В колонках играет - Dépression au dessus du jardin - Gainsbourg Я никогда не любил деревенских людей - они были чужды мне, а я им. Сама понимание человека деревенского у меня достаточно широкое, это, судя по всему, вызвано тем, что я рос в достаточно элитарной среде - моя бабушка дружила с Пастернаком, а прадед был знаком с Лениным и всей партийной верхушкой времен гражданской войны. С детства я напитался такой элитарностью, что в жизни мне это очень мешало, я был чужд своему времени, своим сверстникам (и сейчас я это ощущаю), но привык воспринимать мир во всей его полноте и сложности, мне близко мистическое миропонимание, символистское, понимание мира как Тайны. Такое мировосприятие, близкое и постмодернизму, достаточно тяжело удерживать - так хочется забраться в какой-то уютный контекст и отсидеться там, спокойно расти и вызревать, но я уже не способен на это ,я испорчен и отравлен, являя собой что-то вроде представителя последних выродившихся и разложившихся аристократов, утопающих в солипсизме, декадансе и разложении (говорю о себе не без иронии).
Я не умею работать руками, у меня нет связи с почвой, корнями. Я иногда употребляю термин "чернь" - сейчас у многих его употребление вызывает смех и удивление, но проблема в том, что исчезла не чернь, а полюс, который ей противопоставлен - я говорю о художниках, священниках, ученых. Эти люди в абсолютном меньшинстве (истинные аристократы духа, а не ложная элита). В России чернь победила, и страна превратилась в "страну победившего хама" - о наступлении "хама" писал еще Мережковский, бежавший из России, да и многие деятели Серебряного века чувствовали надвигающуюся катастрофу.
Россия в 20 веке последовательно и методично уничтожала собственную элиту - в гражданской войне погибли замечательные офицеры, образованные люди чести, ассоциирующие себя со страной. Вместе с ними бежали или погибли многие люди культуры. После этой катастрофы последовал знаменитый "Философский пароход" - операция советских властей по высылке из страны самых талантливых гуманитариев - философов, юристов, врачей, профессоров, экономистов, религиозных деятелей...Многие думают, что эти замечательные люди покинули Россию, не понимая, что именно с ними и ушла сама Россия и ее культура.
Страна
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны - на карте
Нет, в пространстве - нет.
Выпита как с блюдца,-
Донышко блестит.
Можно ли вернуться
В дом, который - срыт?
(М.Цветаева)
Мы уже говорили о хаосе - во время хаоса могут происходить очень резкие изменения, например, макромир может меняться местами с микромиром, в контексте данной темы из этого следует, что на смену высланной и ликвидированной элите приходит другая элита - элита иного цвета, но она есть - на арену выходят те, кто по разным причинам (имущественное положение, национальность, класс) не могли реализовать в рамках империи (я не хочу сейчас вдаваться в политические споры, а смотрю в более широком контексте) - тот же Ленин был образованнейшим человеком, о знаниях Луначарского ходили легенды, а Фрунзе, Тухачевский были замечательными офицерами (правда стоит отметить, что все они взросли на почве Российской империи.
После небольшого промежутка времени на арену выходит Сталин, который начинает безжалостно уничтожать и вырезать всю элиту, всех оставшихся талантливых людей из всех сфер - уничтожаются лучшие офицеры (кто легко бы мог дать отпор Гитлеру), что приводит к позорному поражению в войне с крохотной Финляндией. Уничтожаются (самыми разными способами) образованнейшие люди, люди культуры и духа - философы, писатели, поэты, режиссеры, врачи... (например, расстреляли гения Павла Флоренского), а Лихачева, Лосева и многих других высылают умирать в лагеря. Ленин был поумнее Сталина и понимал, что нельзя просто взять и уничтожить всю интеллектуальную элиту - их выслали из страны, Сталин же просто всех уничтожал. Не избежали чисток и ученые - расстреляли многих ученых, например, создателя "катюш" -Лангемака, Королев и многие талантливейшие люди, сделавшие нашу страну передовой космической державой, сидели в лагерях и ждали смерти. Лишь после осознания важности науки и "моторов" для обороны, партийное руководство обратило внимание на ученых.
После Сталина, как ни странно, оставались еще талантливые люди, хотя и гораздо меньшего масштаба, часто выходцы из черни, как-то нащупывающие свой путь к культуре, например, Евгений Евтушенко - это уже тип поэтов, мало понимающих свое предназначение и элитарность поэта. Евтушенко не мог, например ,понять разницы между деревенской старушкой и Анной Ахматовой, написав такие строки:
Ахматова превыше всех осанн
покоилась презрительно и сухо,
осознавая свой духовный сан
над самозванством и плебейством духа.
Аристократка? Вся оттуда, где
под рысаками билась мостовая!
Но руки на цветах, как на воде,
покачивались, что-то выдавая.
Они творили, как могли, добро,
но силы временами было мало,
и, легкое для Пушкина, перо
с усмешкой пальцы женские ломало.
Забыли пальцы холодок Аи,
и поцелуи в Ницце, Петербурге,
и, на груди сведенные, они
крестьянскою усталостью набухли.
Царица без короны и жезла,
среди даров почтительности тусклых,
была она прощающе ясна,
как та старушка в тех дареных туфлях.
Ну, а старушка в том, другом гробу
лежала, не увидевшая Ниццы,
с ахматовским величием на лбу,
и между ними не было границы.
(Е.Евтушенко "Памяти Ахматовой")
Евтушенко (в широком контексте) является чернью, а Ахматова - Поэт, она, конечно, гораздо слабее Пушкина, но через нее (и единиц подобного уровня) тянется нить культуры от Пушкина до современности, именно под влиянием Ахматовой развивались многие поэты второй половины 20-го века, например, И.Бродский. Для сегодняшней российской культуры Евтушенко является элитой, так как планка упала совсем низко - несколько лет назад я был на выступлении этого поэта, пообщался с ним, подписал у него книгу - он очень хороший человек, достаточно интересный и много повидавший. Для меня это большая величина, так как мне, к сожалению, не довелось общаться ни с Блоком, ни с Пастернаком - Евтушенко сейчас превратился в важное культурное звено с прошлым - его кончина станет большой потерей для современной России.
Появились шестидесятники, началась оттепель ,зародилось диссидентское движение - поднимала голову и укреплялась новая элита, может и имевшая связь с той Россией, но уже другая, советская - более примитивная и убогая, но она была! При этом появился и новый тип элиты - ученые, профессора, они стали занимать в стране высокое место ,люди стремились к науке - это явилось замечательной чертой СССР - настоящая наука в стране состояла большей частью из ученых-технарей, но, как ни странно, именно на базе "физиков" могли появиться (и появлялись) замечательные гуманитарии, кроме того, оставались "недобитыши" - выжившие гуманитарии ,например, Лосев и Лихачев, дожившие до 90-х годов и позволившие отечественной гуманитарной науке хоть как-то сохраниться (сегодня, например, еще жив потрясающих знаний человек - лингвист Вячеслав Иванов, сын одного из деятелей Серебряного века - не путать с символистом Вячеславом Ивановым).
Вот пришли и лихие 90-е, опять все перевернулось - у всех все украли, а ученые, гордость своей страны, превратились в маргиналов, вынужденных лишь выживать. Начали появляться предприниматели, подняли голову люди культуры, запрещенные в советское время, налаживались связи с западными странами, многие вернулись в страну. После этих хаотичных лет пришел Путин, независимый бизнес стали зажимать, произошло слияние бизнеса и власти, начался сытый и удушающий порядок ,однако, о нулевых и сегодняшних днях судит еще рано.
Я кратко описал процессы вырождения элиты в России в 20-м веке. Чернь, таким образом, заняла чужие места - "вчера коров доил, а сегодня учит жизни поэтов и философов" - вот горькая истина современной России. Происходящие процессы хорошо отобразил М.Булгаков в "Собачьем сердце". Есть замечательный испанский философ Х.Ортега-и-Гассет - у него есть 2 книги («Восстание масс» и «Дегуманизация искусства»), посвященные процессам, происходившим в первой половине 20-го века. Мыслитель показывает, что из-за развития экономики чернь стала потреблять продуктов столько же, сколько и элита, а на этом основании она решила, что понимает мир и разбирается в искусстве на том же уровне, что и элита. В западном мире буржуазия (лжеаристократия) заменила аристократию, в России же ликвидация Культуры велась на политическом уровне, что привело к тому ,что наш министр культуры сегодня спокойно говорит на всю страну "рашка-говняшка".
Теперь хочу я рассказать о моем понимании людей из деревни. Я бы не хотел неправильной трактовки моих слов - мне нужно разъяснить один важный момент - хоть я и полагаю, что происхождение человека достаточно важно ,так как оно влияет на всю его дальнейшую жизнь, но я отнюдь не считаю, что простые люди - чернь, среди таких людей много умных и замечательных, мудрых, есть и аристократы духа. Я с огромным уважением отношусь к людям физического труда - чернью же я называю деревенского жителя (человека без нормального образования и воспитания, не обладающего чувством такта), который лезет в те сферы, в которых он ничего не понимает. Мне бы никогда не пришла в голову мысль учить крестьянина доить коров или месить тесто. Также я никогда бы не стал учить инженера, физика, математика - мне всегда плохо давались в школе технические предметы, я их не любил. Но вот же фокус! Деревенские жители почему-то начинают меня учить философии, гуманитарным предметам, вопросам духа, при этом они абсолютно не уважают мои достижения и не интересуются ими - они же все знают! А почему так происходит? Помимо того, что этому способствовало (активнейшим образом) руководство страны (Шариковы и Швондеры стали учить Преображенского, а давайте представим себе, что Преображенский начал бы учить Шарикова ловит бездомных кошек!) есть еще один психологический самообман деревенской альфы (назовем это так). Жила была в деревне женщина, она была относительно умна, много работала и стремилась к знаниям - читала много (по местным меркам) книг, осваивала специальности, ей удалось поступить в областной институт, она немножко поучила языки, стала зарабатывать деньги и приобретать материальные блага и...в деревне она становится местной элитой, в своем селе ее почитают как мудрую и образованную женщину (многие там могут быть безграмотными), выдвигают на руководящие посты (ей кажется, что все хорошо, она рада, что живет в советском государстве и поддерживает власть) и потихоньку ее переводят в крупный город, например, в Москву. Что же тогда происходит? А происходит занимательное явление - эта женщина (часто уже постаревшая, возможно частично в маразме) не понимает, что пришла в чужой монастырь, в крупный город - она пытается превратить город в деревню ,всеми командует и всех учит жить, опираясь на местную власть - часто то же деревенское быдло, только большего масштаба. Дело в том, что меньшее, менее развитое не может оценить что-то большее, а наша бабка изначально вбило себе в голову, что любое место, в которое она приезжает - это ее же деревня, в которой она хозяин. Она не может оценить творческих и образованных людей, пытается превратить все в большой колхоз - начинает всех учить жить, лезет в литературу, науку, философию...От такой деревенской альфы всем часто бывает плохо, но мало кто понимает глубину проблемы. Такой деревенский человек - это настоящая чернь, мне эти люди чужды.
Есть еще один вид деревенской альфы - технари (чаще не из столиц), достигшие чего-то в технических сферах, прочитавшую пару сотен гуманитарных книг и, не имея базового гуманитарного образования, возомнившие себя философами, лингвистами, словом, гуманитарной элитой. Люди, достигшие чего-то реального в технической науке,осознают свою гуманитарную ущербность, много читают, часто дружат с людьми культуры - больше учатся гуманитарному, а не учат других. Деревенская альфа из технарей - тоже ужасное, на мой взгляд, явление - проблема не в том, что они что-то читают и что-то из себя мнят, а именно в том, что они душат реальную культуру, везде лезут и расталкивают всех локтями. Вот какой случай из своей жизни я могу привести: в дни своего студенчества имел я обыкновение посещать один очень интересный круглый стол – на нем присутствовали скромные и очень образованные люди, близкие к диссидентам, реально посвятившие жизнь своему предмету. Обычно я сидел и только слушал, я бы мог что-то сказать, новидел, что нельзя даже открывать свой рот для спора с мудрейшими людьми, посвятившими предмету обсуждения большую часть своей жизни. Это было бы совсем нелепо, хотя я прекрасно понимал и то, что никто бы не указал мне на мое невежество. Проблема с этим собранием была только одна – это был круглый стол и каждый мог высказать свое мнение, прочитать свой доклад на заданную тему. Пришел как-то на доклад один биолог, мало что понимающий в философии – его утверждения были реально ужасными и невежественными, он совершал много ошибок и решил что-то сказать на древнегреческом – получилось совсем плохо – кто-то из сидящей молодежи поправил его – тогда биолог стал орать, угрожать набить этому парню мору. Я до этого тоже не смог согласиться с ним в вопросе понимания «Ничто» у Хайдеггера (биолог постоянно пытался наделить его некой чтойностью) и высказал свое мнение – биолог еле сдерживал истерический припадок, объясняя мне свою позицию – тогда присутствующие в мягкой и тактичной форме намекнули ему ,что он мало что понимает. Этот биолог в каком-то институте ведет биологию, но создал какую-то философскую секту среди своих студентов и ведет там свои проповеди, видимо он решил, что и круглый стол – это та же деревня.
Ну и длинный получился пост, хотя мне бы хотелось все это разъяснить и показать гораздо более подробным образом.