С КАКОЙ ЛУНЫ СВАЛИЛИСЬ СЛЕДОПЫТЫ? ЭМО, ГОТЫ, СКИНЫ: СТОП! - ХОББИТЫ |
Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение dmpershin
Эмо, готы, скины - у всех этих ребят есть позиция, пусть неверная. Ругаться по этому поводу глупо. А вот что надо, так это показать, что то, что они ищут вне Церкви, есть и в Ней - и чувства, и крутизна, и патриотичность - но только здесь это выше, лучше и, если можно так выразиться, честнее. Одним словом, и в православии можно быть хоббитом.
Уже семнадцать лет тысячи детей принимает участие в лагерях Братства Православных Следопытов. Это детская организация Русской Православной Церкви, созданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и действующая при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви. Что же такое следопытство, какие проблемы существуют в современной подростковой среде и какие решения предлагает православная педагогика.
В своих выступлениях Патриарх неоднократно говорил о том, что к проблеме церковного воспитания детей следует подходить с сугубой осторожностью, можно сказать, трепетно. Необходимо заботливо, тщательно, внимательно и бережно их исповедовать. Учитывать их возраст и темперамент. Организовывать для них особую среду обитания — прихрамовые детские площадки, воскресные детские сады, спортивные состязания, туристические клубы, и наконец, особые церковные послушания для подростков и молодых людей, в которых они могли бы раскрыть все свои таланты и способности.
При этом, как отмечает Патриарх, с сугубой сдержанностью и осторожностью следует подходить как к предложениям моментально реанимировать дореволюционные формы работы с детьми (создавать воскресные школы такими же, какими они были до революции), так и к предложениям моментального введения в школьную программу “Закона Божия”.
Мы все прекрасно понимаем, что советские дедушки, бабушки и родители, а также получившие подготовку в советских вузах учителя — это не та среда, которая может обеспечить христианское воспитание детей. В ходе своего изложения я этого коснусь. Но рассказывать я буду о том проекте христианского воспитания детей в современном мире, в котором сам участвую. Заранее скажу и буду об этом говорить в дальнейшем, что не собираюсь представлять никаких победных реляций, потому что в нашей работе вопросов пока больше чем ответов. Тем не менее, мы надеемся, что с Божией помощью мы будем искать и находить ответы на эти вопросы.
ЛИШЬ НАЧАЛО РАЗГОВОРА
В наши дни священники, миряне, занимающиеся детьми, — это в большинстве случаев люди без специального педагогического образования. Разумеется, к этому можно было бы отнестись скептически, но ведь в конечном итоге они по мере сил стараются лишить духовенство одной из самых горьких треб — отпевания тех наших детей, которых скашивает пьянство, наркомания, криминальные разборки, СПИД, суициды и тому подобные вещи. По разным оценкам, до половины захоронений на московских кладбищах — это те, кому до 30-ти. Насколько мне известно, в провинции дело обстоит не лучше.
Вот почему этот текст должен был бы писать не я, а человек, который с детства участвует в жизни скаутской организации, достиг определенных разрядов и степеней в этой системе и готов поделиться пережитым. Я же — тоже дилетант. В 1995 году был направлен на практику от Российского Православного университета в следопытский лагерь в Крыму катехизатором, после этого были еще лагеря, и так сложилось, что с 2001 года, по благословению Председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра, я являюсь заместителем председателя БПС. Мой опыт фрагментарен, и данная статья скорее приглашает поразмышлять над рядом сложных и спорных вопросов, нежели предлагает окончательные и выверенные решения.
ПРОБЛЕМА АДАМА И ЕВЫ
Сначала о том, почему проблема наших детей и подростков актуальна. Обычно говорят так: потому что в них — наше будущее, будущее нашей Церкви и страны. Ответ неверный. Потому, что цена детской души, по слову Спасителя, дороже всего мира (Мф 16:26). Все остальное лишь прикладывается к этой совершенно не меркантильной ценности: и патриотизм, и футурология, и стратегия выживания Церкви в эпоху дехристианизации. Тем самым эта проблема не нова; она встала перед человеческим сознанием с момента рождения Каина.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Детской психологии от силы два века. Но даже с учетом всех существующих разработок в постсоветской России нет и не может быть готовых рецептов. Если говорить о Братстве Православных Следопытов, то в основу его деятельности положен скаутский метод. История этого метода насчитывает уже столетие, а у истоков русского скаутинга стояли русские кадровые офицеры и последний император Николай II. Их усилиями скаутское движение, зародившееся в 1907 году в Великобритании, уже через два года дало первые ростки и в России. Своей целью оно ставило воспитание детей и подростков на принципах любви к Богу, Родине и ближнему. К концу первой мировой войны это движение насчитывало в своих рядах более 30 000 человек. После революции судьба скаутского движения в России была трагичной, как и судьба Православия. Из него было выкорчевано все, что могло привести детей к Богу. В результате получилась организация “юных коммунистов”, так называемых “юков”, в дальнейшем – “пионеров”.
Ныне, как только Церкви дали возможность активно работать с детьми, она возрождает те формы работы с детьми, которые прекрасно себя зарекомендовали еще в начале века. Один из первых отрядов Братства был создан в Москве в 1990 г. и назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. В 1992 году Братство обратилось к Владыке Александру, Архиепископу Костромскому и Галичскому, с просьбой создать на основе скаутского метода детскую организацию при Русской Православной Церкви. 23 декабря 1992 года Священный Синод благословил это начинание. 30 марта 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал Устав организации. 3-4 марта 2002 года в Москве состоялась учредительная конференция, а в августе 2003 года БПС получило государственную регистрацию как межрегиональная общественная организация.
28 мая 2003 года циркулярным письмом Святейший Патриарх обратился ко всем правящим архипастырям Русской Православной Церкви с просьбой «способствовать созданию отделений Братства Православных Следопытов и Всероссийского православного молодежного движения при епархиальных Отделах по делам молодежи».
На данный момент география Братства охватывает всю территорию России от Калиниграда до Приморья, а также Белорусь, Казахстан, и Украину. Общественный статус Братства позволяет его региональным отделениям получать государственную поддержку. Так, кемеровское отделение Братства ежегодно проводит летние лагеря для нескольких сотен воспитанников детских домов, под которые выделяется бюджетное финансирование. Хорошую динамику в развитии следопытских организаций мы наблюдаем в Краснодарском крае, Смоленске, Екатеринбурге, Твери, Липецке, Воронеже, Нижнем Новгороде, Туле и Уфе и еще в ряде епархий и регионов. Те епархиальные отделы по делам молодежи, в которых успешно реализуются следопытские программы, Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата ежегодно награждает премией Обретенное поколение. В минувшем 2007 году были награждены Краснодарская, Ростовская, Тверская и Кемеровская епархии.
Братство Православных Следопытов позиционирует себя как часть исторически сложившегося российского скаутского движения. Тем не менее, хотя дореволюционный опыт скаутских организаций достоин академического изучения, он недостаточен для работы в наши дни: другая страна, другие дети, другие взрослые.
ЧТО МЫ ИМЕЕМ?
— Кризис нравственного воспитания в семье. Во время лагерной смены мы видим девиц из православных семей с голыми пупками, не говоря уже о неправославных. В ряде случаев опыт исповеди у детей из православных семей стремится к нулю; остается предположить, что причащать их водят, так сказать, под конвоем. Поддавшись заведомо ложным измышлениям, в православных семьях детям запрещают читать Гарри Поттера и роман Булгакова «Мастер и Маргарита», но никто не запрещает читать фантастику сатаниста Ника Перумова. Я еще раз подчеркиваю, что в лагере бывают дети как из православных семей, так и из семей неверующих, а степень и направленность их воцерковленности весьма разнообразна.
— Одиночество. Практически всех детей, независимо от их религиозности, захлестывает волна одиночества и отчужденности. Дети не умеют общаться. Представляется, что в этом смысле им чрезвычайно полезны командные игры, потому что беседы со взрослыми хотя и безусловно полезны и нужны, но возвращают их к ситуации пассивного слушателя в классе, чего хотелось бы избежать.
— Эмоциональный голод. Большинство российских детей живет в городах, а это значит, что из бетонных нор своих домов по закатанным в асфальт дорогам они перемещаются в бетонные муравейники-школы и обратно. Зачастую именно этим исчерпываются их внешние впечатления и ощущения. Вот почему, по точному наблюдению Людмилы Суровой, многие дети испытывают эмоциональный голод. Они жаждут приключений, хотят быть героями, желают сострадать и переживать. Детская душа не терпит пустоты — вот почему наши дети становятся приставками к телевизорам, видикам и компьютерам. Там они добирают то, чего лишает их городская цивилизация.
— Кризис традиционной системы воскресных школ. Три четверти учащихся этих школ уходят из них, а зачастую и из храма, достигнув возраста 13-15 лет. За минувшие десятилетия из стен православных гимназий и воскресных школ выпущено не одно поколение: все ли они ныне в Церкви? Увы... В чем причина отпадений? Прежде всего, конечно, в свободе. Невольник не богомольник: и Адам отпал от Создателя. Но только ли “удобопреклонность ко злу” повинна в том, что дети, взрослея, уходят из Церкви? Нет ли здесь и наших педагогических просчетов?
— Но наши дети таковы, каковы они есть. Не стоит забывать об этом, не стоит начинать разговор о православной педагогике с перечисления многочисленных грехов и страстей, которыми обуреваемы дети. Последнее мы встречаем, к примеру, в статьях Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой. Во-первых, ничего нового в этих грехах нет. Во-вторых, для многих читателей, даже взрослых, эти статьи становятся пособием по греховности (они написаны по принципу: дети, есть такие нехорошие вещи, о которых, по слову апостола Павла, не следует даже и упоминать; вот о них-то мы сейчас и поговорим…) Ну а в-третьих, яблоко от яблоньки недалеко падает… Что на детей пенять, коли это наши собственные дети, отображающие в своем поведении прежде всего нас самих.
ЧЕГО МЫ ХОТИМ?
Прежде всего, хотелось бы, чтобы нашим детям хотелось жить. Для начала просто жить, а в перспективе — жить по-человечески, жить так, чтобы можно было бы сказать о себе словами Константина того же Константина Кинчева: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу». Хотелось бы, чтобы эта жизнь была согрета верой, чтобы она стала, по слову Библии, их “хождением перед Богом”. Наконец, очень бы хотелось бы, чтобы после встречи с нами, верующими педагогами, и с нашими воцерковляющими программами, они не стали бы дальше от Христа, чем были до этого.
Многие из перечисленных вопросов упираются в проблему свободного времени. Чем занять ребенка в это время, как его организовать и сколько все это будет стоить? – вот о чем чаще всего думают взрослые. Одним из ответов на этот вопрос была адаптация еще дореволюционной скаутской методики к реалиям современной российской жизни.
Ниже мы рассмотрим два аспекта православной педагогики: во-первых, формы и методы катехизации, во-вторых, вопросы практики — то, каким образом, полученные в ходе катехизации знания воплощается в следопытскую жизнь.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |