-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_arsenikum

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Бакенщик на реке Времени - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://arsenikum.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://arsenikum.livejournal.com/data/rss, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Совершенно лесковская история, ненаписанные «Рязанские антики»

Пятница, 20 Мая 2022 г. 20:48 + в цитатник
Картинка к делу не относится на картинке другой солдат, ратник Матвеев, прошедший Войну 1812 года и Крымскую. Просто красивое.


Пишет Максим Оленев:
КАК ОДИН СОЛДАТ ГЕНЕРАЛА ДОСТАЛ
Нижние чины, изъявившие желание по отставке жить на прежнем своём месте, в частности, в помещичьих селениях, нередко доставляли своим бывшим господам массу хлопот. С момента отдачи в рекруты они более не принадлежали помещику, а являлись собственностью Военного Ведомства, т. е. государства. Пожившие и повидавшие немало на своём веку, служивые зачастую были для своих односельчан определёнными авторитетами в различных житейских вопросах, чем немало докучали администрации, видевшей в солдатах лишь смутьянов и баламутов. Подобная "вольная жизнь" отставных нижних чинов, сдобренная весьма оригинальной философией и поступками, то и дело приводила к конфликтам.
Казалось просто невероятным, но разлад мог возникнуть и между отставным солдатом и генералом, причём последний оказывался бессильным что-либо сотворить по своей воле!

