Почему-то меня причисляют к сторонникам и первого и второго.
Это не так. По существу вопроса моя позиция совпадает с тем, что пишет диакон Павел Сержантов (Альфа и Омега, №№49 и 50).
Если же говорить о том, как реагировать, то здесь моя позиция проста - следует переходить от эмоций к аргументам, формулировать их и рассматривать.
С точки зрения эффективности и пользы дела оптимально было бы собрать закрытый круглый стол (без болельщиков и групп поддержки), в котором бы приняли участие о. Евмений, Наталья Пономарева, диакон Павел Сержантов, иерей Александр Усатов, Александр Леонидович Дворкин, иерей Олег Стеняев, иерей Даниил Сысоев - да, может быть, и все, разве что о. Евмений предложит кого-либо еще со своей стороны.
Регламент такой:
2 доклада (по одному с разных сторон) по 15 минут, затем 20 минут обсуждение, затем по 5 минут каждому для заключительной реплики. Ведущий фиксирует аргументы и контраргументы, вопросы и ответы на доске (или в ноутбуке с выведением на экран).
Затем еще 3 таких раунда.
Затем подведение итогов:
1) Какие вопросы аннигилировались
2) По каким имеет место совпадение позиций
3) В чем принципиальное расхождение.
Зачем все это нужно?
- Чтобы избежать претензий в предвзятости.
- Чтобы избежать крайних суждений
- Чтобы сделать аргументы оппонентов доступными для тех, кто пока еще не решил, что такое программа "Путь".
- Чтобы дать возможность о. Евмению и его команде услышать голос тех, кто ратует за традицию, и обозначить свою позицию.
Если этого не сделать, дискуссия будет идти по модели черного пиара.
Я считаю крайне опасными духовные практики неопятидесятников. Я допускаю, что:
1) о. Евмений мог ими интересоваться и приглашать их адептов, но сам этого не практикует и не рекомендует
2) о. Евмений мог их практиковать и рекомендовать, но сейчас его позиция изменилась
3)о. Евмений делает и то и другое и в настоящее время, но не говорит об этом вслух.
Но все это предположения.
В любом случае, о. Евмений - человек. Везде и всюду он декларирует свою открытость к общению, и поэтому надо с ним эти вопросы обсуждать, но не в обвинительных интонациях, а все-таки, исходя из презумпции его невиновности и своей собственной не-непогрешимости (в изложении фактов, а не в оценке духовных практик, ибо последнее - это предание Церкви).
Что мне не понравилось на последней коференции по практическому миссионерству?
Не только то, что не дали слова А.Л. Дворкину, хотя заранее такую возможность ему вроде бы предоставляли. Как прокоментировал протоиерей Николай Соколов, формат конференции исключает критику Альфа-курсов, поскольку о них не было и речи. Пусть так. Но ведь никто, ни сторонники программы Путь, ни противники так и не предложили никакого варианта мирного обсуждения проблемы. Это означает, что:
- участники программ о. Евмения будут "исполняться Святым Духом", а как, что это означает, будет ли это выражаться в исцелениях и говорениях, экзальтациях и прочем, или же человек просто будет обновлять обеты, данные в Крещении, - непонятно. Как непонятно и то, зачем таинство Исповеди (покаянное обновление обетов и воссоединение с Церковью) обозначать так.
- количество групп, практикующих эти методики, будет шириться, прорастая приходы и семинарии, монастыри и организации.
- Мы так и не поймем, в чем же Ноу-Хау этой методики, если в ней нет ни на гран харизматизма, а только новая и необычная компоновка всем давно известных методов катехизации и воцерковления. А мне хотелось бы это понять, коль скоро она столь эффективна, как сообщают кураторы программы Путь.
- не будут сняты подозрения в финансовой заинтересованности о. Евмения, а тем самым под подозрение попадут не только его начинания, но и многие другие вполне безобидные миссионерские методики и алгоритмы.
И последнее - горше всего.
Еще раз в заключение: коль скоро оппоненты декларируют готовность к диалогу, надо дать им (обеим сторонам) такую возможность на условиях жесткого следования регламенту и честной полемики. Участие в такой встрече расставит точки над и. Отказ - скажет о многом. Появится точка отсчета: что о. Евмений сам считает своей методикой, каковы его аргументы в ответ на обвинения, насколько серьезны эти обвинения (а может быть, какие-то из них тоже - из пальца). И надо бы всем участникам сразу же вручить копии аудио- и видеозаписи встречи, чтобы исключить в дальнейшем обвинения в подтасовке.
И можно будет сравнить, что говорится о программе Путь и ее радикальном отличии от Альфа-курса, и что делается в рамках этой программы.
Кроме того, надеюсь, изменится интонация полемики и уровень аргументации. А то пока что она делает всех ее участников, скорее, комическими героями какой-то внутрицерковной бузы, а ведь это не так.
Действительно, есть мощное харизматическое надцерковное движение, поглотившее протестантский и отчасти католический мир. Кое-где в стихию массового крещения Духом погрузились отдельные православные приходы в США. И понятно, что русское православие этим духовным христианам тоже очень хотелось бы крестить Духом Святым.
Так вот для того, чтобы о. Евмения и его команду не воспринимали как "агентов влияния" мирового неохаризматического движения, и нужны подобные обсуждения.
Как бы их организовать?