Мартин Лютер о единстве христианской веры |
Вера в то, что мы получаем прощение грехов единственно ради Христа и верой, была верой отцов, и пророков, и всех святых с начала мира; и таково же было богословие и учение Христа и апостолов, которым было поручено нести его по всему миру. И до сего дня и до конца времен оно будет единодушным пониманием и голосом всей христианской Церкви, которая всегда единомысленно и единодушно исповедовала и отстаивала, что только во имя Господа Иисуса получается и принимается прощение грехов. И пребывая в этой вере, они были оправданы пред Богом и спасены.
— Мартин Лютер
Метки: лютер вера евангелие единство церкви |
Д-р Вальтер об истинном богословии |
В том, что касается его существенных свойств, современное богословие представляет собой нечто совершенно иное по сравнению с богословием прежних времен. Оно не стремится быть системой верований, но хочет быть системой научной. Современные богословы полагают, что, отталкиваясь от принципов человеческого знания, они могут доказать как абсолютную истину то, во что обычные люди просто верят.
Метки: вальтер богословие закон и евангелие |
Лютер об освящении |
Именно так сегодня поступают и мои антиномисты, которые произносят прекрасные и (я не могу думать иначе) искренние проповеди о благодати Христовой, о прощении грехов и обо всем прочем, что только можно сказать в связи с учением об искуплении. Однако они шарахаются, словно от самого сатаны, от вытекающей отсюда необходимости говорить людям о третьем артикуле, об освящении, т. е. о новой жизни во Христе. Они думают, что не следует пугать или смущать людей, но всегда произносят утешительные проповеди о благодати и прощении грехов во Христе и ни при каких обстоятельствах не произносят такие или похожие слова: «Слушай! Ты хочешь быть христианином и в то же время остаешься прелюбодеем, блудником, пьяной свиньей, гордецом, распутником, лихоимцем, завистливым, злопамятным, злоумышленным и т. п.!» Напротив, они говорят: «Слушай! Хотя ты и прелюбодей, блудослов, скряга или еще какой-нибудь грешник, если ты веруешь, ты спасен, и тебе незачем бояться закона. Христос исполнил его целиком!» …Может быть, для Пасхи их проповеди и хороши, но плохи для Пятидесятницы, потому что они не проповедуют… «об освящении Святым Духом», но только об искуплении Иисуса Христа, хотя Христос (Которого они столь высоко превозносят — и правильно делают) есть Христос, то есть Он приобрел искупление от греха и смерти, дабы Святой Дух мог преобразить нас из ветхого Адама в нового человека… Христос приобрел для нас не только gratia, благодать, но также и donum, «дар Святого Духа», чтобы нам иметь не только прощение греха, но и избавление от него. И у того, кто не удерживает себя от греха, но упорствует в своей греховной жизни, должно быть, есть иной Христос, Христос антиномистов; подлинного Христа там нет, даже если все ангелы будут кричать: «Христос! Христос!» Такой человек подвергнется осуждению вместе с этим своим новым Христом.
— Мартин Лютер. О Соборе и Церкви
Метки: лютер освящение третье применение закона антиномия |
Зассе о присоединении Баварской церкви к EKiD |
Открытое письмо г-ну территориальному епископу д-ру Майзеру в Мюнхене
Метки: зассе конфессиональное лютеранство церковь унионизм |
Лютер об отношении к явным еретикам |
Если бы кто стал проповедовать учения, идущие вразрез с каким-либо артикулом веры, ясно изложенным в Писании и исповедуемым по всему миру и всеми христианами, — таковы артикулы, которые мы преподаем детям в Символе Веры, — к примеру, если бы кто стал учить, что Христос не Бог, но всего лишь человек, подобный прочим пророкам, как полагают магометане и анабаптисты, таких учителей не следовало бы терпеть… Ибо они не просто еретики, но откровенные богохульники… Своим богохульством такие учителя хулят имя Божье… Подобным же образом… [не следует терпеть] тех, кто проповедует, будто Христос не умер за наши грехи, но каждый должен будет понести за них собственное наказание. Ибо и это также является хулой против Евангелия и против артикула, которым мы молимся в Символе Веры: «Верую в прощение грехов» и «в Иисуса Христа, умершего и воскресшего». К таковым следует относиться таким же образом, как и к тем, кто проповедует, что воскресение из мертвых и жизнь вечная — ничто, что нет ада и тому подобное, как это делали саддукеи и эпикурейцы, которые во множестве восстают сегодня среди великих всезнаек. …Нам рассказывают, что, когда святым отцам на Никейском Соборе было зачитано учение ариан, все единодушно засвистели и не желали слушать, и не позволили арианам высказать аргументы или защититься, но осудили их тут же, без дискуссий, как богохульников. …Итак, в этом случае незачем много дискутировать; но подобные явные богохульники должны быть осуждены без слушания и защиты, как велит Павел: «Еретика следует избегать и отослать прочь после того, как его увещевали раз или два» (Титу 3:10); и он запрещает Тимофею препираться и спорить, поскольку это бесполезно и только развращает слушающих (1 Тим. 6:20). Ибо эти общие артикулы всего христианского мира уже достаточно были заслушаны. Они были подтверждены и провозглашены с помощью Писаний и исповедания всей Церкви, утверждены многими чудесами и запечатаны кровью многих святых мучеников. О них свидетельствуют и их защищают книги всех богословов. Они не нуждаются в новых спорах и хитроумных толкованиях.
— Мартин Лютер. Из толкования на Псалом 81
Метки: лютер ереси анафема |
Лютер о силе Слова |
Лютер обнаруживает такое исполняющее Слово и в Таинствах Крещения и Вечери Господней, а равно и в Рождественской истории ("ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель!"), в Пасхальной истории и во многих других библейских текстах. Как мы уже говорили, он считает эти фразы обетованиями (promissiones). Они представляют собой конкретный способ присутствия Христа, и Его присутствие с нами ясно и несомненно: оно явным образом освобождает нас и придает нам уверенность. Я не могу напоминать себе об этой свободе и уверенности в изоляции; я не могу вести монолог сам с собой. Эти дары даются и принимаются лишь посредством обетования, произнесенного другим человеком (необязательно официальным священником или проповедником), который обращает его ко мне во имя Иисуса. Я не могу произнести обещание сам себе. Оно должно быть произнесено мне. Ибо только в таком случае оно истинно. Только в таком случае оно дарует свободу и уверенность.
Метки: Байер лютер слово |
Зассе о человеческих иллюзиях в проповеди Церкви |
Проф. д-р богословия Германн Зассе
41 Buxton Street
North Adelaide, South Australia
Jubilate (15 апреля) 1951 года
Мы, церковные люди, склонны отмечать этот факт с некоторым чувством удовлетворения. Разве не мы снова и снова указывали современному человеку, куда заведет избранная им дорога? Как часто мы разоблачали эрзац-религии философских и политических мировоззрения и призывали людей вернуться к вере их отцов! Какое огромное количество богословского труда было потрачено на анализ этих современных эрзац-религий последним поколением Европы и Америки! Как ревностно мы пытались воплотить результаты этого труда в апологетике, обращенной к современному человеку! И, конечно, многие обратились. Поэты, философы, врачи, естествоиспытатели и политики вернулись в Церковь. Мы слышали много захватывающих историй о скитаниях таких душ. И за ними стоят случаи подлинного обращения. Конечно, складывается ощущение, что для многих наших современников и само христианство стало попросту эрзацем утраченной эрзац-религии. Но судить их — не наше дело. Скорее, нам в Церкви следует спросить себя, как обстоят дела с нашей собственной метанойей, с нашим собственным покаянием. Одна из причин того, почему наша проповедь покаяния столь часто натыкается в мире на закрытые уши, вполне возможно, состоит в том, что и наша проповедь, и наше христианство не избавлены от иллюзий. И мир чувствует это очень отчетливо. Может ли римская церковь всерьез надеяться, что Россия и весь мир услышат призыв обратиться к Фатимской Богоматери? Должен ли мир услышать и услышит ли призыв обратиться к пятидесятническому движению или к Армии Спасения? Можно ли ожидать, что проповедь (весьма влиятельного сегодня) социального евангелия найдет своих слушателей, если в соответствии с этим евангелием соблюдение Нагорной Проповеди рассматривается как искупление человека? Только ли по причине своего нежелания покаяться мир не слышит проповедь о покаянии из уст ревностного методиста-фундаменталиста? Или, может быть, мир очень отчетливо ощущает, что во всех этих проповедях на первый план выходят иллюзии, чисто человеческие иллюзии, обряженные в христианские одежды? И как обстоят дела с проповедью покаяния в лютеранской церкви?
