В 1549 году братьями был построен новый просторный собор – Кафоликон, посвященный Всем Святым. Являясь подобием других Афонских церквей, это был крестовидный сводчатый четырехколонный храм с двумя куполами.
Считается, что храм был построен всего в течении 20 дней, но материалы для его постройки поднимались и собирались на скале в течении 22-х лет.
В 1560 году собор был расписан настенными фресками известным великим иконописцем Франко Кателано.
После смерти братьев Феофана и Нектария монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. Помимо Собора Всех святых и Часовни трех святителей, на территории монастыря появилась больница, похожая на больницу Преображенского монастыря, старый притвор, дом престарелых и часовня Святых Бессеребренников.
Для более удобного подъёма к монастырю, в 1922 году, вместо веревочных лестниц, в скале были прорублены ступени.
В монастырской трапезной расположился музей, где хранится большое собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов, переносных икон, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.
Монастырь Святой Троицы
Достоверных исторических сведений о том, когда и кем был основан мужской монастырь Святой Троицы (Μονή Αγίας Τριάδος), построенный на высоком утесе высотой 400 метров, нет.
По одним данным, монастырь был основан монахом Дометием в 1438 году. По другим, что он построен где-то в период с 1459 по 1476 год. Однако существует историческое упоминание о монастырях Святой Троицы и Мегала Метеора, датированное 1362 годом.
Достоверно известно только то, что в 1476 году на территории монастыря Святой Троицы состоялось возведение собора – на это указывает надпись на одном из фасадов храма.
Двухколонный крестообразный сводчатый собор монастыря Святой Троицы был построен в византийском стиле и украшен настенными фресками: отделка нефа производилась в самом конце XVII века, а отделка основного храма была осуществлена в 1741 году.
Колокольня.
Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой вместе с монастырскими колоколами были расхищены во времена иностранных завоеваний.
Сохранившиеся старинные иконы и рукописи монастыря Святой Троицы сейчас хранятся в монастыре Варлаама и в монастыре святого Стефана.
В 1925 году в скале было прорублено 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь.
При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи, построенный и расписанный в 1682 году монахом Никодимом.
Кроме храмов, монастырь Святой Троицы имеет кельи монахов, кухню, трапезную, две цистерны для дождевой воды и небольшой участок обрабатываемой земли.
Позади собора монастыря Святой Троицы расположен балкон, с которого открывается живописная панорама на соседние монастыри, город Каламбака (Καλαμπάκα), а также на две скалы, на которых когда-то действовали монастыри, не сохранившиеся к настоящему времени.
Монастырь Русану
Монастырь Русану (Μονή Ρουσάνου) — один из шести сохранившихся, и один из двух женских Метеорских монастырей. Он расположен на ограниченном пространстве, на скале, которая имеет небольшую площадь.
О времени создания монастыря и о происхождении его названия существуют несколько версий. По одной из них основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим, что монастырь был основан в 1388 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом.
Официальными основателями монастыря Русану считаются братья- иеромонахи Иоасаф и Максим, которые в 1545 году отреставрировали монастырь, а также построили монастырский храм-кафоликон на месте разрушенной церкви.
Храм монастыря — церковь Преображения, построенная в византийском стиле, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором и имеет нетипичный алтарь, обращенный к северу.
В Церкви сохранилось множество фресок, которые были выполнены неизвестными иконописцами критской школы в 1561 году. Наибольшую ценность в соборе представляют собой фрески притвора, а также резной деревянный позолоченный иконостас.
В разные времена монастырь неоднократно подвергался разграблению. Во время турецких гонений, а также во время войн, в стенах обители укрывались жители окрестных селений.
Для подъема к монастырю Русану монахи поначалу использовали верёвочные лестницы. В 1897 году к монастырю были проложены два деревянных моста, которые впоследствии были заменены на современные.
В 1940 году у обители начался очередной тяжелый период — он лишился своих насельников и начал приходить в упадок.
С 1950 года старица Евсевия из деревни Кастраки, которая находится у подножья Метеор, в одиночку сохраняла трехэтажное здание монастыря. Однако, после смерти старицы в 1971 году, монастырь все равно был закрыт из-за плохого технического состояния.
Только в 80-х годах XX века монастырские сооружения были восстановлены, и в их стенах был открыт женский монастырь, получивший своё второе название в честь святой Варвары.
Большинство реликвий монастыря, которые удалось сохранить до наших дней, сейчас хранятся в музее Преображенского монастыря.
Монастырь святого Николая Анапавсаса (του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), по сравнению с другими пятью сохранившимися до наших дней монастырями, расположился на относительно невысокой скале.
Точное время основания этого монастыря неизвестно, но первые монахи-аскеты появились здесь уже в XII — XIII веках.
Первые письменные упоминания о монастыре на этой скале относятся к 1392 году, а архитектурные данные и остатки настенных фресок подтверждают версию о том, что он был построен в XIII или XIV веке.
Монастырь, сохранившийся по сегодняшний день, был построен в последние годы XV века на руинах более древнего монастыря. Его основателем считается монах Никанор Анапавсас, в честь которого монастырь и был назван.
Узкая и ограниченная поверхность скалы, на которой расположен монастырь, имеет небольшую площадь, поэтому все здания строились в высоту на нескольких уровнях, друг над другом.
На первом уровне расположилась часовня, посвящённая святому Антонию, с маленьким алтарем площадью всего 4 квадратных метра.
На втором уровне расположен кафоликон монастыря — собор святого Николая. Он был построен в 1527 году на всей площади скалы. Собор сооружен в форме прямоугольника без окон, состоит из четырехугольного нефа и крестообразного основного храма, и увенчан низким куполом.
Иконописное убранство собора выполнил выдающийся православный художник критской школы Феофан Стрелитзас Бафа, известный как Феофан Критский, который, несмотря на трудности из-за нехватки места в храме, смог реализовать всю свою полную богатую иконописную программу.
На третьем уровне монастыря святого Николая Анапавсаса находятся кельи, старая трапезная, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп, где хранятся мощи и черепа монахов.
У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона.
В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно стали приходить в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы. В 1960-х годах монастырь был восстановлен и действует по настоящее время.
Огромная скала, на которой расположен Монастырь Святого Стефана (Αγίου Στεφάνου) стала обитаемой еще в XII веке, когда в 1192 году на ней поселился некий отшельник Иеримей. Позже он вместе с другими монахами построили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и маленькую часовню святого Стефана.
Основание самого монастыря, который назвали в честь покровителя обителя Святого Стефана, относится к началу XIV века. Он был построен монахом Антонием Катакузиносом — двоюродным братом одного из основателей Великого Метеора Иоасафа.
В 1350 году на территории монастыря был сооружен храм Святого Стефана. В середине XVI века монахом Филофеем Сиатинским собор был отреставрирован, и он стал представлять собой очень объемный основной храм под деревянной крышей, и неф — квадратное помещение, соединенное с остальным пространством храма тремя сводами.
В 1501 году Собор Святого Стефана был украшен иконописными настенными фресками.
В 1545 году монастырь, получив патриархальность, т.е. независимость от епархии, и благоволение от правящих домов Румынии, в течение долгих лет был очень богатым и вел просветительскую деятельность, а на его монастырские средства была построена школа в близлежащем от Метеор городе Каламбака.
В 1798 году в Монастыре Святого Стефана был сооружен второй храм — кафоликон монастыря – величественная церковь святого Харлампия, состоящая из большого нефа и основного четырехколонного храма с куполом и с тремя нишами.
Церковь в большей своей части не имеет иконописного оформления. Но иконостас собора представляет собой уникальное произведение искусства, выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.
К концу XIX века в обители проживало большое число монахов, но к 1960 году монастырь почти опустел, и в 1961 году был преобразован в женский, второй на Метеорах.
Среди древних сооружений монастыря, кроме двух храмов, также сохранились притвор, кельи монахов, очаг, алтарь, двор, а также монастырская трапезная, построенная в 1857 году, которая в настоящее время используется для экспозиции монастырских реликвий. На южной стороне монастыря находится монастырская гостиница, где оказывают теплый и радушный прием посетителям.
По сравнению с другими монастырями, подняться в Монастырь Святого Стефана всегда было намного проще. Все это благодаря подъемному мосту, соединяющему скалу, на которой находится монастырь, с расположенным напротив холмом Кукула. Сегодня же этот монастырь, также единственный среди других монастырей на Метеорах, имеет современную подъездную дорогу и 8-ми метровый каменный пешеходный мост для прохода к нему.
Необитаемые и разрушенные монастыри
Метеоры
Помимо шести монастырей, сохранившихся до наших дней, в Метеорах имеются еще и нежилые .
Среди них можно отметить Монастырь Святого Георгия XIV века, Монастырь Святого Николая Батова, основанный в 1400 году, Монастырь Сретенья Христова 1367 года постройки, Монастырь Святых Апостолов XVI века, Монастыри Иоана Предтечи и Святого Модеста XVII века, Монастыри Святого Григория и Святого Антония XIV века и многие другие.
В настоящее время все они находятся в разрушенном состоянии, но мы знаем об их существовании, истории и расцвете как из рукописных свитков, так и по останкам их руин, которые видны в различных уголках каменного массива Метеоры.