-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4747
Комментариев: 932
Написано: 7928


Талантливые родственники известных художников, которые оказались в тени. Часть I

Понедельник, 26 Августа 2019 г. 16:04 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Талантливые родственники известных художников, которые оказались в тени. ЧАСТЬ I

Bo4kaMeda
ЧАСТЬ II



Фрамент фрески, которую создавали братья Климт и Франц Матч в Карловых Варах.
«Апофеоз поэтического искусства» с автопортретами:
Франц Матч играет на альте, Густав Климт на флейте, а Эрнст Климт на лютне


У знаменитых живописцев Лиотара, Климта, Аргунова, Брюллова, Васнецова, Коровина, Бенуа, Сведомского, Левитана были не менее талантливые братья-художники, а у Маковского и Поленова — сестры.



«Великий Карл» и Александр Брюлловы


Они родились в Санкт-Петербурге, в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. Буква «в» в фамилии братьев появилась в 1822 году по Высочайшему указу императора Александра I, в котором также было дано его разрешение на поездку Брюлловых за границу — совершенствовать мастерство. Произошло это после успешного окончания ими Академии художеств.



01. Карл Брюллов. Автопортрет. Авторское повторение
02. Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова


Александр, как и Карл, был отличным портретистом — «рисовальщиком акварелью», но сделал имя благодаря архитектурным проектам, которые возводились в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Еще во время заграничного турне он увлекся изучением развалин древних городов и истории архитектуры. Представив проект реставрации помпейских терм, получил звание архитектора Его Величества и множество других регалий. В Северной столице и сегодня стоят здания, созданные по его чертежам.



Портрет Н. Н. Пушкиной
Александр Павлович Брюллов
1831


Проектировал Александр и дом той самой графини Юлии Самойловой в Славянке. К слову, он создали и портрет музы Карла Брюллова. Хотя братья писали графиню примерно в один период (а Карл — бесчисленное количество раз в разные годы), разница между взглядом влюбленного мужчины и просто хорошего художника весьма заметна.



01. Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини
02. Александр Брюллов. Портрет Юлии Самойловой




Императрица Александра Федоровна 1830 г.
Александр Павлович Брюллов




Портрет графини Н. Н. Строгановой. Начало 1830-х
Александр Павлович Брюллов
21.8 × 17.6 см




Дорога к морю. Алжир. 1883 Этюд .
Александр Павлович Брюллов
59 × 72.7 см




Брюллов Александр Павлович
Портрет великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны
После 1830-х
бумага, акварель
22,2 х 13 см
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва




Брюллов Александр Павлович
Портрет Ш. Б. Мещерской
бумага, акварель
22 х 19 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва




Неудавшееся свидание.
Александр Павлович Брюллов
масло, холст
55 × 45 см




Брюллов Александр Павлович
Автопортрет 1830
бумага, акварель
30,4 х 24,6 (овал) см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Графская Славянка. Имение Юлии Самойловой, которое проектировал Александр Брюллов. Здесь соединились судьбы хозяйки дворца Юлии Павловны и двух братьев Брюловых. "В качестве друга Вашего брата я решаюсь… просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении, в Славянке, близ Петербурга. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова…" - писала Юлия Александру.




Пулковская обсерватория

В Северной столице и сегодня стоят здания, созданные по его проектам: Пулковская обсерватория, Михайловский театр (теперь — Санкт-Петербургский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского), готическая церковь для графини Полье в Парголово.




Михайловский театр (теперь — Санкт-Петербургский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского)




Готическая церковь святых первоверховных
апостолов Петра и Павла в Парголово


Александр пережил младшего брата, умершего вдали от родины, на целых четверть века, но слава «великого Карла» затмила его.



Васнецовы: «Аполлинарий, робкая тень Виктора»


Так незаслуженно называют младшего брата Виктора Васнецова некоторые критики. Но те, кто хорошо знаком с творчеством, научными и философскими работами Аполлинария, именуют его «универсальным человеком» и сравнивают с Леонардо да Винчи.



01. Виктор Васнецов. Автопортрет
02. Николай Кузнецов. Портрет Аполлинария Васнецова. 1897. Государственная Третьяковская галерея


Аполлинарий был на 8 лет младше Виктора, ставшего после смерти родителей его ближайшим другом. «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись», — эти слова Виктора он запомнил на всю жизнь.

Братья происходили из династии священников, и по семейной традиции поступили в Вятское духовное училище, но оба с детства проявляли способности к живописи. Позже Виктор переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств, и со временем забрал туда брата: он хотел и Аполлинарию дать художественное образование. Но тот решил стать народным учителем и уехал в деревню. Правда, вскоре вернулся в город, обосновавшись в Москве, где в то время уже жил Виктор с семьей. С тех пор и до конца дней жизнь Аполлинария была связана с искусством.

При том, что формально специального образования Васнецов-младший так и не получил, если не считать уроков ссыльного польского художника Михала Эльвиро Андриолли, которые он брал, будучи подростком, и, конечно, наставничества брата Виктора и мастеров из его окружения — Поленова, Репина, Антокольского.



За варкой варенья
Аполлинарий Михайлович Васнецов


В Москве он увлекся изучением истории города и стал одним из первооткрывателей неизвестных (точнее, забытых) прежде фактов. Аполлинарий воссоздавал ее «древний облик», для чего досконально изучал все, что было связано с московскими улицами и зданиями, собирал сведения о быте и особенностях жизни в интересующий его период. А потом все детально воссоздавал на картинах.



Московский Кремль
Аполлинарий Михайлович Васнецов


Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования. А свои картины он представлял во время заседаний Комиссии, подтверждая соответствие изображенных на них зданий документальными справками и комментариями ученых. Такими же подробными и педантично выверенными были его труды по истории искусства, истории и философии.

«Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живет, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба»
, — вспоминал один из присутствующих.



Основание Москвы
Аполлинарий Михайлович Васнецов




Новодевичий монастырь
Аполлинарий Михайлович Васнецов




Старая Москва. Разъезд после кулачного боя
Аполлинарий Михайлович Васнецов
65 × 52 см




Москва при Иване Грозном
Аполлинарий Михайлович Васнецов




Двор удельного князя
Аполлинарий Михайлович Васнецов




Старинный Великий Новгород
Аполлинарий Михайлович Васнецов
1901, 106 × 177 см




Старорусский город
Аполлинарий Михайлович Васнецов




Аполлинарий Михайлович Васнецов
Цветущий луг 1882-1885
Холст, картон
23,7 х 42
Государственный историко-художественный
и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»




Рожь с васильками.
Аполлинарий Михайлович Васнецов
1880-е , 16.6 × 9.8 см




Крымский пейзаж
Аполлинарий Михайлович Васнецов


Братья знали друг о друге все: тесно общались даже в те долгие десять лет, которые Виктор провел в Киеве, расписывая Владимирский собор. Аполлинарий Васнецов пережил Виктора на 7 лет. Он оставил более 350 картин и не менее 1000 этюдов, став создателем нового жанра — «исторического пейзажа».

«…В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились. Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя «низов», который кричал «выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»



«Певец радости» Константин и
«чудак-ретроград» Сергей Коровины


Братья Коровины — старший Сергей и младший Константин — родились в купеческой семье в Москве, окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На обоих, по словам Михаила Нестерова, «были обращены надежды всей школы» (в которой Сергей 10 лет учился, 19-ть — преподавал). В остальном же их биографии и творчество ни в чем не совпадали.



01. Валентин Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина
02. Владимир Маковский. Портрет Сергея Коровина 1892 Национальный музей в Варшаве (MNW)


«Между родными братьями… да и между их талантами больше было черт противоположных, чем общих», — заметил однажды художественный критик Павел Эттингер. «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством», — сказал о Коровиных живописец Милорадовича.



