-Рубрики

 -Я - фотограф

Kyiv. Lavra Pecherskaya - Lavra Nebesnaya

Lavra Pecherskaya nebesnaya krasa.Foto Paul Lashkevich_ 05.Mar.2007_ 082.JPGLavra Pecherskaya.All Saints Bell.Foto Paul Lashkevich_14.June.2007_049.JPGLavra Pecherskaya.Lavra Nebesnaya Bell.Foto Paul Lashkevich_20.Sept.2008_DSC08039.JPG

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Paul_V_Lashkevich

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2009
Записей: 15976
Комментариев: 6591
Написано: 25243


«ТВОРЮ ВСЁ НОВОЕ»(почему вымрет homo sapiens и что будет потом).4

Среда, 30 Ноября 2011 г. 00:57 + в цитатник
Цитата сообщения «ТВОРЮ ВСЁ НОВОЕ»(почему вымрет homo sapiens и что будет потом).4

Это не выдумка. Так учат в семинариях на уроках предмета, который называется Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Обычно он изучается во втором классе (на II курсе), в отличие от изучаемой на первом году Священной Истории Ветхого и Нового Завета, где преподаётся хронология библейских событий без их прообразовательного значения. Например, у пророка Иезекииля Израиль времён Гога и Магога предстаёт не только как образ Церкви Христовой, России Духовной, но и просто географически. Действительно, перед воцарением Антихриста на свою историческую родину соберутся все оставшиеся к тому времени на земле иудеи. Действительно, лжемессия будет короноваться в древнем городе Иерусалиме, в безблагодатном Третьем Храме, храме-подставе…Однако духовный-то остаток еврейского народа может спастись только в духовном Израиле (Ис. 10,22-23; Рим. 9,27)!По такому же принципу многогранности составлено ещё одно пророчество Батюшки Серафима Саровского. Этот текст найден в бумагах о.Павла Флоренского, предположительно полученный им от С.А.Нилуса, который, в свою очередь, нашёл его в бумагах Н.А.Мотовилова и имеет название "Великая Дивеевская Тайна: Антихрист и Россия". Текст подтверждается тем, что есть ещё одна его редакция под названием "Извлечение из воспоминаний Е.И.Мотовиловой из записок её мужа Н.А.Мотовилова о преподобном Серафиме"; он исходил непосредственно от вдовы Николая Александровича, минуя Нилуса */17/.
«Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: "Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога Магога, перед которым в трепете все народы будут"<…> Соединёнными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией, и Россия соединёнными силами со многими другими государствами возьмёт Вену, а за домом Габсбургов останется около 7 миллионов коренных венцев, и там устроится территория Австрийской империи. Франции за её любовь к Богородице – Св. Мадонне – дастся до 17 миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен. Дому Наполеонидов дастся Сардиния, Корсика и Савойя. Когда Империя Русская получит 180 миллионов в своё владение, должно ожидать явления Антихриста. Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет "Москово-Петроградом", или "Градом конца", как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий».

Значит, в России опять будут править наследственные князья. И всё же, под влиянием homo sapiens, который к тому времени ещё не уничтожится до конца, а лишь временно ослабеет, строй власти быстро скатится в удельную раздробленность новых феодалов. Но сначала будет свергнута власть лживой демократии, и настанет период, когда обе России – Духовная и плотская – претерпят власть национальной диктатуры. Потом на престол взойдёт законный Самодержец. Хотя, между прочим, опробуют и конституционную монархию, однако она не устоит. А дальше всё покатится по наклонной неудержимо. Князья перестанут покоряться Царю, перейдя на сторону царствующего Антихриста. Духовная Россия подвергнется насмешкам, затем Господь благополучно и навсегда скроет её от любопытных глаз плотских.
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.): «Сын мой! До скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов». Так завершится на земле эволюционный процесс человека Духовного, а продолжится уже на Небе. Явившийся Христос, Слово Божие (Апок. 19,13) убьёт Антихриста духом уст Своих (Ис. 11,4; 2 Сол.2,8). Вселенная свернётся как свиток книжный (Ис. 34,4), земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3,10). Homo sapiens навсегда прекратит своё существование, так как ни прежней земли, ни прежнего неба больше не будет, и время исчезнет.
тупиковый путь прогресса
В моём маленьком домашнем архиве есть один заслуживающий особого внимания познавательный видеофильм канадского производства 1992 г.: «Эверест: восхождение к надежде» (продюсер и режиссёр Michael Collier). Фильм снят по материалам экспедиции "Эверест Канада 91", предпринятой с целью сбора средств для борьбы с новой болезнью, которая получила название синдрома Ретта. Болезнь выражается в том, что родившийся здоровым ребёнок, достигая 13-летнего возраста, теряет способность самостоятельно передвигаться, его охватывают смертельно мучительные судороги. На экране разворачивается невесёлая история отца девочки из Торонто. Вместе с другими людьми, так или иначе столкнувшимися ни с чем не объяснимой бедой, этот человек входит в состав экспедиции, чтобы начать восхождение к самой высокой вершине міра, - с надеждой, что, пока у его дочери впереди есть один год, может быть, его поступок что-то изменит, и наука найдёт причины, вызывающие эту болезнь, а затем и возможность её лечения. Экспедиция не ладится. С маршрута постепенно сходят все участники, которым врач запрещает подниматься выше, по состоянию здоровья и отсутствию навыков подъёма. Уходит вниз, к подножию горы и отец больной девочки. Оставшиеся в группе опытные альпинисты некоторое время продолжают восхождение, но и они вынуждены отступить. Остаётся только надежда. Таков сюжет.
А что между строк? Тема примитивной религии, вызываемой страхом перед неизвестным. Человек, по своей природе, руководится естественной жаждой веры в высшее начало. Всегда, даже если перед людьми он предстаёт в качестве атеиста, втайне всё-таки ищет помощи у Бога. Чем богаче духовный мир человека, тем серьёзнее и глубже его познания в Боге, и тем крепче надежда. Тогда отступает страх, картина міра проясняется. Но духовное вырождение плотского человека ввергает его в бездну собственной незащищённости. Культура плоти и развивает одну плоть. А вместе с гипертрофированной плотью развиваются её болезни. Душа же, оставаясь неразвитой, спит, и совесть молчит. Согласно православным убеждениям, причину болезни нужно искать не в теле, а в грехе. Сколько не лечи тело, греховный источник будет выбрасывать мутные воды болезни. Закроешь в одном месте – выплеснется в другом с ещё большей силой. Необходимо действенное покаяние, которое искупит вину, то есть исправит грех. Смутно чувствуя это своей слабой душой, люди пытаются что-то предпринять, совершить какую-то жертву. Они молятся вместе с тибетскими монахами чужому непонятному Будде, по-язычески обращаются к Джомалунгме, наделяя гору божественными свойствами. Они готовы поверить во что-нибудь, будто у них не было и нет Спасителя Христа. Печальная деградация пост-европейской "христианской" цивилизации! Как испорченный ребёнок, увидев страшный сон, призывает мать, а когда она приходит, то начинает прогонять ее, и обозлёно плачет. Так и плотские люди, чувствуя болезнь или приближение старости и смерти, иногда вдруг становятся верующими, но всё без толку. Потому что плотские интересы для них – это главное. А раз так, то грех не исправлен, страх не изжит, болезни прогрессируют, зашедшие без покаяния так далеко, что носят уже образ печати на генетическом уровне. Ведь невозможно служить двум господам, Богу и мамоне, "любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет» (Мф. 6,24; Лк. 16,13). Увы, небесного Врача они не знают, нерадят о Нём, а продолжают уповать на всесилие науки, за неё-то и держатся. А тут ещё новый виток развития генетики обещает в скором времени решить все проблемы наследственных заболеваний при помощи любых перекодировок…
Доктор Ричард Гудман из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе приводит более ста наследственных заболеваний, встречающихся только (или в большинстве случаев) у евреев. Вот лишь несколько из перечисленных. Болезнь Кошера. Начинается в подростковом возрасте. Поражает селезёнку, печень и кости. Эта болезнь встречается у каждого из 2,5 тыс. Умирают от неё, не доживая до 45 лет. Синдром Блюма и dysautonomia. Поражают только евреев, делая их карликами. Частая рвота, трудности с глотанием, затруднения в ходьбе, судороги при движении руками и головой, неразборчивая речь. Болеет каждый десятитысячный, а носителями болезни являются 2%. РТА недостаточность. Обильные кровотечения при малейших порезах, повреждениях дёсен, травмах. Бывают кровотечения вообще безо всяких внешних повреждений. Болезнью страдает один из 12 тыс., а наследственная предрасположенность – у каждого из 56. Болезнь Нимана – Пика. Характеризуется частой рвотой, повреждениями кожи, потерей психических и умственных функций. Обычно умирают в возрасте 4-х лет. Болезнь поражает одного из 20 тыс., а передающаяся по наследству предрасположенность – у одного из 100. Mucolipidosis, тип IV. Умственное и психическое вырождение. Не могут говорить, ходить, самостоятельно принимать пищу. Редко доживают до 10 лет. Abetalipoproteinemea. Поражает в первый год жизни. Дети перестают расти, набирать вес, страдают от диареи, поноса, рвоты, дефектов зрения, переходящих в слепоту, неуверенно передвигаются. Большинство умирает от сердечной недостаточности ранее 30-летнего возраста. Вырождение центральной нервной системы. Начинается на третий месяц жизни. Ребёнок не может держать голову, страдает припадками, судорогами. Голова увеличивается, начинается слепота. Большинство несчастных умирает к 4-летнему возрасту. Пока не обнаружено, передаётся ли эта болезнь по наследству, но 80% заболевших – евреи. Впрочем, я уверен, что такие же наблюдения мог бы провести внутри своего народа представитель любой национальности.
Следовательно, понятие греха и покаяния применимо как к отдельной человеческой личности, так и к целому племени, несущему ответственность каждый за всех и все за одного. То же самое относится и ко всему человечеству в целом. Научно-технический прогресс есть прогрессирующая болезнь человечества, ведущая его к преждевременной и мучительной смерти («и жваху языки своя от болезни, и хулиша Бога Небеснаго от болезни и от язв своих, и не покаяшася от дел своих, Апок. 16,10-11»), потому что является гипертрофированной плотской природой людей при явной недостаточности их духовной защиты. Искажение в человеке образа Духа, по подобию Которого он сотворён – вплоть до обезьяньей образины и подобия падших духов – это ли не печать идиотизма? Сия болезнь безспорно генетическая, так как в процессе её развития поражается геном человека, находящийся в прямой связи с его душой. Произвольно изменить рисунок своего генома, сотканный Творцом в утробе матери, не погибнув при этом, невозможно. Как сказано у Иоанна Богослова, погибнет всякий, кто примет начертание имени зверя: «Будет мучен огнем и жупелом <…> и дым мучения их во веки веков» (Апок. 14,10-11). А преподобный Нил Мνроточивый вещает: «Погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях» (Православная Русь. №22,1989). Это произойдёт не потому, что "Бог жесток", а потому что сами люди своей волей превратятся в нелюдей. Всем известная ныне по тексту Апокалипсиса (13 – 16) печать Антихриста будет действовать таким образом, что «когда запечатлеется человек печатью, сделается сердце его ещё более безчувственным» (Нил Мνроточивый). Вот до чего доведут несчастного homo sapiens с виду такие невинные "игрушки цивилизации": клеймо зверя есть естественное завершение "технического прогресса" его эволюционной ветви.
Не так давно с греческого языка на русский была переведена книга, которая называется "На закате свободы". Она написана в 1997 г. иеромонахом Христодулосом (Ангелоглу), духовником Священного Кинота Святой Горы Афон с целью предупредить православных людей об опасности насильно вводимой во всём міре электронной системы тотального контроля и воздействия на душу человека. Осуждая умышленное замалчивание данной темы и чудовищный обман в деле рекламы электронно-информационных новшеств современной цивилизации, отец Христодулос начинает с текста Синодального послания Элладской Церкви от 7.4.1997 года, заявившего: «Мы с прискорбием отмечаем, что прогресс цивилизации в области применения электронных устройств связан с числом "666", которое используется как основное кодовое число (ключ) в соответствующей технологии. На это число указывается в Библии как на число Антихриста <…> и, следовательно, не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь». Затем, заверяя читателя в своей безусловной законопослушности и отстаивая завоевания греческой демократии, о.Христодулос ставит ребром весьма немаловажный вопрос: почему греческий народ не предупреждён о том, что происходит в міровой политике; почему никто не знает ни действительного курса, ни конечной цели международных советов и соглашений; почему говорится одно, а делается другое? И, если дело в прогрессе, почему бы посоветовавшись с народом, правительству Греции не изменить проклятое число на какое-нибудь другое? ведь так лучше будет? Ах, отец, отец… Не одно греческое правительство, а весь мір с ума сошёл!
На самом деле, никакое другое число, кроме указанного как "число зверино: число бо человеческо есть» (Апок. 13,17), не может служить ключом разматывания дьявольского человекоубийственного плана. И "демократические свободы" (хотя бы даже и греческого народа!) тут совершенно ни при чём. Потому что "666" – это знамя Антихриста в міре сем, в своём роде "роспись", которая относится точно к его личности. Все люди, вольно или невольно избравшие путь homo sapiens, будут носить образ своего звероподобного господина. Благодатная печать Святого Духа в Таинстве крещения есть животворящий Крест. А проклятая печать сатаны – число "666". Это не порядковое число, стоящее на своём месте по порядку, как, например, номер квартиры или телефона, а кодовое, то есть такое, которое несёт в себе скрытое символическое значение, тайный знак (от английского code – шифр, и, кстати, cod – надувать, обманывать). Об этом же свидетельствует и сам о.Христодулос: «Святой Иоанн Богослов не случайно привёл три различных свидетельства, - пишет он, - чтобы с их помощью мы более легко распознавали "времена". Первое свидетельство, что в тот момент будет навязана міровая система контроля сделок, при которой никто свободно не сможет покупать и продавать, если не подчинится этой системе. Второе свидетельство: эта экономическая система потребует от тех, кто хочет продавать или покупать, принять на правую руку или лоб определённое начертание. Третье свидетельство: это начертание будет содержать число "666"». Поистине homo sapiens заслуживают клеймо инвентарного номера на свои "умные" лбы: без учёта никак!
Лет пятнадцать тому назад в одной из церквей МП на моих глазах произошёл такой случай. Шло богослужение. Я находился на клиросе среди певчих, а за спинами всех в углу стоял молодой человек, которого подготавливали к рукоположению в священный сан. В какой-то момент он придвинулся к южным вратам иконостаса и приоткрыл створку двери, после чего вернулся в свой угол. Регент не обратила на это внимания. Но служащий священник в алтаре тихонько закрыл дверь изнутри. Через некоторое время молодой человек снова подошёл к двери, отворил её и опять вернулся на место. Так повторялось несколько раз, безо всякого объяснения со стороны молодого человека, пока не вышел скандал. Оказалось, этот несчастный был уверен, что Божья благодать заперта в алтаре! Он полагал, что те, кто относится к благодати равнодушно, не стремятся открыть ей путь. А вот он очень желает, чтобы благодать Божия обильно изливалась на него, - и поэтому он отворял двери алтаря. Несмотря на такое ужасное признание, епископ всё же решился его рукоположить. После нескольких дней служения в диаконском сане молодой человек повредился рассудком.
Материалистическое сознание не способно к духовному восприятию мира Божьего; оно понимает его по-плотски. Когда нет внутреннего покаяния, то душа не смиряется перед Богом, а старается механически восполнить духовную пустоту плотскими фальсификациями. Так возникают хищные вещи века, игрушки цивилизации, называемые плодами прогресса. Homo sapiens придают своим "плодам" преувеличенное значение. Однако всё это не более чем хлам. Хлам, уготованный на снедение огню. Нанотехнологии и инновационный подход на службе тленным вещам и суетным никчёмным процессам в обществе не облегчают жизнь людей, но лишь создают новые и новые проблемы. А неумение (и невозможность!) поставить процесс развития науки и техники на службу духовной эволюции, доказывает тупик этого направления. Стоит осмотреться вокруг и свежим взглядом оценить всё, что происходит в міре, чтобы внутреннему взору открылась картина необратимой захламлённости жизни: хлам рынка, хлам культуры, все социальные сферы работают на хлам. В безсилии капитала и всех политических систем міра – скалится маска смерти, там нет ничего вечного. И при этом люди ведут себя так, будто они безсмертные. Будто не настанет дня, когда Бог истяжет душу, чтобы привести её на суд.Рассмотрим примеры естественного отбора, установленного Богом.
Из многих сперматозоидов оплодотворяет яйцеклетку только один; из многих семян, упавших на землю, прорастают единицы. Остальные погибают, никак не проявив заложенного в них потенциала. Из множества душ людских, живущих на земле, в Рай попадают далеко не многие, но «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им» (Мф. 7,13; Лк. 13,24). К плотской цивилизации примеры Божественного отбора не применимы, так как на рынке техпрогресса, наплодившего безчисленное множество вещей, нет избранных. По своей сути они сплошь все негодные. Они имеют значение лишь в той среде, которой люди сами безцельно окружают себя в данный конкретный момент. Эти вещи не применимы не только к далёкому будущему, а тем более к вечной жизни за гробом, но даже к завтрашнему дню. Добро, если бы люди не заботились о завтрашнем дне, уповая на Бога. Но в том-то и дело, что о Боге не задумываются, потому что стремятся к удовлетворению похотений плоти, только к этому одному. «Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше», - говорит Иисус Христос (Мф. 6,21; Лк. 12,34). В общем, если все желания человека сводятся к плоти и есть одна плоть, то где обрящется такой человек? Там же, где и все грешники, погибшие от начала міра и доныне. Застрявшие в своём развитии, рахитичные душки не войдут в жизнь вечную, - они погибнут так же, как погибают слабые животные и растения, появившиеся на свет, но не имеющие в себе сил жить дальше. Не безумна Божья свобода. Свобода предполагает сознательный выбор. А для того, чтобы жила душа, ей нужно сделать выбор в пользу Духа.
Однако если выбор сделан в пользу тленной плоти – что тогда? Тогда следует учесть, что тленные вещи и приходят из небытия, и уходят в небытие. Душу же Господь Бог сотворил вечной, так что и гибель её тоже выходит вечной, то есть не кончится никогда: «там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13,50). А если выбор не сделан, по причине безразличия? В этом случае напрасны лукавые отговорки, что, дескать, Бог милостив, Он простит. Дело не в милости Божьей, а в немилости сердец, презирающих Дух ради плоти и говорящих: «Святым Духом сыт не будешь». И всё же большинство людей вроде бы не отвергают Бога, они лишь не усердствуют Ему. Неужели это так плохо, что должно наказываться Адом? Да, плохо. Царство Небесное нужно заслужить, иначе можно оказаться недостойным войти в него. «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на Небесех» (Мф. 7,21; Лк. 6,46). «Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех» (Иак. 1,22). Разве это не справедливо? Справедливо. Поэтому сказано в Ветхом завете: «Не умолен бысть Бог о древних исполинех, иже отступиша крепостию своею» (Сир. 16,8). Сказано и в Новом: «Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга [ветвь], и изсышет [иссохнет]: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает» (Ин. 15,6). Нет, невозможно служить двум господам, но так же невозможен и отказ от служения под каким бы то ни было предлогом; третьего не дано, его не бывает. Потому что идёт экзамен, - либо мы пройдём конкурс, либо нет.
Придёт время, когда исполнятся приведённые мною ранее слова святителя Иоанна Златоуста о "будущем запустении и перемене на лучшее и высшее". Наше лучшее и высшее в будущей вселенной, приуготовленной Богом для человека Духовного. Как написано: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его» (Ис. 64,4; 1 Кор. 2,9). И Христос сказал апостолам: «Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин. 15, 14-15). А блаженный псалмопевец даже так говорит: «Аз рекох: бозе есте, и сынове Вышняго вси», - и дальше с горечью укоряет: «вы же, яко человецы умираете» (Пс. 81,6-7). Господь и Бог наш Иисус Христос подтверждает эти его слова тем, что «не может разоритися Писание» (Ин. 10,34-35). Как сказано, так и есть.
Библия сообщает больше, чем мы думаем. В Апокалипсисе говорится: «И аз Иоанн видех Град Святый, Иерусалим нов сходящ от Бога с Небесе (Иерусалим Небесный, последний.-Авт.), приготован яко невесту украшену мужу своему (21,2). И Храма не видех в нем: Господь бо Бог Вседержитель Храм ему есть и Агнец. И Град не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его и светилник его Агнец. И языцы спасени во свете его пойдут, и царие земстии принесут славу и честь свою в него. И врата его не имут затворитися во дни: нощи бо не будет ту (21,22-25; Ис. 60,3).Это уже не Новый Иерусалим или Духовная Россия, а последний Небесный Иерусалим, в который вселится Человек Духовный. А «посреде стогны его и по обаполы реки древо животное<…>и листвие древа во изцеление языком»(Апок.22,2),-не то ли самое древо жизни(Быт.3,22),что посреди Рая(Быт.2,9),на которое не пришлось простереть своей руки согрешившему Адаму?
Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой благий наставит мя на землю праву.
мнимые противоречия
Прежде, чем перейти прямо к библейскому тексту, хотелось бы завершить эту главу уточнением: что значит – доверять слову и не доверять букве в непосредственном общении со Священным Писанием? До сих пор я говорил, опираясь на сравнения, и, по примеру Господа Иисуса Христа и Святых Его, пользовался притчевым языком. Тем не менее, есть необходимость дать определение правильного подхода к тексту Библии, для тех, кто привык получать точные установки. Я надеюсь, что в общем контексте книги и это тоже послужит на пользу пытливой душе читателя – любящим Бога всё содействует ко благу (Рим. 8,28). Однако здесь нужно оговориться: речь идёт о духовном читателе. Плотский же, скорее всего, ничего не разберёт, либо поймёт криво. Да и пусть.
Слово животворит, буква убивает. Хорошие мои, не при помощи анализа, и не при помощи синтеза отдельных частей расчленённого анализом объекта вашего исследования можно распознать в нём живое слово Божие. А благодаря совести, через которую Бог обращается к нам, будем проницать любой текст, потому что она различает правду и ложь при первом же внимательном взгляде. По совести надо бы и жить, чтобы Слово существовало в нас, а мы – в нём, как положено по природе вещей сущих, не взирая на вещи тленные, хотя бы это стоило нам жизни. Поскольку не сим временным прозябанием дорожим, а самой вечностью, то пусть не смущают нашу душу кажущиеся противоречия, у Бога нет противоречий. Никакого дуализма! Если будем смотреть с верой, как смотрят любознательные дети, тогда, если и ошибёмся по причине духовного младенчества, Бог поправит, когда придём в возраст разумения. А самоуверенный скептик, исследуя вещи, к которым сам не имеет доверия, будет запинаться всю свою жизнь, и умрёт в окружении демонических фантасмагорий – в общем, "ни Богу свечка, ни чёрту кочерга", как гласит народная пословица.
Так, когда протестантскому пастору бывает нужно доказать своё собственное, не Божие видение міра, он спекулирует на Писании, выхватывая из контекста фразу и размахивает ею, как флагом. Например, оправдывая человеческую трусость и предательство, он самочинно заявляет, что якобы Бог запрещает человеку воевать, и при этом цитирует всегда одно и то же: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27). Это лукавство провоцирует атеистов резонно возразить в ответ: «Но ведь в вашей Библии приведены ещё и другие, противоположные по смыслу слова и мире - "не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч" (Мф. 10,34; Лк. 12,51)?» Атеисты делают вывод: Библии нельзя доверять, потому что она полна противоречий; её писали люди, противоречащие друг другу и сами себе. На самом же деле Библия говорит нам: захватническая война – это не то же самое, что благословлённая Богом война оборонительная. Если в одном случае Господь осуждает поднявших оружие, так как они не правы перед Богом, то это не значит, что нам нужно закрывать глаза на другие библейские строки и осуждать людей, которые, не боясь смерти, встают на защиту своих детей, народа Божия и святой веры.
Надо понимать разницу и в отношении к міру сему (это слово пишется через "і"). «Мір весь во зле лежит (1 Иоан. 5,9), - пишет апостол Иоанн Богослов. – Не любите міра, ни яже в міре: аще кто любит мір, несть любве Отчи в нем (2,15)». Но в другом месте читаем: «Тако бо возлюби Бог мір, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3,16). В чём тут дело? В том, что в міре сем живут люди Божии, за которых Христос взошёл на крест, но сам мір является соблазном для человека, рискующего "стать плотью", если не будет бороться с мірскими соблазнами. Здесь, на земле, среди врагов Божиих, как овцы среди волков, мы должны сдать экзамен, нам обязательно нужно его сдать, чтобы перейти от земли на Небо. «Не молю, да возмеши их от міра, - молился Иисус Христос Отцу Небесному о Своих учениках, - но да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17,15). Следовательно, истинная духовность отвергает крайности вроде манихейства. Такой путь – между погибелью и спасением – называется "царским", но он, конечно же, не имеет ничего общего с пагубными компромиссами со злом, совершаемыми изменниками Святого Православия. «Не бывайте (удобь) преложни ко иному ярму неверных (якоже невернии). Кое бо причастие правде к беззаконию; Или кое общение свету ко тме; Кое же согласие Христови с Велиаром; Или кая часть верну с неверным; Или кое сложение Церкви Божией со идолы» (2 Кор. 6,14-16).
За то время,пока Церковь Христова стоит в этом міре,плотские мудрователи много раз пытались объединить в хронологическом порядке все четыре имеющиеся в Библии Евангелия,но,по молитвам самого Господа,хранит Бог слово Его от зла!И даже врата ада не одолеют истинной Церкви.Так же как и свидетельства четырёх евангелистов, каждый из которых является единственной и неповторимой личностью,всегда будут для верных христиан предпочтительнее механического смешения в один безличный текст,возможно,исключающий хронологические сбивки и повторения,но вместе с тем уничтожающий важные частности живых свидетельских показаний. Кто, как не Господь и Бог наш Иисус Христос обличил фарисейское лукавство! Он научил Своих учеников беречься от "закваски фарисейской". И апостолы делали так, как Он им сказал, оберегая свою паству от "церкви лукавнующих": «Изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы» (2 Кор. 6,17; Апок. 18,4). И нет здесь ничего неожиданного, если и пророки говорили о том же (Ис. 52,11; Иер. 50,8; Пс. 25,5). А о Церкви Своей Иисус Христос просил Отца Небесного совсем иначе: «Аз о сих молю: не о всем міре молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть (Ин. 17,9). Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино (17,23)». Не молился Господь обо всём міре! А о Церкви – молился. Что это – противоречие? Нет, просто разные церкви – истинная и ложные – требуют различного отношения.
Подобных примеров можно приводить множество, а суть одна: если бы люди читали Священное Писание без предубеждения, по совести, то они не выискивали бы в нём мнимые несуразности, не употребляли бы вырванные из контекста фразы в корыстной и лживой политике, а видели бы его просто, как оно есть. Разумеется, есть в Писании и то, что наука называет "диалектикой" в смысле борьбы противоположностей. Да, философия диалектического материализма может быть применима в исследовании греховного міра. Но какие внутренние противоречия в мире Божием? Противоречия в тексте могли бы иметь место, если б Библия писалась по человеческому произволению, а не по внушению Святого Духа. Но так могут думать только люди неверующие, и, значит, их подход к Писанию заведомо некорректен в человеческом обществе, расслоённом на две эволюционные ветви – человека Духовного и homo sapiens, пока те и другие продолжают сосуществовать в одно и то же время на едином географическом пространстве.
Чтобы понять святых, написавших для нас священные тексты безспорно по внушению Святого Духа, не обязательно копаться в казуистике переводов. Тем более что при переводе с одного языка на другой полная идентичность невозможна. Необходимо чувствовать сердцем внутреннюю интонацию автора, находящегося в Духе. Тогда любое вмешательство переводчика ощущается как фальшь, если он, следуя букве перевода, незаметно для себя повредил живое слово. Как можно такое чувствовать? С помощью Господа. Кто верует, тот знает, о чём я говорю, о неверующих остаётся только пожалеть. Что значит "находиться в Духе"? Многим людям искусства хорошо знакомо так называемое "состояние потока", когда автор испытывает чувство сильного творческого подъёма, которое приходит без видимых причин и может продолжаться многие часы подряд как одна минута. В этом состоянии человек просто не замечает течение времени. А потом оно исчезает куда-то так же внезапно, как и появилось, и никогда не знаешь, придёт ли оно снова. Остаётся светлое воспоминание и необъяснимая грусть утраты. Но "состояние потока" – это душевное состояние. А "быть в Духе" – значит испытывать редкое духовное чувство, свойственное людям Божиим.
И всё же, и всё же. При различных болезнях требуется неодинаковое лекарство; социальный недуг врачуется иначе, чем индивидуальный. Но истина одна для всех. Бывают слова, которые предназначены для ободрения унывающих – и тогда интонация одна; а бывает, что нужно успокоить волнующихся – и тогда проповедник говорит другим тоном. В одном случае необходимо сказать, что «страха несть в любви, но совершенна любы вон изгоняет страх» (1 Иоан. 4,18). А в другом – что «начало премудрости страх Господень» (Притч. 1,7; 9,10; Сир. 1,15). И то, и другое – истина, а не частная правда, и отношение к ней должно быть иным, чем отношение к ораторскому искусству и пропаганде. Потому что истина относится к вечному духу, а не изменчивой материи.
Иногда случается необходимость публичных прений, чтобы в искусной дискуссии выявились некоторые духовные тонкости, не осознающиеся обществом, иначе эта неосознанность толкает людей к совершению непоправимой ошибки. Ярким примером подобной необходимости является дискуссия между святителями Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым на тему о телесном составе ангельского естества. Святитель Феофан отстаивал, что ангелы Божии – чистые духи, и ни в коем случае нельзя употреблять в отношении к ним понятия телесности, которая относится к грешному человеку и окружающему его вещественному міру. А святитель Игнатий убеждал, что абсолютным Духом является один Бог. Ангелы сотворены безплотными по отношению к нам, но имеют тело более тонкое, чем мы можем себе представить. Доказательством тому служит, в частности, то, что ангел ограничен в пространстве и времени, в отличие от Бога он не вездесущий, а находится всегда где-нибудь в одном месте. Публичная дискуссия показала православным, что обе точки зрения верны, говорят об одном и том же, только с разной интонацией.
В Священном Писании есть целая книга, посвящённая теме выявления истины в трудных ситуациях – книга Иова. Главное, на что указывает Писание в случае с праведным Иовом, и на что должен, во всяком случае, полагаться человек Божий – это его совесть, не допускающая лукавства. Вот именно с того момента, когда человек искренно, без предубеждения и скепсиса обратится к Богу, слова священных текстов начнут безпрепятственно проникать в его сердце, открывая божественную Истину и Премудрость Его, скрытую от умственного взора плотского мудрователя. Задай себе вопрос, читатель, спроси своё сердце, по совести, к чему оно стремится, чего хочет: материального прогресса или Царства Духа? Если духовного царствования, то и смотри на вещи духовным взором, что тебе сей тленный мір? А если склоняешься к процессу разматывания плоти в границах космоса, то не ищи более высшего, чем то, что ты сам для себя выбрал, и оставь Библию в покое. В таком случае тебе её не понять, нет в ней для тебя ничего. Ведь это же ясно: ум Бога вместить не может, его вмещает лишь любящее сердце, то есть дух.
Глава 3 Слово и космос (Ветхий Завет)
святительское слово
Слово святителя верно и неизменно. Как же это понимать? Мы живём в материальном космическом пространстве, которое измеряется в числах. А числа содержат в себе понятие "математической погрешности" в том смысле, что ни одно число не может быть абсолютным, а является условно принятой единицей измерения. Любая точка пространства есть число, приближение к которому, в принципе, безпредельно. Приближение, скажем, к числу "2" – от "единицы": 1,999…; и – от "тройки": 2,…001. Итак, любая, произвольно взятая точка нашей трёхмерной Вселенной, обозначаемая в данной системе координат целым числом или десятыми, сотыми долями, по сути, является для внешнего наблюдателя "чёрной дырой" в микромір. Поэтому мы вынуждены пренебрегать тем, чего не понимаем, и просто округлять числа в условленном масштабе исчисления. Вот что такое математическая погрешность.
Но если мы говорим о духе, справедливо ли применять к слову принцип погрешности материального міра? Необходим принципиально другой подход. Святительский чин принадлежит Святой Христовой Церкви, то есть отвечает новому времени, вытекающему из ветхого в соответствии с духовным преемством. Не соприкасаясь со святынями Нового Завета, отрицая Христа, как понять пророческие слова, как проникнуться истиной Завета Ветхого? Самозамыкание на частном, материальном интересе разрывает цепь духовного преемства. Мы, люди перестаём понимать своих предков. А, не понимая или понимая неправильно ветхозаветную книгу Бытия, отламываемся от своего прошлого и больше не знаем своего происхождения. Это трагедия!
Надо поверить, что святые Божии не ошибались; они говорили не приблизительно или гадательно, а всегда совершенно точно, безо всяких погрешностей. Иначе Дух неизбежно воспринимается сознанием в том же качестве, что и "дурная безконечность" изменчивого Космоса. Однако в отношении к Духу нет никакой относительности: истина одна для всех и вся независимо от личных человеческих правд, независимо ото лжи. Как тучи не могут омрачить солнце, потому что оно выше всяких туч, стоит лишь подняться над тучами самому, чтобы убедиться в этом воочию, так и Дух, наитием Которого говорят и пишут святые, выше ошибок и лжи. Если даже валаамова ослица могла точно передать пророку слова Господни (Чис. 22), то неужели устами святителя не установится слово Божие в сердце человеческом?! Люди с удовольствием извлекают из сказок уроки жизни и доверяют сказочнику, будто мудрому учителю. А Священное Писание с пренебрежением именуют "сказкой". Странно! Разумеется, доля истины есть и в науке, и в сказках тоже. Но не наука и не сказки определяют истину. Истина наполняет собою всё, да не все хотят знать её в преследовании своего частного, материального интереса, отличного от истины. Часто случается так, что человеку выгоднее лгать и искать лжи. В этих случаях чужие ошибки не служат уроком. Люди просто не хотят учиться на чужих ошибках, повторяя их снова и снова. В книгах целого міра содержится не поддающийся никакому учёту перечень постоянных, одних и тех же проблем. Ветхий завет Библии состоит из описаний непрерывно следующих друг за другом людских грехов и наказаний свыше. И что же? Да ничего! Мір неуклонно приближается к воцарению Антихриста. Очевидно, кто не желает учиться истине, тому не помогут в жизни ни Священное Писание, ни наука, ни басни. Однако учиться истине способнее по Библии, чем по басням. Не потому, что Библия относительно ближе к истине, а потому, что учит духовно, значит точно. Дух Божий пронизывает все міры видимые и невидимые, проявленные и не проявленные. Он есть неизменная основа всего сущего. В Нём исправление всех ошибок.
Пророки и святители учат духовно. Прежде были пророки, ныне – святители. Те и другие призваны Богом, чтобы говорить к людям от имени самого Бога. А как объяснить простым смертным истину, которую те, может быть, в себе носят, только не осознают? Ведь жить нужно не наугад, а точно так, как велит Бог, то есть сознательно. Долг святителя помочь самосознанию человека Духовного.
Одна из научных гипотез. На Земле произошёл вселенский катаклизм, скажем так, Всемірный потоп, после которого остались в живых сотня-другая человек, разбросанных по поверхности планеты. Допустим, по счастливому стечению обстоятельств, эти люди не вымерли окончательно, поражённые различными невзгодами в сложившихся суровых условиях обитания, а как-то устроились на новом месте и даже воспроизвели потомство. И даже больше: нашли в себе силы, чтобы сберечь письменность и обучить грамоте если не всех, то хотя бы избранных из молодого поколения. Как же они передадут детям, внукам знания о погибшей цивилизации, плодах технического прогресса? Например, что такое самолёт? Как это объяснить "на пальцах" взрослеющему пытливому юноше, который не имеет никакого представления вообще ни о чём из того, что было обычным делом каких-нибудь тридцать-сорок лет назад, - и вот нет ничего? Мудри не мудри, а всего не объяснишь. Наоборот, чем сложнее будешь объяснять, тем быстрее запутаешь неискушённого слушателя. А если запутаешь, то наверняка оставишь в неведении, потому что невозможно запомнить то, невесть что. Самолёт? Ну, это такая каменная птица; сама-то не живая, а летает, и людей на себе носит… Главное здесь – яркий, запоминающийся образ. Тогда есть надежда, что, услышавший этот миф какой-то неглупый потомок, в далёком будущем сумеет догадаться, о чём идёт речь. Таким образом, былое не канет в лету, а ещё послужит на пользу человечеству.
Итак, письменность сохранена (или воссоздана в несколько иной форме); легенда "О каменной птице" записана и ждёт своего часа, чтобы сработала сжатая в ней пружина; новая раса людей развивается, изобретая велосипед и прочее. Однако всегда угрожают три крайности – три ошибки. Первая – назвать древние тексты народным фольклором, выдумкой, не лишённой известного назидания, но не годящейся для серьёзных научных изысканий, в общем, сказкой. Вторая – воспринять тексты буквально. Написано: каменная птица, значит, каменная птица и баста! И, наконец, третья – отнестись к тексту гадательно-символически. Например, так. «Камнем древние обозначали в текстах стойбище, а птицей – божество. Отсюда следует, что в выражении "каменная птица" зашифровано древнее знание о боге, живущем в человеческих селениях». Вот и подмена готова! А ведь именно так относятся к Священному Писанию иудеи, когда придумывают не существующий в тексте смысл и сами верят своим выдумкам. Разве не по примеру иудеев большинство людей в современном міре говорят о райском яблоке, которое сорвала Ева, хотя ни в одном из текстов Библии, даже в модернизированных переводах, нет слова "яблоко"? Написано в Библии о древе жизни посреди Рая и о древе познания доброго и лукавого (Быт. 2,9). И ещё так: «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2,16-17). При чём же здесь яблоки? Тем не менее, множество людей продолжают верить в кем-то утверждённую нелепую байку.
Всемірный потоп, разумеется, реальность. А всё же он не привёл к таким последствиям, как описано мною выше. Вернее, он был абсолютно ДРУГИМ, чем предполагают некоторые учёные. Он был именно таким, как и описан в книге Бытия. Выжило не сто человек. Тем более, не сто тысяч. А выжила, точнее, была спасена семья праведного Ноя. Видимо, другие все не спаслись, погибли. Не потому погибли, что случился катаклизм, а наоборот, катаклизм случился потому, что допотопные люди перестали слушать и слышать Бога. Погибли потому, что сами собою олицетворяли свою греховную цивилизацию, стали одно целое с нею, стали плотью этой цивилизации. Цивилизация в пропасть – и они за нею, как нитка за иголкой! Разве Бог виноват, если от Него, Подателя жизни, там уже не было ничего? Так что современные люди забыли своё древнее прошлое не по причине неумения праведного Ноя и его сыновей передать знания следующим поколениям. Ной сознательно скрыл память о прошлом, поскольку оно не представляло для новой цивилизации доброго примера, а как раз напротив, провоцировала дурное. В новых условиях такое прошлое заслуживало забвения. Но праведный Ной скрыл не всё. Духовные знания он открыл грядущим поколениям.
Святой пророк Моисей передал знание о Потопе без смысловых искажений, так же точно, как и праведный патриарх Ной. Он лишь сделал это таким языком, который был более понятен его современникам, чем язык времён святого Ноя. Сегодня, как для правильного толкования священных библейских тестов в частности, так и для передачи истинных знаний вообще, существует святительское слово. Святители говорят нам истину точно так, как и святые патриархи и святые пророки, только делают это новым, более понятным нам языком апостолов Христовых. А ошибки возникают там, где люди убавляют или прибавляют, по собственному произволению, то есть, либо коварно умалчивают, либо болтают лишнее.
Такой расклад во многом зависит от совести. Совесть раввинов затворена тайной беззакония (2 Сол. 2,7), а святители открыты перед Богом и людьми. Атеисты преследуют общественные, то есть временные цели, а святые Божии исполняют волю вечного Бога независимо от социального заказа. Духовное преемство святителей и истинность святительского слова не требует доказательства для человека Духовного. Другие же древние тексты, от кого бы они там не исходили, на каком бы языке не были написаны и о чём бы не сообщали, не имеют духовного преемства. Они являются мёртвым знанием погибших, так сказать, некроленгом. Безсмысленность не имеющего преемства Духа тайного знания, кстати, объясняет тот факт, почему святители никогда не вступали в прения с некроленгистами, не комментировали ни древние тексты погибших, ни тексты тех, кто вытаскивают из-под волн Потопа тайны беззакония. Обличали, да. Но не дискутировали. Разумеется, эти тексты можно использовать для себя, ради общего кругозора. Однако учиться истине, действительно, лучше по Библии, по тем её спискам, которыми пользовались святители, например, святитель Иоанн Златоуст. Ею же пользуемся и мы, с помощью сопровождающих её святительских наставлений.
Учители Церкви Василий и Иоанн
Отцы и учители Церкви Христовой святители Василий Великий */18/ и Иоанн Златоуст */19/ появились на свет (если смотреть нашими глазами людей, живущих в XXI в., когда уже многое успело измениться с тех пор) в одно и то же время в одном и том же месте. Но сначала – св. Василий, потом – св. Иоанн. Василий родился около 330 года в Каппадокийском городе Кесарии. Иоанн, как принято считать, родился около 347 года в Антиохии. Родители у обоих были люди знатные и благочестивые христиане. Отец Василия, также Василий, преподавал философию и незадолго перед кончиною принял сан священника. Отец Иоанна, Секунд, занимал высокую должность воеводы в Императорском войске. Оба они перешли в мир иной, оставив своих сыновей в малом возрасте. Василию едва исполнилось 14 лет. А Иоанн был ещё младенцем, когда, промыслом Божиим, остался без отеческой поддержки.
Получив хорошее образование, Василий отправился в Афины искать новых знаний. В этом городе, бывшем матерью всей эллинской премудрости, он продолжил углублённое изучение грамматики, риторики, астрономии, философии, физики, медицины и естественных наук. Но и все светские науки не могли насытить его ум, искавший высшего. Поэтому Василий решился отправиться в Египет, где было особенно развито христианское подвижничество. Из Египта он двинулся по святым местам Палестины, Сирии, Месопотамии, везде знакомясь с тамошними подвижниками и трудами отцов Святой веры.
В то время Антиохия славилась своими школами, как языческими, так и Христианскими, и была своего рода сирийскими Афинами. Здесь Иоанн получил блестящее образование и, кстати сказать, прошёл курс высшего красноречия у того же известного софиста, у которого прежде учился и Василий, несколько лет даже поддерживающий переписку со своим бывшим учителем. Закончив образование, Иоанн предпочёл занятие адвокатурой. Среди знатной молодёжи тогда было принято начинать свою общественную жизнь адвокатурой, ею же в своё время занимался и Василий. И так же, как и Василия, молодого Иоанна возмутил этот действительный мір с его неправдами и злобами, страстями и пороками, открывшийся ему в судах. Изучая Священное Писание, Иоанн всецело предался подвигам благочестия. Наконец, решившись, он удалился в пустыню для отшельнической жизни. Вскоре слухи о нём распространились по окрестностям, и к нему для исцеления потянулись страждущие телом и духом. Здесь Иоанн пишет первые свои труды, в том числе знаменитую книгу "Шесть слов о священстве".
А Василий, продолжая паломничество по святым местам, посетил Иерусалим, после него – Антиохию. В этом городе, где родился Иоанн, Василий был рукоположен во диакона архиепископом Антиохийским. В диаконском сане он занялся изъяснением Священного Писания. В качестве толкователя особую известность Василий стяжал девятью беседами на "Шестоднев", где показал себя знатоком философии и естествознания. Это было особенно ценно в обращении к Богу истинному языческих мудрецов, искавших логических доводов Святой веры. Немного времени спустя, Василий ушёл в своё отечество Каппадокию. Архиепископ Кесарийский, видя его святую жизнь и премудрость, посвятил его в пресвитера и поставил руководителем иноков в Кесарии. Но уже через год Василий приобрёл себе такое уважение, каким не пользовался и сам архиепископ, ещё не довольно опытный в церковных делах, так как был избран на архиерейскую кафедру из оглашенных. По немощи человеческой, архиепископ начал недоброжелательствовать своему ставленнику. Узнав об этом и не желая быть предметом зависти, Василий удалился в Понтийскую пустыню.
Между тем Иоанн, избегнув епископства, когда собор архиереев вынес решение привести его к архиерейскому служению, ещё сильнее предался своему духовному подвижничеству. Четыре года Иоанн провёл в иноческой обители, а затем удалился и из неё, чтобы уединённой жизнью в пещере подвергнуться ещё более суровым испытаниям. Однако, будучи недостаточно крепким физически, он сильно расстроил своё здоровье. По необходимости Иоанн должен был оставить пустыню и возвратиться в Антиохию. Здесь его и посвятил в сан диакона тот самый блаженный Мелетий, который рукоположил Василия в диаконы. Уклонившись ранее от высокого сана епископа, Иоанн теперь смиренно облёкся в диаконский чин.
Наступило время и для Василия, когда он должен был покинуть пустыню, чтобы быть полезным Церкви, возмущаемой арианской ересью. Василия призвал примирившийся с ним архиепископ Кесарийский. Когда, по прошествии времени, этот архиерей мирно преставился, то на его место собором был возведён Василий, как наимудрейший и искуснейший в полемике против еретиков.
В 386 г. благочестивый архиепископ Мелетий предал дух свой Богу. Не прошло и года, как новый епископ, давно зная Иоанна, возвёл его в сан пресвитера. Антиохия того времени была одним из самых больших и богатых городов востока. В ней числилось от 200 000 душ, из которых примерно половину составляли язычники и иудеи, а половину – христиане. Антиохийская Церковь, подобно кораблю, подвергалась нападениям непрестанных ветров. Религиозные потрясения усугублялись сильнейшими нравственными и общественными испытаниями. Поэтому, чуждый звонкого краснобайства Иоанн, сразу завоевал сердца слушателей своими пылкими, убедительными проповедями, которые не читал с листа, а произносил от полноты сердца, вёл живые устные беседы. Проповеди его стенографировались и делались предметом всеобщего разговора. Обладая изумительной способностью отзываться на все явления общественной жизни и движения человеческой души, Иоанн выступал со своим словом открытой обличительной правды. Его речь была одинаково понятна всем классам населения – знатным господам и простолюдинам, доступна и интересна как пожилым, так и юным слушателям. Его толкования Св. Писания отличаются чудесной ясностью, простотой и жизненностью. Так прошло десять лет. А в 397 г. скончался престарелый архиепископ Константинопольский. И тогда на первенствующую кафедру восточной вселенской Церкви Промысел Божий возвёл златоустого пастыря, чтобы сделать из него не только великого святителя, но и великого мученика за правду.
Сегодня мы знаем святителей Василия и Иоанна, прежде всего как составителей современного литургического чинопоследования. С именем святого Василия связана литургия, совершаемая десять раз в году: в навечерия, называемые сочельниками, или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, то есть Крещения Господня; в первые пять воскресений Великого поста, а также в Великие четверг и субботу; и, собственно, в день памяти Святителя 1 января церковного календарного стиля ("старого стиля"). Во все прочие дни года, по чину Устава, за исключением тех великопостных дней, когда предписана литургия Преждеосвященных Даров, совершается литургия св. Иоанна Златоуста. По своему основному содержанию литургия Православной Церкви имеет Божественное происхождение: она получила своё начало в установлении Таинства евхаристии Иисусом Христом и в заповеди Его о постоянном совершении этого Таинства (Мф. 26, 26-29; Мк. 14,22-24; Лк. 22,17-20; Ин. 6,54-59; 1 Кор. 11,23-25). Святые апостолы совершали Божественную литургию по чину Иерусалимской Церкви, по литургии св. апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, поставленного в этот чин Самим Господом Иисусом Христом. Это была литургия всех Апостолов в первые времена христианства. Известно, что св. Василий Великий несколько сократил литургию апостола Иакова для Церкви Кесарийской, а св. Иоанн Златоуст ещё более сократил ту же литургию апостола Иакова для Церкви Константинопольской, не повреждая, однако, её духовной основы и смысловой структуры. Необходимость их решения была продиктована тем, что многие христиане уже тогда стали выражать недовольство в связи с продолжительностью церковной службы. Вовсе не следуя на поводу у ленивых людей, но, снисходя к людским немощам, в предвидении ещё более страшных времён, Святители сократили обычные общественные молитвословия, расширив в то же время молитвы священнослужителей. Пастырь несёт ответственность за немощи словесных овец. А вот употребляемая в настоящее время так называемая римская литургия (месса) поражает изменениями, совершенно удалившими её от типа древних литургий. Так из недр самой западной церкви, из глубины протекших столетий, возникают неопровержимые свидетельства того, что Святая Православная Церковь Востока как во всём, так и здесь, в литургии, верно сохранила апостольское предание. (Настольная книга священно-церковно-служителя)
Святитель Василий Великий был человеком очень болезненным и часто совсем лишался телесных сил. «Непрерывные и сильные лихорадки, - писал он сам, - так изнурили моё тело, что я не отличаюсь от паутины». Но нам известно, что в немощи человеческой сила Божия совершается! За свою высоконравственную и подвижническую жизнь св. Василий назван Великим и прославляется как "палата учёности", "учитель догматов", "слава и красота Церкви Христовой", "светило и око вселенной". Святой Василий пас Церковь Божию восемь лет шесть месяцев и шестнадцать дней, а всех лет жития его было сорок девять. В 379 году, в первый день января он предал душу свою в руки Божии.
Святитель Иоанн Златоуст оставил этот бренный мір 14 сентября 407 года. Ему было шестьдесят лет от роду, и из них он в течение шести с половиной лет прослужил архиепископом, а три года и три месяца провёл в заточении. Он умер от истощения физических сил, следуя по этапу к новому месту своего заточения, и был погребён на пути следования, в церкви Священномученика Василиска рядом с мощами сего угодника Божия. Только в 438 г. святые останки Иоанна Златоуста перенесли в Константинополь.
Когда злополучный император Аркадий, смутно осознавая свою вину за произошедшие в империи злодеяния, обратился к знаменитому синайскому отшельнику Нилу с просьбой помолиться о нём и о державе, тот ответил ему с дерзновением древних пророков: «По какому праву желаешь ты, чтобы царствующий град избавлен был от опустошающих его землетрясений, когда в нём совершаются такие преступления, нечестие с неслыханной наглостью возводится в закон, и когда из него изгнан столп Церкви, светило истины, труба Христова, блаженный епископ Иоанн? Как можешь ты желать, чтобы я согласился молиться об этом злосчастном городе, потрясённом всесокрушающим гневом Небес?» А ведь когда прозвучали эти слова, св. Иоанн был ещё жив, и многое можно было исправить. Но, увы, Бог призывает своих от земли, а трусливые негодяи остаются при своём, то есть ни с чем. Таков естественный отбор. Убиваемая любовь воскресает, а пресловутую "гарантию безопасности" вытирает Бог с лица земли.
Почему же так происходит, что Бог, как будто, не защищает своих, а наоборот, попускает совершению злодеяний, не пресекает зло? Видимо, потому, что Он забирает лучших – тех, кто полностью раскрыл свой внутренний потенциал, проявил себя в этом міре духовно, развился в Духе. Другие же остаются на земле для дальнейшей эволюции. Ну, в общем, не то важно, что зло на земле существует, а то, что люди имеют возможность свободно проявлять себя, несмотря на зло.Никто и не бывает наказан Богом на земле, но только после смерти, если достоин наказания. Это как же так? А вот. До тех пор, пока человек жив, Бог не наказывает его, потому что наказание всегда следует после суда. Пока мера виновности ещё не определена, как можно наказывать? Не наказывает и Бог. Даже у людей наказание преступника следует после вынесения судебного приговора. Тем более Божие наказание за грехи начинается лишь по смерти человека и частного суда души. Все наши беды на земле не являются следствием Божьего наказания, а являются следствием человеческой слабости. На земле выживает не "немощь человеческая", а сильнейший в Духе. Если добро (Божие) будет с кулаками (прежде всего, духовными кулаками, но и не без тех, которые даны нам в теле, для чего-то доброго ведь и они годятся!), будет сильнее зла, оно, конечно, победит. Если же добро (Божие) на земле начинает слабеть и не предпринимает ничего для своего спасения – оно страдает и погибает. Это естественный жизненный процесс, естественный отбор на земле. Погиб не св. Иоанн, он был взят в царство Божие от земли, погиб народ, который оказался недостойным своего пастыря. Хотя, разумеется, иногда Бог вмешивается в течение нашей жизни на правах Создателя и Отца, Царя и Судии, чтобы мудро исправить неверные пути, когда всё человечество начинает двигаться к своей гибели. Ведь не для того Бог создал человека (человечество), чтобы он погиб, но чтобы жизнь продолжалась в Боге.
Полнота жизни проявляется в смерти ради воскресения. Полнота жизни усматривается даже в том факте, что отцы отцов Церкви Христовой Василия и Иоанна Василий и Секунд были один – священник, а другой – воевода. Здесь два свидетельствуют об одном: духовное и светское, гражданское и военное, церковное и царское – то и другое от Бога. Полнота жизни усматривается также и в том, что после смерти Василия и Секунда, оставшиеся без мужей матери сумели воспитать сыновей Василия и Иоанна в отеческом духе. Совсем не то происходит там, где женщины воспитывают своих детей в духе умаления мужской, отеческой стороны. Такие дети утрачивают не только Отечество как таковое. Превращаясь в пролетариев, они уже не понимают значения отцовства в жизни вообще, теряют ощущение царства духа, а затем и Самого Бога, Который есть Отец и Царь всех живущих. Таким образом, сначала в обществе происходит подмена слова Отечество (мужского рода) на слово Родина (женского рода), а затем всё завоёвывает циничная обывательская сентенция: "где спать легла, там и родина". Без Бога в сердце, без царя в голове, шляются по земле неприкаянно, плодя себе подобных себе на погибель. Их матери не признают на своей голове руку мужа, и дети их – заблудились.
Мы дети отцов наших, дети Царские, Божии. Наше Царство – не от крови, не от господства нации, а от Господа Духа, Отца и Сына. Не было такого и не будет никогда, чтобы одна нация господствовала над всеми. Что есть национальность в міре, где перемешаны все нации, и в геноме каждого человека звучат все существующие от столпотворения языки, а отец у всех один – Ной? Поэтому дело не в том, кем является человек по национальному признаку, а в том, кем он сам себя идентифицирует по вере: сыном своих отцов или преемником общечеловеческих ценностей, среди которых, как ни крути, а всё же не находится места таким понятиям как верность и целомудрие. Мы не верим в самовластье плоти; мы верим в самодержавие Духа.
Итак, слово Святых Отцов есть несомненный закон сыновства и право на наследство всегда и в полной мере, безо всяких коррекций и поправок. Обладая словом Церкви, мы наследуем всё, всю полноту жизни в Боге. Сомневаясь в Слове, теряем всё. Но следует отличать истинную Церковь от лжецеркви. Например, там, где умаляется значение Святых Отцов, а тексты и труды святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста корректируются с поправкой на "современные требования" – это уже не Церковь, а апокалипсическая вавилонская блудница. Чтобы не подпасть под её влияние, требуется отнюдь не "немощь человеческая", но сила духа!
понятие о счастье
В Церкви пребывают очень разные люди, как их различать, где духовные, а где плотские? Пожалуй, наиболее ярким признаком отличия человека Духовного, принадлежащего истинной Церкви Христовой, от человека Разумного, склоняющегося к блудной церковной подмене, является понятие о счастье. Это самое острое, самое показательное в человеке, свидетельствующее о его внутреннем состоянии, то есть духе. Какого духа человек, такова и его сила. Можно быть сильным во Христе, а можно – в антихристе. Сильный в антихристе на самом деле слаб, только этого не понимает. А слабый во Христе уже силён силой Святого Духа. Стоит лишь проявить инициативу, раскрыться, развиться, что, собственно и требуется от человека.
Желание быть счастливым присуще всем без исключения; стремление к счастью действительно окрыляет и соединяет в едином возвышенном чувстве. "Что может быть выше счастья!» - одинаково восклицают люди всех времён и народов. Впрочем, некоторые говорят: выше счастья любовь. И они могли бы быть правы, если б в своих отношениях под словом "любовь" подразумевали Бога. Бог один посреди всех и над всеми, Бог есть любовь (1 Иоан. 4,8). Но нет, они называют любовью всё то же субъективное счастье. Что есть любовь в их понимании? Достижение полного исполнения личных потребностей души и тела, удовольствие и удовлетворение, гармония душевных и телесных влечений.
Однако не обязательно быть специально одарённым свыше, чтобы понять простую вещь: такое счастье невозможно. Оно невозможно потому, что все люди на свете разные, нет даже двух одинаковых. Проживая совместно, люди ограничивают свободу друг друга своими потребностями. Один хочет одного, другой – другого. Они несчастны, так как стремятся к разным целям и этим мешают друг другу. Когда кто-то влюбляется, он подсознательно предполагает в своём партнёре исполнение собственных желаний. Но проходит время, и он убеждается, что ошибся. Начинаются взаимные упрёки: это всё так плохо из-за тебя, я думал о тебе лучше. Да не лучше, не лучше, а по-своему!
Чтобы исполнились потребности человека, исключительные в своём роде, а вернее сказать, эгоистические (от слова "эго", что значит я, личность) желания души и тела, необходимо окружить себя людьми, которые бы, отметая собственные потребности и желания, занимались бы удовлетворением похотений данного, избранного человека. Именно так всегда и поступали так называемые "господа", окружая себя несчастными рабами. Были ли они от этого счастливее? Вряд ли. На чужом горе не построишь радости. Грубо говоря, для того, чтобы маньяк был счастливым, нужно, чтобы кто-нибудь всегда подставлялся под его руку; и для того, чтобы извращенец был счастливым, нужно, чтобы кто-то постоянно отдавался в его волю. Господа видят, что рабы исполняют их волю не с желанием, а через силу. А ведь насильно мил не будешь. Молчаливая ненависть рабов сопровождает господ на каждом их шагу. А разве плотская и даже душевная любовь не является подобием рабства, если для счастья одного человека другой должен жертвовать своим личным счастьем? Даже добровольному слуге втайне хотелось бы господского положения, если б он только мог, разве нет? Так о каком счастье речь?
Человек мог бы достигнуть счастья, исключив из своей личной жизни всех, кто стремится к достижению своих собственных целей и уже одним этим ему мешает. Тогда придётся исключить абсолютно всех и остаться в одиночестве. Среди людей мы мечтаем об одиночестве, а сами не можем быть одинокими, ведь всегда нужен кто-то, кто бы удовлетворял нашим потребностям. А вот как было бы хорошо, если б мне прислуживали счастливые рабы! Человек мечтает об обществе "счастливых рабов" и называет это целью всемірной цивилизации через прогресс. Там, в счастливом будущем, я буду господином своего житейского положения, совершенно свободным от всяких неприятных условностей, буду безпрепятственно делать то, что мне представляется счастливым, а меня будут окружать мои счастливые рабы… И так мечтают почти все, только, может быть, неосознанно, на уровне подсознания, или просто не хотят признаться в этом. Потому что вся цивилизация homo sapiens выстраивается на эгоизме, и любой их жизненный лозунг подтверждает мои слова!
Но известный русский кинорежиссёр Андрей Тарковский сказал: «На свете есть нечто большее, чем счастье». Значит, всё-таки есть нечто большее, чем глупая утопия, которую человек высосал из своего греховного разума и сам же в неё поверил как в реальность? Да. К сожалению, люди сроят дом своей души, заведомо устанавливая в нём для себя низкий потолок. Они сами себя ограничивают, когда вкладывают в понятие о счастье только земное, плотское существование и не думают о вечности. Наступает смертный час, душа переступает пределы сей временной жизни с чувством неудовлетворения за свою низкую постройку так и не исполнившегося плотского счастья. Что дальше?
Когда окончится время (а оно непременно кончается сразу после смерти), то уже ничего не исправить. Так почему бы сразу не видеть в счастье нечто большее, чем безсмысленное удовлетворение ненасытной плоти и безконечно страждущей души грешного человека? Не замыкать сознание на земной жизни, а посмотреть дальше, понять, что жизнь на земле – это только часть чего-то более значимого, ради которого нужно теперь не расслабляться, а упереться и потерпеть. В человеке кроме тела и души есть ещё дух, это нас отличает от животных. Как тело, как душа, дух тоже ненасытен. Но, в отличие от смертного плотского міра, неистощим Источник духовного насыщения. И любовь совершенна лишь в духе, в нём одном она имеет вечное, безсмертное наслаждение и свой истинный смысл, впрочем, не отрицая и данной Богом телесной природы, конечно. А меру и назначение того и другого, чтобы не путать одно с другим, и не путаться самому, нужно просто знать. И помнить: душа и тело терпят временные трудности на земле ради вечного счастья за пределами міра сего. Там уже не будет взаимных упрёков, потому что изменятся коренным образом смысл и цель жизни, реально соединённые в Боге.
Вот оно, основное отличие. Homo sapiens видит себя счастливым в "ограждённом городе без границ", то есть в условиях безпредельного мегаполиса-цивилизации. Словом, в таком обществе, где он может чувствовать себя абсолютно свободным в проявлении и достижении любых своих желаний, не задумываясь о степени их греховности, и, в то же время, защищённым от всех неприятных воздействий окружающего міра. Достигнуть такого состояния он надеется путём цивилизационного прогресса, и это одно является его священной мечтой, его религией, всё остальное для него вторично. В том числе и вера в Бога, которую он может не отвергать, но, конечно, и не ставит во главу угла, потому что особенно и не нуждается в ней, а лишь использует в меру своей выгоды. Видимо, не случайно именно Православная Россия в качестве крупнейшего на планете державного государства представляется ему главным препятствием на пути к светлому будущему.



Серия сообще
Рубрики:  ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: НОРМА и экстремизм - нелюди
Проблемы - Вопросы - Ответы
Процесс: ФОРМА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ?
МЫСЛИ: ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ.
Процесс - ДУХ - ЦЕЛЬ - ЛЮБОВЬ.
Процесс - ДУША - ФУНКЦИЯ - НАДЕЖДА.
Процесс - ТЕЛО - СТРУКТУРА - ВЕРА.
БОГ: РАЗУМ-ЖИЗНЬ-ВСЕЛЕННАЯ
ЧЕЛОВЕК: СОЦИУМ
А. Ознакомиться рекомендую - Paul_V_Lashkevich
А. Павел В. Лашкевич. Мои предпочтения.
ЧЕЛОВЕК: БОГ в храме Души
ОПЫТ: ПОЗНАЁМ всем естеством
ПРОЦЕСС - Времени ход
ПРОЦЕСС - Вектор
Слова: КЛЮЧЕВЫЕ ищите
Слова: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ
ЧЕЛОВЕК: ИСКУССТВО,КУЛЬТУРА,РЕМЕСЛО,ТРУД
МОЛИТВА
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: УМ разумный
All Internet
ЧЕЛОВЕК: БОГУ угодно ли?
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: ДУХ - ДУША - ТЕЛО
A. Людська думка і мова
ЧЕЛОВЕК: Божа Істина і Сила - добрі ГУМОР і САТИРА
БОГ: в единстве - БЛАГОДАТЬ и ЗАКОН
ЗВОН КОЛОКОЛОВ
Религия - ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО
РЕЛИГИЯ - Объект - Служитель - Верный - Обряд
ДВИЖЕНИЕ: ЗВУК - ГОЛОС - ПЕНИЕ - МУЗЫКА - ШУМ
TS

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку