Герман Зассе о роли вероисповедания в пасторском служении |
В нашей церковной жизни [Kirchentum], даже в опустошенных и разрушенных церковных территориях [Kirchengebieten] Германии — и какая государственная церковь осмелится назвать себя неповрежденной в отношении духовной жизни? — все еще существует истинное духовное служение [geistliches Amt]. Оно присутствует везде, где пастор делает свое дело не как религиозный виртуоз, наподобие молодого Шлейермахера [1768-1834], не как глашатай частного благочестия, но также когда в великой немощи и сознании собственного недостоинства он исполняет служение проповеди Евангелия и совершения Таинств [ministerium decendi evangelii et porrigendi sacramenta — АИ V], основанное Христом. Когда во время ординации на нас возложили руки, в тот момент мы приняли из рук Иисуса Христа это служение, поручение проповедовать вверенному нам приходу Его Евангелие чисто и ясно, ничего не прибавляя и не убавляя, совершать Святое Крещение, возвещать кающимся грешникам прощение от Его имени и по Его поручению и раздавать им Его истинное тело и истинную кровь в Таинстве Алтаря. В то время мы дали обет исполнить это поручение и однажды, в день суда, нам всем придется дать отчет в том, как мы исполнили свои обеты, принесенные при рукоположении.
Метки: зассе конфессиональное лютеранство служение слова и таинства служение церковь рукоположение |
Мартин Хемниц и Якоб Андрэ о Вечере Господней |
Ниже приведен отрывок из доктринальной части (corpus doctrinae) Брауншвейгско-Вольфенбютельского церковного устава 1569 года. В этом церковном уставе рассматривались всевозможные вопросы, стоявшие перед территориальной церковью. Когда скончался прежний герцог [Гених V Младший], давний противник Лютера и Реформации, трон перешел к его ученому калеке-сыну Юлию. Молодой человек немедленно позвал Хемница и Андрэ, чтобы те реформировали церковь в его герцогстве.
О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
Для воспоминания о единой искупительной жертве, которую Он однажды принес на кресте, Христос установил [Матфея 26:26-28; Марка 14:22-24; Луки 22:19-20; 1 Коринфянам 11:23-26] Свою Святую Вечерю, в которой Его память и Его смерть должны провозглашаться до тех пор, пока Он не придет вновь, чтобы судить живых и мертвых. Он установил эту Вечерю в ту ночь, в которую предан был, как Свое завещание, в котором оставил ученикам Свои благословения и небесные сокровища, которые приобрел через принесение в жертву Своего тела и пролитие Своей крови; иными словами, Он желает передать, вручить, удостоверить и запечатать эти благословения и сокровища всем верующим. Для этой цели в Своей Вечере вместе с внешним хлебом Он дает нам в пищу Свое тело, преданное за нас. И вместе с внешним вином Он дает нам в питье саму Свою кровь, пролитую на кресте для прощения грехов. И поскольку мы, таким образом, имеем в Вечере Господней великие, славные, изобильные небесные богатства и благословения, эта Вечеря в христианских церквях должна соблюдаться и совершаться с высочайшим почтением, а следовательно, не должна ничем отличаться от повеления и заповеди, которую Сын Божий дал нам в Своем завещании. Ибо даже человеческое завещание никто не меняет после того, как оно заверено (Галатам 3[:15]), и человека, отнимающего что-либо от завещания или добавляющего что-либо к нему, считают святотатцем. Завещание Сына Божьего, в котором Он даровал нам благословения нашего спасения, тем более следует соблюдать в страхе Божьем. И потому отныне в этих церквях Вечеря Господня будет преподаваться и совершаться так, как повелел и заповедал Господь в своем завещании, — а именно, под обоими видами, так чтобы вместе с хлебом раздавалось и принималось тело Христа, а с вином — кровь Христа. И ни в коем случае нельзя допускать, чтобы Вечеря раздавалась или принималась только под одним видом. Ибо это противоречит ясной заповеди завещания Христова. Чтобы Церковь знала, что ей дается и раздается, Слова Установления должны произноситься громким, хорошо слышимым, ясным голосом на всем понятном языке по очереди — сначала над хлебом, а потом над вином. И людям следует разъяснять из Слова Божьего, каким ужасным разграблением Церкви и святотатством является то, что папа обокрал мирян и запретил им пить от чаши Господней, которую Господь Христос в своем завещании не только позволил предлагать и принимать, но и заповедал всем, призывающим Его имя, 1 Коринфянам 1[:2]; 11[:25-26]. И так это было везде в первых древних христианских церквях во времена апостолов и после них. И людям следует объяснять, чего добивался дьявол этим хищением чаши, — украсть у людей прекрасное утешение, даруемое ясными словами из второй части Вечери: «Это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов» (Матфея 26[:28]). Ибо ради этого они даже вычеркнули из первой части миссала слова quod pro vobis datur («которая за вас предается»). Это сделано для того, чтобы еще вернее подвести людей к их жертвоприношению мессы. Однако употребление обоих видов должно сохраняться не потому, что папа разрешает и позволяет это, но потому, что Сын Божий в Своем завещании именно так определил и заповедал это, и потому, что запрет на второй вид — это омерзительный грех против завещания Христова.
Метки: хемниц андрэ причастие конфессиональное лютеранство реальное присутствие кальвинизм |
Герман Зассе о сущности понятия "церковь" |
Таким образом, мы приходим к следующему пониманию слова ekklesia в Новом Завете:
a) Ekklesia означает Una Sancta Catholica, которая состоит из всех верующих, и которую, хотя она как церковь и сокрыта от глаз мира (Abscondita est ecclesia, latent sancti. — М. Лютер. О рабстве воли: «Церковь сокрыта, святые невидимы»), можно распознать на земле глазами веры по использованию средств благодати (см., напр., Матфея 16 и все отрывки из Послания к ефесянам).
Метки: зассе церковь устройство церкви |
Герман Зассе об Una Sancta |
Дорогие братья по служению!
Вам пришлось ждать этого письма дольше, чем мне того хотелось, потому что моей работе мешала затянувшаяся болезнь. Тем временем, мои приветствием к вам могла послужить статья «Отцы Церкви», опубликованная в Festschrift, изданном в честь суперинтенданта церкви Мартина. Однако сегодня, в день Пятидесятницы, когда наши мысли устремляются ко всему миру, и мы размышляем о чуде, которое стоит у истоков церковной истории, как божественный знак una sancta catholica et apostolica («единой святой вселенской и апостольской Церкви» — Никео-Цареградский Символ Веры), мне вновь позволено обратиться к вам с письмом. История Церкви в нашу эпоху вновь и вновь напоминает нам, что единая святая Церковь Божья — это не артикул видения, а артикул веры. Если судить по внешнему впечатлению, Церковь Христова выглядит настолько жалко, что вместо повествования о Пятидесятнице для размышлений о ситуации в христианском мире больше подходит история возведения Вавилонской башни (Быт. 11). Мы рекомендуем этот текст всем проповедникам на экуменических собраниях, а также всем идеологам «воссоединенной церкви будущего» в Женеве, Эванстоне и прочих местах. Разве не создается иногда впечатление, что вовсе не чудо Пятидесятницы, а проклятие строителей Вавилонской башни отражает суть нашей эпохи истории Церкви? Лишь тот, кто знаком с трагедией экуменических попыток нашего времени, кто знаком с ужасными трудностями, вызванными вавилонским смешением языков, когда церкви говорят друг с другом, но совершенно друг друга не слышат, кому известны ужасные грехи богословов, желающих «создать себе имя» и полагающих, что тем самым они служат Христу, — только тот знает, что собой представляет вера Пятидесятницы в единую Церковь Божью, которая есть в мире, даже если наши глаза ее не видят. Abscondita est ecclesia, latent sancti («Церковь сокрыта, святые невидимы» — М. Лютер. О рабстве воли) — такова была лютеровская вера Пятидесятницы. Подобно тому, как реален Дух Святой (в чем не сомневается никто из христиан), реальна и una sancta, реальна и святость верующего грешника.
— Герман Зассе, 1954.
Метки: зассе единство церкви видимая и невидимая церковь |
Франц Пипер о причине разделений в Церкви |
Но прежде всего апостол здесь преподает нам наставление по очень важному вопросу — как или где в Церкви появляются разделения. Он говорит: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились». Разделение появляется, когда в христианскую Церковь приходят люди, говорящие «вопреки» учению, т. е. учащие чему-либо иному, кроме Слова Христова, и находят себе последователей. Это вытекает из природы христианской Церкви. Здесь, на земле, христианская Церковь представляет собой совершенно уникальное царство, разительно отличающееся от царств этого мира. В разных царствах этого мира правят разные правители, и действуют разные законы, и потому они управляются по-разному. Христианская же Церковь здесь, на земле, — это царство не человека, а Христа, и во всех странах и во все времена у нее есть только один правитель, Христос, и только один имперский Закон, в котором она поучается и согласно которому живет, — Слово Христово, Слово, которое Он дал через апостолов и пророков Церкви. В христианской Церкви нет места «альтернативному слову» или «альтернативному правительству». Христос говорит о Церкви: «Наставник у вас один: Христос», — и тем самым устанавливает имперский Закон: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».
Метки: пипер единство церкви |
Герман Зассе о церковном обучении |
Как лютеранские богословы, в своем богословствовании, а также в учении и проповеди, мы должны следовать примеру Аугсбургского Исповедания и никогда не начинать с одного общего учения о средствах благодати или Таинствах, но рассматривать конкретно и по отдельности каждое из средств благодати: Проповедь, Евангелие, Крещение, Исповедь и Отпущение грехов, Таинство Алтаря. Только в таком случае мы сможем понять всю полноту того, что Бог делает для нас, разные пути, которыми Он приходит к нам, и всю уникальность каждого отдельного средства благодати и таким образом прийти к должному применению каждого из них (обратите внимание на порядок артикулов в Аугсбурсгком Исповедании, а также на то, что глава об исповеди в Кратком Катехизисе помещена между главами о Крещении и Вечере Господней).
Метки: зассе катехизис таинства церковь |
Вернер Элерт о месте проповеди в Церкви |
В исторической части Leiturgia [нового литургического устава VELKD] утверждается, что Лютер на самом деле не достиг должного понимания публичного богослужения. Если внимательно присмотреться к концепции богослужения, которая выдвинута в данном исследовании, мы увидим, что она опирается — в силу понятных и правильных причин — на исторический анализ. Конечно, литургическая жизнь Церкви — это исторический феномен, который необходимо проследить до самых его истоков. Однако следует отметить (и с этим согласится всякий, кто знаком с соответствующей литературой), что описание истоков христианского богослужения, предложенное в Leiturgia, идет по стопам описания, предложенного римокатоликами на основании весьма выдающихся исследований, проделанных в последние десятилетия, в особенности бенедиктинцами, а совсем недавно — и иезуитами. Лютеранские литургисты опираются в своей работе — в ее исторической части — на результаты этих исследований. Я не намерен критиковать работу, проделанную бенедиктинцами, поскольку всем известно, как много глубоких познаний и спокойной объективности и как мало полемических устремлений стоит за ней. Однако мы не можем и не должны ожидать, что эти католические братья способны понять и изложить — даже с точки зрения истории богослужения — то, что заботило Лютера. Если судить Лютера с высоты норм, положенных в основу бенедиктинского толкования, действительно можно сказать, что Реформатор не понимал, что такое богослужение.
Метки: элерт проповедь церковь древняя церковь литургия |
Карл Вальтер о необходимости визитаций |
Более того, «верный исповеданиям» синод должен также «c. следить за верностью своих членов исповеданиям».
И потому недостаточно, чтобы синод, так сказать, лишь официально заявил: «Синод, верный исповеданиям, безоговорочно держащийся всех Символов [т. е. вероисповедных книг]». Недостаточно и того, чтобы он принимал лишь таких пасторов и учителей, чья верность исповеданиям очевидна. Он также должен следить за тем, чтобы пасторы и учителя оставались такими; ибо только тот, кто будет «верным до конца, спасется» (Мф. 10:22, Luther Bibel).
Метки: вальтер единство церкви визитации конфессиональное лютеранство епископ церковная дисциплина |
Вернер Элерт о единстве Церкви |
В этом отношении ранняя Церковь мыслила себя и жила не как множество независимых общин, но как единая Церковь. Церковь черпает жизнь из Евангелия. Церковь здорова там, где Евангелие проповедуется правильно. Она больна там, где Евангелие проповедуется нечисто. Если в общину проникает яд, он постепенно отравляет все тело Церкви. Ересь одного пастора разрывает единство всей Церкви. Эта очевидная мысль уже начинает звучать в полемических посланиях Павла, в особенности пастырских, а также в 1-м Иоанна, 2-м Петра и в книге Откровение. И напротив, больной член Церкви может выздороветь лишь в том случае, если исцеляющая сила будет течь к нему от Церкви в целом. Лютер стал Реформатором не только Виттенбергской общины, но и всей Церкви. Исходной посылкой всегда является общение всех общин друг с другом, как это, несомненно, и было в ранней Церкви. В общинах не должно быть конгрегационалистской, независимой жизни, сосредоточенной только на своих заботах.
— Вернер Элерт. Чин визитации (1948)
Метки: элерт единство церкви церковная дисциплина |
Лютер о единстве веры и духовных даров |
«Ибо по благодати, данной мне, говорю каждому из вас: не мыслить о себе больше, чем должно мыслить, но, мысля, достигать здравомыслия по мере веры, какую Бог уделил каждому» (Рим. 12:3).
Павел во всех своих посланиях постоянно напоминает христианам об этом. Его цель — повсеместно сохранить среди них простоту веры; предотвратить появление в христианской жизни сект и расколов, причиной которых являются разномыслия и разноверие. Чтобы придать этому увещанию еще большую силу, он апеллирует к своему апостольскому званию; к тому факту, что он, по милости Божьей, избран и послан учить тому, что он защищает. Слова апостола здесь следует понимать так: «Вам дано много благословений, но пусть каждый остережется и ограничит свои убеждения и мнения пределами веры. Пусть никто не считает себя выше других и не придает дарам, которым наделен, большего значения, чем дарам, которыми наделены другие. В противном случае он будет склонен презирать меньшие дары и превозносить более значительные и будет убеждать остальных поступать так же». Там, где нет такого смирения, происходит возврат к делам, к почитанию даров, а вера оказывается в пренебрежении. Такие убеждения заставляют нас поступать по образу мира, ценить значимое и презирать смиренное.
Метки: лютер единство церкви духовные дары |
Т. Дж. Броум о частном отпущении грехов |
— Преп. Т. Дж. Броум (1860)
Метки: частная исповедь броум |
Апология Аугсбургского исповедания о раскаянии и вере |
Прийти ко Христу значит уверовать, что грехи отпущены ради Христа; когда мы веруем, Дух Святой оживляет наши сердца посредством Слова Христова. И здесь, таким образом, присутствуют две основные части, раскаяние и вера. И в Марка 1:15 Христос говорит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», — в первой части Своих слов Он обличает во грехе, а в последней части утешает нас и являет отпущение грехов. Ибо верить в Евангелие не значит иметь ту общую веру, которую имеют и бесы [не только верить в евангельскую историю], но в надлежащем понимании это значить верить, что отпущение грехов уже даровано ради Христа. Ибо это открыто в Евангелии. Здесь вы также видите соединение двух частей: раскаяния, когда грехи обличены, и веры, когда сказано: «Веруйте в Евангелие». И если кто скажет, что сюда Христос включает также и плоды покаяния или всю новую жизнь, мы не будем спорить. Ибо нам достаточно, что покаяние и вера названы главными частями.
Метки: закон и евангелие покаяние вера обращение |
Герман Зассе о единстве Церкви |
Разве не уместно сейчас, чтобы приверженцы всех противоборствующих точек зрения прежде остановились и вновь изучили лютеранское вероисповедание, и почтили его? Поистине, оно все еще остается мощной силой в церквях нашего исповедания в Америке. За формулами прежней ортодоксии, которая все еще жива в тех краях, и современного фундаментализма, который пытается протащить в лютеранство идеи из реформатского окружения, лежит лютеранское вероучение, которое по-прежнему способно различать Закон и Евангелие, и которому известно, что такое средства благодати. Но кто знает, что станется со следующим поколением, если мимолетное согласие разных богословских школ — с его псевдоисповеданием, составленным исходя из потребностей текущего момента, — придет на смену вневременному согласию Церкви, выраженному в лютеранских исповеданиях. Если некто требует абсолютного единообразия в толковании всех библейских текстов, имеющих догматическое содержание, и если это требование подкрепляется предостережением Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10), — это превратное понимание единства в учении. Аналогичным образом, если некто обращает предостережение «остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняться от них» (Рим. 16:17) к любому брату по вере, чье богословие отлично от его собственного, — это превратное понимание единства в учении.
Метки: зассе единство церкви аугсбургское исповедание |
Митр. Антоний Сурожский о лени и безразличии... |
Как часто я слышу, что мне говорят: Я ленив в молитве, я ленюсь читать Священное Писание, я ленюсь думать о Боге… Дело не в лени; нет, ты не ленив! Ты просто Его не любишь… Ты не ленив, потому что на столько других вещей у тебя хватает бесконечно много усердия, энергии и сил; на Бога — не хватает, потому что наше сердце занято другим. Если бы только наше сердце открылось Богу, если бы только Он для нас значил нечто подобное тому, что значит для нас отец, и мать, и сестра, и невеста, и жених, и ребенок, тогда ни о какой лени не было бы речи — ни о какой! Потому что, когда нужно любимому, мы забываем и усталость, и болезнь, и все, и берется откуда-то находчивость, и память, и усердие, и силы. Нет, дело не в лени; тем самым мы оказываемся должниками Богу гораздо больше, чем тем, что мы называем грехами: нетерпеливостью, раздражением; это все плоды, это поросль! А основной корень — это наше к Нему безразличие…
— Митрополит Антоний Сурожский. Из проповеди на Мф. 18:23-25 (30.08.1985)
Метки: антоний сурожский христианская жизнь |
Карл Вальтер о войне плоти и духа |
В войне плоти и духа, а которой участвуют все истинные христиане, они не только побеждают грех, но и уносят всевозможные драгоценные добродетели как свои военные трофеи. Чем дольше они сражаются, тем более всеобъемлющей, утешительной и неустанной становится их любовь. Их радость становится чище, их мир — прочнее, их терпение — крепче, их доброта — искреннее, их благость — богаче, их вера и верность — более постоянными, их милосердие — более несокрушимым, а их воздержание — более непорочным. Короче говоря, целью истинной войны плоти и духа является возрастание в освящении. И это освящение столь же далеко от совершенства, как победа духа над плотью — от полноты. Более того, каждый христианин должен признаться вместе с Павлом: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился» (Фил. 3:12). Тем не менее, если эта битва действительно идет, боец должен быть способен сказать искренне, как это говорит Павел: «Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил. 3:12). О, да дарует Бог нам всем стать и оставаться истинными бойцами против плоти и греха. И да поможет нам Иисус Христос, наш вечный Князь победы, ради Своего сражения со смертью.
— C. F. W. Walther. God Grant It, p. 717
Метки: вальтер освящение |
Карл Вальтер о консубстанциации и импанации |
Прежде всего, что означают эти термины? «Консубстанциация» (сосуществление), как указывает сам термин, означает соединение двух субстанций таким образом, что, смешиваясь одна с другой, они становятся единой субстанцией или массой, состоящей из разных ингредиентов. К примеру, соединение субстанций воды и вина дает разбавленное вино (Weinwasser); смешивание меда с водой дает медовуху; смешивание мяса и муки дает мясной пирог. Следовательно, в контексте Вечери Господней термин «консубстанциация» подразумевал бы идею пространственного соединения, смешения и слияния Тела и Крови Христа с освященными Дарами, в результате чего получается новая двухкомпонентная масса, — подобно тому, как Евтихий некогда утверждал, что во Христе две природы сливаются в одну.
Слово «импанация» (вохлебление) означает пространственное внедрение, включение, заключение чего-либо внутрь хлеба, словно в капсулу, содержащую и заключающую в себе нечто. Таким образом, применительно к Вечере Господней термин «импанация» выражал бы мысль о том, что Тело Христово, сжатое в очень маленький объем, заключено в освященном хлебе и содержится в нем, словно в контейнере.
Эти представления о присутствии Христа, т. е. Его Тела и Крови, в Святой Вечере носят совершенно небиблейский и материалистический характер, они недостойны и противоречат сами себе, а равно являются нелютеранскими и противоречат исповеданиям нашей Церкви...
Метки: вальтер причастие сосуществление импанация |
Чарльз Краут о "сосуществлении" (консубстанциации) |
Салмасий (ум. 1653): «Сосуществление, или слияние природ, представляет собой как бы взаимосмешение двух природ в одну; но не в это верят последователи Лютера, ибо они говорят о сосуществовании двух природ, различимых в двух сущностях. Скорее, речь идет о сосуществовании двух природ, а не об их сосуществлении». Набрать таких цитат можно много — нет ничего проще…
Метки: краут причастие сосуществление |
Кевин Ванхузер о Божьем суде |
[И. Говард] Маршалл полагает, что некоторые образы, с помощью которых Иисус в Свое время описывал божественный суд, в наше время неприемлемы: «Невероятно, чтобы Бог так поступал… Мы больше не можем так думать о Боге, даже если это образы, которые использовал Иисус». Но так ли это? Я в этом далеко не уверен. В конце концов, Бог — не ручной лев.
Метки: ванхузер суд Бог толкование библии |
Кевин Ванхузер о богословии без веры, надежды и любви |
Если я говорю языками Реформаторов и профессиональных богословов, но личной веры во Христа не имею, мое богословие — лишь медь звенящая и кимвал звучащий. И если я обладаю аналитическими способностями и даром складывать богословские понятия в связную систему, чтобы опровергнуть возражения либералов, но сам не уповаю на Бога, то я ничто. И если я без остатка посвящу себя разрешению спора между супра- и инфралапсарианами и защите непогрешимости Писания и выучу наизусть Вестминстерский Катехизис, пусть даже Большой, так что смогу цитировать его по памяти вдоль и поперек, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
— Кевин Ванхузер
Метки: ванхузер богословие |
Клайв Льюис о чувстве собственности |
Чувство собственности мы порождаем не только при помощи гордыни, но и при помощи сдвига понятий. Мы учим не замечать разного значения притяжательных местоимений — той отчетливой градации, которую нетрудно увидеть, сопоставив выражения «мои сапоги», «моя собака», «моя горничная», «моя жена», «мой начальник» и «мой Бог». Мы учим сводить эти значения к тому, которое присутствует в выражении «мои сапоги». Даже ребенка можно приучить, чтобы он говорил «мой медвежонок» не в смысле «старый, любимый и живой, с которым у меня совершенно особые отношения» (ибо это именно то, чему учит их Враг, если мы не будем бдительны), а «тот, которого я могу разорвать в клочья, если захочу». Что же касается другого конца шкалы, мы приучаем людей говорить «мой Бог» в смысле, не совсем отличающемся от «мои сапоги», то есть имея в виду «Бога, к Которому я взываю на богослужениях» или «у Которого я так хорошо устроился». А смешнее всего, что «мое» в полном смысле слова человек не может сказать ни о чем!
— Клайв Льюис. Письма Баламута
Метки: льюис |