****

Так, например, ещё во время Крымской войны, в начале февраля 1855 года, будучи в гор. Керчи, генерал-адъютант и наказной атаман Донского казачьего войска Михаил Григорьевич Хомутов написал слёзное прошение Рязанскому гражданскому губернатору, тайному советнику Петру Петровичу Новосильцеву.
Сетуя на своё временное отсутствие в губернии и сильную загруженность, генерал жаловался на проживающего в его имении, селе Нижнем Белоомуте, Зарайского уезда, отставного солдата Лазаря Данилова Радина, и просил Губернатора удалить его восвояси административным порядком:
"… Вы знаете, как по военным обстоятельствам я удалён от всех собственных дел, а между тем от этого зависит моё и семейства моего существование; главное моё имение в Рязанской губернии. Благодаря Богу я имею отличнейшего управляющего (Журавлёва) и Вы знаете, как теперь хлопоты в имении по рекрутскому набору и по ополчению, особенно в тех имениях, которые на оброк и которые рассыпаны по всему Государству, как и моё. К моему неудовольствию, в вотчине мой есть отставной солдат из крестьян моих же. Я доставлял ему приличное содержание, но, несмотря на это он пустился в разные неблаговидные толки с крестьянами и пошёл на разные кляузы. Солдат этот решительный негодяй; но как всякая пущенная бумага берёт свой ход, то и ябеда его приняла законное направление.
Простите меня, что я этой безделицей беспокою Вас, убедительнейшее прошу обратить Ваше внимание на это пустое дело, которое, впрочем, тревожит всю вотчину: нельзя ли имение освободить от этого солдата, я готов дать ему нужное содержание.
При содействии станового он позволил себе, в присутствии его, священника и многих поселян, оскорблять Управляющего неприличными словами и угрозами. Если понадобиться, то позвольте моему управляющему явиться к Вам и объясниться на словах…" .
Судя по всему, генерала сильно задевала независимость и непочтительность отставного солдата. Ему, мол, содержание неплохое определено, а тут такое неуважение к старшему по званию. К тому же и остальных с пути истинного сбивает.
Чуть позже, 12-го февраля, из гор. Новочеркасска подобное прошение к Новосельцеву поступило и от жены генерала, Екатерины Михайловны Хомутовой, которая чисто по-женски "подлила масла в огонь", т.е. добавила обвинений. Так, помимо пьянства и распутной жизни, Радину приписали ещё "до кучи" самоволие, воровство, мошенничество и шарлатанство:
"… Из имения мужа моего (Генерал-Адъютанта Хомутова) Зарайского уезда села Нижнего Белоомута, отдан был в 1847 году за дурное поведение в рекруты крестьянин Лазарь Радин, который прямо из рекрутства поступил в прислуги Ахалцыхского госпиталя. По прослужении в оном пяти лет, он Радин, уволен (как из выданного ему паспорта видно) за болезнью на родину до выздоровления. По приказанию мужа моего, рядовому Радину была отведена в селе Белоомуте квартира и делались ему всякого рода вспомоществования и денежные пособия; но вместо того, чтобы спокойно и тихо пользоваться предоставленными ему обеспечениями, он предался пьянству, начал вести буйную жизнь, развращать примером своим крестьян, заводить с ними беспрерывные ссоры и драки, делать хищнические порубки в господских дачах леса и увозить с лугов накошенные крестьянами сено; а в довершении наглых и невыносимо дерзких поступков своих, он занёс Зарайским земским властям, Рязанскому Губернскому Правлению и Вашему превосходительству на правителей вотчинной Конторы наполненные совершенной ложью жалобы.
По случаю нахождения мужа моего со вверенными ему войсками против неприятеля в Крыму, заведывая по поручению его принадлежащим ему имением, я, в необходимости нахожусь, объяснив вредные поступки нестроевого солдата Радина, угрожающие расстройством доброй нравственности крестьян села Нижнего Белоомута, всепокорнейшее просить Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение о поспешнейшем удалении его из этого села, которого пребывание в оном не может быть терпимо ещё и потому, что он, Радин, выдавая себя сведущим в лёгком и скором излечении всякого рода болезней, вымогает у больных, легкомысленных крестьян, вперёд за излечение значительную плату, и потом невежественным лечением своим причиняет всем у него пользующихся явный вред, а некоторым и самую смерть…" .
Как видно из этого "крика души", поступки Радина во многом объясняла его биография - он служил в "горячей точке", на Кавказе, во время наместничества там фельдмаршала М. С. Воронцова, где в то время шла самая долгая в истории России война.
Все свои "медицинские познания" Радин, по-видимому, почерпнул у тамошних лекарей, служа госпитальной прислугой, т. е. младшим обслуживающим персоналом госпиталя. Ну, а при отсутствии в селе доктора, при дороговизне лекарств, врачебные навыки "видавшего виды" отставного солдата пришлись на селе как нельзя кстати. На волне первых "лёгких успехов" авторитет Радина среди односельчан тут же резко вырос, а, учитывая, что болезни в деревнях случались постоянно, то понятно, что от клиентуры не было отбоя.
В общем, "несмотря на милостивые пособия", и вместо того, что "спокойно и тихо пользоваться", Радин сильно "забронзовел", потерял меру и контроль над собой, и стал постепенно "развращать примером своим крестьян", что, естественно, в итоге переполнило чащу терпения добрых хозяев.
Реагируя на прошения почтенных лиц, Губернатор немедленно распорядился начать следствие, в результате которого Радин, по решению Зарайского Земского Суда, был препровождён Зарайской Градской Полицией к Командиру Рязанского Гарнизонного батальона (т. е. фактически на гапутвахту).

****

Дальнейший ход дела был ясен. Как следовало из рапорта Зарайского Уездного Предводителя Дворянства Рязанскому Гражданскому Губернатору от 2-го сентября 1856 года, "солдат Лазарь Данилов Радин в имении Генерал-Адъютанта Михаила Григорьевича Хомутова не находится с 1855 года, а проживает в Рязани" …
[источник]



https://arsenikum.livejournal.com/275197.html


Метки:  

Блатной шансон, начало

Четверг, 19 Мая 2022 г. 14:37 + в цитатник
У истоков – композитор Вильгельм Наполеонович Гертвельд.

"Петербургская газета", №34, 1909 год:


[источник]



Если бы мне рассказали, не поверил бы. Сказал бы: "придумано прикольно, ваша неприязнь к гаденьким шаблонам (типа "единственная народная музыка этого народа – зековская"), мне близка и понятна, но ведь так не бывает, что бы вот прям Гертвельд, да ещё Наполеонович".
К слову, господин Гертвельд сам не слишком был счастлив, от того, что его фольклорные изыскания так полюбились фрондёрствующей публике, но было поздно.

Ежели верить "википедии":
…музыкальные деятели мгновенно поняли весь потенциал жанра "каторжной песни" […]. На различных сценах стали появляться "квартеты сибирских бродяг", солисты-исполнители каторжных песен и т. п. Дошло до того, что Гартевельд, согласно статье в "Петербургской газете" от мая 1909 года:
"…обратился к московскому градоначальнику с просьбой запретить исполнение этих песен в разных увеселительных садах, находя, что эти песни „скорби и печали“ не к месту в таких заведениях. Просьба Гартевельда градоначальником удовлетворена".




Композитор Гертвельд был ещё и заметным "трэвел-блогером"

https://arsenikum.livejournal.com/274710.html


Метки:  

В этот день 13 лет назад

Понедельник, 16 Мая 2022 г. 09:07 + в цитатник

Про «Ночь музеев» 13 лет назад. Я в тот давний год пессимистично задавался вопросом «не в последний ли раз это всё?» Кстати, в этом году «Ночь музеев» случится с 21 на 22 мая.

https://arsenikum.livejournal.com/274523.html


Метки:  

Два года без Константина Крылова

Четверг, 12 Мая 2022 г. 16:44 + в цитатник
Константин Анатольевич Крылов:
"Ничто из написанного мной не может использоваться для отрицания или умаления прав русской нации, её осуждения или уничижения, или нанесения ей какого бы то ни было иного ущерба. Любые фрагменты моих текстов, использованные подобным образом, следует считать заведомо недобросовестным цитированием, противоречащим воле автора и вырванными из контекста. То же самое касается интерпретаций моих текстов"
январь, 2013



https://arsenikum.livejournal.com/274220.html


Метки:  

Небо сегодня

Суббота, 07 Мая 2022 г. 23:55 + в цитатник

Метки:  

Святой Георгий и греческий истребитель

Пятница, 06 Мая 2022 г. 16:50 + в цитатник

Метки:  

Этот пост был сделан 13 лет назад

Среда, 04 Мая 2022 г. 20:01 + в цитатник
"Листая старые страницы": аккурат 13 лет назад опубликовал я это фото, позаимствованное с одного, уже не существующего, развлекательного сайта.


https://arsenikum.livejournal.com/273616.html


Метки:  

Внезапная Москва

Пятница, 29 Апреля 2022 г. 16:21 + в цитатник
Брёл вчера по улице в районе Бауманской, и вдруг – он. Дом.
Хотел назвать его "Настоящим Домом", но зачем? Остальные тогда – что такое, ненастоящие? И без этих дефиниций обойдусь…
Усадьба Матвеевых это, если верить картам.






https://arsenikum.livejournal.com/273309.html


Метки:  

Этот пост сделан 13 лет назад

Пятница, 29 Апреля 2022 г. 11:11 + в цитатник

Старые записки старого нетеатрала. Кстати, с тех пор я кое-как в теме поднаторел, и фамилия Женовач сейчас говорит мне несколько больше, чем в тот давний год…

https://arsenikum.livejournal.com/273121.html


Метки:  

Детство русского писателя

Четверг, 28 Апреля 2022 г. 16:07 + в цитатник
Деревенщики замечательные.
Хотел написать (прочтя текст по ссылке), с почтительным удивлением: "при таких-то стартовых условиях суметь войти в большую литературу". Но подумал, что хоть это и, на свой лад, правда, но не вся.
Они не вошли в "Большую Литературу". Они "Большой Литературой" стали. Потому что в её существование верили. Верили с той силой, которая встречается, вероятно, только у наивных провинциальных книгочеев. Бывает, что это важно – верить, часто только это и важно.

А что такое "не верить в Большую Литературу"? Ну, это, вероятно, примерно так:
Лев Рубинштейн: "В 70-е годы в моей тогдашней компании имели широкое хождение словечки типа "духовка", "нетленка" или "сакралка". Такова была ироническая реакция художников и литераторов моего круга на высокопарные и абсолютно, как мы были уверены, лишенные реального содержания разговоры наших тогдашних оппонентов-традиционалистов о "непреходящих ценностях", "нетленных полотнах", "духовной основе искусства" и "сакрализации реальности". [источник]

От деревенщиков осталось несколько замечательных текстов, прочтут их или нет – вопрос сложный, но, скорее всего, прочтут. Но сама среда "патриотических литераторов" - слабая, пунктирная, бедная (допускаю, что что-то изменится, но пока так). Наследие – есть, "институция" – наследующая и использующая наследованное – слаба, порой эфемерна.

От тусовки Льва Рубинштейна (и им подобных тусовок) осталась… сама Тусовка ("яркая культурная жизнь", "бурный литературный процесс" и прочее), то есть мощная Институция, "фабрика репутаций" и "модная лавка по продаже заморских трендов". И представление о том, что "нетленные полотна" и "непреходящие ценности" существуют только в тоталитарных учебниках и в головах наивных провинциальных книгочеев. А вообще – "немеркнущих классиков" Тусовка из кого хошь наделает ("пипл схавает"). Каковое представление вроде бы ложно (иначе бы они давно бы сделали классиком кого-нибудь вроде Владимира Печерина, а не безплодно "канселили" второй век Достоевского), а вроде бы и не совсем ложно.

Не совсем ложно, ибо… ибо… Если посмотреть на библиографию Белова (а равно Распутина, Абрамова и т.д.) – она же коротенькая. Средний современный "активный участник литпроцесса" столько пишет года за три, если в буквах считать. С тогдашними та же ситуация, с поправкой на неспешность эпохи: многоцветье литературных журналов 1960-1970-х наполняли буквами не вдумчивые деревенщики, а активные-прогрессивные конъюнктурщики ("тут прогнёмся, а тут фигу покажем, а тут немного поиграем в битников на минималках"). Кабы не последние – русский культурный процесс формировался бы не феноменом могучих "толстых журналов", а пунктирчиком нерегулярных альманахов, например... Важно ли это? Ну, как сказать. Институции, они, вообще-то, всегда важны.



Пишет Музей-квартира В.И. Белова
"…Моё "книжное голодание", начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух. Но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я воровал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. В поисках книг я забрался однажды и в жилой дом… Это было уже настоящее преступление: я украл с соседского чердака книгу Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Читать её было совершенно невозможно, я невзлюбил её сразу же. Но прочитал до конца. С тех пор я не могу простить себе это воровство, повторённое позднее и не однажды уже для утоления физического голода. Первый мой грех, да и последующие всегда ассоциируются почему-то с Радищевым".
Из автобиографии Василия Белова.



Василий Иванович. Белов.


До кучи: занятный мемуар одного приметного западника о том, как он участвовал ("с удовольствием, стыдиться нечего") в травле деревенщиков в "застойном" 1982-м году.

https://arsenikum.livejournal.com/272427.html


Метки:  

Привычное дело: нынче и позавчера

Вторник, 26 Апреля 2022 г. 15:24 + в цитатник
"…В сжатые сроки — всего лишь за месяц — повесть В.Белова “Привычное дело” подготовлена к печати."

Сейчас за месяц (ну, ладно, за три) многопудовый роман модного писателя проходит путь от замысла, издания, "громкого успеха" (серия малолюдных презентаций и многолюдных сетевых свар) до забвения...
Впрочем, это я ворчу, у каждого времени свои заморочки. О заморочках образца 1966-го года см. в материале Музея-квартиры В.И. Белова (очень высоко котирую этот блог).




Пишет Музей-квартира В.И. Белова:
"Привычное дело" Василия Белова

"…В сжатые сроки — всего лишь за месяц — повесть В.Белова “Привычное дело” подготовлена к печати. Уже в первых числах декабря зав. отделом прозы журнала Р.Б. Корнев отправляет в Вологду писателю В.В.Гуре письмо, в котором одобряет повесть Белова и дает объяснение такой спешке: “Мы очень торопились, так как хотели открыть год стоящей вещью”. В декабре-январе в письмах редакции своим авторам не раз упоминается о предстоящей публикации: “Отличную повесть собираемся напечатать в первом номере нового года, отличную”.
А автор в это время волновался. В конце января он пишет в редакцию: “Я решил подать голос, т.к. никаких вестей из Петрозаводска нету. Хотелось бы знать, что и как... А я сижу в Вологде, ничего не делается, все застопорилось”’ .
Впереди было самое главное — предстоящая схватка с местным обллитом. На удивление, она прошла совершенно мирно, ведь редакция заранее побеспокоилась о том, чтобы “спрятать” все опасные места (для необходимых изменений в тексте писатель приезжал в Петрозаводск в ноябре). Сразу же после прохождения предварительного контроля Р.Б.Корнев пишет В.И.Белову: “Рад сообщить, что в субботу после “боев и потерь местного значения” повесть прошла через обллит. Теперь можно спокойно ожидать первого номера журнала” '.
Когда появился первый номер “Севера” за 1966 год, в редакцию посыпались письма из разных уголков страны, от Мурманска до Херсона. В библиотеках Москвы занимали очередь, чтобы прочитать повесть В.И.Белова. Многие читатели требовали, чтобы редакция выслала им этот номер журнала. Восхищенным откликам не было конца. “Этот номер особенно — при всей северной локальности — не несет никакого налета провинциальности. ...Чертовски талантливо, чертовски страшно, если можно употребить такой термин, и очень трудно для критики”, — писали из Архангельска.
Источник: Тимошкина О.С. "Василию Белову передайте..." : [о письмах читателей в ред. журн. "Север"] / О. С. Тимошкина // Север. – Петрозаводск, 2000. – № 5/6. – С. 181–184.



Письмо писателю В.И. Белову от и.о. главного редактора журнала "Север" Р. Корнева о публикации повести в первом номере журнала, от 7 февраля 1966 г. Из фондов Музея-квартиры В.И. Белова.

https://arsenikum.livejournal.com/272374.html


Метки:  

«Как природа-то очистилась» (с)

Воскресенье, 24 Апреля 2022 г. 17:50 + в цитатник
«Как природа-то очистилась» (с) – мифологию «позитива» на мусорку понесли (не донесли пока что, и на нашем веку, полагаю, не донесут).
Вот теперь верю, что мир в новую эпоху вступает.

Пишет Сергей Обогуев (сегодня в 1:47):
ПРО НЕУЛЫБЧИВОСТЬ

«Мрачные люди с непростым характером более успешны в жизни.
Ворчуны и пессимисты зарабатывают больше, живут дольше и более счастливы в браке».

(Британские Учёные:
https://www.bbc.com/russian/vert-fut-37131129.amp)

[источник]


https://arsenikum.livejournal.com/272066.html


Метки:  

«Это мы, Господи…»

Воскресенье, 24 Апреля 2022 г. 11:55 + в цитатник

Метки:  

В этот день 11 лет назад

Четверг, 21 Апреля 2022 г. 17:48 + в цитатник

Этот пост был опубликован 11 лет назад

https://arsenikum.livejournal.com/271426.html


Метки:  

Вербное

Суббота, 16 Апреля 2022 г. 20:59 + в цитатник

Чернышев Николай Михайлович (1885-1973) «Верба распустилась», 1926 г.