Константин Коровин. «У окна».

«Искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой», - считал он.




Сергей Коровин. «Жницы».

По его мнению «искусство не есть наслаждение, утешение или забава: искусство есть великое дело», и к этому делу он относился со всей серьезностью.


Сергей стал продолжателем традиций передвижников, писал «самые мрачные стороны бытия русского крестьянства»: еще в юности художник отправлялся на лето в Подмосковье, где делал зарисовки и наблюдал, наблюдал…



В присутственном месте
Сергей Алексеевич Коровин
1900, 35.5 × 43.5 см


Сергея ценили и уважали как талантливого преподавателя, но за глаза называли «запоздавшим чудаком». В творчестве он не боялся затрагивать остросоциальные темы: такой стала его работа «На миру». «…его „Сходка“ — один из самых значительных жанров в русском искусстве», — восхищался Нестеров. А брат Константин не раз говорил: «Сережа талантливее меня, но как печальна его муза!»



На миру
Сергей Алексеевич Коровин
1893, 150 × 170 см




Коровин Сергей Алексеевич (1858-1908)
Плачущий мальчик 1880-е
холст на оргалите, масло
50 х 40 см
Государственная Третьяковская галерея




Волга у Нижнего Новгорода, 1895
Сергей Алексеевич Коровин




Зима
Сергей Алексеевич Коровин
1893, 23 × 33 см




К Троице
Сергей Алексеевич Коровин
31.8 × 43.8 см


«Да мало ли было превосходных, совершенно оригинальных начинаний у Сергея Коровина!» — написал в своих воспоминаниях о нем Михаил Нестеров. Увы, не многим из них довелось воплотиться: Сергей Алексеевич умер, «не выполнив и малой доли того, что таилось в его богатой натуре, в благородном сердце его». Он ушел из жизни в пятьдесят, оставив множество незавершенных проектов, один из которых — панно «Куликовская битва», заказанное «для украшения Московского исторического музея».



Панно «Куликовская битва», 1900 — 1908 годы.
Бумага на картоне, масло.
40 × 91 см


Картина «Куликовская битва» является эскизом неосуществленного панно для Московского зала Российского Исторического музея (сейчас — Государственный Исторический музей (ГИМ). 1895 году Ученый совет музея сделал заказ на изготовления панно, посвященного Куликовской битве, Валентину Серову, эскизы которого не удовлетворили специальную комиссию и заказ перешел Сергею Коровину. Художник с радостью принял его и создал большое количество вариантов композиций.



«Продукты художественной семьи»
Александр и Альберт Бенуа



Вообще-то, в этой творческой династии было трое братьев, отличившихся на ниве искусства: кроме художника и искусствоведа Александра, художника и архитектора Альберта, был архитектор и педагог Леонтий Бенуа, участвовавший в создании более чем полусотни зданий в обеих столицах, Киеве и за рубежом. Но поговорим о живописцах.



01. Сергей Иванов. Портрет А. Н. Бенуа, 1944. Государственный Русский музей, С.-Петербург
02. Николай Кузнецов. Портрет художника Альберта Николаевича Бенуа


Они родились в семье академика, профессора архитектуры Николая Бенуа с разницей в 18 лет: сначала Альберт, потом Александр. Тонкости изобразительного искусства младший брат постигал под руководством старшего: отучился на юридическом факультете, но Императорскую академию художеств (ИАХ), в отличие от Альберта, Александр так и не окончил.

Получив архитектурное образование, Альберт предпочел градостроительству живопись и посвятил себя акварели. За особые успехи он получил возможность отправиться за счет Академии в заграничное турне. Оттуда привез удивительные итальянские пейзажи — и был удостоен звания академика, а затем на протяжении многих лет преподавал акварельную живопись в ИАХ. Впоследствии Альберт Бенуа был назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (сегодня — Государственный Русский музей).



Иллюминация Москвы в честь коронации Николая II. 1896
Акварель Альберта Бенуа


В живописи «его особенно привлекали эффекты заката солнца», — писал Бенуа-младший, уверяя, что брат работал с поразительной быстротой и точностью: иногда казалось, что созданный за полчаса этюд возникал, словно по волшебству.



Привал путников у костра
Альберт Николаевич Бенуа
30.5 × 44.2 см




Пристань
Альберт Николаевич Бенуа
1879, 23.6 × 32.4 см




У берега Шлиссельбурга
Альберт Николаевич Бенуа
1890-е , 33 × 52 см




Закат над горами Монтекучио. Палермо
Альберт Николаевич Бенуа
1884, 15 × 24 см


Наверное, именно так родились его «Берег Финского залива», «Роща», «Вечер на взморье» и множество других работ, которые восхищают так же, как «Владимирский дворец в Санкт-Петербурге», «Морской вид» и «Озеро Лугано».

…Братья Бенуа были связаны еще и по линии жен: они выбрали в спутницы жизни сестер. Альберт женился на известной пианистке Марии Кинд, а Александр приметил младшую Анну. Скупое «у четы родилось четверо детей» не описывает перипетий личной жизни семейства Альберта. Он эмигрировал во Францию в 1924 году по вызову старшей дочери, оперной певицы. Заметим, судьба его младшего сына ужасает: расстрел в 1938 году по обвинению в шпионаже.



«Первый портретист эпохи» Николай и
«рядовой отечественной живописи» Яков
Аргуновы


Так предвзято талант сыновей крепостного художника Ивана Аргунова оценили уже в наше время.



Николай Аргунов. Автопортрет (?).
Государственная Третьяковская галерея


Портреты Якова Аргунова неизвестны.

Правда, и в свою эпоху (конец XVIII — начало XIX вв.) младший, Яков, находился в тени отца и старшего брата. Вероятно, потому о нем сохранилось так мало сведений — лишь примерные даты рождения и смерти. И немногочисленные портреты, которые находятся в музеях страны и частных коллекциях.

Сохранилась и выполненная им серия гравюр для редких сегодня изданий «История Малороссии» и «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого. С портретами их» 1821 года, составленное Д. Н. Бантыш-Каменским. Сегодня библиофилы готовы приобрести эту книгу за 3750 долларов (по такой цене лот выставлен на продажу).



Петр I




Князь-кесарь царства Русского Федор Ромодановский
с первых лет правления Петра I был его ближайшим
сподвижником и советником.




Федор Матвеевич Апраксин - один из создателей Армейского флота
и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I,
генерал-адмирал (1708), первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор.




Федор Алексеевич Головин - один из ближайших сподвижников Петра I,
боярин (1692), глава внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел),
генерал-адмирал (1699) и первый в России




Граф Борис Петрович Шереметев — русский полководец времени Северной войны,
дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов.




Александр Данилович Меншиков — русский государственный и военный деятель,
ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус,
адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор, президент




Аргунов Яков Иванович (1784 — после 1837)
Портрет графини В. П. Разумовской 1824
Холст, масло
65 х 55
Национальный музей истории Украины, Киев




Аргунов Яков Иванович (1784 — после 1837)
Женский портрет 1829
холст, масло
65 x 58 cм
Алтайский краеведческий краевой музей
изобразительного и прикладного искусства


До 32 лет Яков, как и братья, был крепостным графа Николая Петровича Шереметева, получив вольную лишь в 1816 году. Яков имел лишь домашнее образование (учился у отца), но таланты юноши были отмечены Санкт-Петербургской Академией художеств: ему присвоили звание «назначенного» в академики. С 1817 года он преподавал живопись и рисунок в московском Якиманском уездном училище, позже — в Первой московской гимназии.



Аргунов Яков Иванович (1784 — после 1837)
Портрет неизвестной 1830
Частное собрание. Москва


В числе работ Якова нет таких, которые бы сразу отождествлялись с его именем, как, например, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» у его отца, Ивана Аргунова, или «Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой», написанный братом Николаем Аргуновым. Но есть среди его картин «Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской», который бы вполне мог стать «визитной карточкой» Якова Аргунова. Она была супругой того самого Дмитрия Бантыш-Каменского, книгу которого о «Деяниях знаменитых полководцев и министров» иллюстрировал Яков Иванович.



Николай Аргунов. Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой




Яков Аргунов. Портрет Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской


К слову, примерный год смерти Якова был уточнен только в начале 2000-х: произошло это на основании обнаруженного во Львовской картинной галерее женского портрета, датированного 1837 годом (до того времени указывалась дата «не ранее 1830-го»).



Загадочные Левитаны:
«удачливый неудачник» Исаак и его брат Авель




Портрет художника И. И. Левитана
Валентин Александрович Серов


Левитаны — так называли братьев в юности, не представляя их не вместе. По официальным данным, Авель (Адольф) был старше Исаака всего на год: родился летом 1859-го. Но пишут, что в архиве сохранилась запись о его рождении зимой 1861 года, а также о том, что Исаак приходился ему двоюродным братом, взятым в их семью на воспитание.

И все же своим художественным образованием Исаак Левитан обязан именно Авелю: «Старший начал обнаруживать некоторые способности к рисованию. Отец, обратив на это внимание, определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Младший же сын — Исаак…, которому в это время было 9 лет, особенных склонностей к рисованию не обнаруживал», — написал в воспоминаниях петербургский журналист Семен Шпицер. Он же отмечал: Исаака отдали учиться живописи лишь потому, что старший брат уже был зачислен в эту школу.



Авель Левитан. Пейзаж


Материальное положение Левитанов всегда было очень непростым. В студенческие годы, чтобы заработать на хлеб насущный, Авель сдавал свои работы в московские художественные магазины Аванцо и Дациаро, где их охотно брали «на реализацию». Однажды он получил заказ написать картину «Крестьянин Рязанской губернии за работой». Выполняли его оба брата: Авель изобразил крестьянина, Исаак — пейзаж . Но когда картина была готова, торговец взять ее отказался, и художники продали работу рамочных дел мастеру за 15 рублей.

Из-за крайней бедности оба регулярно подавали прошения об освобождении их от уплаты за обучение, и руководство шло им навстречу. До момента, когда написанные ими картины будут выставляться на аукционах и оцениваться в сотни тысяч долларов, Левитаны не дожили. Однако в июне 2017-го на аукционе Sotheby’s «Лето» и «Заросший пруд» Исаака ушли по цене более чем миллион долларов каждая. А работа Авеля «Коровы у реки» была продана на одном из аукционов за 26 тысяч долларов.



Исаак Левитан. Заросший пруд




Авель Левитан. Коровы у реки




А. И. ЛЕВИТАН. Портрет И. И. Левитана. 1879
Холст, масло
33,3 × 24
Государственная Третьяковская галерея




Портрет И.В.Сталина
Авель (Адольф) Ильич Левитан
XX век




Портрет военного
Авель (Адольф) Ильич Левитан




А. И. ЛЕВИТАН. Автопортрет. 1881
Литография
Воспроизводится по изд.: Пером и карандашом.
Альбом из автографов русских писателей, художников,
актеров и музыкантов-композиторов. СПб., 1891.
Частное собрание


ПРОДОЛЖЕНИЕ



https://artchive.ru/publications/4110~Brat2_talantlivye_rodstvenniki_izvestnykh_khudozhnikov_kotorye_okazalis'_v_teni

.
Рубрики:  Мир искусства/живопись
живопись
Мир искусства/рисунки
иллюстрации, рисунки
исторические портреты
исторические портреты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку