-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Victoria_Vika

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

эзотерика. карты таро. психология. литература .

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Лучшие_схемы_на_ЛИ-РУ СОЗВУЧИЕ_СЕРДЕЦ Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2019
Записей:
Комментариев:
Написано: 3351


Домовые и то, что вы о них не знали. Интересные свидетельства от этнографов

Понедельник, 01 Апреля 2024 г. 19:17 + в цитатник

6869623_domovoi_ (700x600, 168Kb)

Кто такой Домовой в представлении славян? Как он связан с кошками, ужами и первоапрельскими розыгрышами? Как хозяева дома налаживали с ним контакт? Почему когда-то он считается хранителем рода, а когда-то бесовской сущностью? Может ли он быть особой энергией, которая не видима глазу, но вполне реальна?

Согласно славянской мифологии домовой живет в каждом доме и охраняет его от бед. Это, по сути, дух дома — хранитель и защитник домашнего очага, а также всей семьи, которая в этом доме проживает. «Домовой в каждой избе есть», «без него и дом стоять не будет» — так, например, говорили о нем воронежские и смоленские крестьяне. История домового уходит в далекие дохристианские времена и непосредственно связана с верой в старых богов и силы огня (очага):
 
«Вера в домового тесно связана с языческим обожанием огня (небесного — в образе Дажьбога и Перуна и земного — в образе Сварожича) и умерших предков. Такая связь и придала особенную крепость и знаменательность вере в домового».(Из статьи русского исследователя древнеславянского фольклора А. Н. Афанасьева «Дедушка домовой»)
6869623_domovoi__1_ (700x466, 96Kb)
Домашнего духа чаще всего представляли в виде маленького лохматого старичка с бородой, который носит белые одежды или проcто нечто сделанное из подручных материалов, таких как лоскутки и солома. Часто его описывали довольно сердитым на вид, причем иногда он покрыт шерстью или вовсе имеет когти. Впрочем, он и в целом может проявляться в различных обличьях, а иногда даже принимает облик животных, других людей или предметов — чаще кошки, мышки, змеи, медведя или одного из отсутствующих членов семьи. Также в некоторых регионах бытовало поверье, что это дух рождается в облике старичка, а умирает младенцем — то есть время для него как бы идет вспять.
«Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой и неповоротливый: всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов…иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.» (С.Максимов)
 
Считалось, что он живет на печи или за печкой, у порога, за тру, ой, или же — в хлеву, либо сенниках, но при этом гуляет по всему дому и двору и совершает там разные действия: положительные либо отрицательные — в зависимости от его отношений к хозяевам дома. Так, у нерадивых и ленивых хозяек он может прятать какие-то предметы в доме или переставлять их, пугая по ночам шумом, а, например, в хлеву может расчесывать и заплетать в косички — или напротив намеренно спутывать — гриву у лошадей. Не со зла — а чтобы проучить.
6869623_domovoi__2_ (700x552, 164Kb)
Но если говорить в глобальном плане, то этот дух все же в первую очередь «отвечал» не за бытовые мелочи, а за благополучие семьи. Поэтому перед бедой он мог заранее предупреждать хозяев стоном и плачем, а дом без домового воспринимался чужим, неуютным и неспособным удержать счастье.
 
На тему образа домового у славян было проведено немало исследований. Особое место ему выделил в своей работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» советский этнограф и писатель С. А Токарев:
 
«В народе считали, что в доме может быть только один домовой; если заведется их по какому-нибудь случаю двое, они начинают ссориться между собою».
А в «Описании древнего славянского языческого баснословия» М. Попова про домовых написано следующее:
 
«Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями.»
Происхождение домового
Так кто же такой домовой и откуда он появляется в доме? Существовало несколько разных объяснений его природы. Вот некоторые из наиболее распространенных:
 
Домовой — олицетворение домашнего очага (дух огня)
«О языческом обожании очага ясно свидетельствуют народные предания наши и западных славян: обряды над бадняком и многоразличные гадания по пламени, углям, золе и лучинам как нельзя лучше подтверждают такое положение. Сначала поклонялись самому очагу; но с дальнейшим развитием язычества привзошли сюда новые верования, слились с верованием первоначальным,- и олицетворились в пластическом и наглядном образе домового».(А. Афанасьев «Дедушка домовой»)
В подтверждение этой версии можно привести записанный тем же автором обряд, связанный с переездом молодой семьи в новый дом:
 
«Ровно в полдень по солнцу свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью; потом растворяет двери и, обращаясь к заднему куту, говорит: „Милости просим, дедушка, к нам на новоежилье“. После того она отправляется с горшком на новый двор, где хозяин с хозяйкою встречают дедушку-домового с хлебом-солью у растворенных ворот. Свекровь стучится в верею и спрашивает: „Рады ли гостям?“ Хозяева с низкими поклонами отвечают:„Милости просим, дедушка, на новое место“. Свекровь идет в хоромы; впереди ее хозяин несет хлеб-соль, сзади провожает молодая хозяйка. В избе свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ею по всем углам, как будто выпуская домового; затем высыпает все уголья в печурку; горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома».
 
Показательно, что суть обряда сводится к переносу части углей из старого очага в новый, что как раз и символизирует «переселение» домового. Из этого мы заключаем, что дух-хранитель дома живет именно в очаге и/или отчасти является персонифицированным образом огня как такового. Не потому ли в городских квартирах домовые как бы не живут и в городском фольклоре не встречаются, хотя можно было бы предположить, что переселяясь из деревень в города, люди принесут с собой старые поверья? Но, получается, что нет очага — нет и души у дома.
 
Домовой — дух (душа) умершего предка
Довольно распространённая версия происхождения домового, которую также упомянул в своей исследовательской работе А. Афанасьев:
 
«На связь домового с поклонением предков указывает постоянно придаваемое ему имя дедушки (иногда батюшки). Имя это, как синонимическое в убеждении простолюдина, заменяет для него имя „домового“, и как оно указывает на почтительные родственные отношения, то употребляется всего чаще. О связи домового с поклонением роду говорят и его характер, и обряды, в честь его совершаемые».
6869623_domovoi__3_ (700x466, 73Kb)
Эта версия отчасти перекликается и с предыдущей, ведь известно, что славяне называли себя «внуками богов» и «Сварожичами», а Сварог, в свою очередь, и есть бог-кузнец, сотворивший весь мир. Логическую цепочку вполне можно продолжить далее — предположив, что именно огонь в некотором смысле хранит память об удаляющейся вглубь веков череде предков, протянувшейся вплоть до Сварога. В этом контексте не лишним будет вспомнить и про дохристианские обряды погребений: наиболее распространенный — сожжение на кродах. То есть умершие осуществляют переход в иной мир также через огонь, а в случае с домовым получается, что через огонь они могут и возвращаться в наш мир.
 
Домовой — нечистая сила (чёрт, приспешник сатаны)
Несмотря на то, что большинство исследователей всё же склоняются к тому, что домовой — добрый дух, существует и противоположная версия, согласно которой это изначально существо из бесовских сонмищ. Различаются его оценки: то он довольно безобидный шутник — то настоящий черт, от которого людям ничего хорошего ждать не приходится. Так например, М. Забылин в своей работе «Русский народ» пишет:
 
«Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку».
А вот описание домового и некоторых его деяний из книги «Абевега русских суеверий» М. Д. Чулкова:
 
«Черт, под именем домового, он ходит в дом по ночам, в образе человека. Когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а не полюбит, то скотина совсем исхудает и переведется».
6869623_domovoi__4_ (669x500, 117Kb)
Скорее всего подобные версии о бесовском происхождении домового появились в уже более поздние времена, когда все дохристианские верования, обряды и традиции были отнесены за черту зла. Ведь культ предков или почитание огня как таковые уже совершенно не вписывались в новое мировоззрение и представляли бы собой возврат к старым верованиям, которые никак нельзя было бы совместить с новой верой — кроме как назвав их чем-то «от лукавого».
 
Взаимодействие с домовым
Наши предки верили, что относиться к домашнему духу нужно с уважением и не забывать о нем — иначе, если не уделять домовому внимания — он из доброго помощника превратится во вредное существо: может обозлиться, накликать беду, строить козни или делать жизнь хозяев невыносимой, стараясь вовсе выжить их из дома.
 
Во все времена существовали определённые правила общения с ним, которые рекомендовалось соблюдать, чтобы жить с домовым в мире и в ладу.
 
Угощение для домового
Угощение для домового — это своего рода знак внимания и уважения к нему, свидетельствующий о желании поддерживать дружеские отношения. При этом важно, чтобы угощение было не формальностью, а именно искренним жестом уважения. Славяне верили, что эта традиция помогает хранить связь с предками, а на бытовом уровне — если дух доволен и удовлетворен, то он будет беречь дом и его обитателей от бед и несчастий.
 
Подобного рода знаки внимания полагалось делать периодически в течение всего года, однако, к некоторым дням и праздникам они были приурочены особенно. Например:
 
7 февраля — народный календарь отмечает день Ефрема Сирина, «запечника, прибаутника, сверчкового заступника», который, как нетрудно понять из присказок, по сути перенял многие характеристики домашнего духа. Именно поэтому на Ефрема полагалось задабривать домового, оставляя ему небольшие подношения, при этом говорилось:
 
«Хозяин-батюшка, побереги скотинку».«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».«Дедушка-соседушка, люби мою скотинку».«Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.»
По другим данным самый главный день Домового, когда было принято обязательно угощать и задабривать хозяина дома, отмечался 10 февраля и носил название Велесечи или Кудеса/Кудесы. Кстати, в самом названии дня явно угадывается имя славянского бога Велеса и его потомков: если Велес — бог, то Велесичи — уже как бы «младшие боги», его дети или внуки, к которым, вероятно, относили и домашнего духа домового. «Кудесами» же часто назывался шаманский бубен, позволяющий установить связь с иным миром, а о глаголе «кудесничать» отражен целый ряд смыслов, связанных с обрядовыми шутками, прибаутками, розыгрышами и песнями.
6869623_domovoi__5_ (376x500, 71Kb)
1 апреля — по иным народным поверьям именно в это время домовой просыпался после зимы (в некоторых регионах, видимо, считали, что он вовсе и не спит зимой). По старому стилю применявшемуся в повседневной жизни до 1918 г. на этот день приходился церковный праздник Марии Египетской и как раз в приметах и присказках, связанных с ним, ясно видна традиция на 1 апреля разыгрывать друг друга или символически обманывать в разных мелочах. Делалось это для того, чтобы запутать домового, уберечь себя от его шалостей. Это обрядовое действие связано с тем, что домовой — отчасти потустороннее существо, а в ином мире — «все наоборот». Так, для этого, чтобы Леший перестал водить кругами по лесу заблудившиеся надевают одежду наизнанку или меняют местами сапоги, а с Домовым — обманывают, чтобы не быть обманутым. «Вывернутая наизнанку» иномирная магия перестает действовать.
 
27 ноября — отмечается Филипп, Филиппово заговенье, то есть последний день перед началом рождественского поста. В этот день в народной обрядности полагалось приготовить обильную богатую трапезу и обязательно позвать на угощение и домового с женой — попросить их зимой хорошо заботиться о домашней скотине (то есть в данном случае Домой зимой вполне активен). Например, сохранился такой обряд:
 
«Хозяин с хозяйкой идут на двор, становятся у ворот и говорят:-Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлять.При этом не крестясь, кланяются до земли на все четыре стороны и возвращаются в хату ужинать. Поужинав, оставляют на столе кушанье и посуду, покрывают все скатертью для того, чтобы домовому с домовихой было чем заговеть.»
 
6869623_domovoi__6_ (700x450, 148Kb)
Общение с домовым
Считалось, что иногда можно поговорить с незримым хозяином. В такие моменты он себя проявляет физически. Вот что писал об этом в своей исследовательской работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» С. А. Токарев:
 
«Если домовой навалится на спящего и начнет его давить, надо, проснувшись, спросить его: „К худу или к добру?“»
Следовательно, в определённых обстоятельствах, домового можно было услышать и даже задать ему некоторые волнующие человека вопросы. Но вот увидеть его невозможно почти никогда: в «обычные» дни он оставался незримым, а его появление «во плоти» должно было непременно служить предвестником каких-то важных и чаще опасных событий.
Также в записях М.Забылина сохранились указания на то, чего домовой не любит:
 
«Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего не видно.»
6869623_domovoi__7_ (360x360, 47Kb)
Присказки связанные с домовым
В народном фольклоре сохранилось немало присказок, в которых фигурирует домовой — связаны они чаще всего с обрядами угощения или какими-то просьбами к домашнему духу, которые полагалось излагать по определенной строго зафиксированной форме (как и тексты заговоров или сказок — часто встречается упоминание о том, что нельзя нисколько их изменять. Важно каждое слово и их последовательность — только в таком случае слова будут работать «правильно»).
 
Некоторые из подобных присказок закрепились в художественной литературе, попав в произведения, а другие просто передаются из уст в уста по сей день:
 
Так, ставя угощение говорили: «Домовой-Домовой, потрапезничай со мной!» (В. Кудренко «Заговор Домовому»). Дух, конечно, вряд ли ест в физическом понимании этого слова, однако, считалось, что энергия продуктов — это как раз и есть пища для незримого хозяина. Главное, чтобы еда была свежей. Нельзя допускать, чтобы она испортилась — так можно обидеть домового.
Уезжая надолго из дома, во избежание кражи, следовало шепнуть: «Эй, Дедушко, ты не засни, по-своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором и все, как следует, храни». (Вельтман «Не дом, а игрушечка»)
Для того чтобы избавиться от нехорошей энергетики в доме, сглаза или плохих намерений гостей, нужно попросить незримого хозяина: «Чур меня, чур нашего места» (Афанасьев «Дедушка домовой»)
 
В современной книге Т.Александровой «Домовенок Кузя» также приходится одна из подобных присказок. Если в делах не ладится и всё из рук валится, следует обратиться к домовому со словами: «Домовой-Домовой, помоги в деяниях наших, будут тебе щи да каша!»
6869623_domovoi__8_ (700x413, 84Kb)
Домовой и кошки
Домовой, как существо тесно связанное с домашним очагом, имеет особую связь с котами и кошками, которые также являются своеобразными хранителями дома, способными на тонком уровне управлять некоторыми его энергиями. Таким образом получается, что и домовой и кошки выполняют в общем-то одну задачу, а значит должны быть близки. Действительно, если говорить об облике домового и его проявлениях, то, согласно народным поверьям, он чаще всего оборачивается именно кошкой.
 
Однако существует и совершенно противоположный взгляд на их взаимоотношения, связанный очевидно с тем пластом фольклора позднего времени, в котором домовой был уже низведен до уровня нечистой силы. Так, в своей работе «Животные-апотропеи в русской народной традиции» кандидат исторических наук В. И. Дынин пишет: «Кошку заводили с той целью, чтобы дома домовых не было». И не только домовых, но и другой нечистой силы. Именно поэтому, первой в новое жилище запускали кошку: «в дом кошку пускают, хай, вроде, поживёт, чтоб никто не помирал аль что».
 
Но, чаще всего, домовых и кошек все же считают друзьями. Именно на этой версии базируются почти все художественные произведения и сказки про домового. Примеров этому можно привести много.
 
Так, в сказке Бажова «Серебряное копытце» есть несколько интересных моментов, связанных с кошкой Мурёнкой, любимицей девочки Даренки. Как известно, домовой может принимать любой облик, в том числе и кошки. Вот и в сказке кошка довольно часто появляется из ниоткуда и исчезает в никуда: «Вдруг Мурёнка скок туда же! Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни Серебряного Копытца не стало». Так и остается нерешенным вопрос — была ли там в этом волшебном моменте — настоящая кошка Муренка или же некий дух-помощник, обратившийся в нее.
 
Другой пример — современный юмористический рассказ Евгения Чеширко «Дневник домового». Там кот и домовой — лучшие друзья. Они не только общаются, но и строят разные безобидные козни хозяевам дома:
 
«Было скучно. Всю ночь гоняли по дому с Котом наперегонки. Хозяйка проснулась, пнула его и заперла в кладовке. За это выдавил остатки зубной пасты в мусорку. Кот расстроен и злится на меня за то, что гоняем вместе, а достается только ему.»«Свалился со шкафа, разбил вазу. Опять досталось Коту. Теперь он со мной не разговаривает. Только сидит и смотрит с осуждением. Неудобно как-то получилось…»
 
Таким образом, чаще домовой имеет тесную связь с кошками: последние видят его, могут общаться, а порой вместе совершают некие действия по согласованию, общаясь на уровне понимания доступного только им.
 
Подводя итог
Верить или нет в существование домового, каждый решает сам. Однако уже даже ученые говорят о том, что наш видимый мир не единственный на планете. Глаза человека устроены таким образом, что не воспринимают и малой толики того, что нас окружает. А вот, некоторые животные — в особенности кошки, возможно умеют видеть это «скрытое» — то, что не способен увидеть человек. Как знать, может, для них дух дома так же реален, как и мы?
 
К тому же, трудно отрицать и то, что каждое место имеет свою уникальную энергетику. Её могут ощущать не только животные, но и очень чувствительные люди. В наш стремительный век мы просто не обращаем на это внимания или разучились ее улавливать среди различных «шумов», окружающих наше пространство, а вот в прошлом предки чувствовали эту энергию так же реально, как мы ощущаем кожей ветер или дождь. И, возможно, не существует домового в том понимании, в котором мы его себе представляем — как старичка в лохмотьях из лоскутов, но все же он может быть вполне реален в виде некоторой энергии невидимой нашему глазу.
 
Так или иначе, образ домового, а также связанные с ним обряды, являлись важной частью повседневной жизни наших предков, а народная память как известно никогда не хранит ничего ненужного и бессмысленного. А, значит, все эти традиции также следует воспринимать серьезно — и нам сегодняшним еще только предстоит в них разобраться.
 

Серия сообщений "Языческие народные":
Часть 1 - 21 июня — день Летнего Солнцестояния. День Силы!
Часть 2 - Немного истории летнего солнцестояния
...
Часть 32 - 20 марта - магический день Весеннего равноденствия. Загадываем желания...
Часть 33 - 1 апреля – день пробуждения Домового. Что это за праздник и как его отмечать, чтобы привлечь в дом счастье и удачу?
Часть 34 - Домовые и то, что вы о них не знали. Интересные свидетельства от этнографов
Часть 35 - 14 апреля день Огня, посвященный Семарглу. Отличный день для очищения и работ по снятию негатива.
Часть 36 - Славянский праздник День Семаргла отмечают 14 апреля
...
Часть 41 - В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих странах мира отмечается Вальпургиева ночь
Часть 42 - Вальпургиева ночь: что это за праздник и как он связан с шабашами ведьм
Часть 43 - Что нельзя и что можно делать в Вальпургиеву ночь?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку