-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4747
Комментариев: 932
Написано: 7928


Прекрасная Лариса

Вторник, 16 Января 2024 г. 21:53 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Ее любил Гумилев, боготворил Блок, сделал героиней Пастернак. Прекрасная Лариса.

 9 февраля 1926 года в литературных кругах Москвы царило ужасное смятение. Писатели и поэты бродили как неприкаянные по Дому печати и тихо переговаривались между собой. Всех поразило известие о кончине одной из самых талантливых писательниц и поэтесс — Ларисы Михайловны Рейснер.

Еще пятнадцать лет назад, в середине 1910-х годов, она считалась одной из первых красавиц российской столицы. И ее друг юности, Вадим Андреев, сын писателя Леонида Андреева, вспоминал:

Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она, под видом крестьянки, отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была её внешность. Её арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал её. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась. С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она всё хотела видеть и знать, во всём участвовать. В несколько коротких лет она выросла в первоклассную писательницу. Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, не достигнув тридцати лет.

Не было ни одного мужчины, который бы прошёл мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная, — врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе.
— В. Л. Андреев (сын писателя Леонида Андреева).


«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, —
так живописал её поэт Всеволод Рождественский. — Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг её головы. В правильных, словно точёных, чертах её лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».

А безутешный Михаил Кольцов то и дело повторял, как в горячечном бреду: Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?

Недостижимая звезда

После выхода фильма о Колчаке пошло много разговоров об Анне Тимиревой. Но справедливости ради следует сказать, что бравый генерал не мог рассчитывать даже на доброжелательный взгляд Ларисы Рейснер, не то что предложить ей что-то похожее на ухаживание. Она была для него недостижима, как далекая и холодная звезда.

 

Не прошло и полутора лет, как поздним осенним вечером 25 октября 1917 года она произнесла еще более решительное «Да», когда увидела в глазах бомбардиров крейсера «Аврора» немой вопрос: «А стоит ли открывать огонь по Зимнему Дворцу, да еще холостыми залпами?» В глазах этой фурии в кожанке они увидели такие громы и молнии, что легендарный выстрел прогремел, дав сигнал смене эпох на территории 1/6 земного шара.

Семья

Родилась Лариса Рейснер в семье юриста, профессора права Михаила Андреевича Рейснера в Польше (Люблин). Официальные документы указывают 1 мая как дату рождения Ларисы Михайловны Рейснер. В действительности Лариса родилась в ночь с первого на второе число, но предпочла указывать в дальнейшем своим днём рождения 1 мая. Во-первых, на этот день приходится большой праздник, отмечаемый в Германии — Вальпургиева ночь (с 30 апреля на 1 мая), а Лариса никогда не забывала о своих (остзейских) немецких корнях, во-вторых, 1 мая — это международный день солидарности трудящихся.

Раннее детство провела в Томске, где её отец преподавал в университете, в 1903—1907 годах жила с семьёй в Германии.

А вот мать — потомственная дворянка Екатерина Александровна Хитрова — происходила из древнего русского рода и приходилась родственницей фельдмаршалу Кутузову.

Михаил Андреевич Рейснер с женой Екатериной Александровной и дочерью Ларисой

С 1905 года семья Рейснер жила в Петербурге (Большая Зеленина улица, 26-Б, ныне — д. 28), в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями социал-демократии (отец был знаком с Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом, В. И. Ульяновым-Лениным), что определило круг интересов и мировоззрение девочки.Причем не на словах, а на деле —  отец в том же году он вступил в РСДРП, что было большой удачей для революционеров, таких весомых фигур в социал-демократическом движении тогда было не так много.

В Петербурге Лариса окончила с золотой медалью гимназию и в 1912 году поступила в Психоневрологический институт, где преподавал её отец.
Первым произведением Рейснер была героико-романтическая пьеса «Атлантида» (альманах «Шиповник», 1913).

Улица,где жили Рейснеры.(Большая Зеленина улица, 26-Б, ныне — д. 28),

Рейснеры поселились на Петербургской стороне и не могли пожаловаться на неустроенность быта. Мать была достаточно богата, отец имел неплохие заработки, так что в доме ни в чем детям не отказывали. Правда, и Лариса, и ее младший брат Игорь меньше всего обращали внимание на богатство.

Дети, как и отец, были увлечены идеями всеобщей справедливости. Их убеждения не мешали им хорошо учиться: Лариса окончила с золотой медалью известную в Северной Пальмире гимназию Д. Т. Прокофьевой и поступила в Психоневрологический институт. Параллельно она посещала лекции по истории политических учений в Санкт-Петербургском университете.

Там же, в университете, работал «Кружок поэтов», где ведущие роли играли Лев Никулин, Осип Мандельштам и Всеволод Рождественский. Лариса поразила их своими стихами в декадентском духе, и уже в следующем, 1913, году состоялся ее литературный дебют в альманахе «Шиповник», где была опубликована ее драма «Атлантида».

Русская Мадонна

Это был период наивысшего творческого взлета. Лариса не просто писала стихи, она даже замахнулась на «Вильяма нашего Шекспира». Вышедший в том же году двухтомник «Женские образы Шекспира» получил достаточно высокую оценку не только в среде студентов, но и среди преподавателей университета.

Но самое главное, что Михаил Андреевич поверил в то, что из его дочери «вытанцовывается» достаточно талантливый творческий человек, а потому он согласился на предложение дочери выпускать оппозиционный журнал с весьма говорящим названием — «Рудин». Первый номер вышел в 1915 году и носил ярко выраженный антивоенный характер.

Николай Гумилёв

В 1916—1917 годах Рейснер пережила бурный роман с Н. С. Гумилёвым, оставивший глубокий след в её жизни и творчестве (под именем «Гафиза» поэт выведен в «Автобиографическом романе», не публиковавшемся при жизни Рейснер). Встреча Ларисы и Николая состоялась в 1916 году в ресторане «Привал комедиантов», где собирались представители петербургской богемы. Здесь всегда было шумно и весело: пили дорогое вино, читали стихи, спорили о политике. Увлечение своего супруга Николая Ларисой Анна Ахматова воспринимала спокойно, поскольку подобное случалось многократно. Отношение Ларисы к Гумилёву было крайне эмоциональным и экзальтированным.

. Электрическая искра, пробежавшая между ними, была такой мощной, что уже на следующий день они, взявшись за руки, отправились в «дом свиданий» на Гороховую, для того чтобы лихорадочно срывать друг с друга одежду.

Она называла его Гафизом, он ее — Лери. Несколько дней спустя совершенно обезумевший от страсти Гумилев предложил Ларисе стать его женой. Он был уверен на двести процентов, что она скажет «Да», но эта «валькирия революции» улыбнулась и тоном, не терпящим возражений, произнесла решительное «Нет».

Во время войны Гумилев был в рядах действующей армии. Лариса в это время находилась в Петербурге.

Роман Ларисы и Николая оказался недолгим — вскоре выяснилось, что параллельно с Рейснер у поэта были любовные отношения с Анной Энгельгардт, дочерью писателя и поэта Н. И. Энгельгардта, на которой он и женился в 1918 году, что вызвало негодование Ларисы.

Как я уже сказала, Лариса считалась одной из самых красивых молодых женщин Санкт-Петербурга. Не устоял перед ее обаянием художник Василий Яковлевич Шухаев, который именно с Рейснер нарисовал картину «Мона Лиза ХХ века». В том же 1915 году Лариса познакомилась в Кронштадте с руководителем организации большевиков на Балтийском флоте Федором Федоровичем Раскольниковым. И тогда это знакомство не имело особого продолжения — красавчик-матрос явно знал себе цену. Правда, по другой версии, он был безнадежно влюблен в пламенную революционерку Александру Коллонтай, которая взаимностью ему не ответила…

Вторая жена Гумилева-Анна вторая(Энгельгард)

Холостой выстрел

Импозантный посол Федор Раскольников несколько лет разделял ложе с красавицей Ларисой

 Между тем подрос и ее младший брат, который стал активным членом РСДРП и даже секретарем Дмитрия Мануильского, депутата-большевика в Петроградской Думе.

После Февральской буржуазной революции Лариса Рейснер стала еще более активно поддерживать большевиков. С одной стороны — у нее было столько энергии, что ей буквально не сиделось на месте, с другой — ей очень хотелось «положить на лопатки» Федора Раскольникова, потому что он стал, по сути, первым мужчиной, который отказал ей. До этого право выбора всегда было за нею… Но нет такой крепости, которую не могли бы не взять большевики!

Лариса Рейснер (вторая слева) с французским послом, его женой и сотрудниками российского посольства на афганском Празднике независимости

В 1917 году участвует в деятельности комиссии по делам искусств исполкома Советов рабочих и крестьянских депутатов, а после Октябрьской социалистической революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства (в Специальной комиссии по учёту и охране Эрмитажа и музеев Петрограда); была секретарём А. В. Луначарского.

Вскоре Лариса стала все чаще бывать в штабе Балтийского флота, где нос к носу сталкивалась с объектом своей страсти. Она решила так: если он не может полюбить во мне женщину, так пусть полюбит единомышленника. Очень скоро «красная богиня» стала незаменимым человеком на флоте.

Если где-то затевалась буча (воевать за рабочее дело хотелось не каждому), на корабль или в казармы посылали непременно Ларису. Она умела воодушевить: когда улыбкой, а когда, напротив, неприкрытой жесткостью. И на «Аврору» не случайно послали именно ее. Чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет…

С июня 1919 по середину 1920 года Рейснер вновь участвует в боевых действиях, на этот раз — Волжско-Каспийской флотилии, а с лета 1920 года становится сотрудником Политуправления Балтийского флота.

Во время пребывания в Петрограде в 1920—1921 Рейснер принимает активное участие в литературно-общественной жизни, сотрудничает с петроградским Союзом поэтов, заводит тесное знакомство с А. А. Блоком

Роковые эклеры

После победы социалистической революции Раскольников и Рейснер не расставались.

Они мотались по фронтам Гражданской войны, и, в отличие от мужа, Лариса не знала поражений. Однажды ей удалось столкнуться с одним из кумиров своей юности — террористом № 1 Борисом Савинковым. Так сложилось, что он командовал войсками, которые обороняли Казань. И в атаку их вела женщина-комиссар Лариса Рейснер. Матросы как Тузик грелку «порвали» обороняющихся…

Лев Давидович Троцкий

 А вот у Раскольникова дела шли не так успешно. Во-первых, он однажды застал в каюте Ларисы неодетого Льва Троцкого, да и постель не была прибрана. А во-вторых, военачальник из него получился, мягко говоря, не очень успешный. Хотя начиналось все просто прекрасно: в июне 1920 года его назначили командующим Балтийским флотом, а спустя месяц он уговорил назначить начальником политотдела БФ своего тестя — Михаила Александровича Рейснера.

Но 1 марта 1921 года в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мятеж, Федор Федорович лишился должности и был направлен в Афганистан послом. Вскоре к нему присоединилась и супруга. То, что не получилось у мужа, с лихвой компенсировала красавица-жена. Афганистан, который долгое время находился под английским влиянием и засылал людей в банды басмачей, нужно было срочно повернуть лицом к России.

А поскольку эмир был буквально покорен красотой русской первой леди, он приложил немало усилий, чтобы уладить отношения между двумя странами. Под страхом смерти он призвал всех афганцев возвратиться из банд, а вскоре был подписан советско-афганский договор о мире. Впрочем, Ларисе было «душно» в Афганистане.

Она вырвалась в Москву, чтобы «вытащить» из Кабула Раскольникова. А вместо этого он получил по почте свидетельство… о разводе. В Москве Рейснер увлеклась Карлом Радеком, блестящим журналистом и одним из ведущих большевицких политиков.

Карл Бернгардович Радек

Вместе с К. Радеком, как его сожительница и агент Коминтерна, Л.Рейснер в качестве корреспондента «Красной звезды» и «Известий» побывала в 1923 году в Германии, где была куратором и организатором государственного переворота с участием коммунистического движения Германии. По плану, подготовленному большевиками в Москве, восстание должно было начаться одновременно во всех крупных городах Рура, в Бремене, Гамбурге, Берлине, Нижней Саксонии.

В последний момент К. Радек и Л. Рейснер, после совещания со сторонниками Генриха Брандлера (на то время сопредседателя КПГ) было принято решение отложить восстание на 3 месяца. Лидер коммунистов Гамбурга Э.Тельман не был поставлен в известность об этом решении. И, как результат, коммунисты Гамбурга выступили в день, согласованный ранее, и восстание потерпело неудачу. . О нём она написала книгу «Гамбург на баррикадах» (1924). Германии посвящены ещё два цикла её очерков — «Берлин в 1923 году» и «В стране Гинденбурга».

После поездки в Гамбург Рейснер рассталась с Радеком, уехала в Донбасс и после поездки написала книгу «Уголь, железо и живые люди» (1925).

Последнее крупное произведение Рейснер — исторические этюды-портреты, посвящённые декабристам («Портреты декабристов», 1925).

Их счастье продолжалось недолго. Однажды к праздничному столу у Рейснеров были поданы эклеры. Никто и предположить не мог, что молоко, на котором было приготовлено тесто, содержало возбудителей брюшного тифа. Заболели все, кроме отца, который не любил сладкого и к пирожным не притронулся.

Похороны Ларисы

Мама и брат Игорь сумели выкарабкаться, а вот Лариса умерла. Мама дежурила у постели больной дочери до последнего. Она не смогла пережить ее смерти и покончила с собой вскоре после похорон Ларисы. Отец прожил после этого только два года и умер в 1928 году в возрасте 60 лет.

Раскольников в 1938 году был объявлен «врагом народа», стал невозвращенцем, 12 сентября 1939 года погиб во французской Ницце от руки советского чекиста. А за несколько месяцев до этого в застенках НКВД был расстрелян «заговорщик, шпион всех иностранных разведок» Карл Радек. Нетрудно представить, что ожидало бы Ларису Рейснер, доживи она до «расстрельного» 1937 года…

Постер к к/ф «Оптимистическая трагедия», 1963 г. Фото: kinopoisk.ru

  • Лариса Рейснер стала прообразом женщины-комиссара, изображённой в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского[9]. Экранизирована в 1963 году Самсоном Самсоновым. Исполнительница главной роли — Маргарита Володина.
  • Восторженное отношение к Л. М. Рейснер Б. Л. Пастернака, считавшего её «воплощённым обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго»
  • О жизни Ларисы Рейснер Исааком Крамовым написана книга «Утренний ветер».
  • . И в произведениях обожавшего ее Блока нет-нет да проглянет ее светлый образ…
  • В четвёртой трилогии цикла «Око силы» Андрея Валентинова, написанной в жанре альтернативной реальности, присутствует персонаж Лариса Михайловна по прозвищу «Гондла» («Гондла» — пьеса Николая Гумилёва, который ассоциировал Рейснер с Лерой, героиней пьесы). Она также замужем за человеком по имени К. Радек.
  • Лариса Рейснер не раз упоминается в романе Бориса Акунина (Чхартишвили) «Другой путь» (2015).
  • В фильме «И вечный бой… Из жизни Александра Блока» (1980) роль Ларисы исполнила Антонина Шуранова.
  • В сериале «Троцкий», где её роль исполняет Анастасия Меськова, она имеет любовную связь с главным героем. Эта связь выдумана Николаем Кузьминым в романе «Сумерки» (1995).
  • Немецкий писатель Йозеф Рот посвятил Ларисе Рейснер отдельное эссе «Женщина с баррикад».
  • Рейснер — одна из главных героинь романа Алексея Иванова «Бронепароходы».

В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер - красная роза революции. 1915 г. Музей Серебряного века в Доме В.Я.Брюсова

============================
Источник:

https://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-25138/
© Shkolazhizni.ru

Пржиборовская, Галина Андреевна. Лариса Рейснер. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 487 (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1086)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рейснер,_Лариса_Михайловна

/>

Стихи Ларисы Рейснер

< />
p>Дождь после засухи />

Расправили сосны душистые плечи,

Склонили к земле увлажненные гривы.

Упавшие капли, как звонкие речи,

И в каждой из них голубые отливы...

/>

Бесцельно-певучий, протяжный и сочный,

Откуда ты, говор, ленивый и странный?

Размыло ли бурей ручей непроточный,

Усилил ли ветер свой бег непрестанный?

/>

И вслед водоносной разорванной туче

Понес утоленных лесов славословье

Туда, где рождается ливень певучий,

Где солнце находит свое изголовье...

/>

Зной

О Феб, сожми узду в протянутой ладони!

По золотым следам пылающего дня

Да повлекут тебя торжественные кони,

На облачных путях копытами звеня.

Пусть раб порвет, смеясь, извечные вериги,

Услышав мерный гул серебряной квадриги.

Неутолимый зной, мучительный и сладкий,

На землю да падет, как звонкая праща,

Немолчно-шумный лес заполонит украдкой

И там рассыплется, на листьях трепеща.

И вдруг, забыв слова стыдливости и гнева,

Приникнет к юноше пылающая дева...

Еще, о Гелиос, о царственный Зенит!

Благослови сады широкогрудой Гебы,

Благослови шафран ее живых ланит,

На алтаре твоем дымящиеся хлебы,

И пьяный виноград, и зреющие сливы,

Где жертвенный огонь свои прядет извивы

Сонет

Посвящается Рудину

Страдания последний монолог,

Живой обман, на истину похожий,

Становится печальнее и строже

И, наполняя болью каждый слог,

Уходит, как освобожденный бог,

Склониться у неведомых подножий.

Но ты - другой. Как нищий и прохожий,

Поэзии непонятой залог,

Всегда один, смешон и безрассуден,

На баррикадах умер Рудин.

Когда-нибудь нелицемерный суд

Окончит ненаписанные главы -

И падших имена произнесут

Широкие и полные октавы..

Гумилев - Ларисе Рейснер

Что я прочел? Вам скучно, Лери,

И под столом лежит Сократ.

Томитесь Вы по древней вере?

– Какой отличный маскарад!

Вот я в моей каморке тесной

Над Вашим радуюсь письмом.

Как шапка Фауста прелестна

Над милым девичьим лицом!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И вновь начнутся наши встречи,

Блужданья ночью наугад,

И наши озорные речи,

И Острова, и Летний сад?!

Не могу согласиться, что Блок ее боготворил, хотя любил с ней проводить время, в то время, как Рейснер пыталась его "завербовать".

А что касается "валькирии революции", то вот что писала Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях: «Надо создать тип женщины русской революции, — говорила Лариса Рейснер, когда мы были у нее после ее возвращения из Афганистана, — французская революция свой тип создала. Надо и нам».

Это вовсе не значит, что Лариса собиралась писать роман о женщинах русской революции. Ей хотелось создать прототип, и себя она предназначала для этой роли.» Мандельштам вторит современная писательница Лариса Васильева, отождествившая Рейснер с «часто встречающимся в России типом ряженой, артисткой, у которой вся жизнь — огромная сцена для проявления ее талантов.

Она бросала свое красивое тело под снег и град, под обстрелы, пила воду из вонючих луж, лихо сидела в седле рядом с кавалеристами, и наслаждалась, чувствуя, что ежеминутно рискует получить пулю, и наслаждалась, чувствуя, что пуля не берет ее, и наслаждалась, зная, что скоро сменит этот наряд, ибо вот-вот предстоит ей другая, совсем другая роль!»

источник

Серия сообщений "женщины в истории-5":
Часть 1 - Кто она - настоящая Татьяна Ларина
Часть 2 - К ужасу своему я опять беременна...(Софья Толстая)
...
Часть 11 - Лицеисты - друзья А.С.Пушкина. Антон Антонович Дельвиг (часть2):«Слово страшное ''люблю''»
Часть 12 - Юлия Леонидовна Оболенская(1889-1945) - художник и писатель русского авангарда
Часть 13 - Прекрасная Лариса
Часть 14 - Лаврентий Берия.... мифы и факты
Часть 15 - Судьба "русской Золушки". Ксения Куприна
Часть 16 - Люлюша: судьба дочери Куприна от первого брака
Часть 17 - Интересная книга

Рубрики:  Мир книг/стихи
стихи
исторические портреты
исторические портреты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку