-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в JENAVI

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

всегда рада гостям... люблю заниматься домашними д

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2011
Записей: 31344
Комментариев: 1799
Написано: 34616


ТРАДИЦИИ РУССКОЙ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Суббота, 18 Февраля 2012 г. 11:47 + в цитатник
Цитата сообщения LediLana

Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну.
Наиболее широко отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян-католиков, менее широко — у православных южных славян и очень скромно — на Украине и в Белоруссии.


У русских начало празднования традиционной МАСЛЕНИЦЫ приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста, т.е. на так называемое "мясное заговенье", когда в последний раз разрешалось есть мясо. Таким образом, народная Масленица начиналась на день раньше церковной и продолжалась 8 дней.

В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки, например, тесть приглашал зятя “доедать барана”. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы “мясо жгут”. Собственно же “встреча” МАСЛЕНИЦЫ отмечалась далеко не везде: обычно лишь дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами “встречать Масленицу”, веселились, катались с гор.

Основной едой на МАСЛЕНИЦУ были блины (помимо молочных продуктов, яиц и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко - “для родительских душ”, а иногда отдавали нищим также на “помин души”. Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления (помазок, сковородник и др.) давали в руки чучелу МАСЛЕНИЦЫ; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах МАСЛЕНИЦЫ и т. п. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях, ср.: “Ой, мы Масленицу устречали, Мы блинками гору устилали...”

Значительная часть обычаев на Маслянице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегом.

Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или солимой, а иногда устраивали им “целовник” или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Любовно-брачная тематика нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения). Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях. Например, на Украине и в южнорусских областях наиболее известным обычаем было “тягание”, или “привязывание” колодки, когда парню или девушке к ноге привязывали “колодку” — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают продуцирующие обряды аграрно-хозяйственного цикла и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись (ср. Власий, Велес).

Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки "не все коту Масленица, будет и Великий пост", "не житье, а Масленица".



Церковная Масленица - это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту, который включает в себя, кроме "масленичной" недели, предыдущие "всеедную" и "рябую" недели. Во время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и постные дни недели.

После "рябой" недели наступает неделя "масленичная" (по-церковному, "сырная", или "мясопустная" седмица), во время которой уже не едят мяса, но все еще употребляют в пищу молочные продукты, включая сливочное масло и сметану, яйца, рыбу.

Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок — Узкой Масленицы и Широкой Масленицы.

Масленица — это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов и начало нового года сельскохозяйственных работ на полях.

Масленичная неделя в кратком стихотворном изложении:



                              Широкая Масленица — Сырная неделя,
                              Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
                              Печь блины и пьянствовать будем всю неделю,
                              Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
 
                              Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
                              Яркие салазки с горочек скользят.
                              Целый день веселье. Наступает вечер...
                              Накатавшись вволю, все блины едят.
 
                              "ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада.
                              Все гулять-резвиться вышли, как один!
                              Игры и потехи, а за них — награда:
                              Сдобный и румяный масленичный блин!
 
                              Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
                              Каждая хозяюшка колдует у печи.
                              Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
                              Пироги и блинчики — всё на стол мечи!
 
                              А в ЧЕТВЕРГ — раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
                              Ледяные крепости, снежные бои...
                              Тройки с бубенцами на поля выходят,
                              Парни ищут девушек — суженых своих.
 
                              ПЯТНИЦА настала — "ВЕЧЕРОК У ТЁЩИ"...
                              Тёща приглашает зятя на блины
                              И с икрой, и с сёмгой или чуть попроще —
                              Со сметаной, с мёдом, с маслом ели мы.
 
                              Близится СУББОТА — "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ".
                              Вся родня встречается, водит хоровод.
                              Праздник продолжается, общее веселье —
                              Славно провожает Зимушку народ!
 
                              ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает,
                              Душу облегчают в тот "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ"...
                              Маслену соломенную — Зимушку — сжигают,
                              Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
 
                              Пышные гуляния Ярмарка венчает.
                              До свиданья, Масленица, приходи опять!
                              Через год Красавицу снова повстречаем,
                              Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленичная неделя подробно:



Народная Масленица начинается на день раньше церковной "сырной" седмицы — в воскресенье на так называемое "мясное заговенье", когда православным в последний раз разрешается есть мясо (т.е., в отличие от церковной, продолжается 8 дней).
Народная Масленица была самым веселым и шумным, самым разгульным праздником на Руси. Именно отсюда и идут поговорки «Не житье, а Масленица» и др.
Отмечали Масленицу с исключительным размахом: нигде не было ни одного человека, который уклонялся бы от участия в игрищах.
Праздника ждали так сильно, что даже начинали встречать его раньше времени. Уже с субботы перед «мясным заговеньем» отмечали так называемую «малую Масленку», причем делали это своеобразно: дети бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города, и задавали вопрос: «Везешь ли Масленицу?», и если человек отвечал «нет», его били лаптями.
В эту субботу с особым азартом катались с гор на санях, а чаще — на обледенелых рогожах, и это была отнюдь не простая детская забава. Существовало поверье: кто скатится дальше, у того будет больше счастья и богатства.
Русская Масленица всегда славилась блинами, особенно их количеством. «Блин не клин – живот не расколет», «Блины брюха не портят», — памятуя об этих поговорках, обычно съедали огромное количество блинов.
Чаще всего масленичные блины пекли из гречневой муки или из смеси гречневой и пшеничной, реже — из пшеничной.
Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно — «для родителей». Там его склевывали птицы — существовало древнее поверье, что души умерших обращаются в птиц и живут рядом со своими родственниками. Иногда его отдавали нищим и странникам — чтобы они помянули всех усопших.
Также, чтобы закликать Весну, выпекали из теста
«жаворонков»
и «куликов».

Начало Узкой Масленицы

ВОСКРЕСЕНЬЕ "мясного заговенья" — Зачин Масленицы

С утра в домах проводились последние приготовления к предстоящему празднованию Масленицы, готовили праздничный обед, который затем плавно перетекал в ужин.
В этот день в праздничном масленичном застолье особенно широко использовали мясные блюда (с понедельника начиналась "сырная седмица", когда церковь запрещает есть мясо).
Хозяйки готовили разную праздничную снедь без ограничения используемых продуктов.
Доставали из подвалов заранее приготовленные разнообразные наливки, настойки и квасы, варили сбитни.
Обязательно пекли блины, оладьи, пироги-расстегаи и пирожки с разными начинками (по крайней мере, готовили праздничный пирог с мясом и сладкий пирог с яблоками), делали курники, жарили гуся, готовили и украшали домашние пряники, испеченные по своим "тайным" семейным рецептам...
Уже с утра начинали работать масленичные балаганы, проводились веселые игры, катания на лошадях.
Во второй половине дня все ходили друг к другу в гости, дарили подарки и поздравляли с началом Масленицы.

ПОНЕДЕЛЬНИК — Встреча Масленицы

В понедельник Масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни.

В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".

После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, Масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".

Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю Масленицу.

Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.

Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

ВТОРНИК — Заигрыши

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы.

На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов.

В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого".

Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА — Лакомка

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.

А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи!"

Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.

А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Начало Широкой Масленицы

ЧЕТВЕРГ — Разгул, Разгульный четверток


В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.

А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

(Из обычаев европейской Масленицы был взят нынешний обычай американских детей наряжаться на Хэллоуин в карнавальные костюмы и ходить от дома к дому с криками "Trick or treat!" - "угощение или жизнь!"…)

ПЯТНИЦА — Тёщины вечерни

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости!

Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин.

Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

СУББОТА — Золовкины посиделки

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

ВОСКРЕСЕНЬЕ — Прощёный день — последний день Масленицы

Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были “проводы Масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).

ПРИМЕЧАНИЕ. Обычай сжигать чучело Масленицы взял свои начала от языческой Комоедицы, когда в день весеннего равноденствия (день начала астрономической весны) празднично сжигали чучело надоевшей Зимы, тем "помогая" весеннему Яриле-Солнцу быстрее растапливать снега и прогонять зиму. В XVI веке, после учреждения взамен Комоедицы церковной "сырной" седмицы, вскоре получившей народное название Масленица, в последний день Масленицы все еще на старый лад сжигали чучело Зимы, что было весьма нелогично, т.к. в это время слишком рано прощаться с зимой. В скором времени народ эту несуразность поправил, и сжигаемое чучело стали называть "Масленицей", этим сжиганием символизируя конец веселой Масленицы и начало Великого поста.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд “проводов Масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России “проводы Масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».

В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед.

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.

Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Tutto finita — не всё коту Масленица, начинается

Великий пост
.
(Некоторые произносят в этой пословице "не всё скоту Масленица", но они неправы.)
С Чистого понедельника жадные до прибылей церковники надолго запрещают народу есть многие полезные вкусные продукты и заставляют голодать, чтобы у людей оставалось побольше денег на подношения попам.
Церковникам наплевать, что после долгой холодной русской зимы люди ослаблены и весной особенно нуждаются в хорошем полноценном питании. Прибыли для попов превыше всего, потому РПЦ в любых условиях являет собой пример крайне успешного финансово-коммерческого предприятия. И тут ничего не поделать — христианская религия унаследовала многие черты создавшего её хитроумного народа, всемирно знаменитого своей особой тягой к собиранию и накоплению денег и ценностей.
Несмотря на то, что РПЦ предусматривает для народа около 200 постных дней в году, сами попы обычно отличаются дородностью и грузностью тела, а во время постов используют постные меню для приема гостей из мирян, сами предварительно хорошо покушав.
Народ с поповскими
тяжкими смертными грехами неумеренной жадности и алчности в стяжании давно знаком и красочно описал их в своих сказках.


Чистый понедельник — первый день Великого поста

Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.

Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п.

В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
  
 

 

Рубрики:  Праздники./Церковные.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку