-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Victoria_Vika

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

эзотерика. карты таро. психология. литература .

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Лучшие_схемы_на_ЛИ-РУ СОЗВУЧИЕ_СЕРДЕЦ Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2019
Записей:
Комментариев:
Написано: 3352


Султанский дворец Топкапы

Четверг, 24 Декабря 2020 г. 17:32 + в цитатник
Дворец Топкапы находится в примечательном месте с богатейшей историей, уходящей корнями вглубь минувших тысячелетий. Здесь, на мысе у бухты Золотой рог, люди селились со времен неолита. Наконечники стрел, керамика и другие артефакты в остатках первобытного городища, найденного тут, были изготовлены примерно 8600 лет назад. На территории Топкапы археологи обнаружили подлинную каменную летопись, ее полустертые временем страницы составляют культурные слои всех последующих эпох.   
Согласно древним преданиям, о которых нам известно из книг древнегреческих и римских историков, в 667 году до н. э. здесь основали поселение греческие колонисты, прибывшие из античной Мегары, что вблизи Афин. Переселенцы назвали город в честь царя Византия, возглавлявшего поход. Когда провинциальный полис Византий был избран столицей Восточной Римской империи, на мысе выстроили огромный дворец византийских басилевсов, а город переименовали в честь императора Константина.
После падения Константинополя в 1453 году, султан Мехмед II Завоеватель приказал возвести на руинах императорского дворца свою резиденцию. Хроники того времени сообщают, что Мехмед II задумал построить дворец, превосходящий по красоте самые совершенные здания поверженной империи.
Он велел собрать лучших мастеров со всех концов своих обширных владений. Первый камень в фундамент дворца Топкапы заложили в 1459 г., и через десять лет над Босфором вырос настоящий город в городе, окруженный собственной неприступной стеной.
Отсюда контролировалось движение судов через стратегический пролив. В оборонительных сооружениях турецкие зодчие использовали и часть мощных фортификаций византийского периода. У стен дворца Топкапы обнаружены остатки акрополя, возведенного еще колонистами из Мегары.
Главные ворота, за бойницами которых прятались пушки, дали название новому дворцу могущественных султанов: «Топкапы» дословно означает «Пушечные врата». Они находятся вблизи собора Святой Софии.
В первой половине XVI века султан Сулейман Великолепный значительно расширил дворец. Почти все последующие правители строили здесь различные здания на свой вкус, поэтому сегодня Топкапы предстает перед путешественниками как невероятно эклектичный, но очень колоритный комплекс сооружений, возведенных за четыре столетия. В тени садов гарема прятались уголки, полные наслаждений, а во мраке подземелий таились мрачные казематы с застенками, внушающими ужас.
Сменяя друг друга на троне, здесь правили двадцать пять султанов. Только в XIX веке Махмуд II перенес султанскую резиденцию за пределы Топкапы, на берег Босфора. Но в старом дворце по-прежнему кипела жизнь, плелись паутины интриг и заговоров царедворцев.
В гареме все так же жили красавицы под бдительным присмотром евнухов, сотни поваров суетились на кухне, шуты и музыканты развлекали придворных.
После Первой Мировой войны обветшавшая шестисотлетняя Османская империя рухнула. В 1924 году по приказу лидера турецкой революции Мустафы Ататюрка дворец Топкапы был превращен в музей и открыт для публики.
Территория Топкапы разграничена галереями, стенами и воротами на несколько дворов, где располагаются дворцы и беседки, оружейный арсенал, казармы гвардейцев, конюшни, бани, продовольственные склады и прочие службы. Под ними вырыты потайные ходы, ведущие к султанским покоям и за пределы дворцов. Многие из этих подземелий служили еще византийцам.
В наши дни в зданиях дворцового комплекса располагаются тематические музейные экспозиции.
Первые ворота в крепостной стене были возведены в 1478 году. Позднее они были облицованы мрамором. Арки украшены позолоченной арабской вязью с цитатами из Корана. Здесь можно увидеть и тугры – каллиграфические монограммы султанов Мехмеда II и Абдул Азиза, при которых ворота ремонтировались. Тугры использовались в качестве личной подписи правителей, их вырезали на государственных печатях, чеканили на монетах.
Эти ворота, расположенные к югу от дворцов Топкапы, ведут на Янычарский двор, где находятся кассы музея. Здесь, слева от входа, находится первый музейный объект, включенный в комплекс Топкапы – церковь Святой Ирины (IV в.), выстроенная на руинах античного храма Афродиты.
Это одна из древнейших сохранившихся христианская базилик в мире. В ее стенах проходил Первый Константинопольский собор, созванный императором Феодосием в 381 г. В VIII веке, в период иконоборчества, все росписи в интерьерах были уничтожены. Сохранилась лишь мозаика в апсиде – черный крест на золотистом фоне.
После завоевания Константинополя турками церковь не была превращена в мечеть, но служила арсеналом. В начале 2000-х годов здесь провели реставрационные работы. Теперь церковь с превосходной акустикой используется как концертный зал.
В стене за церковью есть проход на территорию бывшего Монетного двора Османской империи.
Осмотр музеев Топкапы начинается с главных крепостных ворот. Этот вход, сложенный из блоков бежевого песчаника, – узнаваемая визитка Топкапы, он носит название Баб-юс-Селям, что значит Врата Приветствия. Всаднику любого ранга здесь надлежало спешиться, верхом на коне в Топкапы мог въехать лишь султан в сопровождении личной гвардии.
В привратных восьмиугольных башнях с острыми шпилями кровли из каменных плит томились преступники, приговоренные к смертной казни. Здесь же, в комнате палачей были орудия пыток и плаха, на которой несчастные узники лишались голов.
Среди них были знатные аристократы и неудачливые родственники султанов, уличенные в заговорах против повелителя Вселенной.
Для устрашения подданных их останки вывешивались над воротами. Их нельзя было предать земле по мусульманским обычаям. Гиды утверждают, что в башнях по сей день обитают призраки казненных. Справа у ворот находится мраморный фонтан Палача.
По легенде, в его чаше заплечных дел мастера на глазах перепуганных прохожих мыли обагренные кровью мечи.
Над воротами располагается самый обширный двор резиденции – Диван Мейданы. Справа от входа, у крепостной стены, разместилась выставка конных экипажей. На этом дворе размещались янычарские казармы, конюшни, дворцовая больница, бани, пекарни и кухня.
На площади под открытым небом выставлены артефакты, найденные археологами на территории Топкапы, – обломки колонн, саркофаги, фрагменты резных фасадов дворца византийских императоров. Недавние раскопки также выявили, что под двором находится огромная подземная цистерна, возведенная византийцами для сбора и хранения воды.
Главное правительственное здание двора – Диванхане или Диван, место заседаний высших правительственных чиновников и военачальников под председательством великого визиря. Здесь столетиями вершились судьбы народов трех континентов. Как писал итальянский публицист Эдмондо де Амичис, живший в XIX веке, сюда устремляли свои взоры встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка. В Диванхане визири принимали иностранных послов, объявляли соседним государствам войну и заключали с ними недолгий мир.
Над залом заседаний возвышается купол. Пространство ограничено позолоченными решетками, так что увидеть собрание правительства можно было со двора. Это считалось символом открытости и справедливости принятых решений.
Султан мог тайно наблюдать за дебатами через занавешенное решетчатое окно из соседних покоев в Башне Правосудия, куда вел проход из гарема. Башня Правосудия – самое высокое сооружение в Топкапы, ее хорошо видно с Босфора, в то время как стены и кроны деревьев скрывают дворцы, не превышающие двух этажей.
В комнате рядом с залом заседаний хранились рукописные своды законов, государственные акты и архивные документы минувших лет, уложенные в сундуки. В смежном помещении сидели секретари и писцы, заносившие на пергаментные свитки все решения имперского совета. По традиции, под куполом Диванхане устраивались грандиозные торжества, когда дочери султана выходили замуж.
Здание было перестроено в 1792 году, в портике установили арочные ворота с узорчатой резьбой в модном тогда европейском стиле рококо. В этом же стиле выполнены украшения на фасадах. Однако в интерьерах дворца сохранились элементы османского декора XVI века – мраморная облицовка стен, лепка и резьба на колоннах.
Рядом с Диванхане располагается Оружейная палата. В ее арочных залах собраны редкие образцы оружия из султанских коллекций и арсеналов Топкапы – от средневековых луков и ятаганов до первых мушкетов и золотого ружья, подаренного английской королевой. Всего представлено более 400 экспонатов.
Здесь можно осмотреть самую богатую в мире коллекцию исламского оружия, представляющую образцы вооружений за 1200 лет, начиная с арабских мечей VII века. В экспозиции много оружия, доспехов и знаков отличия, захваченных в качестве военных трофеев в битвах с войсками европейских и восточных государств – от Ирана и Индии до Австрии и России. Примечательны двуручные мечи средневековых европейских рыцарей, длина клинков превышает два метра. Есть здесь и подарки, например самурайский меч, преподнесенный от имени японского императора.
На витринах представлено именное оружие турецких султанов – луки, богато украшенные колчаны и стрелы Баязида II, инкрустированные золотом мечи и сабли других правителей.
Из окон музея открывается великолепный вид на Босфор, в одном из залов есть выход на смотровую площадку.
 
Дворцовая кухня
Напротив Диванхане всю правую сторону двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами в барабанах. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. Отдельное помещение было отведено кондитерам, изготовлявшим сладости и прохладительные напитки. Тонны продуктов ежедневно доставлялись сюда из самых отдаленных уголков империи – из Египта и Персии, Аравии и Туниса. Пряности привозили из далекой Индии, янтарное оливковое масло и вино – с островов Средиземного моря.
На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. Кроме того, кухня обеспечивала довольствием целую армию солдат, охранявших Топкапы. Поколения дворцовых поваров изобрели множество рецептов восхитительных блюд и десертов. Они подробно описаны в старинных поваренных книгах, и сегодня туристы наслаждаются этими изысками в лучших ресторанах Стамбула.
В огромном здании дворцовой кухни расположены музеи, в которых представлены ковры, керамика, фарфор, этнографические экспозиции. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.
Выставка изделий из серебра демонстрирует около 2000 прекрасных образцов работ турецких ювелиров и чеканщиков XVI-XIX веков. Эти предметы были важной частью султанской сокровищницы, ведь в Османской империи богатство измерялось, прежде всего, количеством серебра. Многие серебряные вещицы украшают дарственные надписи, они были преподнесены султанам к юбилеям и праздникам.
Музей китайского фарфора поражает обилием экспонатов. В его экспозиции около 10 700 изделий, эта коллекция – крупнейшая за пределами Китая. Самые ценные предметы инкрустированы золотыми и серебряными нитями, изумрудами и рубинами. Древнейшие расписные вазы были изготовлены в XIII веке. Клейма свидетельствуют, что несколько чаш из тончайшего фарфора под желтой глазурью принадлежали к предметам сервировки в обеденных залах дворцов средневековых китайских императоров.
Изделий, покрытых особой селадоновой глазурью серовато-зеленого оттенка, напоминающего нефрит. По древнему поверью, отравленное питье, налитое в такую посуду, мгновенно теряет ядовитые свойства и не причиняет вреда.
Отдельно представлено 700 изделий японского фарфора XVII-XVIII столетий.
Европейский фарфор
В этой коллекции фарфора представлены столовые сервизы, вазы, фарфоровые часы, канделябры и другие декоративные изделия, произведенные в разных европейских странах в период с начала XVIII века по начало XX столетия. Здесь насчитывается 5000 экспонатов. Наиболее ценные из них – дипломатические подарки султанам. Многие из них изготовлены с учетом османских художественных традиций.
Большую редкость представляют первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в 1717 году: блюда, подносы, шкатулки, коробки для конфет. Огромный столовый сервиз, расписанный лесными пейзажами, в 1830-е годы прислал король Франции Луи-Филипп.
На витринах выставлены образцы русского фарфора, изготовленного в Санкт-Петербурге. Среди них экспонируется часть сервиза из 2000 предметов, присланного императором Николаем I в подарок султану Махмуду II.
В коллекции также представлены предметы из богемского, английского и русского хрусталя. В этом разделе выделяются прекрасные хрустальные бокалы и кувшин для шербета, изготовленные знаменитым мастером Богемского стекольного завода Людвигом Мозером для султана Абдул-Хамида II.
Выставка турецкого фарфора завершает коллекцию.
 
