Прогулки по Санкт-Петербургу (65)

Дом коллегии иезуитов (Грибоедова наб.к., 8 / Итальянская ул., 1)
Архитектор: Л.Руска Годы: 1801-1805 Стиль: классицизм
Детьми нас патер Чиж лелеял в черной клетке,
Но мы, беспечные, как соловьи на ветке,
Встречали песнями весну своих годов.
Любили мирный свой иезуитский кров.
Пётр Вяземский
Слово "иезуит" в России - издавна синоним изощрённого коварства и лицемерия. Кто же они такие, эти иезуиты? И откуда у нас появились? И почему у них такая слава? Оказывается, не всё так просто.
Орден Иезуитов (общество Иисуса) был создан ещё в 16 веке баском Игнатием де Лойолой и служил своего рода "тайной полицией" Ватикана для борьбы с протестантизмом. Звучит устрашающе и даже зловеще. Тем интересней тот факт, что сам Лойола был личностью весьма неординарной и некоторые считают его прообразом Сервантесовского Дон Кихота.
Иньиго Лойола был младшим из 13 детей одного из знатных испанских родов. В 14 он стал сиротой. Служил пажем, потом стал военным. Вёл разгульный образ жизни и вовсе не задумывался о религии. В одном из сражений с французами он был серьёзно ранен. Тяжёлые операции следовали одна за другой. А это ведь 16 век, никакой анестезии, никаких антибиотиков. Был момент, когда Иньиго соборовали и причастили, готовя к смерти, которая казалась уже совершенно неминуемой. Но после соборования опасность миновала. А затем снова операция. Самое время задуматься о чудесном спасении и Боге, но Иньиго с этим не спешил - в период выздоровления он попросил принести ему рыцарские романы, которых под рукой не оказалось, и ему дали то, что было - жития святых. Вот тогда-то в нём и проснулся интерес к духовным вопросам. Перед Благовещением он отправился на паломничество в одно из аббатств, где исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему, и простояв всю ночь на коленях перед образом Богородицы и отдав своё оружие монаху, он счёл себя отныне рыцарем Царицы Небесной. Он стал жить в бедности, на подаяние, помогал страждущим в больнице, много молился. Впоследствии Иньиго отправился в Святую Землю, но ещё до этого он выдержал тяжёлые искушения, вплоть до острого желания покончить с собой. Он хотел остаться в Иерусалиме, в монастыре францисканцев, но настоятель отказал ему, и он вернулся в Испанию. Чувствуя, что должен заниматься миссионерской деятельностью, он стал учиться. В 33 года он стал вместе с детьми осваивать в начальной школе латынь, а через два года дошёл до университетского курса. Помимо учёбы он занимался проповедью, учил духовным упражнениям, за что был арестован инквизицией, но вскоре выпущен на волю с запрещением заниматься катехизаторской деятельностью. Он едет в Париж и учится ещё шесть лет самым разным дисциплинам. В конце концов он становится доктором богословия и получает право учить религиозным вопросам. Вместе со своими товарищами-сокурсниками он работает в больницах, а затем их рукополагают в священники. Спустя некоторое время они организуют новый монашеский орден и называют его "Общество Иисуса".
Первое время Орден иезуитов занимался активной миссионерской деятельностью среди отпавших от католической церкви, а также организовывал убежища для сирот, даровые столовые и т.д. В орден принимались только физические здоровые, энергичнчые, с хорошими умственными способностями мужчины хорошего происхождения, никогда не замеченные до этого в ереси. В Ордене была железная дисциплина и беспрекословное повиновение воле старшего. Ещё при жизни Лойолы миссионерская деятельность Ордена приняла широкий размах - иезуиты добрались аж до Индии, Японии и Китая. Затем, после смерти Лойолы, ими было создано фактически рабовладельческое государство в Парагвае. Занимаясь миссионерством, они активно способствовали колониальным захватам стран Азии, Южной Америки, Африки. Понятное дело, что со временем самая лучшая идея и организация может извратиться, а если уж речь идёт о власти... Это и случилось с Орденом.
В России иезуиты появились в основном из Речи Посполитой, где они обосновались ещё в 16 веке. А в начале 17-ого они пытались возвести на престол Лжедмитрия, за что и были изгнаны. К концу столетия они снова активизировались и оказали сильное влияние на фаворита царевны Софьи - князя Голицына. И опять их изгнали - на этот раз Пётр I. Через несколько лет они вернулись, основали в Москве школу. Но в 1719 году Пётр их опять изгоняет, так как в это время проходит процесс над его сыном - царевичем Алексием, который оказался связан с иезуитами.
В 1772 году случился первый раздел Речи Посполитой. И вместе с её территориями к нам перешли и 20 иезуитских организаций. Екатерина II разрешила им остаться при условии присяге императрице. А всего через год вышла папская булла о роспуске Ордена иезуитов. Но мы, конечно, как всегда, понеслись впереди планеты всей. У них везде иезуитов отменили, а у нас Екатерина отказалась признать папскую буллу и позволила остаться Ордену на территории России и сохранить свои владения. Так что в конце 18 века Россия оказалась единственным государством, где сохранились иезуиты.
А у Павла I иезуиты вообще были в любимчиках, и он доверил им просветительскую деятельность на западе Российской империи. Он же позволил им проживать в Санкт-Петербурге, где им передали церковь Св.Екатерины. При церкви была основана школа - "Петербургский коллегиум Святого Павла". В школе учились детишки из семей Голицыных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских. Павел даже попросил папу, чтобы тот вновь разрешил деятельность Ордена. И папа издал новую буллу с таким разрешением. Коллегиум считался лучшим образовательным учреждением для детей. И родители Пушкина специально ездили в Петербург для определения туда сына. И если бы не открылся Царскосельский лицей, вероятней всего он учился бы именно там. Пушкин записал об этом в своей автобиографии: "Меня везут в Петербург. Езуиты. Тургенев. Лицей".
Программа обучения составляла 6 лет. Занятия велись на французском и латыни. Тем не менее, русская литература там тоже изучалась. Пётр Вяземский писал о преподавателях-иезуитах: ""Иезуиты, начиная с ректора, патера Чижа, были, — по крайней мере в мое или наше время, — просвещенные, внимательные и добросовестные наставники. Уровень преподавания их был возвышен. Желавшие учиться хорошо и основательно имели все способы к тому и хорошо обучались... Обращение наставников с воспитанниками было не излишне строгое: более родительское, семейное. Допускалась некоторая свобода мнений и речи".
Существует два мнения о том, что происходило в стенах этого учебного заведения. Одни исследователи говорят, что учеников практически автоматом католицизировали, и это вызывало возмущение и у родных, и у русского духовенства. Вяземский же в своих воспоминаниях такую католицизацию отрицал. Тем не менее, с 1815 года, после того, как племянник Голицына принял католичество, что стало, вероятно, последней каплей, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы в Полоцк. А с 1820 года они были совершенно изгнаны из России - «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».
Впоследствии в здании коллегиума находился Военно-сиротский дом.
Использовались материалы сайтов: Хронос, «MILITIA DEI» и, конечно, Вики.
|