Далее, это примыкает к написанному, а судьи кто? Об идиотизме учебников говорили много, я сам не смотрел, но верю. Но это ещё ладно. Пусть бы они даже не идиотские были. Примеры которые приводились, по обществознанию и другим вопросам, они действительно интересны. И здесь важно мнение обеих сторон. С одной стороны тестировщики правы - их оппоненты, демонстрируя друге на друге невозможность правильно ответить на вопрос, побольшому счёту расписывались в своей неграмотности, невнимательноти и прочем... если ситсема тем более допускает неоднозначные ответы и систему их оценки, то почему бы и нет...
Здесь есть два но. Первое уже заявленное. Эти не банальные вопросы, на которых взрослые дядки друг друга сажают, прописаны со своими ответами в одном или нескольких конкретных учебниках! В других может быть написано другое. И не факт, что оно хуже. Причём вопрос не о дурости авторов, а о том, что принципиально нельзя сказать, что лучше что хуже. Тем более в гуманитарных дисциплинах. Да что там в гуманитарных, в той же физике - сто лет назад был эфир, потом его отменили, потом ввели вакуум и т.д. и т.п. Если вы скажете, что эфир есть, то вас засмеют, если скажете, что нет, то будете также не правы. Лучше если вы знаете оба подхода и знаете какими методами они исследуются, к каким следствиям приводят - завтра научная картина мира может поменяться, инструментарий останется, только в школах будут заучивать иное. Это редкое умение преподователя и важная проблема в обучении - как сделать так, чтбы человек не циклился на определённых тезисах. Да, твёрдая установка очень эффективна - вы можете взять любую систему аксиом и начать её использовать. Если эта хорошо проработанная система, типа геометрии Эвклида, и вы удачно выберете обасть рпименения, то чем упорнее вы будете ей следовать, тем эффективнее будет ваш труд - главное не вылететь из области применимости.
Это очень важный способ обучения для спортсменов (почему они часто на идиотов похожи?), музыкантов (кстати, проблема классической школы - сколько я не сталкивался - цель подготовки - отличная техника, и при этом совершенно пустая голова и полное непонимание музыки - человек может всё, но не знает что надо. Приходили из очень крутых оркестров, говорили- мы вот солисты, хотим свой состав организовать, только вот чего играть не знаем, придумайте нам чего). Токаря какого-нибудь подгтовить так можно. Доярку уже сложнее, корова в отличие от желехяки, каждая своим норовом обладает, но тоже можно... Это Кара-Мурза ещё писал в Манипуляции. Кстати прошлый или позапрошлый мой пост как раз тоже самое но в другом ракурсе рассмартивает - реклама и попса действет аналогичным образом- закрепляя нас в некоторой позиции.
Но есть и другой подход - разитие гибкого мышления. Разнообразного. Умения применять и геометрию Евклида, и геометрию Лобачевского по мере необходимости. Это очень сложно даётся. Вот если вдолбили в тебя в первом классе (реально нас так учить пытались), что 3-5 =0 ("для вас 0", мне было сказано), так вот фиг ты потом сможешь понять что такое отрицательное число... выучишь, а вот понять не сможешь.. ну сможешь конечно если очень постараешься, но есть ведь и покруче задачки. Как минимум надо было сказать "пока вы не хнаете отрицательных чисел", чтобы это не стало закреплённой в мозге аксиомой, чтобы термин "отрицательные числа" проскочил, услышался...
Но это физика, математика, и там много проблем. А я вот, прошёл видимо путь который положено проходить аспиранту, и самостийно увлёкся философией и психологией в странных видах и обратил внимание, на то, что в гуманитраных дисциплинах, которые формируют мировозрение и становятся реальным базисом, основой для поступков человека (буквально "что такое хорошо, что такое плохо"), ситуация ещё хуже - разные точки зрения либо кроваво бьются друг с другом, недопуская сосуществования, либо вообще существует в массах одна... главное, что человек (а обычно годам к 30 с копейками он теряет возможность менять своё мировозрение), вырабатывает один и только один способ мышления. Философский, социальный... Это ведь катастрофа - это всё равно что всю жизнть считать, что умножать можно только на бумажке в столбик, а в уме, или на компюьтере, калькуляторе - нельзя, хотя все вокруг это делают и пытаются тебя этому научить. Это ужасная бедность мышления. Собственно потому аспирантов и заставляют учить филсофию, этот взаимнопротиворечивый, непоследовательный бред различных исторических персонажей - это демонстрация того, что мир можно осознавать, познавать и изменять по разному!
Отсюда же ноги растут у любимых в наше, по крайней мере, время парадоксальных ответах "восточных мастеров боевых исскуств" своим ученикам, у суфийского метода обучения... Одновременно опасная и необходимая игра - расшатывание психики, устоев, мировозренческого базиса - того убогого мировозренческого базиса, который успевает образоваться за первые 15 лет и сильно обусловлен средой, не всегда удачной для развития. Не дать закрепиться, помочь прорваться в мир, где есть не только более совершенные базисы, но где их принципиально много. Это отказ от себя. Опасна эта игра, потому что и секты переняли этот инструментарий, толкьо исопльзуют его не для развития личности (да и не смогли бы, даже если бы захотели - сложно очень, а они практикуются на другом), а для зарабатывания денег, славы, власти.
Возвращаясь к ЕГЭ. Его повсеместная распросранённость и стандартизация, как раз требует одного(!) учебника. Одного мировозрения для всех. Приниципиально ограниченного сегодняшним моментом. Вот речь шла о естествознании, о том, чято такое культура и т.д. Давайте так. Чтобы преподать этот курс, конецпцию его довести, сформировать мышление, надо года 3. Кажется много? Тут надо учесть, что мы говорим о выпускниках, т.е. о людях, которые уже лет 7 проучились в школе и какое-то мировозрение вроботлали - менять сложнее чем писатьс чистого листа. Так что оцениваем в 3 года. Ещё год на выпуск и распротсранение пособий. И 2 лет на разработку проработку самого материала - написания грамотного, концептуального учебникА, илил книги для учителя, как там это называется? В общем лет 7, а с организационными проблемами и все 10. Т.е. мы не можем в принципе преподавать развивающуюся науку - то что мы требуем, чтобы слдавалось - отстаёт на 10 лет...
Мы готовим человека, априори отстающего на 10 лет от совемернного предсатвления об обществе!.. Более того, мы не можем ему дать варианты, это принципиально. Сама стандартизация на большом пространстве не даст такой возможности. не все учителя смогут просто с должной скоростью эти стандарты изучать, и основная масса их будет как раз ориентироваться на натаскивание, что ещё и закрепит это на декаду отсталое знание. Офигеть.
У меня были замечатлеьные учителя. По истории например. Или по саксофону. В институте я например понял, что историю россии практически не знаю - с большим интересом слушал. Вместе с тем, наша классная руководительница у нас историю вела. Думаю весь класс до сих пор на неё молится - она из нас людей сделала. Потому что в рамках уроков истории мы проходили и культурологию и жэтику и я не знаю что ещё... И фактическу сторону, но меньше - сокльок "лишних" усилий уделялось умению анализировать какие-то старнные взаимосвязи - я не научился, скажу точно.. может быть сейчас уже да, но я помнил идею... И скажите мне на милость, что мне надо - знание того когда была Куликовская битва (век не вспомню), или голова которая не боится истории вообще и понимает, что история. которую обычно проходят фиктивна... Я даже не знаю как это объяснить. Саксофонист же напротив, почти со мной не знаимался. Ну сначал чуть-чуть... Зато он умудрялся создать такую ситуацию, что у него все хотели играть.. и учились сами.. он даже не особенно поправлял, кое-каких ошибок помогал избежать... Да и много других. Люди которые н тупо зачитывали свой предмет, а могли вообще чутьли не каку-то альтернативу гнать, которая потом пусть бы и не сходилась - но они демонстрировали возможность разнообразного мышления... это в Совке, в котором слово свобода было запрещено, по мнению нынешних деятелей:D. Я, и родители тоже, пожалуй злился на многих лиз них не научил, формулу не дал, куда это годится?... Но вот.. я не знаю, кто от этого что потерял... да, я имел "плохую подготовку" - мне было в принципе сложно поступить в институт - мои знания были не полны, обрывочны и т.д. И тем не менне я поступил - для МИФИ мне потребовалось два занаятия у хорошего преподавателя математики - но у меня тогда уже, благодаря всему ээтому мозги были "не зашорены".
Может быть странно покажется, но (не всех касается) получается что меня сделало разгильдяйство учителей, системы (тогда всё рушилось, у нас несколько лет математику, физику, биологиюю не преподавали, химию я ооще не заню), и моё собственное - я после третьего класса никаких уроков не делал, только какими-то короткими эпизодами (здравствуй дедушка Ленин, который "всё успевал на уроках"). Вместе с тем это закономерно. Я ытался это хздесь показать. Жёсткая система не работает. Это основа жизин - жизнь переменчива, нестабильна. Это тем более основа образования - мы делаем жизнеспособного человека или нет? Разработчики ЕГЭ в этом отношении, судя по всему даже не задумываются. Ну может им и не ставят такую задачу? Может действительно идея в том, чтобы создать хорошо контролируемое население?... Я в общем не это разрабатывал, но как-то оно вот.. складно получилось.