Метки: зассе церковь проповедь покаяние либерализм |
Мартин Лютер о вере и чувствах |
И тогда встает вопрос: если Христос Своим воскресением уже избавил нас от смерти и наших грехов, почему мы по-прежнему ощущаем в себе грех и смерть? Ибо наши грехи по-прежнему мучают нас, мы чувствуем угрызения совести, а эта недобрая совесть порождает страх ада.
Метки: лютер вера чувства |
Мартин Лютер о Псалтири |
Псалтирь должна быть драгоценной и любимой книгой хотя бы по одной причине: она столь ясно обещает смерть и воскресение Христа — а также изображает Его Царство и состояние и природу всего христианского мира, — что ее вполне можно назвать маленькой Библией. В ней самым великолепным и кратким образом изложено все, о чем говорит целая Библия… И потому Псалтирь открывает нам не только слова [псалмопевцев] вместо их дел, но сами их сердца и глубочайшие сокровища их душ, так что мы можем увидеть основание и источник их слов и дел. Мы можем заглянуть в их сердца и увидеть, каковы были их мысли, каково было расположение их сердец, и как они поступали в самых разных ситуациях, в опасностях и нужде…
Метки: лютер псалтирь библия |
Юджин Петерсон о превращении церквей в лавки |
Американские пасторы превратились в лавочников, а церкви — в лавки. Их одолевают заботы лавочника: как доставить удовольствие покупателям, как переманить их от конкурента, торгующего по соседству, как покрасивее упаковать товары, чтобы покупатели выложили побольше денег...
Библейский факт таков, что успешных церквей не бывает. Есть общины грешников, из недели в неделю собирающиеся пред лицем Божьим в городах и деревнях по всему миру. Святой Дух собирает их и производит в них Свою работу. Один из грешников в такой общине носит звание пастора, и на него возложена конкретная ответственность. И именно этой ответственностью пасторы все чаще пренебрегают.
— Eugene Peterson. Working the Angles: The Shape of Pastoral Integrity (1987), p. 2.
Метки: Петерсон церковь |
Франц Пипер о том, откуда берется вера |
Следующий вопрос — каким образом в человеке возникает вера, единственное средство принятия спасения. Писание отвечает: человек не способен произвести в себе веру ни целиком, ни отчасти. Душевный человек не только абсолютно не способен понять Евангелие («не может разуметь») , но и противится ему («почитает это безумием»), см. 1 Кор. 2:14. Веру в таком случае производит в нас Бог: «…верующих по действию державной силы Его…» (Еф. 1:19), — и Бог осуществляет Свою силу и власть через само Евангелие. Евангелие, «слово веры» (Рим. 10:8), — это Слово, которое само творит принимающую веру, к которой оно нас призывает: «вера от слышания» (Рим. 10:17). Христос в Своей первосвященнической молитве провозглашает, что все члены Его Церкви до последнего дня будут верить в Него «по слову» апостолов (Ин. 17:20).
Метки: пипер вера евангелие |
Карл Вальтер о достойных причастниках |
Поймите же, что нищие духом, алчущие и жаждущие правды, опечаленные, угнетенные и расстроенные своими грехами, беспокоящиеся о своем спасении, убегающие мира и всех искушений его, ежедневно сражающиеся и борющиеся с Богом, томящиеся по Божьей благодати везде, куда бы ни шли, боящиеся за себя перед лицом Божьего недовольства, ада и осуждения, — именно о них идет речь, когда говорится: «Будут есть бедные и насытятся». Именно они имеют право быть гостями у стола Господнего.
— Карл Вальтер. Конфессиональная проповедь на Пс. 21:26 (Чистый Четверг, 1848 год)
Метки: вальтер причастие |
Мартин Лютер о примере Иуды |
Ситуация с Иудой выглядит так. Он был жадный парень — евангелисты несколько раз упоминают, что он привычно воровал из казны, которая, по распоряжению Господа, находилась в его ведении. Он позволил этому греху овладеть собой и пристрастился к нему. Он позволял людям говорить с ним и проповедовать ему — так же, как, увы, некоторые жалкие и раздражающие христиане наших времен позволяют, чтобы с ним говорили и им проповедовали, — однако же шел и воровал везде, где только мог, и думал, что ему ничто не угрожает, потому что был апостолом, как и остальные.
Поскольку тем самым Иуда поддался греху, плотская самоуверенность, в конце концов, довела его до того, что сатана просто вошел в него и вложил ему в сердце желание исполнить злодейский замысел и предать своего любимого Господа и Учителя за 30 сребреников. Поскольку сатане таким образом удалось подвести Иуду к этому предательству, это привело к великому несчастью — из-за такого греха Иуда впал в отчаяние и повесился. Именно к такому концу сатана и стремился.
Метки: лютер грех искушение |
Джим Гилмор: Церковь — это не бизнес |
![]() |
Я впервые услышал имя Джима Гилмора, когда в 2002 один известный всей Америке консультант по организации церквей вручил мне его книгу «Экономика впечатлений». Если бы я хотел, чтобы моя церковь выросла, объяснил он мне, мне пришлось бы использовать рыночные стратегии, описанные в книге Гилмора. Много лет спустя я пересказал эту беседу с консультантом в своей первой книге, «Божественный товар», и объяснил, почему считаю его совет ошибочным. Я конкретно написал об опасности применения рецептов Гилмора к церковной жизни. Через несколько месяцев мой телефон зазвонил. Это был Джим Гилмор, который хотел меня поблагодарить. Так началась наша дружба.
Из биографии Джима вы узнаете много подробностей о его достижениях в бизнесе и книжном деле, но лучше всего к нему подходит описание «профессиональный наблюдатель». И его способности весьма востребованы разными фирмами и университетами. Когда у меня возникает интерес к какой-то случайной теме, я пишу Джиму и в ответ получаю список из пяти книг по данному вопросу, которые обязательно нужно прочесть. Похоже, он знает все обо всем! Это единственный известный мне человек, который преподает одновременно в бизнес-школе, семинарии и на архитектурном факультете. Собирая материал для своей следующей книги, я побеседовал с Джимом о нынешнем состоянии Церкви и о том, как христианам следует подходить к взаимоотношениям с миром.
Метки: церковь |
Малые группы или Краткий Катехизис? |
В первом моем приходе одной из возложенных на меня обязанностей было создать живое, заточенное на ученичество служение малых групп. Поскольку в семинарии меня этому не учили, чтобы научиться вести малые группы, я (вместе с еще двумя членами прихода) посетил недельную учебную программу, которую вел профессиональный преподаватель.
Какое-то время служение малых групп считалось в евангелических кругах последним словом и, будь то хорошо или плохо, проникало и в некоторые лютеранские общины. Моя община была в их числе. Она приняла на веру утверждение, что малые группы теперь — лучший способ производить на свет искренних учеников Иисуса Христа.
Вкратце, в моем собственном опыте организации малых групп были как положительные, так и отрицательные моменты. И хотя я занимался этим служением в лютеранской (Синод Миссури) «мега-церкви», большинство прихожан относилось к нашей затее без особого энтузиазма. Группы, которые нам все же удалось создать, собирались с некоторой долей регулярности. Однако они, как и приход в целом, просто не давали такого прироста учеников, который нам обещал обучавший нас на курсах гуру.
Метки: христианская жизнь церковь катехизис ученичество |
Утренняя молитва |
Многомилостивый и всемилостивый Боже мой, Господи Иисусе Христе, по великой любви Ты сошел и воплотился, чтобы спасти всех. И снова, Спаситель, молю Тебя: спаси меня по благодати! Ведь если бы Ты за дела мог спасти меня, это не было бы благодатью и даром, но скорее долгом. Так, богатый состраданием и неизреченный в милости, – ибо Ты сказал, о Христе мой: "Верующий в Меня будет жить и не увидит смерти вовеки". Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, – то вот, я верую, спаси меня, ибо Ты – Бог мой и Создатель. Да зачтется же мне вера вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но вместо всех их пусть будет довольно этой веры моей, – пусть она отвечает, пусть она оправдает меня, пусть она покажет меня участником славы Твоей вечной. Да не похитит же меня сатана и да не похвалится тем, что отторг меня от Твоей, Слово Божие, руки и ограды. Но хочу ли, или не хочу, спаси меня, Христе, Спаситель мой, скоро приди ко мне на помощь, поспеши, я погибаю, – ибо Ты Бог мой от чрева матери моей! Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я возлюбил некогда тот самый грех, и вновь послужить Тебе без лености, усердно, как я прежде поработал на сатану – обольстителя. Буду же постоянно служить Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу во все дни жизни моей, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
— Православный молитвослов. Утренние молитвы: Молитва 8, ко Господу нашему Иисусу Христу
|
Из проповеди Лютера на день св. Матфея |
Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2).
Эти слова указывают на то, что в духовном царстве есть и должно быть полное прощение грехов. Теперь нам нужно с усердием разобрать, что значит прощение грехов. Легко сказать: прощение грехов. Ах, если бы его можно было добиться и достичь словами! Но когда дело принимает серьезный оборот, о нем ничего не известно. Ибо это великая вещь, в которую я должен поверить и которую должен принять всем сердцем, — а именно, что все мои грехи прощены, и что посредством этой веры я оправдан перед Богом. Это чудесная праведность, которая сильно отличается от праведности судей, а также мудрецов и рассудительных людей мира сего. Ибо все они говорят, что праведность живет в сердце и душе человека, словно привнесенное туда свойство. Однако этот евангельский текст учит нас тому, что христианская праведность — это не внутреннее свойство человеческого сердца или души; нам должно усвоить, что мы искуплены и объявлены праведными посредством прощения грехов.
— Мартин Лютер. Из проповеди на день св. Матфея
Метки: праведность прощение грехов лютер |
Герман Зассе о священном служении |
Учение о священном служении теснейшим образом связано с учением об оправдании, с «артикулом, от которого зависит, устоит Церковь или падет» (articulus stantis et cadentis ecclesiae). Вопреки распространенному в современном протестантизме мнению, оно не является отголоском католицизма в исповедании евангелическо-лютеранской церкви, чем-то чуждым учению Реформации. Ибо оправдывающей, спасительной веры не было бы в мире, не будь церковного служения (ministerium ecclesiasticum). Утверждение «Для того чтобы мы могли обрести эту веру…» (Ut hanc fidem consequamer) заканчивается не словами «Бог дал нам Священные Писания» (Deus nobis dedit scripturam sacram). Христос не оставил после Себя Своей Церкви книгу подобно тому, как Мухаммед оставил своему народу Коран. Христос учредил служение провозглашения Евангелия, «служение проповеди или устного Слова», как говорилось в седьмом из Швабахских артикулов, предтече V артикула Аугсбургского исповедания. Давайте помнить, что для Лютера — по крайней мере, в первые годы — Священным Писанием в собственном значении слова был Ветхий Завет: «Таким образом, он один именуется Священным Писанием, а Евангелию должно быть не письменным, но устным Словом… Также и по этой причине Сам Христос ничего не написал, но только говорил и называл Свое учение не Писанием, а Евангелием, то есть благой вестью или проповедью, которая должна распространяться не пером, а устами» (Kirchenpostille: Ein klein Unterricht… [1521]). Да, суть Евангелия такова, что оно должно быть не только читаемо, но и ясно проповедуемо и слышимо. Только так оно принимается верой и обретает власть над духами. Миссия, которая только и делает, что рассылает Слово Божье в виде печатных Библий кающимся язычникам, вскоре потерпит крах. Есть две фундаментальные истины, о которых в самом начале сообщает нам V артикул. И мы должны всегда помнить о них, чтобы понять суть лютеранского учения о священном служении: учение о священном служении неразрывно связано с учением об оправдании. И Богу было угодно, чтобы оправдывающая вера пробуждалась устной проповедью Евангелия.
— Hermann Sasse. The Lutheran Doctrine of the Office of the Ministry
Метки: зассе служение евангелие |
Франц Пипер о средствах благодати |
Бог установил средства, с помощью которых Он дает людям непогрешимую уверенность в Его благоволении к ним; иными словами, Он одновременно дарует людям отпущение грехов, заслуженное Христом, и производит в них веру в предлагаемое отпущение или, там, где вера уже есть, укрепляет ее. Церковь уместным образом назвала эти божественные установления «средствами благодати». Это Слово Евангелия, Крещение и Вечеря Господня. В соответствии с Писанием, этим средствам присуще двойное действие: во-первых, являющее и дарующее, или вменяющее действие, и, во-вторых, как следствие этого, реализующее, или производящее действие. Дарующее, или вменяющее действие заключается в том, что эти средства предлагают человеку прощение грехов, полученное посредством примирительного труда Христа, — отсюда и Божья благодать. Иными словами, через средства благодати Бог открывает и объявляет людям, что Он полностью примирился с Ними благодаря Христу, что благодаря труду Христову Он любит их и хочет, чтобы они в это поверили. Реализующее, или производящее действие средств благодати заключается в том, что посредством их Святой Дух производит и укрепляет в людях веру — веру в те самые прощение грехов, Божью любовь и милость, которые эти средства объявляют и открывают.
Метки: пипер средства благодати |