Текст: Наталия Будур
Наталия Будур – писатель и переводчик, автор биографий Кнута Гамсуна и Фритьофа Нансена. Её материалы регулярно публикуются на сайте Посольства; в течение года вы сможете прочитать здесь целый ряд статей Натальи Будур о Норвегии.

Одинаковые и такие разные традиции
Слово «пасха» (по-норвежски – påske) происходит от средневекового латинского pasche, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому празднику Песах, связанному с исходом евреев из Египта.
Первые упоминания о праздновании Пасхи в Норвегии встречаются в королевских сагах и относятся ко времени установления христианства. Во время правления Олава Святого (1016–1028) Пасха стала «государственным» праздником, поведение во время которого строго регламентировалось. Так, в законах Гулатинга (XIII в.) в этот день запрещалось работать, а течение четырех дней и хоронить усопших (сравним: в русской традиции Пасха считается также праздником живых и в первые дни поминать усопших нельзя).
В древние времена Светлому Воскресению и в Норвегии предшествовал длинный пост – fastetiden (40 дней до Страстной Седмицы, аналог русского Великого поста). Сейчас в протестантской Норвегии поста нет, зато есть fastelavn – последнее воскресенье перед постом, в который, по традиции, можно есть булочки с кремом и устраивать карнавалы (сравним с русским Прощеным воскресеньем, последним днем Масленицы, настоящим карнавальным «разгулом»). В этом году fastelavn пришелся на 19 февраля, а в следующем, 2013, году он будет 10 февраля. Чаще всего карнавалы в Норвегии устраивают в детских садах, а вот удовольствию поесть булочек с кремом «все возрасты покорны».
«Пасхальная неделя» (påskeuken) в Норвегии – это, по церковной традиции, неделя после Пасхального воскресенья. Однако чаще всего «пасхальной неделей» называют «тихую неделю» (stille uke), предшествующую Светлому Христову Воскресенью. Особое значение имеют последние четыре дня: чистый четверг (skjærtorsdag), страстная пятница (langfredag), субботний вечер – пасхальный сочельник (påskeaften) и собственно Светлое Христово Воскресение (påskesøndag)..jpg)
У современных норвежцев Пасха ассоциируется прежде всего с пасхальными каникулами, которые начинаются в среду вечером, когда народ в спешке делает последние покупки, а потом отправляется в горы покататься на лыжах.
Жизнь в городах затихает до вторника «после Пасхи», когда отдохнувшие и загоревшие норвежцы выходят на работу.
Оставшиеся дома тоже не скучают, а ждут Пасху, читают детективы, вместе с детьми разыскивают спрятанные пасхальным кроликом яйца (да-да, именно так!) и радуются первым нарциссам, которые в Норвегии называют «пасхальными лилиями».
Особое значение на пасхальной неделе – как для верующих, так и для людей суеверных – имеют последние четыре дня: Чистый четверг (skjærtorsdag), Страстная пятница (langfredag), субботний вечер (påskeaften) и собственно Пасхальное воскресенье (påskesøndag).
В этом году в Норвегии это, соответственно, четверг 5 апреля, пятница 6 апреля, суббота 7 апреля и воскресенье 8 апреля.
«Чистый четверг»
В церковной традиции празднование «Чистого четверга» связано с евангельской легендой об омовении ног Иисуса Христа апостолами – именно поэтому он и называется «чистым».
В четверг также был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа и сплели веревку, которой он был привязан к кресту. Именно поэтому в старые времена в пасхальные дни в Норвегии мужчинам запрещалось использовать нож или топор, а женщинам – прясть, поскольку считалось, что они лишь усиливают муки Спасителя.
Тем не менее, девушки могли в этот день (именно в четверг!) делать из ниток специальных куколок, которые назывались «пятничными» (langfredagstråd). Среди молодых парней в Норвегии существовал обычай ходить по домам и просить незамужних девушек прикрепить на лацкан пиджака или на рубашку такую нитяную куколку. Чем больше куколок собрал юноша – тем лучше для него и тем успешнее он будет в любви.
Как ни странно, в этот день многие суеверия были связаны как раз с любовными переживаниями. Так, люди верили, что если положить в левый башмак монетку, то ночью непременно во сне приснится жених.

Первое живое существо, которое человек встретит утром в Страстной четверг, должно было повлиять на его жизнь. Так, при встрече с лошадью человек становится сильным, при встрече с кошкой – глухим, а вот маленькие птицы сулили увидевшему их радостный год.
Вечер «чистого четверга» называют «ведьминым», потому что ведьмы в этот день летят на шабаш на Лысую гору.
Ведьмы обязательно должны участвовать в шабаше, куда они отправляются обыкновенно на метле или кочерге, через дымовую трубу, предварительно намазавшись волшебной мазью, и летят высоко над землею. Иногда же ведьмы бегут туда по земле в образе собаки, кошки или зайца.

Считалось, что посещение шабаша было обязательно для ведьмы, потому что там происходило поклонение сатане и совершались акты преданности ему и отступления от Бога и Церкви.
Оргии продолжались до появления зари и пения петухов. Тогда всё исчезало – и все разлетались в разные стороны. По дороге ведьмы разбрасывали свои мази и яды на поля, скот и людей и сеяли повсюду порчу и пагубу. Чтобы вернуться домой незамеченной, ведьма часто принимала образ какого-либо домашнего животного – собаки или кошки.
Народ страшно боялся ведьм, а потому старался всячески предохраниться от них. В некоторых областях Норвегии хозяева ставили на лестницы у дома помело, чтобы, в случае поломки собственного «летательного средства», ведьма могла взять приготовленную для нее метлу вместо того, чтобы красть лошадь, корову или овцу, с тем чтобы продолжить свой неистовый полет. Люди верили: сила волшебной мази такова, что ведьма может лететь на шабаш на чем угодно – даже в ящике комода, как это случилось в истории, рассказанной Теодором Киттельсеном.
Кроме того, в эту ночь считалось нелишним положить в постель стальной нож – против нечисти. В Сёрланде на закате непременно звонили в колокола, чтобы помешать ведьмам отправиться в путь: если ведьма услышит такой перезвон, то немедленно свалится с метлы на землю.
Страстная пятница
День распятия Иисуса Христа – Страстная пятница – традиционно считался днем скорби и траура. Алтарь в церквях не украшен, а свечи – не зажжены. Возможно было также использование черного цвета как литургического.
Крестьяне старались в этот день не шуметь, не разговаривать громко, предаваясь не только молитвам и чтению Евангелия, но и тяжелой работе по хозяйству. Чем труднее работа, тем лучше: значит, ты страдаешь вместе со Спасителем.
В Страстную пятницу также было принято стегать друг друга розгами. Обычно так поступал первый вставший в доме – он стегал тех, кто еще не проснулся. Но надо сказать, что стегали друг друга очень осторожно, чисто символически.
Еще не так давно во многих областях Норвегии было принято в этот день поднимать флаг на флагштоке перед домом на середину высоты. На полную высоту флаг взвивался только воскресным праздничным утром.
На Страстную пятницу приходился самый строгий пост. Даже животным в этот день завязывали рты, чтобы они не могли съесть лишнего. Зато людям предписывалось есть соленую селедку: как Христос страдал от жажды, так и все должны страдать в этот день. Даже маленьким детям запрещалось давать молоко. А если уж кому-то было невмоготу и страшно хотелось есть, то он должен был тщательно скрывать от окружающих каждый проглоченный кусочек.
А вот хлеб и кексы, которые выпекали в пятницу, как считалось, никогда не зачерствеют, а яйца, снесенные курами, никогда не протухнут.
И взрослые, и дети должны были в день скорби ходить в старой и грязной одежде. Сколько платье и белье в пятницу ни стирай, все равно оно до конца не отстирается и так будет грязным.
Пасхальная суббота
В субботу все вздыхали с облегчением – близилось Светлое Воскресенье. Кроме того, этот день был последним постным.
Вечером зажигали печь – да так, чтобы в небо поднялся непременно высоко дымок. Так прощались с постом – и так защищались от нечисти, которая особенно бесновалась накануне Праздника Праздников, поскольку Христос еще не воскрес. Именно на субботний вечер приходится пик активности ведьм и колдунов. Во дворе перед домом принято было в этот вечер зажигать огни, чтобы отогнать злые силы. До наших дней сохранился обычай «пасхального салюта», когда крестьяне палили в воздух из ружей и пистолетов, взрывали хлопушки с порохом на страх ведьмам. Крестьяне надеялись застрелить «пасхальную ведьму» (påskekjerringa), которая второй раз за Страстную седмицу летела на шабаш.
Важное ритуальное значение в качестве защиты от злых сил и в России, и в Норвегии имела соль. И если на Руси ее «перепекали» в четверг, то в Норвегии делали это в субботний вечер. В обеих странах обычную крупную соль завертывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей (на Руси) или с солодом (в Норвегии). Крестьяне объясняли, что такая соль очищена от скверны, т. е. прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладает целебными свойствами и может храниться в течение года как лечебное средство для людей и для скота.
Вечером крестьяне примечали: если ночь будет морозной, то и весна наступит нескоро. А если ночью пойдет дождь, то и лето будет «мокрым».

В наши дни в современной Норвегии пасхальный сочельник – время развлечений для детей, который с азартом разыскивают спрятанные по дому шоколадные и марципановые яйца. Для норвежских малышей субботний вечер – это своего рода весеннее рождество.
И именно в сочельник в норвежских семьях готовят пасхальный обед-ужин, главное блюдо в котором – пасхальный ягненок.
Пасхальный зайчик и “The Easter Bunny”
Только не удивляйтесь! Но пасхальные разноцветные яйца в Норвегии откладывает зайчик. Причем яйца, которые он дарит взрослым и детям, бываю шоколадными или картонными, где внутри спрятан подарочек, или обычными куриными, но ярко раскрашенными.
Маленькие норвежцы должны найти как можно больше пасхальных яиц, спрятанных по дому, причем родители получают от этой невинной игры не меньше удовольствия, чем их отпрыски!
Пасхальный заяц – древний символ. Он спутник всех лунных божеств, олицетворяет возрождение, возвращение юности, а также интуицию и «свет во тьме». Очень часто заяц ассоциируется с жертвенным огнем и «жизнью, прошедшей через смерть». Поэтому нет ничего удивительно, что у многих народов он стал ассоциироваться с Пасхой, праздником, установленным в память о Воскресении Иисуса Христа и высчитываемым по лунному календарю.
В европейской традиции пасхальный заяц символизирует рассвет и новую жизнь, является атрибутом богини Луны и весны с заячьей головой, по-видимому, Оэстры (у тевтонов) или Эостры (у англосаксов), которая и дала современное английское название Пасхе – Easter. Надо сказать, что особой популярностью пасхальный зайчик стал пользоваться в последние десятилетия, когда его «продвижением на рынке» стали заниматься компании, производящие шоколадные и марципановые яйца.
Почему же зайчик часто превращается в кролика? Все дело в том, что традицию пасхального зайца завезли в США эмигранты из Германии, а уж за океаном зайчик «переродился» в кролика (но это уже совсем другая история!) и стал называться «The Easter Bunny», а затем вернулся в Европу уже в новом обличии.
Как ни странно, но пасхальный заяц действительно несет яйца, и тому есть красивое объяснение в древней легенде.
В незапамятные времена жила на земле птичка по имени Лепус (лат. lepus – заяц), и всем она была довольна, пока не объявился в лесу охотник Орион, который охотился на птиц. Крошка Лепус полетела к богине весны Эостре и попросила превратить ее в другое животное, потому что уж очень она боялась Ориона. Тогда богиня превратила птичку в зайчика. Всем была довольна Лепус в новом обличье – вот только очень тосковала из-за того, что не может больше нести яйца. На Пасху отправился зайчик к богине и рассказал ей о своей беде – и с тех пор раз в году он может нести яйца!
Яйца же всегда во всех культурах имели сакральное значение и были символами жизни. В мифах многих народов присутствует мотив рождения Вселенной из яйца. Крашеные яйца на древних римских, греческих, персидских, китайских, галльских, германских и славянских праздниках встречи весны символизировали воскрешение и начало жизни. Именно из этих старинных обрядов возникли современные пасхальные традиции, связанные с яйцами.
Наравне с кроликом-зайчиком символом Пасхи в Норвегии всегда были и будут курица и желтенькие цыплята, которых многие сравнивают с солнечными зайчиками.
Пасхальный агнец
Ягненок – еще один символ пасхи, который правильно называть «Пасхальный агнец». Это прообраз Иисуса Христа, напоминание о его крестной смерти во искупление грехов всего человеческого рода. Христос стал агнцем, закланным за грехи людей. Агнец – символ воскресшего Иисуса и одновременно – кротости и смирения.
Эта традиция очень древняя, она описана в Библии. Агнцем Пасхальным в книге Исход (12, 5) называется однолетний ягненок «без всякого порока, мужского пола», которого израильтянам предписано было вкушать с особыми обрядами в первый день иудейской Пасхи.
В России традиционно пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла. А вот в Норвегии готовят настоящего ягненка! Без него немыслим традиционный пасхальный стол.
Ягненка (ногу или каре) маринуют, а потом запекают в духовке или «грилят» на улице.
Пасхальный детектив
Фото: Ski bibliotek
Пасха в Норвегии считается самым подходящим временем для чтения детективов и просмотра детективных фильмов. В день Пасхи норвежское телевидение хоть один детектив да обязательно покажет.
Традиционный детектив, который принято читать на Пасху, строится по принципу раскрытия загадки «who's-done-it» – «кто совершил преступление». При этом авторы пасхальных криминальных рассказов и романов неизменно стараются сделать так, чтобы читатель имел возможность догадаться о том, кто же из героев – злодей, задолго до конца книги.
Впервые норвежский пасхальный роман вышел в издательстве «Gyldendal» в 1923 году. О его появлении на прилавках магазинов объявила газета «Aftenposten» в субботу 24 марта: на первой полосе известного издания красовался заголовок «Сегодня ночью был ограблен Бергенский поезд ». С тех пор в Норвегии стало традицией выпускать на Пасху детективы.
Дошло даже до того, что крупнейшая «молочная компания» Tine каждый год печатает на своих пакетах (где-то около 25 миллионов пакетов!) детективы, разгадку которых до Пасхи должны прислать читатели-покупатели. Сами же детективы от Tine часто называют «детективами к пасхальному завтраку».
Эта традиция существует вот уже 15 лет (первый пакет с детективом появился на Пасху 1997 году), и тексты для Tine писали многие известные «детективщики» страны – в том числе, Эрленд Лу (его пасхальную детективную историю на русском можно прочитать здесь), Анне Хольт и Унни Линделл.
В этом году (уже третий раз!) «молочный» пасхальный детектив написал знаменитый Гуннар Столесен, а иллюстратор комиксов о Дональде Даке Арильд Мидтун проиллюстрировал «Мистерию во тьме». Это – самопародия Столесена на его же криминальные истории о частном детективе Варге Веуме. Действие происходит на молочной ферме. Ульф Ульфхейм, сыщик и племянник хозяина фермы, расследует кражу. Первые «детективные» пакеты с молоком поступят в продажу 11 апреля, разгадка будет опубликована в пасхальный сочельник, а молочные пакеты с текстом рассказа и отгадкой после Пасхи будет продаваться до 30 апреля.
Светлое Христово Воскресение
На Пасху следовало встать пораньше, до восхода солнца, и отправиться на ближайшую гору, чтобы посмотреть, как светило приходит в мир, озаряя его яркими лучами. Солнце в Светлое Воскресение как бы разделяет с христианами радость великого праздника. Даже на Руси, где нет таких высоких гор, как в Норвегии, многие рано утром на праздник Пасхи взбирались на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за «игранием солнца». По верованиям всех христианских народов, появление солнца на чистом небе и его «играние» предвещало хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы.
Многие полагают, что обычай норвежцев в наши дни уезжать в горы кататься на лыжах связан как раз с этой древней традицией смотреть на «играющее солнце».

А вот печь утром топили с оглядкой, потому что дым мог навредить скотине и навлечь на нее болезни, да и хозяйке легко можно было прослыть ведьмой. Считалось, что ведьма, успевшая первой затопить печь в Светлое Воскресенье, получает особую силу. Вот крестьянки и боялись топить печь с утра пораньше.
Пасхальный дым предсказывал будущее семьи: в какую сторону он шёл – оттуда жди беды. Хуже всего, если он идёт сторону церкви, – тогда не миновать в доме покойника.
Интересно, что в прежние времена в Норвегии так же, как и на Руси, дарили друг друга пасхальные яйца, сваренные вместе с луковой шелухой и таким образом окрасившиеся в красно-коричневый цвет.
О том, почему на Пасху красили яйца, сохранилось предание, в котором «виновницей» этого обычая стала святая Мария Магдалина.
Предание это гласит, что после вознесения Спасителя на небо Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь. Первые христиане, узнав об этом подарке Магдалины, начали подражать ему и дарить друг друга яйца. Это обычай впоследствии стал всеобщим в христианском мире.
В Норвегии считалось, что тот, кто не будет есть яйца на Пасху, рискует остаться без косы, которая отныне не будет точиться.

Как в Норвегии, так и на Руси, с яйцами играли и взрослые, и дети. Так, хорошо известен русский обычай катать яйца (скатывать их со специальных желобов и смотреть, чье дальше откатиться и какую игрушку «выбьет»). В Норвегии же яйца прятали под одеждой, и игроки несильно били друг друга, пытаясь разбить яйцо и тем самым выиграть его. Этот способ очень напоминает русский обычай бить пасхальные яйца друг о друга: чье яйцо будет разбито, тот проиграл.
Кроме того, в Норвегии существовала раньше и еще одна традиция. Незамужние девушки на выданье клали яйцо между грудей, а парни должны были попытаться его вытащить.
На Пасху наконец-то позволялось надеть чистую одежду. Именно этот день, в отличии от России (где все мыли и чистили в Чистый четверг), в Норвегии считался подходящим для уборки. Так, полагалось подмести пол в сарае, чтобы Пресвятая Дева Мария могла там пуститься в пляс, а солнце должно была отражаться в серебряном поносе, который Она держала в руках.
В этот день впервые выпускали на выпас скотину, а коровам вешали для защиты от нечистой силы на шею звонкие колокольчики.
В некоторых районах Норвегии выносили на опушку леса специально сваренную кашу для медведя, чтобы задобрить его и упросить не задирать коров и овец.
Вот такие обычаи и суеверия были в Норвегии!
http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/Norwegian-Easter/#.WO9-Rojyu1s