят и делают это с большой неохотой. Они дают человеку все новый и новый шанс, прощают один проступок за другим – за то, что «человек хороший» и разрывать с ним отношения как-то жалко. Помню, как на студию KBS посадили у пульта записи нового сотрудника лет 50-ти, единственной задачей которого было нажимать по очереди 2 рычажка-вперед и назад- и не перепутать. Сотрудник, тем не менее, умудрялся путать, затягивая таким образом время записи до бесконечности – при этом обятельно всем улыбаясь. Мы с Евгением Штефаном, вынужденные, как попугаи, повторять один и тот же кусок программы по нескольку раз, кипели и ругались неприличными словами, умоляя сменить растяпу, но все было бесполезно- новичка держали на месте, каждый раз показывая и объясняя все сначала. Начальник отделения мягко говорил нам: «Да, я все понимаю. Но он очень добрый человек».
Такая политика- держаться за человека до последнего- для корейцев очень характерна. Конечно, держатся они не за любого, а за того, кто доказал, что он «свой», лояльный или хотя бы безобидный. Делается это еще и потому, что корейская профессиональная сфера организована по схеме традиционной семьи и сотрудники считаются как бы сыновьями хозяина или директора. В небольших корейских фирмах начальник- «папа» может распекать и даже побить провинившегося сотрудника, но не выгонит его. (Правда, очень часто по этой же причине любому корейскому сотруднику в случае финансовых трудностей могут не доплатить или задержать зарплату, рассчитывая на то, что он «войдет в положение» и, как хороший сын, не будет возражать).
Однако традиция «сохранения лица» имеет и еще одну, не столь приятную сторону. Если вы в чем-то провинились, то в Корее никто ничего не скажет вам прямо. Берегут ваше лицо, берегут свое лицо… И санкции нагрянут неожиданно, как гром средь ясного неба. О вашем, к примеру, увольнении вы узнаете не от своего непосредственного начальника( он будет как ни в чем не бывало улыбаться), а от какой-нибудь второстепенной девочки-секретарши из соседнего отдела. Помню, как наш учитель- американец в интернациональной школе в Сеуле (большинство детей в этой школе было корейцами) начинал родительские собрания с одной и той же отчаянной мольбы: «Пожалуйста, говорите мне прямо, если вы чем-то недовольны. Я вас знаю, я 4 года в Японии работал!» Он не раз, по его словам, сталкивался с ситуацией, когда неизменно улыбающийся при личных встречах корейский или японский родитель неожиданно писал на него докладную директору школы – причем по поводу того самого аспекта преподавания, за который хвалил в глаза!
Точно так же неожиданно вы можете узнать, что чем-то обидели корейца. Пожалуй, этот вариант еще более распространен. Потому что здесь просто личного обаяния или чуткости недостаточно – важно хорошо знать местную культуру и традиции. Самый поразивший меня случай непредвиденного конфликта ( к счастью, благополучно разрешившегося) произошел со мной в самом начале пребывания в стране. Увольняясь из одной мелкой торговой фирмы, я довольно долго не могла получить от начальника причитающиеся мне деньги, хотя ходила в контору почти каждый день. «Я заплачу тебе завтра,- обещал мне кореец.- Скорее небо упадет на землю, чем я тебе не заплачу». Дни шли, небо было на месте, но денег я так и не получала. И вдруг после очередного неудачного визита мне позвонила переводчица из соседней фирмы: « Приходи в свой офис немедленно! – кричала она.- Там у вас такое творится!»
Когда я пришла в офис, там была совершенно похоронная атмосфера. Начальник с женой были пьяны вдрызг и плакали. Вечно орущий телевизор не работал. Все молчали и ждали меня. «Зачем ты так нас оскорбила?- запричитал мистер Ли.- Зачем ты опозорила нас перед людьми?! Ты была для нас членом семьи и так подло нас предала! Возьми, возьми эти проклятые деньги! Я бы заплатил тебе их все равно!» Я ничего не понимала. Мне объяснили, что накануне кто-то рассыпал у входа в общее здание пачку визиток с данными нашей фирмы и именем ее владельца и основательно походил по ней ногами. Хозяин подозревал, что сделала это я – из мести за невыплаченные деньги. Я все еще не понимала. « По моему имени ходили ногами! Фирма- это мое лицо. Мое лицо пачкали, топтали. О, горе, о позор мне! Как мы теперь будем смотреть людям в глаза!». Я, как могла, успокоила начальника: « Не волнуйтесь, мистер Ли. Русские мстят по-другому. Если бы я хотела вам отомстить, я бы просто подожгла вашу лавочку к чертовой матери. Мне бы не пришло в голову топтать визитку - я бы скорей потоптала вам пальто».
Обидеть корейца можно тысячью самых неожиданных способов и об этом не подозревать. Например, вы можете оскорбить его излишне пристальным взглядом. Смотреть прямо в глаза в Корее считается немалым хамством. Если мы с вами, отчитывая ребенка, порой говорим ему: «Что глаза отводишь? Стыдно? Смотри мне в глаза!», то корейская мама зявляет своему шалуну прямо противоположное: « Ты что мне в глаза смотришь, нахаленок?! Не смей на мать таращиться!» Для обозначения такого взгляда имеется специальный глагол: «пурарида», или «свирепо вращать глазами». Наши европейские глаза вообще часто кажутся корейцам свирепыми ( как нам их глаза- хитрыми). И если вы вдруг, задумавшись в метро, рассеянно на кого-то уставитесь, не удивляйтесь, если из забытья вас выведет обиженный возглас: «Почему вы на меня смотрите?» Это еще очень хорошо, если скажут. Гораздо чаще бывает по-другому. Корейский сослуживец за соседним столом в офисе будет ежиться и молча терпеть ваши рассеянные прямые взгляды, а потом вы неожиданно столкнетесь с тем, что у вас на фирме, оказывается, стойкая репутация наглеца.
Одна из самых опасных в этом отношении сфер – национальная гордость корейцев, которую задеть можно легко, как больной палец. И не заметить этого. Преподаватель русского языка, в чьи обязанности входит ознакомление корейских студентов с культурой России, часто попадает по этой причине в сложное положение. Его могут спросить, например, действительно ли Эрмитаж лучше Кенбоккуна, королевского дворца в Сеуле. Первая реакция россиянина- фыркнуть, ибо скромненький деревянный Кенбоккун, пышно именуемый «дворцовым комплексом», напоминает ему скорей хозяйственные постройки при доме купца второй гильдии где-нибудь во Владимирской губернии, только вместо крашенных петухов на крышах- обезьяны. И русский преподаватель часто, увы, фыркает. Студенты весело смеются в ответ. Потом преподаватель начинает петь осанну великой русской культуре. Корейцы внимательно и увлеченно слушают, задают все новые вопросы… А потом, за месяц до начала нового семестра, преподаватель с удивлением узнает, что контракта ему не продлили.
Узнать такое не особенно приятно. Ведь старался же, просвещал их, приобщал к настоящей культуре, сколько фильмов со слайдами перетаскал! И главное- ведь как снег на голову, ведь тебе улыбались в глаза, а потом… О, эти коварные азиаты! Примерно так рассуждают все обиженные партнеры корейцев. Обида, конечно, плохой советчик, и человеку трудно понять, что корейцы не коварны - у них просто не принято действовать прямо. Они не будут тайком вам гадить, не будут подкладывать мыло в суп, но и откровенности от них не жди. Прямота для корейцев равнозначна глупости, открытость в конфликте - плохому воспитанию. Так что единственное, что можно предпринять иностранцу во избежание конфликта в Корее– это держать нос по ветру.
Возможно, многим россиянам такая тактика придется не по вкусу. Что тут можно сказать… Только вспомнить про чужой монастырь. Замечу, однако, что в корейском способе конфликтовать есть свои несомненные плюсы. Например, корейцы значительно реже нас с вами прибегают к силовым разборкам в бытовых конфликтах. В принципе, мордобой, конечно, случается. Но мне за 4,5 года видеть такие сцены приходилось, может быть, от силы пару раз, причем драчунов, к их явному облегчению, тут же растаскивали окружающие. Гораздо чаще приходилось видеть сцены подготовки к драке, наблюдение за которыми мне всегда доставляло немалое эстетическое удовольствие. Представьте себе: вечерняя улица, выход из ресторана, два подвыпивших мужика о чем-то повздорили и угрожающе стоят друг напротив друга. Стоят и.. шипят. Вполне натурально, как гуси. Шипят, развернувшись к противнику то одним, то другим плечом. Потом несильно толкаются и продолжают шипеть еще сильнее, глядя при этом друг другу в глаза. Шипят, пыхтят, надуваются, таращат глаза, в толпе нарастает напряжение, охают женщины и… Внезапно все успокиваются и расходятся. Оба лица благоразумно сохранены.
Нет, корейцы- народ неагрессивный и не коварный. Просто не склонен к прямым откровенным разбирательствам. Не любит некрасивых сцен. Надеется, что умный и так поймет, а дураку и объяснять нечего. Культура такая, и ничего здесь не поделаешь. В крайнем случае можете, правда, отомстить – потоптаться на чьей-нибудь визитке.