Весной и осенью бывают такие дни – стылые, зябкие, как на картине. Кто-то сходит с ума от этой промозглости, а я ей зачарован. Идти бы так по тропинке через голое пустое поле, которое всё в белых пятнах недотаявшего или недовыпавшего снега, и – замереть.
И стоять бы так долго, и знать что можно никуда не спешить, а впитывать эту недвижность, и чувствовать как медленными становятся мысли, и думать, что это кровь так замедляется, и прочую такую чепуху. И чувствовать, как этот неморозный холод лечит какие-то невидимые синяки.
Никогда не получается: и безлюдное поле в такие дни не попадается на пути, и «просто не спешить» вдруг превращается совсем уж в утопию (а сама рутинная спешка превращается совсем уж в пытку).
И весь этот ворох несбывшегося и неисцелённого обратился бы в полнейшее уныние, но примерно через неделю всё это станет неважным...

https://arsenikum.livejournal.com/270978.html


Метки:  

Два штриха к портрету эпохи

Пятница, 15 Апреля 2022 г. 18:43 + в цитатник
Волнами новомодного "ВК" прибило две фотографии.
Чудесную пару они образуют.


Демонстрация во Владивостоке, начало 1930-х.



"Эти люди действительно дергали за ниточки" (c)

https://arsenikum.livejournal.com/270682.html


Метки:  

12 апреля

Вторник, 12 Апреля 2022 г. 11:51 + в цитатник



Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы.
Только вот это мы носим в себе, Юра,
смотри, я по небу рассыпал красные звезды,
швырнул на небо от Калининграда и до Амура,
исключительно для радости, Юра,
ты же всегда понимал, как все это просто.
Мы с тобой, Юра, потому-то здесь и болтаем
о том, что спрятано у человека внутри.
Никакого секрета у этого, никаких тайн,
прямо как вернешься — так всем сразу и говори,
что не смерть, а яблонев цвет у человека в дыхании,
что человек — это дух небесный, а не шакалий,
так им и рассказывай, Юра, а про меня не надо.
И еще, когда будешь падать —
не бойся падать.
[Анна Долгарева, 2019 г.]


поэтесса Анна Долгарева



стихи Анны Долгаревой читает "Господин Литвинович" (артист Сергей Пароходов)

https://arsenikum.livejournal.com/270528.html


Метки:  

Манифест романтического консерватизма

Воскресенье, 10 Апреля 2022 г. 19:25 + в цитатник
Ещё один текст Ф. Разумовского (день у меня такой). Можно не принимать изложенную в тексте позицию, но – для желающих с ней ознакомиться – текст хорош: всё кратко и выверено по акцентам. Из очевидного: темы тягостности/постылости обывательского существования и порыва к так или иначе определяемой «настоящей жизни».


Пишет Феликс Разумовский:
НА НАШИХ ГЛАЗАХ русская жизнь обретает смысл. Прежняя, уходящая, полинялая; подчинённая радужному образу чужого Благоденствующего мира, оказалась для нас несказанно тягостной. Мы не находили себе места. Мы задыхались в атмосфере российского вавилоностроения, которое приобрело в Москве откровенно смердяковский характер. Столица государства российского превращалась в филиал того, главного, библейского Вавилона. Ежевечерне патентованные лицедеи натужно развлекали всю страну, соревнуясь друг с другом в мертвенности своего «весело скучного» ремесла.
А теперь к русскому обществу возвращается жизнь. Анти-запада у нас, конечно, не будет, без Моцарта мы не останемся, но атлантической дури заметно поубавится. Образ жизни меняется быстро, можно сказать на глазах. Мы переживаем, тревожимся… И в кои веки не только за себя. Очень тревожимся за наших ребят. Скорбим о погибших. Ловим каждое слово внешне бесстрастного русского генерала. Смотрим Юрия Подоляку… Мы гораздо реже смеёмся, но за небольшим исключением не сожалеем о том, что ушло безвозвратно. Ибо в ушедшем было так мало человеческого, ещё меньше Божьего, так мало России; это ушедшее было так иллюзорно и бессмысленно суетно, что навалившаяся беда воспринимается очистительной бурей.
Хочется вернуть югу России прочный мир без фашизма, хочется говорить о Русской земле, а не о «русском национализме» и «титульной нации». Хочется прибраться в своём заброшенном Доме, избавиться от запустения. Хочется жить по-другому, по-пушкински: «чтоб мыслить и страдать».
[источник]

https://arsenikum.livejournal.com/270202.html


Метки:  

Феликс Разумовский: «Научиться строить другие дома...»

Воскресенье, 10 Апреля 2022 г. 13:45 + в цитатник
«Научиться строить другие дома...». Но возможно ли это?
«Другая литература» у нас, так или иначе, есть; «другая публицистика» и даже «другая философия» и «другое литературоведение» тоже. А вот «другая архитектура», что это?
Максим Атаянц и Михаил Филиппов? В ином контексте они могли бы быть частью этого «другого», но сейчас – нет.
Отдельно отмечу: каким же всё же масштабным и жутким был хрущёвский разгром архитектуры в 1955-м, буквально подобно ядерной бомбардировке, последствия – на века.
В общем, повторюсь, насчёт «других домов» я пессимист, но текс Ф. Разумовского короткий и небезынтересный, можно и почитать:


Пишет Феликс Разумовский:
ФАНТОМНЫЕ МЕЧТАНИЯ Опять зазвучала давно заезженная пластинка: у нас нет внятно прописанной идеологии. Это плохо, идеологию надо срочно завесть. Даёшь идеологию! Ну и пошла писать губерния. Застучали пальцы по клавишам, наморщились лбы, зачесались затылки… И посыпались тексты про «государствообразующий народ», про «духовно-политическое единство народа» и прочие благоглупости. Нет, не хочется ни в кого бросать камень, большинство сочинителей трудится не за страх, а за совесть, от чистого сердца, хотят как лучше. Только к реальной российской жизни (культурной и общественной в том числе) эти высокоумные тексты… Как бы это помягче выразиться. Короче, совсем не подходят.
Идеология – это не бюрократическая алхимия, а нечто весьма и весьма реальное. Московские человейники, куча неизвестно чего у ГЭС 2, реклама «я этого достойна», театральный спектакль с эпатажно-скандальной режиссурой «я так вижу» и прочее тому подобное денно и нощно настраивает жизнь в определённом идеологическом ключе.
Вас это не устраивает? Вы хотите иной, не столь эпигонски бездарной жизни? Вам не с руки иметь дело с потребителями-пофигистами и слабогузыми пацифистами? Понимаю. Измените образ жизни наших соотечественников. Научитесь строить другие дома, ставить другие спектакли, научитесь разговаривать на другие темы. Верните русское мирочувствие, заботу о своей земле, красоте, правде… Лиха беда начало, остановите гибель нашего исторического наследия, окружив старые камни (и деревяшки) всеобщей заботой и почитанием. Уясните и разберитесь в нашей русской истории, избавившись от уничижения и заветов краткого курса, - только тогда у нас появится возможность осознать наши национальные идеалы и цели. Появится то, что сегодня мы хотим получить даром, наскоком, пробормотав несколько формальных, нечленораздельных, ничего не значащих фраз.

[источник]

https://arsenikum.livejournal.com/270072.html


Метки:  

40 дней назад умер Виктор Татарский

Четверг, 07 Апреля 2022 г. 17:29 + в цитатник
источник фото


Странная штука жизнь. Я влюбился в дореволюционную Россию лет в 10-11. Заболел на месяц (из этого срока примерно половину слегка симулировал, так мне понравилось в школу не ходить), лежал на диване и читал Чехова, первые 3 тома восьмитомника в сине-чёрных обложках. Тома эти были самыми потёртыми в нашей домашней библиотеке, так что, схватившись за них я, сам того не ведая, продолжил семейную традицию. В первых томах Чехов ранний, Чехов коротких рассказов, для ребёнка весьма подходящее чтение.
Мир, открывший-привидевшийся мне, был неотразимо обаятелен и не-по-здешнему эстетически целен и полноценен. А ещё он был уютным, привольным и причудливым. Чехов был моим тихим счастьем; Россия, далёкая Россия была моим счастьем.
Это всё было довольно давно, в первой половине 1980-х.
В наше время можно прочесть (у некоторых авторов) о том, что Чехов научил своих читателей-современников Россию презирать, видеть в ней месиво страшных, уродливых и ничтожных вещей, не достойных ни сохранения, ни жалости. А ещё он (в числе прочих, но как никто другой) научил образованных, полуобразованных и четверьобразованных русских воспринимать себя как жертву "режима", "тёмного народа" и присущих этим жутким сущностям "свинцовых мерзостей", а, осознав себя жертвами, превращаться в палачей и их пособников. И, знаете, суждения такого рода представляются мне, хотя и излишне радикальными (но сейчас все высказываются радикально, умеренность делает высказывающегося никому не интересным невидимкой), но, в целом, заслуживающими внимания, ибо "возможен и такой взгляд".
В конце концов, у гимназиста 1899-го года и у советского школьника 1984-го очень разная "оптика", а "красота в глазах смотрящего" и т.п.
Почти тоже самое, к примеру (спустимся на пару этажей ниже), с прозой Валентина Пикуля. Говорят, он оклеветал Империю, вполне допускаю, я мало знаком с его книгами, а "люди зря не скажут" (грустная ухмылка). Но сколько людей его романы проводили в историческую реконструкцию, в эти вот увлечённые споры о различиях "Громобоя" и "Рюрика" и всё, что с этим связано.

Я не знаю, каким человек был Виктор Татарский, каких взглядов придерживался, "на чью мельницу лил воду" и т.д. По виду – типичный шестидесятник, быть может, со всеми недостатками своего поколения (к слову, лет 10 назад я искал его фото в сети и не нашёл, а сейчас их много, вероятно, это что-то да значит).
Но его передачу (по концепции вроде бы банальную – "музыка по заявкам") я услышал примерно в том же возрасте, что и прочёл три чеховских тома и был совершенно заворожен. По манере и по атмосфере (что бы эти слова не значили), это было что-то магическое, эфемерное и целостное одновременно. Там был Вертинский, и ещё раз – Вертинский, и опять Вертинский (не в том смысле, что его было много, а в том, что Вертинский тоже был счастьем), а ещё – старинные солдатские песни, "Жертва вечерняя" Чеснокова, Юрий Морфесси, Надежда Плевицкая и т.д. Всё такое пряное, причудливое, зачаровывающее, русское.
Я, к слову, прекрасно отдаю себе отчёт, что, если бы я взялся переслушивать те давние радиопередачи, Вертинского там было бы раз-два и обчёлся, а условных "братьев Покрасс" – много. Но я ведь не враг себе и дополнительные разочарования мне не нужны.
Прошло лет 30 с тех пор, как я последний раз слышал эфир с голосом Виктора Татарского, но, когда прочёл о его смерти, не потребовалось ни секунды для того что бы вспомнить о ком идёт речь – я, как оказалось, никогда не забывал это имя. Музыка в какой-то период имела для меня значение (ну, "время было такое"), а раз музыкальный вкус во многом был задан "Встречей с песней", точнее тем, что я в ней захотел и смог расслышать, то… То тот, кто пишет этот вот сумбурный текст, так или иначе (в какой-то степени и т.д.) обязан тем, что он тот, кто есть – Виктору Татарскому. Ну, так получается…

Покойтесь с миром, Виктор Витальевич…

https://arsenikum.livejournal.com/269639.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_arsenikum
Страницы: 13 ... 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь