Тройственность космического состояния ─ творение, сохранение и разрушение, ─ в индуизме символизируют так называемые янтры – геометрические узоры, предназначенные для созерцания и расширения сознания. Считается, что они изображают истинную природу космоса, его первоначальную целостность. Различные геометрические фигуры квадраты, лепестки лотоса, круги и треугольники – всё сосредоточено вокруг таинственной точки – бинду.
Вот одна из многочисленных янтр. Коренной треугольник в её центре символизирует космическую троицу, триаду. Это животворящее космическое лоно, чрево. Белая точка (бинду) – это мужское начало космоса, красная – женское начало, третья точка – результат их единения, сотворенное коренное начало жизни.
Как уже говорилось, согласно христианскому Символу Веры Единый Бог существует в трёх лицах или ипостасях: Бог-Отец – Бог-Сын – Бог-Дух Святой.
Впервые термин Троица был употреблён во II веке н.э. Феофилом Антиохийским, который писал: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Но еще прежде этого в Ветхом Завете (Быт. 18, 1-3) говорилось о Едином Боге, который явился Аврааму в трёх лицах: «И явился ему Господь у дубравы Мамвре... Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». Характерно, что к этим трем мужам Авраам обращается в единственном числе: «Владыка!», как будто перед ним Некто Единый.
Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. Когда отца Павла Флоренского спрашивали, как представить себе Троицу, он советовал взглянуть на икону Рублева. Эта икона отличается от других икон, посвященных видению Авраама тем, что на ней отсутствуют сам Авраам и Сарра. Троица на иконе Рублева изображена вне времени, как бы показывая, что Она была от века, то есть всегда. По сути, икона опровергает распространенный предрассудок, согласно которому ипостаси являются во времени одна за другой, каждая в свое время.
На иконе Рублева явлена единосущность Троицы, и вряд ли стоит на ней искать, где изображен Отец, где Сын, а где Дух Святой. Совершенство иконы в том и состоит, что на ней представлены не отдельные ипостаси, а Сама Троица, где ни одна ипостась без другой не существует. На изображении Рублева подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.
Хочу обратить внимание на разницу между Троичностью (Триадой) и Триединством (Троицей).
Троица отличается от триады тем, что говорит не просто о наличии трех компонент, но об их неразрывном единстве, соединением трёх в одном и одного в трёх. Троица – это символ единства в разнообразии.
Религиозные споры на тему: «Как это может быть: «три в одном» и одновременно «одно в трёх?» не прекращались многие столетия. Умом понять это, на самом деле, непросто. Как, например, могут уживаться вместе, казалось бы, противоречащие другу свойства единства и троичности. Или другое. По учению Церкви, Ипостаси единосущной Троицы всегда выступают вместе и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других. Но при этом, несмотря на неразделенность Троицы, она является неслиянной, то есть три Лица не сводимы друг к другу, каждое обладает своей спецификой.
И вот несколько десятилетий назад знаменитый конструктор советской космической техники, сподвижник С.П. Королева и одновременно глубокий религиозный философ академик Борис Викторович Раушенбах (1915 – 2001), в своем труде «Логика троичности» (1993) задался целью найти наглядный образ для этого парадокса.
И что вы думаете? Нашел-таки. Всё оказалось до гениальности просто. Пример такого триединства («три в одном» – и одновременно «одно в трёх») он увидел в хорошо знакомом нам еще со школы трехмерном (трехкоординатном) векторе. И на самом деле, вектор, который существует как нечто единое и самостоятельное, в то же время может быть представлен тремя независимыми ортогональными составляющими – Х, Y и Z.
Образ Троицы, кроме треугольника, в религиях изображали и другими геометрическими символами: сочетаниями треугольников, кругов, дуг, трилистниками, вилкой и др.
Древний символ Триединства Н.К Рерихом положен в основу Знамени Мира
Троичность, считали наши предки, присуща и мужскому, и женскому началу Космоса, мужским и женским божествам.
Одним из символов триединой сути Бога (Творца, Хранителя и Разрушителя) является Трезубец. Три зубца означают три главные возможности мышления и действия: пассивность, активность и инерцию. Активность – энергичное, целенаправленное деяние, познание истинной сути мира – отражена в среднем, вертикальном, самом остром зубце. В эпоху раннего христианства трезубец стал выражением ортодоксальной идеи триединства, Троицы. Трезубец, сжимаемый в руке, является символом власти и могущества.
Символ Триединства широко используется в магических и эзотерических культах. В масонской символике «Всевидящее Око» в треугольнике и венке из лучей символизирует Троицу и должно напоминать о всепроникающей мудрости и бдительности Творца. На обратной стороне Большой печати США (реверсе) изображена пирамида, символизирующая силу и выносливость. Пирамида не завершена, что означает возможность дальнейшего расширения США. Над пирамидой в треугольнике изображено Око провидения (Всевидящее Око).
Сегодня символ Троичности продолжает свое психологическое воздействие на людей, вызывая у них ощущение устойчивости, надежности, силы, власти. Поэтому троичные символы нередко используются в товарных знаках и эмблемах.\
Эмблема «Мерседес-Бенца», по задумке авторов, призвана символизировать превосходство компании в трёх средах – на земле, на воде и в воздухе. Автомобильная фирма «Мицубиси» в качестве эмблемы взяла скандинавскую руну, символизирующую Небесную Власть, и придала ей новое звучание. Каждый из трёх ромбов на эмблеме выражает один из принципов компании: ответственность, честность и взаимопонимание.
В философии и естествознании Троица известна как Закон триединства.
Только единство взаимодействующих составляющих образует целостность – то, что мы называем системой. Конечно, любая система, независимо от того, относится ли она к биологическим, биологическим мыслящим, техническим, организационно-техническим или другим, состоит из множества элементов. Но все они, так или иначе, принадлежат одной из трех структурных компонент, формирующих данную систему. Это – пассивная, нейтральная и активная компоненты.
ПАССИВНАЯ (информационная) компонента системы обеспечивает восприятие информации о состоянии окружающей среды (внешней информации) и состоянии самой системы (внутренняя информация).
НЕЙТРАЛЬНАЯ (аналитическая) компонента системы на основе имеющейся информации обеспечивает обработку полученной информации и принятие решений:
АКТИВНАЯ (исполнительная) компонента системы обеспечивает воздействие на окружающую среду, то есть выполнение, "материализацию" решений, выработанных аналитической (нейтральной) компонентой.