"Михаэль": гей-история художника и его музы |
Дорогие мои друзья, простите меня, что я опять забросил свой дневник! Буду исправляться ... и начну с записи о замечательном и романтичном фильме, который рассказывает о глубокой любви между скульптором и его моделью.
Речь идет о кинокартине «Михаэль» («Michael»), снятой в Германии в 1924 году датским кинорежиссером Карлом Теодором Драйером (Carl Theodor Dreyer).
«Михаэль» - это вторая, более близкая к оригиналу экранизацию одноименной гомоэротической пьесы датского писателя Германа Банга, вышедшей в 1902 году. Первым эту историю о любви мастера к своей модели – красивому юноше перенес на экран шведский режиссер Мориц Стиллер в 1916 году, снявший фильм «Крылья». К сожалению, его работа сохранилась лишь частично. А вот судьба «Михаэля» сложилась гораздо более удачно. Кинокартина имела огромный успех и прекрасно сохранилась до наших дней.
В центре повествования – любовь художника по имени Клод Зорет (Claude Zoret) к своей молодой модели по имени Эжен Михаэль (Eugene Michael). Они познакомились и полюбили друг друга в Алжире, где Зорет работал над серией эскизов. Какое-то время они живут вместе счастливо. Юноша становится для художника всем. Однако все же разница в возрасте слишком велика, она дает о себе знать, и постепенно Михаэль охладевает к Клоду.
У него появляются свои знакомые. Так, он общается с дворянской четой Адельскьольд (Adelskjold) и с герцогом Монтье (Monthieu), который влюблен в жену Адельскьольда Алису.
Однажды некая обедневшая графиня заказывает у Зоре свой портрет, хотя он соглашается не сразу. На самом деле, она под предлогом портрета хотела соблазнить мастера и вытянуть у него деньги, однако в итоге замечает, что Эжен более реагирует на нея. Постепенно у Михаэля зарождается чувство к ней. Увидев это, Клод это становится ударом для Клода.
Впоследствии Михаэль продает графине свой портрет, который написал и подарил ему когда-то Клод, а потом начинает красть у Зорета и продавать женщине те рисунки и эксизы, которые художник сделал в Алжире, где они впервые познакомились. Михаэль говорит мастеру, что ему надоело быть его моделью – но это не меняет отношения к нему мастера, Зорет по-прежнему любит его. И все же в конце концов юноша уезжает вместе с ней.
Одновременно с этим происходит еще одна трагедия – Адельскьольд, узнав об отношениях герцога к Алисе, убивает его на дуэли.
Убитый горем Зорет пишет картину «Иов - человек, который потерял все». На вернисаже, где художник выставил свой холст, зрители восторгаются глубиной его искусства и называют его «живописцем скорби». Завершив полотно, Клод серьезно заболевает. Рядом с ним находится его давний преданный друг, Чарльз Свитт, который всегда был рядом рядом рядом в трудную минуту, никогда не говорил о Михаэле дурного слова, чтобы не расстраивать друга. Свитт пишет Эжену письмо о том, что Зорет умирает и очень просить его приехать. Однако графиня не дает письму дойти до юноши. В итоге художник умирает, так и не увидев возлюбленного. Последними его словами стали: «Теперь я могу спокойно умереть, потому что увидел истинную любовь».
Роль Зорета сыграл датский актер и режиссер Биньямин Кристенсен, Михаэля – Вальтер Слезак, образ графини на экране воплотила Элеонора Грегор. Фильм вышел в прокат в 1924 году. В отличие от некоторых других ЛГБТ-фильмов (как, например, «Не хочу быть мужчиной), он не был запрещен. Возможно это связано с тем, что гомоэротические чувства показаны в нем очень тонко и платонически, а к таким проявлениям однополой любви в те годы относились во многом спокойно. В эту эпоху набирала силу первая волна гей-эмансипации, одним из главных центров которой стала именно Германия, в которой к тому времени уже существовало организованное гей-движение, выходил первый в мире гей-журнал, работал Институт исследования сексуальности, основанный Магнусом Хиршфельдом. И, к слову, именно в этой стране страна вышел на экраны первый пронзительный фильм о жертве гомофобии – «Не такой, как все». Поэтому отношение к ЛГБТ в Германии было достаточно терпимым.
Вскоре «Михаэль» был показан и за рубежом – в Великобритании он шел под названием «Heart’s Desire», а в США, где премьера состоялась в 1926 году, он был известен под названием «Michael, Chained: The Story of the Third Sex». (см. Vito Russo, The celluloid closet: homosexuality in the movies Harper Collins Publishers; 1st Edition (July 1981). p.22.)
Кинокартина была настолько известна, что сам Альфред Хичкок снял по ее мотивам фильм «Мерзавец» (1925). (Michael Walker, Hitchcock’s motifs, Amsterdam University Press (January 1, 2006). p. 329.)
Это был один из первый гей-фильмов в истории, где отношения между мужчинами были показаны с такой пронзительностью и глубиной. Надо сказать, что «Михаэль» и сегодня смотрится живо и свежо.
Спасибо Вам огромное за внимание и интерес!
До новых встреч!!!
Ваш Андрей
|
Метки: кино история ЛГБТ геи |
ЛГБТ в истории Польши |
УЗдравствуйте, дорогие друзья! Как мы знаем, геи и лесбиянки были всегда и везде, но относились к ним порой по-разному. Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, как жилось ЛГБТ на протяжении столетий в такой стране, как Польша.
Польша занимает особое место в истории гомосексуальности. Дело в том, что это единственное государство в западном мире, власти которого никогда так и не ввели наказание за однополые отношение, и польские геи могли чувствовать себя хотя бы немного спокойнее, чем ЛГБТ в других странах Европы.
Польское государство возникло еще в X веке, в к XVI веку оно стало одним из ключевых государств в Европе, объединившись в 1569 году по условиям Люблинской унии в единое государство с Литвой – Речь Посполитую. Примеры существования однополых отношений в Польше можно найти в первые же века существования этого государства. Так, польский историк XV века Ян Длугош (Jan Dlugosz) обличал в «содомии» короля Болеслава II Смелого (1076-1079 гг.), а также сообщал, что в однополых связях состоял и король Владислав III Варненьчик (1438-1444), который провел два похода против турок и погиб в сражении при Варне в 1444 г. в возрасте 20 лет (отсюда и его прозвище). Историк утверждал, что король не оставлял своей страсти к мужчинам и в о время пребывания в войске. По мнению Длугоша, причиной поражения Владислава как раз именно то, что накануне битвы он переспал с мужчиной. Это единственный король-крестоносец, который не был канонизирован. К слову, сообщается, что Длугош утверждал, что король «набрался» этого «греха» у жителей Руси, среди которых, по его словам, однополые отношения были очень распространены. Конечно же, гомосексуальность распространена в любом обществе примерно одинаково, однако на Руси, действительно, к геям издревле относились гораздо терпимее, чем во многих других странах, и сегодняшняя гомофобия – лишь плод последнего столетия.
Гомосексуальность в Европе была частым обвинением в адрес политических или религиозных оппонентов – так, католики обвиняли в «содомии» кальвинистов, а кальвинисты – католиков. Это был один из грехов, которым пытались дискредитировать противника. Однако на самом деле большинство религиозных деятелей высказывались о гомосексуальности с возмущением. Так, писатель-кальвинист и проповедник Павел Гиловский (Paweł Gilowski) с возмущением писал о том, что некоторые землевладельцы вступают в интимные отношения со своими работниками. Вацлав Потоцкий (Wacław Potocki) с отвращением писал о том, что мужчины в имениях и усадьбах, не желая смотреть на «прекрасный пол», предпочитают молодых юношей, работающих на дворе. (Piotr Oszko. Why I Do Not Want to Write about Old-Polish Male-Gedders: A Contribution to the “Archeology” of Gay Studies in Poland.)
Кстати, не стоит забывать, что в 1573 году на короткое время правителем Польши стал Генрих Валуа, известный своей неоднозначной сексуальностью.
Трансгендерность также не встречала понимания. В 1561 году некий мужчина по имени Войцех (Wojciech) из города Познань был предан суду за то, что в течение десяти лет (!) одевался в женские наряды. В Кракове он познакомился с мужчиной по имени Себастьян Слодовник (Sebastian Słodownik), вступил с ним в фактический брак и прожил с ним вместе два года. Через какое-то время он уехал, а впоследствии вновь вернулся в Краков и вступил в брак с горожанином по имени Вавринец Влошек (Wawrzyniec Włoszek). Все эти годы окружающие считали его женщиной. В результате он был осужден, признан виновным и казнен.
Интересные сведения об отношении к гомосексуальности в польском обществе можно найти в книге Валериана Неканда Трепки (Walerian Nekand Trepka,) "Liber generationis plebeanorum" (Liber “chamorum”,1624-1640). Это сборник сведений о различных представителях дворянства, порой вымышленных, а также всевозможных историй и даже сплетен. Им не всегда можно доверять, но сами сюжеты вызывают интерес, поскольку они показывают, что именно могло привлечь внимание общества, и какие случаи становились предметами обсуждения. Так, по сообщению Валериана Трепки, некий мужчина по имени Петр Кшиштопорский (Piotr Krzysztoporski) имел со своим слугой сношения in posticum (говоря нашим языком, анальный секс), и наложил на него «заклинание Венеры».