Третий двор, куда ведут Ворота Счастья и Блаженства, занимали покои особо приближенных к престолу евнухов и родственников султана. Украшенное лужайками, цветниками и фонтанами подворье называется Эндерун. Для входа сюда требовалось особое разрешение, даже великий визирь имел право приходить в Эндерун только в определенные дни.
Здесь располагаются великолепный Тронный зал, Сокровищница (Хазне), павильон Аудиенций.
 
Тронный зал находится в квадратном здании, окруженном колоннадой. Его выстроили в XV веке. У входа в зале тихо журчит небольшой фонтан, установленный по приказу Сулеймана I. Об этом напоминает персидская надпись, называющая султана источником великодушия и справедливости. Далее туристы попадают в самое сердце империи, где стоит богато украшенный престол. В соседнем помещении находился гардероб, теперь здесь действует выставка драгоценных одеяний султанов, включающая 2500 предметов одежды.
К северо-востоку расположен Павильон Фатих (Завоевателя) – эффектное монументальное здание с красивой аркадой. В его залах хранились султанские сокровища. Это старейшее сооружение дворцового комплекса Топкапы, его возвели в 1460 году. Сейчас тут находится наиболее известный музей дворца, где экспонируются драгоценные украшения, произведения искусства, золотые монеты, ордена и медали империи, а также награды, врученные султанам монархами окружающих стран.
В первом зале привлекают внимание парадные доспехи Мустафы III, украшенные золотом и драгоценными самоцветами. Так же пышно украшены его меч, щит и стремена.
Здесь же можно увидеть эбеновый трон Мурада IV, инкрустированный слоновой костью и перламутром.
 
На одной из витрин мерцает драгоценная нефритовая чаша. Ее подарил турецкому султану Абдул-Хамиду II русский император Николай II.
В центре второго зала установлен ореховый трон Ахмеда I, инкрустированный панцирем черепахи, перламутром и самоцветами. Под парчовым балдахином на золотой цепи свисает огромный изумруд. Есть здесь и военные трофеи, среди них – золотой трон иранского шаха Исмаила, побежденного армией Сулеймана Великолепного.
Изюминка экспозиции второго зала – драгоценный кинжал с золотой рукоятью, на которой сияют три больших изумруда. Под крышкой рукояти скрывается миниатюрный хронометр, специально изготовленный лондонскими часовщиками. Золотые ножны покрыты эмалью и усыпаны бриллиантами. Это великолепное оружие в 1747 году заказал своим ювелирам султан Махмуд I.
Он намеревался сделать царский подарок союзному монарху – персидскому шаху Надиру, но тот был убит во время дворцового переворота. С той поры кинжал находился в султанской сокровищнице, и о его существовании мало кто знал. Кинжал с часами стал знаменитым на весь мир после премьеры голливудского приключенческого фильма «Топкапы» (1963 г.), где отчаянные злоумышленники спланировали кражу именно этой драгоценности из хорошо охраняемого музея. Нашумевший остросюжетный фильм был отмечен премией «Оскар» и стал отличной рекламой для Топкапы. Миллионы туристов со всего света узнали, что в Стамбуле есть такой замечательный музей, и направились в Турцию.

Зал Обрезания (SünnetOdası) был построен во время правления Сулеймана Великолепного.

Зал Обрезания (SünnetOdası) был построен во время правления Сулеймана Великолепного. Он расположен на наиболее впечатляющем участке двора, откуда открывается вид на район города под названием Галата. Изначально это место задумывалось как летний павильон(Yazlık Oda). Однако его стали использовать в качестве Зала, где проходила церемония обрезания принцев-сыновей  Ахмеда III (1703 -1730 гг.) (обрезание – это религиозная мусульманская традиция, символизирующая чистоту и непорочность).

Золотая дорога

Из Двора фавориток идет так называемый Алтын Йол (Золотой путь). Воспользовавшись им, можно, минуя запутанные лабиринты гарема, пройти обратно во Двор черных евнухов. Старейший и самый длинный коридор дворца получил свое название не от пышной отделки, а от обычая, согласно которому султан, выходя из покоев, в дни торжественных церемоний разбрасывал здесь золотые монеты. Их могли подбирать обитатели гарема — приближенные и фаворитки, что и показано на старинных османских миниатюрах.
Гордостью коллекции Палаты Сокровищ во дворце Топкапы по праву считается бриллиант Кашикчи (Kaşıkçı — ложечник). Ограненный алмаз грушевидной формы весом 86 карат (примерно 17 г) обрамлен золотой оправой с 49 мелкими бриллиантами в два ряда. Его происхождение до сих пор окутано завесой тайны.
 
В третьем зале сокровищницы экспонируется наиболее ценный предмет коллекции – крупный грушевидный бриллиант «Кашикчи» в оправе, окруженный двойным рядом из 49 алмазов поменьше. Как эта драгоценность весом в 86 карат появилась во дворце – доподлинно неизвестно. Существует много версий происхождения знаменитого алмаза.
По одной из легенд, его нашел на берегу Босфора бедный рыбак и отнес в ювелирную лавку на стамбульском базаре. Хитрый ювелир убедил рыбака, что его находка – стеклянная безделушка, и выменял сокровище на три оловянных ложки. Правдива ли эта история или нет, но название самоцвета «Кашикчи» означает «Ложечник». Рассказывают и совсем причудливые истории о том, что этот бриллиант принадлежал то ли графу Калиостро, то ли матери Наполеона Бонапарта.
ЗОЛОТОЙ ПУТЬ
Гарем
В четвертом дворе, который некогда обладал статусом запретного места, располагались султанские покои, гарем, покои матерей правящих властителей, носивших титул Валиде Султан. Эта часть Топкапы была доступна лишь султану, членам его семьи и немногим высшим сановникам.
Дворцы окружены прекрасными садами с павильонами и беседками, галереями с видом на Босфор. Здесь же находятся дворцовая библиотека, выставка часов и галерея портретов правителей Османской империи.
В хранилище священных реликвий есть несколько особо почитаемых в мусульманском мире артефактов и личных вещей пророка Мухаммеда. Здесь хранится древнейшая рукопись Корана, созданная в VIII в., что соответствует концу I века мусульманского летоисчисления.

Серия сообщений "Дворцы замки ":
Часть 1 - Дворец дожей в Венеции
Часть 2 - Версаль
...
Часть 5 - Дворец Ибрагима-Паши или музей турецкого и исламского искусства в Стамбуле, Турция
Часть 6 - Замок Нойшванштайн
Часть 7 - Султанский дворец Топкапы
Часть 8 - Кносский дворец на Крите
Часть 9 - Дворец Юсуповых на Мойке Санкт Петербург
Часть 10 - Дворец Ка - д’Оро. Венеция
Часть 11 - Большой Екатерининский дворец
Часть 12 - Замок Бутрон

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку