Я не сильно был в восторге от этого израильского фильма, который зимой этого года выдвигался на «Оскар». Если честно, совсем не понял, почему им все восхищаются и называют чуть ли не очередным шедевром.
В фильме, действительно, есть нереальной красоты метафоры. Рассказываемые события ужасно трагичные и не могут не вызывать слезу — война, искалеченные судьбы израильских солдат, а также кровавая резня в Бейруте палестинских беженцев, которую устроили христианские фалангисты Ливана после убийства в 1982 году их лидера Жмайеля Башира. В фильме получается, что Израиль наблюдает за всеми этими зверствами как бы со стороны, не принимая активного участия. Поэтому в какой-то момент четко озвучивается мысль о холокосте — якобы после этой жестокой бойни у Израиля выработалось чувство вины и неполноценности к палестинскому народу, как и у Германии после Второй мировой войны к евреям.
На самом деле, как мне показалось, в фильме этого чувства нет, хотя о нем много твердят. Уже в наши дни, по прошествии более 25 лет, участники тех событий рассказывают, что да-да, мол, все было ужасно, мы виноваты и все такое, но поубивали-то этих палестинцев не мы, а христианские фалангисты и политики, которые принимали решения. Более того, все эти солдаты, которым сейчас по 40 лет, уже не помнят или не хотят помнить подробностей тех дней. А у главного героя вообще амнезия, он ничего не может вспомнить. То есть то, что в финале «Вальса» показывают реальную хронику — по улицам Бейрута везде валяются убитые мирные жители, в основном молодые люди, а в самом конце камера останавливается на мертвом палестинском ребенке, над которым летают мухи — кажется фальшивым. Поэтому лично я после просмотра сделал только один вывод — у Израиля, как и у главного героя фильма, отшибло память. В наши дни это государство снова бомбит своих соседей, особо не разбираясь, кто мирные жители, а кто террористы.