Гомосексуальность и трансгендерность время от времени проявлялись и в среде высшего общества, где польские геи могли чувствовать себя более раскованно. Так, по словам мемуариста Марцина Матусевича (Marcin Matuszewicz), аристократ литовского происхождения Януш Александр Сангушко (Janusz Alexander Sanguszko) из города Дубно на западе современной Украины, предпочитал мужчин своей супруге, красавице Констанции Денхофф (Konstancja Denhoff), которая вернулась в родительский дом, так и не познав брачной жизни с ним. Сангушко был неравнодушен к возвышенным и утонченный юношам и осыпал их богатыми дарами. Одному из своих возлюбленных, по имени Кароль Шидловский (Karol Szydłowski), мужчина в итоге подарил принадлежавший ему город Козмин и семнадцать деревень. Несмотря на то, что гомосексуальные отношения принца вызывали гнев его отца, о словам историка и мемуариста Енджея Китовича (Jędrzej Kitowicz), почти все мужчины, которых любил Сангушко, прожили благополучную жизнь, удерживая благое положение в обществе даже после того, как расставались с ним. Исключением стал несчастный мужчина по имени Казимир Хилиньский (Kazimierz Chyliński), которого влиятельный отец принца отправил в Гданьск, где он провел 12 лет в заточении. Гомосексуальные отношения Сангушко вызвали такую ярость его отца, что в какой-то момент, после серьезных угроз, в ходе которых отец заставил сына передать ему имеющееся у него состояние, он стал вести более скрытый образ жизни, встречаясь с мужчинами тайно. (Why I Do Not Want to Write about Old-Polish Male-Gedders: A Contribution to the “Archeology” of Gay Studies in Poland. Piotr Oczko).
Еще один аристократ, Ежи Марцин Любомирский (Jerzy Marcin Lubomirski), представитель известного клана магнатов, как сообщается, был неравнодушен к мужчинами и был влюблен в одного казака. Кроме того, он, видимо, был склонен к трансгендерности и появлялся на людях в женском наряде – так, он предстал в образе женщины на одном из балов в Варшаве в 1782 году.
Порой встречаются и совсем необычные истории – например, в книге рассказывается о том, что гомосексуальность становилась объектом колдовских чар. Например, в 1608 году колдунья по имени Ленкова (Lenkowa) искупала в травяных настоях молодого человека по имени Станислав Скшипчак (Stanisław Skrzypczak), чтобы приворожить к нему его господина по имени Миколай Турковецкий (Mikołaj Turkowiecki). Однако после того, как семейная жизнь Миколая с женой разладилась и резко обострились отношения с тещей, он попросил колдунью вновь снять чары, чтобы больше не испытывать страсти к юноше. (Małgorzata Pilaszek, Procesy o czary w Polsce w wiekach XVI-X V III, Universitas, Cracow, 2008, 411.)
Любопытно, что при всем при этом, польское государство так и не ввело наказание за гомосексуальность. Впервые на территории страны однополые отношения стали наказуемыми лишь тогда, когда Польша уже находилась в составе Российской империи, где в 1832 г. однополые отношения стали преступлением (хотя эта норма не соблюдалась).
Сведения о лесбиянках очень скудны, да это и понятно – лесбиянок в целом меньше, чем геев, к тому же сексуальность женщин, которые имели низкое положение в средневековом обществе, мало кого интересовала. Однако в более позднее время уже появляются некоторые имена. Например, одной из известных лесбиянок (или, скорее, лесбиянок) считается известная писательница и феминистка Габриэлла Нарциза Жмиховска (Narcyza Żmichowska, 1819-1876), у которой были отношения с женщиной по имени Паулина Збышевска (Paulina Zbyszewska). Свои лесбийские переживания Жмиховска в завуалированной форме выразила в романе «Язычницы» (1846 год), а в книге стихов «Белая роза» (1851 год) можно найти признание в любви к женщине.
* * *
|
Метки: ЛГБТ геи лесбиянки история Польша общество |
"Не такой, как все" (1919): пронзительная драма о гей-любви |
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мне хотелось бы обратиться к теме ЛГБТ-кино и рассказать Вам, пожалуй, об одном из самых известных гей-фильмов всех времен, которому в этом году исполняется уже 97 лет.
1919 году на экраны вышел один из самых первым ЛГБТ-фильмов в истории, который перевернул кинематограф. Киноленты, в которых обыгрывались эксперименты с гендером, появлялись и раньше, но эта работа стала качественно иной. В ней нет ни переодеваний, ни комической двусмысленности половых ролей, а однополые чувства подаются открыто и прямо. Это пронзительная и открытая история молодого гомосексуала, жизнь которого перечеркнута гомофобией государства, общества и семьи. Впервые тема сексуальной инаковости была раскрыта во всей остроте - фактически, это первый серьезный фильм о геях.

Лента кинорежиссера Рихарда Освальда (Richard Oswald) под названием "Не такой, как все" ("Anders als die Andern") и буквально взорвала общество тем, насколько открыто, остро и прочувствованно в ней была рассказана нелегкая судьба гея, вынужденного жить среди ненависти и неприятия. Примечательно, что в создании фильма принял участие выдающийся сексолог и один из первых борцов за права ЛГБТ, основатель Института сексуальных исследований в Берлине Магнус Хиршфельд, который сыграл в нем самого себя.
Фильм начинается с того, что молодой талантливый скрипач по имени Пауль Кернер читает в газетах заметки о загадочных самоубийствах мужчин. Однако он понимает, что речь идет о таких же, как и он, гомосексуалах, которые не вынесли страха уголовного преследования по печально знаменитому параграфу 175.
Сам Пауль давно пытался избавиться от своей гомосексуальности, он даже обращался к шарлатану, который лечил его гипнозом. Мучения Пауля прекратились тогда, когда он встретил доктора Хиршфельда, который поделился с ним своими взглядами на гомосексуальность, сильно отличавшимися от позиции современной на тот момент науки.
Вскоре в доме Пауля появляется молодой человек по имени Курт, который хочет брать уроки у известного музыканта. Юноша вызывает симпатию у музыканта, и тот соглашается обучать его. Учитель и ученик становятся близкими друзьями и проводят время вместе.

Однако во время прогулки по городу они внезапно встречают Франца Боллека, бывшего возлюбленного Пауля. Мужчина начинает ревновать и грозится заявить в полицию о гомосексуальном скрипаче, требуя денег. Сперва Пауль, боясь преследований, откупается от него. Однако, когда вымогательство становится невыносимым, он отказывается платить дальше и вручает себя в руки судьбы.
Взбешенный Франц вламывается в дом Кернера и грабит ее, однако тут в нее возвращаются Пауль и Курт. Пораженный поведением Боллека, ученик музыканта ввязывается в драку с ним, на что тот обвиняет юношу в том, что он является любовником скрипача. Шокированный этим Зиверс, который был гетеросексуален, бросается прочь из дома учителя и даже покидает город.
Франц реализует свою угрозу и заявляет о своем бывшем возлюбленном в полицию. Начинается суд, на котором в защиту молодого музыканта выступают известные люди, и среди них - доктор Хиршфельд, который произносит пламенную речь о том, как тяжела судьба гомосексуалов, постоянно живущих в атмосфере страха и ненависти.
В итоге Боллека признают виновным в вымогательстве и приговаривают к трем годам тюремного заключения, а Пауля осуждают за гомосексуальность, назначив ему символическое наказание в виде недели домашнего ареста. Однако дело получило большой общественный резонанс, Паулю отказывают в праве выступать, его семья подвергается травле, и даже родители начинают доказывать ему, что теперь у него остается только один выход. И молодой, талантливый мужчина поканчивает с собой.
Узнавший об этом Зиверс винит себя в смерти друга и тоже хочет наложить на себя руки, но его останавливает доктор Хиршфельд.
Надо сказать, что фильм произвел неизгладимое впечатление на современников - впервые они воочию увидели, через что проходят люди, живущие бок о бок с ними, но в словно в другом мире. Перед премьерным показом в Берлине в 1919 году Хиршфельд обратился к аудитории с речью, в которой напомнил зрителям о том, как трудно жить гомосексуалам в условиях окружающей их ненависти, и выразил надежду, что фильм поможет людям осознать серьезность этой проблемы.
Кинокартина была неожиданной даже для Веймарской Германии, и в 1920 году кинокартина была запрещена цензурой, большинство копий было уничтожено, сохранились лишь перезаписи, вывезенные за границу (по James Steakley, "Anders als die Andern". Ein Film und seine Geschichte" // Bibliothek rosa Winkel., Bd. 43, Männerschwarm-Verlag, Hamburg 2007)
Примечательно, что никто из создателей фильма, кроме Хиршфельда, не был гомосексуалом. Поэтому тот факт, что гетеросексуальные мужчины взялись за работу над таким фильмом, все же говорит много об уровне толерантности в обществе тогдашней Германии по сравнению с многими другими странами, даже если судить по меркам сегодняшнего дня.
В дальнейшем участие в этом фильме не стало ни для кого из этих людей препятствием в продвижении карьеры. Однако в 1933 году Освальд и Хиршфельд были вынуждены покинуть Германию из-за еврейского происхождения. Через два года Хиршфельд скончался во Франции. Освальд через годы снова вернулся на родину и продолжил работать. Исполнитель главной роли Конрад Фейдт (Conrad Veidt) к концу 1920-х стал одним из самых высокооплачиваемых немецких актеров и даже снимался за рубежом, в Великобритании.
В 1933 году он вступил в имперскую палату искусств и снялся в популярном тогда фильме "Вильгельм Телль". Однако после участия в съемках антинацистского фильма "Еврей Зюсс" (1934) в Англии он стал персоной нон грата у себя на родине. Актер продолжил успешно сниматься за рубежом, в частности, он исполнил роль джинна Джафара в знаменитом фильме "Багдадский вор" (1940) по мотивам "Тысячи и одной ночи".
Фриц Шульц (Fritz Schulz), сыгравший Зиверса, успешно снимался дальше, но в годы нацизма был изгнан из киноиндустрии в связи с тем, что его считали евреем, и он уехал в Австрию, где продолжил карьеру. В 1938, после аншлюса Австрии, Шульц попал в концентрационный лагерь, однако благодаря заступничеству своей влиятельной жены Агнессы Эстерхази был освобожден и бежал в Швейцарию, вернувшись на родину лишь годы спустя, продолжая сниматься.
Рейнолд Шюнцель (Reinhold Schünzel), исполнивший роль Боллека, будучи наполовину евреем, покинул Германию в 1937 году и осел в США, где также продолжил свою карьеру, пусть уже не так удачно.
Несмотря на то, что этому фильму исполняется уже 95 лет, он, к сожалению, по-прежнему актуален для всех нас - ведь страх, ненависть и отчуждение по-прежнему окружают геев во многих странах, в том числе и в России, пусть гомосексуальность и исключена из уголовного
Для всех нас он служит напоминанием о том, как ненависть ломает жизни и судьбы, и как важно сделать все, чтобы приблизить день, когда эта боль и ужас останутся только на старой черно-белой пленке, напоминая о страшном прошлом.
Спасибо Вам за внимание. и до новых встреч)
|
Метки: история кино культура искусство ЛГБТ геи гомосексуальность Германия мужчины любовь |
Голубая кисть и сцена "Серебряного века" |
Дорогие друзья! В прошлый раз я начал рассказ о гомосексуальных деятелях Серебряного века, посвятив первую часть мастерам литературного творчества. Давайте же продолжим наш небольшой экскурс и вспомним о людях, которые вдохновлялись однополым чувством и выражали свои чувства на холстах и на сцене.
Итак, как мы помним, другом гомосексуального поэта Михаила Кузмина по кружку Гафиза был художник Константин Сомов (1869-1939), яркий представитель русского модерна, член объединения «Мир искусства». Еще в гимназические годы он влюбился в своего одноклассника по гимназии Мая Дмитрия Философова, впоследствии крупного публициста и общественного деятеля. Как пишет И.С. Кон, c Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились. По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Известно, что из-за болезни Дмитрия отправили на лечение в Италию, а Сомова отец забрал из гимназии, поскольку юноше давались тяжело естественные предметы, и он мог не окончить гимназию с успешными отметками.
Во взрослом возрасте Сомов вновь стал общаться с ним, однако былая любовь осталась в прошлом, потому что сердце Дмитрия уже было занято его двоюродным братом Сергеем Дягилевым (1872-1929. И.С. Кон в своей книге пишет: «Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь». В начале 1898 года Дягилев и Философов организовали и провели выставку русских и финских художников в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге, и именно благодаря этой выставке «мирискусники» смогли громко заявить о себе. Летом того же года она прошла в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Первый номер журнала «Мир искусства» вышел в ноябре 1898 года, в нем была опубликована первая статья о Сомове, написанная Бенуа.
В 1910 г. Сомов временно жил в Москве, выполняя портрет супруги коллекционера Гиршмана, и посещал московские музеи, театры и капустники. Там он познакомился с молодым танцовщиком-любителем Николаем Позняковым. Знакомство продолжил дома у Познякова. В январе 1910 г. записал в дневник: “Был вчера вечером у Познякова, московского танцора. Сентиментальный, восторженный, неумный, но милый…” Николаю Степановичу был тогда 31 год. Для своего возраста он удивительно молодо выглядел, если судить по портретам работы Сомова. А сделал их Сомов не более не менее как пять в разных техниках. Позже Позняков стал балетмейстером, потом подвизался как пианист и умер профессором консерватории по классу фортепиано в 1941 году. Но известен он более всего как модель Сомова.
Подробности романа неизвестны, но он развертывался в 1911 г. в Петербурге, где Позняков бывал наездами, и тогда рисование продолжалось. Как раз в это время племянник Сомова Женя Михайлов был отправлен к дяде из-за скарлатины брата, и, по его воспоминаниям, Сомов рисовал не только голову Познякова. Позняков “позировал затем в тигровой или леопардовой шкуре во весь рост в балетной позе – это было очень живописное зрелище, в особенности когда он становился для позирования. Иногда он переходил из комнаты в комнату, делая балетные па”. Но продолжаться долго этот роман не мог, так как жили они в разных городах и менять местожительство не собирались.
В сентябре 1910 г. у Сомова появилась в Петербурге другая модель, гораздо более молодая – 18-летний Мефодий Лукьянов. Для более плотного позирования Мефодий поселился у Сомовых, где он быстро стал своим и получил у художника и его близких (сестры, племянника) прозвище Миф, Мифа, иногда Мифетта. Мужчины вскоре полюбили друг друга. Продолговатое лицо с орлиным носом, масляные глаза и темно-каштановая шевелюра Мифа затем можно было видеть на многих сомовских портретах. Февральскую революцию 1917 года они встретили вместе, как вспоминал впоследствии Сомов, тем зимним утром они шли по улице, “держась за руку. Народ приветствовал полк моряков. Мы с этим полком шли рядом всю Морскую” В 1918г. Сомов написал маслом большой портрет Лукьянова (“Мифин портрет”), очень домашнего – сидящего в пижаме и халате на диване. Портрет был приобретен музеем Александра III (Русский Музей). Вместе снимали дачу, вместе оказались в эмиграции. В 1928 г. в Париже Мефодий устраивал выставку Сомова. Так они и жили вместе (Ротиков называет это образцовым браком) 22 года – до самой смерти Мефодия Георгиевича в Париже от туберкулеза.
Заболел Миф весной 1931 г., и Новый 1932 год Сомов встретил у постели больного, который “стал очень тих и кроток и со мной очень нежен -от этого у меня разрывается сердце”, – пишет Константин Андреевич сестре в Россию. – “После окончания моей дневной работы Мефодий просит меня всегда ему показывать, что я успел сделать. Вчера моя акварель ему так понравилась – день у него был грустный, мрачный, – что он стал над нею плакать. И у меня потекли слезы, так мне было его жаль и так мне стало за него грустно…”.
В феврале Константин Андреевич сообщает сестре: “За эти тревожные дни я так много передумал о Мефодии, о том, что я часто был очень гадким, жестоким. Что все его вины – маленькие, ничего не значащие и что у меня просто придирчивый нрав. Что меня никто так не любил, как он”. Но любезно добавляет: “Кроме, конечно, тебя”. Еще через несколько дней: “Каждая минута моей жизни теперь мука – хотя я делаю все, что нужно, – ем, разговариваю с посетителями, даже работаю немного, – мысль о Мефодии и о предстоящей разлуке меня не покидает. Теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше”. Мефодий захотел исповедоваться и причаститься, но боялся об этом сказать Константину, зная, что тот неверующий. Сомов просил не считать его за злого дурака, ведь он, конечно, согласен, раз Мефодию это даст облегчение. “Что у него, несчастного происходит в душе? Великий страх, отчаянье расставаться с жизнью?”
В марте в письме сестре сказано даже больше: “Вчера и третьего дня Мефодию было очень скверно, задыхался, мучился… Вчера, лежа на тюфяке, на полу у его постели, я пытался мысленно молиться – это я! вроде: Боже, если ты существуешь и печешься о людях, докажи, спаси мне Мефодия и я поверю в тебя! Но … это слабость моя! Разум, логика, видимость – все против существования бога милостивого и умолимого…”.
Умирая, Лукьянов с умилением обводил напоследок глазами все вокруг и говорил: “Наша комната, наш китаец, наша Анюта, портрет прадеда…”. Чей прадед – его ли, Сомовых ли, не все ли равно. Наше.. .Последние слова были (очень нежно): “Костя … до свиданья”.
Умышленно эпатировал публику, вызывая всеобщие пересуды, уже неоднократно упомянутый нами основатель журнала “Мир искусства” и создатель нового русского балета Сергей Дягилев (1872-1929). Один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», этот выдающийся антрепренер стал одной из самых ярких фигур в истории русской культуры. Не будучи сам творцом, он сумел мобилизовать силы и энергию множества одаренных людей и вместе с ними поднял российское сценическое искусство на качественно новый уровень.
Разносторонне талантливый и предприимчивый человек, Дягилев рисовался своим дэндизмом, а “при случае и дерзил напоказ, не считаясь à la Oscar Wilde с “предрассудками” добронравия и не скрывая необычности своих вкусов на зло ханжам добродетели…”
Первой известной любовью Дягилева был его двоюродный брат Дмитрий Философов (1872-1940). Обладатель “хорошенького, “ангельского” личика”, Философов уже в петербургской гимназии Мая привлекал к себе недоброжелательное внимание одноклассников слишком нежной, как им казалось, дружбой со своим соседом по парте, будущим художником Константином Сомовым.
Александр Бенуа, который учился с Философовым и Сомовым в одном классе, вспоминал: «Я даже остро возненавидел тогда Диму. Раздражало меня в нем и то, что этот мальчик слишком откровенно выражает свое презрение ко всему классу, выделяя лишь своего соседа по парте — Костю Сомова. С ним зато он держал себя совсем «как институтка», поминутно обнимаясь и чуть ли не целуясь. Впрочем, тогда я пе усматривал в этом чего-либо специально предосудительного, и мне эти излияния казались просто неуместными и мужскому полу неподобающими». “Оба мальчика то и дело обнимались, прижимались друг к другу и чуть что не целовались. Такое поведение вызывало негодование многих товарищей, да и меня раздражали манеры обоих мальчиков, державшихся отдельно от других и бывших, видимо, совершенно поглощенными чем-то, весьма похожим на взаимную влюбленность”. ”Совершенным ребячеством было и все его поведение в гимназии, его манера держаться — особенно выражение его дружеских чувств к Диме Философову: непрерывные между обоими перешептыванья, смешки продолжались даже и тогда, когда Костя достиг восемнадцати, а Дима шестнадцати лег. Да и с виду Костя маломенялся и оставался все тем же «мальчуганом», каким я его застал, когда поступил в гимназию. Кстати сказать, эти «институтские» нежности между ним и Димой не имели в себе ничего милого и трогательного, однако я был тогда далек от того, чтобы видеть в этих излияниях что-либо предосудительное.”
После ухода Сомова из гимназии, его место в жизни Димы занял энергичный, румяный, белозубый Дягилев, с которым они вместе учились, жили, работали, ездили за границу и поссорились в 1905 году, когда Дягилев публично обвинил Философова в посягательстве на своего юного любовника.
Примечательно, что, будучи явным гомосексуалом, Философов некоторое время пытался бороться со своей сексуальной ориентацией. Во многом это было связано с его общением с Мережковским и Гиппиус.
Мережковские познакомились с Философовым в Италии в 1892 г. Их знакомство закрепилось в конце века, когда все трое работали в «Мире искусства». В 1898 г. Гиппиус и Философов начали переписываться. Из самого раннего, дошедшего до нас письма Философова (от 7/19 апреля 1898 г.) мы узнаем, что Гиппиус настаивала на эпистолярных отношениях полной «биографической откровенности», то есть на обсуждении интимных подробностей личной жизни каждого. Она хотела вмешаться в периодически возобновлявшийся роман Философова с двоюродным братом, Дягилевым, начавшийся в 1890 г., когда молодые люди отправились в свой grand tour после окончания университета. Философов отверг предложение Гиппиус об эпистолярной близости.
Мережковский согласился с выбором жены и принял Философова как члена тройственного союза. В своем новообретенном христианско — апокалиптическом рвении Мережковские хотели спасти его, «тонущего» в «дягилевской пучине», где секс не сублимировался, а в области эротики не было ничего метафизического. Они пытались заручиться помощью Вальтера Нувеля, музыканта и члена дягилевского кружка, тоже влюбленного в Философова. Прибегая к своей старой тактике треугольников, Гиппиус надеялась задействовать эротическое соперничество Нувеля с более сильным Дягилевым. Философов, яблоко раздора между Мережковскими и преимущественно гомосексуальным кругом Дягилева, несколько лет метался между ними. По — видимому, он боролся со своей гомосексуальной идентичностью, что помогает понять, почему он оказался с Мережковскими, но после нервного срыва в конце 1901–го — 1902 г. вернулся к Дягилеву. Они снова путешествовали по Европе и какое‑то время пробыли в знаменитой клинике Крафта- Эбинга в Граце, специализировавшейся на лечении неврастении и сексуальной «психопатологии», в том числе гомосексуализма. Возможно, Философову пришлось обратиться в клинику Крафт — Эбинга из‑за последствий предпринимавшихся им попыток обуздать свое гомоэротическое желание, пока он жил с Мережковскими.
В 1903 г. Философов окончательно решился сойтись с ними, а в 1906 г. он стал постоянным членом их семьи и прожил с ними 15 непростых лет. За несколько лет до этого вокруг Мережковских сформировался кружок, к которому принадлежали Розанов, Философов, Нувель, Бенуа, Бакст, Владимир Гиппиус и Петр Перцов (впоследствии редактор журнала Гиппиус «Новый путь»), где обсуждалась «неразрешенная тайна пола» в связи с Богом. Это переплетение религии и пола, отвечавшее острому интересу декадентской эпохи к обоим вопросам, развивалось под влиянием эротизированных религиозных воззрений Соловьева...
Между тем, уже упоминавшийся Дягилев был исключительным гомосексуалом, в его жизни было несколько ярких гей-романов. Особого рассказа заслуживает история отношений Дягилева с выдающимся танцовщиком Вацлавом Нижинским. Судя по всему, Нижинский был бисексуалом с явным тяготением в сторону гомосексуальности. В своих дневниках он вспоминает о первом случайном гетеросексуальном опыте в юношеские годы в публичном доме: «Я не знал, как себя развеселить, и пошел с Анатолием Бурманом, моим другом, к кокотке. Мы пришли к ней, и она нам дала вина. Я выпил вина и был пьян. Я в первый раз попробовал вино. Я не любил пить. После вина у меня закружилась голова, но я не потерял сознания. Я ее употребил. Она меня заразила венерической болезнью. Я испугался и побежал к доктору».
Помочь ему с лечением смог князь Павел Львов, известный своей гомосексуальностьью и ставший его первым мужчиной: «Познакомился с человеком, который мне помог в этой болезни. Он меня любил, как мальчика мужчина. Я его любил, ибо знал, что он мне хочет хорошего. Этого человека звали князь Павел Львов. Он мне писал влюбленные стихи. Я ему не отвечал, но он мне писал. Я не знаю, что он в них хотел сказать, ибо я их не читал. Я его любил, ибо чувствовал, что он меня любит. Я хотел с ним жить всегда, ибо я его любил.»
Львов осыпал Вацлава подарками и поддерживал его семью. Когда его сестра Бронислава Нижинская, тоже танцовщица, поранила ногу, князь отвез ее к врачу и этим фактически спас ее дальнейшую карьеру.
Надо сказать, что эти отношение встретили одобрение матери Вацлава Элеоноры. Этому было две причины: во-первых, Нижинская стремилась поддерживать гомосексуальные устремления сына, поскольку считала, что гетеросексуальный брак может поставить под угрозу его карьеру танцовщика, а во-вторых, ей очевидно льстило, что ее сына выбрал в партнеры столь знатный и богатый человек, как князь Львов.
Львов, возможно, постепенно охладевая к Нижинскому, свел его с неким «польским графом», с которым у танцовщика также завязались непродолжительные отношения и который, по воспоминаниям Вацлава, купил ему фортепиано.
И, конечно же, именно Львов познакомил Нижинского с Дягилевым...
Продолжение: Голубая кисть и сцена Серебряного века
|
Метки: история культура Россия общество поэзия живопись искусство балет театр ЛГБТ любовь гомосексуальность однополые отношения |
"Голубая" лира Серебряного века: геи в российской литературе начала XX столетия |






|
Метки: Серебряный век поэзия стихи история культуры литература ЛГБТ геи |
"Прости меня..." |

|
Метки: гомосексуальность нетрадиционная ориентация любовь боль жизнь стихи |
Гомосексуальность сквоз века. Древний мир. Индия |
|
Метки: история индия лесбиянки геи толерантность гомосексуальность нетрадиционная ориентация |
Причины гомосексуальности |
|
Метки: наука лесбиянки геи гомосексуальность нетрадиционная ориентация |
"Я всё б отдал, чтоб быть с тобою рядом..." |
|
Метки: геи гомосексуальность стихи поэзия одиночество отчаяние боль суицид |
Хождение по мукам |
|
Метки: геи гомосексуальность одиночество дискриминация общество лгбт |
Гомосексуальность сквоз века. Древний мир. Месопотамия |
|
Метки: история геи гомосексуальность месопотамия |
Гомосексуальность сквоз века. Древний мир. Месопотамия |
|
|
Гомосексуальность сквоз века. Древний мир. Месопотамия |
|
|
Гомосексуальность сквоз века. Древний мир. Месопотамия |
|
|
Гомосексуальность сквозь века. Древний мир. Египет |
|
Метки: геи гомосексуальность толерантность история древний египет |
такая традиционная "нетрадиционная" ориентация |
|
Метки: лесбиянки геи толерантность гомосексуальность |
Давайте разберёмся с терминологией |
|
Метки: лесбиянки геи толерантность гомосексуальность |
Добро пожаловать в мой блог! |
|
Метки: гомосексуальность геи |
| Страницы: [1] Календарь |