-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я любимая
Я любимая
22:34 10.04.2011
Фотографий: 22
Посмотреть все фотографии серии Пейзажи
Пейзажи
06:21 06.04.2010
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Киски и иже с ними
Киски и иже с ними
18:57 19.02.2010
Фотографий: 14

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Wild_Cat


The Grandmaster / "Великий мастер" (2013)

Суббота, 04 Января 2014 г. 02:25 + в цитатник
the_grandmaster (470x700, 114Kb)или The Grandmasters / "Великие мастера"
(сокращённая рецензия на Кинопоиске)

Случайно узнав об этом фильме, я тут же бросилась его смотреть, хотя и с несколько смешанными чувствами, поясню почему. Я очень люблю Вонга Карвая, Тони Люна и боевые искусства. Всё это однажды уже сочеталось в фильме "Прах времён", но этот фильм вовсе не был боевиком. Кино Карвая - это симфония чувств, Тони Люн - его излюбленный виртуозный солист, но он не боец, а речь об известном мастере вин-чунь Ип Мане, недавно ставшем знаменитым на весь мир благодаря шикарной кинотрилогии с Донни Йеном (действительным бойцом) и великолепными боями. С учётом всего этого возникает естественный вопрос: так что же ещё хочет предложить нам Карвай в этом фильме, подготовка к которому заняла 10 лет?

Трейлер лишь усилил подозрения, что это очень рискованный выход, а последующий просмотр их полностью подтвердил. И всё же, Карваю таки было что сказать. Но обо всём по порядку.

Художественная сторона фильма проработана настолько искусно, что на ум невольно приходит Чжан Имоу ("Герой", "Дом летающих Кинжалов", "Проклятие золотого цветка"). Однако в моих устах это весьма сомнительный комплимент, поскольку большинство фильмов последнего не имеют никаких иных заслуг, а порой, кажется, и цели, нежели показ очень красивых картинок. Так что, даже не знаю, сказать ли, что Карвай достиг большего мастерства в художественном отношении, или пошёл на поводу у дешёвой популярности, чтобы впечатлить даже отмороженного современного зрителя почти вычурной изысканностью сцен, освещения, костюмов, жестов... Всё это, впрочем, в фильме довольно уместно и служит скорее плюсом, чем минусом (слишком много "хорошо" частенько оборачивается "плохо").

Отдельной похвалы также заслуживает работа звукорежиссёров, создающая акустические впечатления, соответствующие состояниям боя. Крайне советую смотреть этот фильм на хорошей аппаратуре с сабвуфером - в таких условиях картина приобретает по сути ещё одно измерение, позволяя практически почувствовать не только удары, но и сопровождающие их энергетические выбросы за счёт низкочастотных вибраций. И это просто великолепная находка!

Но дальше начинаются разочарования... по размышлении несущие определённый смысл, но это только по хорошеньком размышлении.

Во-первых, Тони Люн неубедителен в роли мастера боевых искусств не только с точки зрения западного клише (хмурые брови и напряжённая челюсть), но и восточного (сосредоточенная отрешённость): у него слишком мягкий взгляд, очаровательная улыбка и беззаботное отношение. И нисколько не помогает ни тот факт, что актёр в течение года интенсивно тренировался, готовясь к этому фильму (что такое год в боевых искусствах?), ни то, что он дважды сломал руку во время съёмок в своём усердии. Однако, учитывая мастерство актёра и режиссёра, вероятно, так и задумано в попытке донести в присущей Карваю романтично-драматической манере то, что уже показал нам в комической интерпретации Стивен Чоу в фильме "Разборки в стиле Кнуг-Фу": мастера у-шу в жизни обычные люди, порой неприятные или даже жалкие, но почему бы им не быть и баловнями судьбы (Ип Ману досталось богатое наследство, по сути он был "белоручкой" и до 40 лет не знал нужды). В поддержку этой версии выступает и то, что потрепанная жизнью курильщица опиума оказывается мастером багуа, а престарелый бухгалтер - мастером син-и ("внутренние" стили у-шу).

Во-вторых, хотя бои в фильме всё же занимают достаточное место, они не соответствуют классической подаче, позволяющей искушённому в боевых искусствах зрителю насладиться красотой техники и приёмов. Не подумайте плохого, ставил их сам Юэн Ву Пин, но этот мастер может удовлетворить самые разные режиссёрские запросы: от технически реалистичного "Пьяного мастера" через компьютерно фантастичную "Матрицу" до весьма постмодерновского с боевой точки зрения "Убить Билла 2". Это вообще очень досадный для любителей боевых искусств подход последних лет в кинобоевиках: техническая правдоподобность драки стала необязательной - главное произвести впечатление крутизны. И данный фильм, хотя отнюдь не голливудский, с виду следует этой новой моде, слегка разочаровывая в начале. То есть, техничных драчек, как в "Ип Мане", здесь нет. НО. Кунг-фу - это одновременно наука и искусство жить тем, что ты делаешь. Техника - удел ремесленников, а у нас тут речь о великих мастерах. Мастерство же проявляется в нюансах, мелких деталях, и вот этот аспект тут показан очень хорошо. Великие мастера соревнуются не в умении зарядить друг другу в челюсть или по печени, а в более тонких и ювелирных вещах, таких как надломленная лепёшка или подавшаяся доска пола. И это концептуально.

В-третьих, диалоги между героями кажутся довольно бессмысленными: они не общаются, а вещают, будто это состязание цитат. К концу просмотра, впрочем, я пришла к выводу, что и это сделано специально. У режиссёра не было намерения раскрывать чьи-либо характеры или отношения через диалоги, зато необходимо было оформить довольно большое количество важных для раскрытия темы философских сентенций, вот он и использовал их, вложив в уста героев вместо диалогов. По сути, мастерам не о чем между собой говорить, они познают эти истины на практике, но зрителю о них за два часа иначе, нежели в вербальной форме, не сообщишь.

В-четвёртых, в импрессионизме сюжетной линии Карвай переплюнул все свои предыдущие творения. Речь идёт о жизни известного мастера и периоде японской оккупации в Китае. Без сомнения, их подробности и так прекрасно известны местным жителям (как нам Вторая Мировая) и последователям Брюса Ли (чьим учителем был Ип Ман), но у менее осведомлённого зрителя вроде меня возникают провалы и разрывы, нарушающие связность восприятия сюжета, что здорово сбивает с толку. По сути, биография и история приводятся в формате кратких сносок, ужимающих года и судьбоносные перемены в пару фраз между совершенно неспешными и даже не очень-то боевыми сценами о неком весьма побочном (если вообще реальном) знакомстве Ип Мана с одной мастерицей с Севера, которая кончает свою жизнь довольно печально, а вместе с этим кончается и фильм. Её история проработана гораздо лучше, чем собственно Ип Мана, о котором вроде бы кино, а при чём там был Лезвие, вообще трудно понять. В этом повествовании нет, как такового, общего для героев конфликта, завязки, развязки, и всей этой обычной лабуды, которая составляет скелет любой книги или фильма. Кто-либо настроенный менее благосклонно мог бы сказать, что сюжет, как таковой, просто отсутствует. Но я и тут нашла определённый умысел.

Не зря же киноработы Карвая классифицируют как арт-хаус - по крайней мере, его оригинальный взгляд на вещи является экспериментом чистого искусства, в отличие от фантастических версий исторических событий в Голливуде, создаваемых то ли исключительно ради того, чтобы шокировать публику чем-то совершенно неожиданным, что на уши, как говорится, не повесишь, то ли благодаря вопиющему невежеству самих фильмоделателей. Хотя симпатия удачно женатого Ип Мана к упомянутой выше даме заставила меня заподозрить Карвая в голливудских грешках, к счастью, мои опасения не оправдались - судя по развитию событий, это скорее платонические чувства собратьев по оружию, нежели романтический интерес. Так что, думаю, всё же целью Карвая было обратное: не спекуляция на известной истории ради выдуманной сенсации, а скорее использование известной истории, чтобы привлечь внимание к более широкой теме, на самом деле не имеющей отношения конкретно к личности героя или чьей-либо ещё.

То есть фильм не об Ип-Мане на самом деле, а о мастерстве у-шу как таковом. Представленные персонажи скорее рисуют общую картину развития боевых искусств на тот исторический момент, а Ип Ман выступает чем-то вроде персонажа от автора, как герой того же Тони Люна в более раннем фильме Карвая "2046", где он участвует в жизни окружающих, но только опосредованно, главные события вращаются не вокруг него, а он является лишь винтиком в некой общей и не до конца самому понятной схеме.

Возможно даже, история мастерицы с Севера олицетворяет собой общее положение в мире боевых искусств на тот момент: расцвет традиционных стилей, сменившейся, к сожалению, общим упадком - их коммерциализацией и популяризацией (на сегодняшний день в Китае у-шу является официальным видом спорта, преподаваемым в учебных заведениях, в том числе и высших, но фраза о навыках у-шу "будто тебя в университете учили" является отнюдь не комплиментом, а скорее наоборот). Поэтому печальная кончина героини, к которой неизбежно приводит выбор ею принципов чести против новых веяний компромиссных идей во имя денег и власти, представляемых её братом, может олицетворять собой конец эры господства традиционных боевых искусств (и традиционных ценностей).

Но главное - общее ощущение от фильма: на следующий день встаёшь и начинаешь понимать, насколько резко и дёргано двигаешься в обычной жизни, возникает желание быть очень внимательным, экономным и плавным. А ещё возникает вдохновение заниматься и совершенствовать свои умения в этой сфере (я втрое удлинила тренировку, вспомнив 3 стиля, которыми давно не занималась), и это для меня главный признак отличного кино о боевых искусствах. В соответствии с жанром, тут использован не традиционный реалистичный подход, а образы, намёки и импрессионизм, но в итоге получилось нечто гораздо более глубокое и объёмное, чем просто техничные драчки: Карваю удаётся передать зрителю в этом фильме само состояние кунг-фу.

Так что, невзирая на много недоумения во время просмотра, по результатам - 9 из 10!
Рубрики:  ArtоЗрения
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку