Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 — 1908) |
Сила и обаяние музыки Римского-Корсакова в ее прекрасной прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его инструментальных замыслов, раскрывающих затейливую переливчатую игру света и теней, ярких и заглушённых красок, смену пестрой, чисто восточной узорчатости и прелестной, как бы воздушной, в лазури неба парящей звончатости. Борис Асафьев
Пятнадцать опер, многочисленные симфонические, камерно-инструментальные и хоровые произведения, около 80 романсов — таково творческое наследие великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В доме Римских-Корсаковых. Слева направо: Стравинский, Н. А. Римский-Корсаков, Н. Н. Римская-Корсакова младшая, ее жених М. О, Штейнберг, Е. Г. Стравинская.
«Как это происходит, я и сам не знаю, а знаю только то, что мне не раз приходилось наблюдать — работаешь, бывало, над какою-либо определенною сценою из оперы и вдруг замечаешь, что одновременно с сочинением этого номера приходят в голову и еще какието, на первый взгляд, совершенно ненужные темы и гармонии, записываешь их и, что удивительней всего, это то, что впоследствии именно эти самые темы и аккорды оказывались как нельзя более подходящими к каким-либо последующим сценам, о которых, по-видимому, и не думал (сознательно по крайней мере) в ту минуту, когда набрасывал эти темы и гармонии» Римский-Корсаков
Римский-Корсаков и Глазунов среди участников спектакля «Кащей Бессмертный». 27 03 1905
«Мне никогда не удавалось научить ученика тому, чему он не хотел учиться, а только тому, что ему действительно было нужно, ибо желание обыкновенно совпадает с потребностью». Римский-Корсаков
Римский-Корсаков в Вечаше. 1905
«Весною, живя по необходимости в городе, я положительно не в состоянии бываю равнодушно глядеть на зелень и даже, проходя мимо скверов, отворачиваюсь от нее, до того сильно влияет на меня сам вид зелени, напоминает деревню, которую я так страстно люблю и куда меня в эту пору года так непреодолимо тянет».
Римский-Корсаков
Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. 1905
«Как бы ни было гениально какое-либо произведение, будь это симфония, драма, картина или статуя, — оно не могло быть создано в один миг; чтобы закончить его, требовалось время и чаще всего — весьма продолжительное! Ну, что, если б художник не обладал хроническим вдохновением? От его порыва творческой фантазии осталось бы два-три ярких штриха, две-три глубокие мысли и больше ничего! Только в сказках... все само собою делается».
Незаметно подкралась тяжёлая болезнь. Вначале она лишь временно выводила из строя. 21 июня 1908 года окончательно сразила. Душной летней ночью композитор ушёл из жизни.
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов
Рубрики: | искусство/музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |